Поделиться:
Во многих изданиях, предназначенных для будущих первоклассников есть подобные задания.
Детям они нравятся.
Вначале пытаемся угадать, кто здесь спрятался. Чаще всего – не удается. Потом получает задание: закрасить треугольники одним цветом.
Таких заданий Никита делал достаточно много. Вроде бы и достаточно. Не будем спешить.
Но давайте посмотрим, как дошкольник справится с чуть измененным заданием.
Когда я в очередной раз положила пред ним листок с подобным заданием, Никита довольный быстро взял карандаш и уже зарисовал первый треугольник на трубе (мы потом его замазали).
Спрашиваю:
- Никита, ты не хочешь узнать, какое я тебе задание приготовила?
- Я знаю.
- Как ты можешь знать, если я еще ничего не сказала?
Смотрит с недоумением.
- Послушай меня внимательно. Какие фигуры ты всегда закрашивал?
- Треугольники.
- Правильно. А сегодня ты закрасишь четырехугольники.
- ….. Я не знаю, как делать…..
Почему мальчик так ответил? Он умеет находить и треугольники, и четырехугольники.
Никита увидел домик, понял, что он состоит из треугольников. А четырехугольники на принадлежат домику. Это и привело мальчика в недоумение. В садике учат находить преимущественно квадраты и прямоугольники.
- Почему фигура называется треугольником?
- У неё три угла.
- А сколько углов у четырехугольника?
- Четыре! (это вступает в беседу младший брат Олег).
- Правильно.
- Найди четырехугольники. Сколько их?
Показывает фигуру № 4
- А других четырехугольников нет?
Задумался, но найти не может.
Олег быстренько посчитал углы и назвал первую фигуру. Никита его исправляет.
- Это прямоугольник.
- Правильно, но давайте посчитаем углы.
Вдвоем с братом считают углы у фигур и убеждаются, что у всех по четыре угла.
- Но они прямоугольники.
- Правильно. Но у них сколько углов?
- Четыре (это Олег).
Давайте еще раз покажем все четырехугольники
- 1,4 и 5.
Разобрались. Нашли несколько четырехугольников. Никита их обвел. Остальное – домашнее задание.
Задание выполнено успешно. Я похвалила за аккуратную работу. Результатом довольны? Не спешите. Мальчик выполним задание, закрасив все четырехугольники. Но домика он не увидел, так как зеленая фигура на него не похожа ( вспомним Петуха).
Обводим толстым фломастером по контуру. Мальчик увидел домик.
Можем ли быть уверенными, что материал усвоен? Проведим, задав дополнительные вопросы.
- Молодец! А давай рассмотрим верблюда, которого ты искал раньше, и домик.
Чем они отличаются?
Никита долго рассматривает оба рисунка, но различия не видит.
- Вспомни, какие фигуры ты закрашивал вот на этом листочке?
- Треугольники.
- Каким цветом?
- Коричневым.
- Правильно.
- А какого цвета верблюд?
- Коричневым.
Мальчик смотрит на меня с недоумением – это же и так видно.
- А на этом рисунке ты пользовался каким фломастером?
- Зеленым.
Он все еще смотрит с недоверием.
- А домик какого цвета?
- Белого.
Вот тут у него заблестели глазенки: он сам увидел, чем отличаются эти рисунки.
Что нужно учесть родителям?
Прежде всего не спешить выполнять, как можно больше заданий. Это вам, взрослым, всё очень просто, очевидно. Чем больше вы зададите вопросов, тем лучше. Не обязательно все вопросы задавать на одном занятии.
Как приучить детей выслушивать задание полностью? В школе дети стремятся быстрее поднять руку, чтобы ответить первым и получить отметку. Иногда этот же принцип действует и в садиках. Например, если играете с кубиками Никитина, дети уже знают, что делать и т. д. Попробуйте хотя бы изредка в корне менять задания, чтобы дети научились их слушать.
Вывод:
С одними и теми же пособиями меняйте характер заданий.
Если ваш ребенок выполнил задание, это еще не означает, что он может объяснить различие в выполнении обеих работ. Учите детей проговаривать задания, ставить цели, для их выполнения.
Проверить это можно только в ходе беседы.
Сейчас много пособий, где ребенок должен отвечать на поставленные вопросы, по которым и судят о степени готовности к школе. Они, конечно, нужны, но опасно только ими и ограничиваться.
Предыдущие занятия:
https://stranamasterov.ru/node/1196509
https://stranamasterov.ru/node/1196628
https://stranamasterov.ru/node/1196668
https://stranamasterov.ru/node/1196764
https://stranamasterov.ru/node/1196847
https://stranamasterov.ru/node/1197003
https://stranamasterov.ru/node/1197093
https://stranamasterov.ru/node/1197150
Картинка из книги С.И. Агеевой "Обучение с увлечением"
Просьба: если материал вам понравился, поставьте хотя бы "И" ( что вы взяли в избранное). Мне будет понятнее, для кого писать.
Спасибо огромное за подсказки и то что делитесь опытом, очень помогает для занятий с внуками.
Заглядывайте, уверена, что найдете еще полезное)))
Татьяна Михайловна, спасибо Вам. Через год внук пойдет в школу и Ваш материал для нас очень актуален. Будем использовать.
Заглядывайте!