Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

ИНСТРУКЦИЯ, ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?



Педагогический опыт ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

Поделиться:

Как объяснить детям важность инструкций, как облегчить им освоение взрослого мира? Сейчас на самоизоляции детям приходится это объяснять. Этот цикл занятий я посвятила не очень интересной, но очень важной теме. Постаралась сделать занятия веселыми и поучительными.
Вступительная статья в предыдущем посте.

 Как  объяснить детям важность инструкций,  как облегчить им освоение взрослого мира? Сейчас на самоизоляции детям приходится это объяснять.  Этот цикл занятий я посвятила не очень интересной, но очень важной теме. Постаралась сделать занятия веселыми и поучительными.
Вступительная статья в предыдущем посте. (фото 1)

Инструкция. Многие ее игнорируют, считая для себя необязательной. А почему мы потом удивляемся, что детям приходится объяснять очевидные вещи не один десяток раз?
Своими вопросами, зачем это нужно, они могут довести взрослого «до белого каления».
Страдают этим даже старшие школьники. Как помочь, как научить пользоваться инструкцией? Как понять ее важность? Даже десятиклассники не пытаются проанализировать условие задачи, а сразу начинают вычисления, которые очень часто никуда не ведут. Ответы стандартные: «Я думал, так можно».
Одними запретами далеко не продвинешься. Учатся чаще всего на своих ошибках.

Инструкция. Многие ее игнорируют, считая для себя необязательной. А почему мы потом удивляемся, что детям приходится объяснять очевидные вещи не один десяток раз? 
Своими  вопросами, зачем это нужно, они могут довести взрослого «до белого каления».  
Страдают этим  даже старшие школьники. Как помочь, как научить пользоваться инструкцией? Как понять ее важность? Даже десятиклассники не пытаются проанализировать условие задачи, а сразу начинают  вычисления, которые очень часто никуда не ведут. Ответы стандартные: «Я думал, так можно».
	Одними запретами  далеко не продвинешься. Учатся чаще всего на своих ошибках.
 (фото 2)

На столе краски, на первый взгляд одинаково красивые. Но одни акриловые, другие – гуашь. Раньше мы выясняли их различие, проводили эксперименты. Наглядно показали различие в свойствах. Помнят ли, смогут ли применить свои знания?
Проверим. Выставили на стол те и другие, показали, где какие. Попросили ребенка повторить. Дети быстро запомнили и легко повторили. Но высшее достижение, если ребенок САМ спросит об этом. У нас не спросили и не обратили внимание. А мы не стали акцентировать внимание на их свойствах в очередной раз: дети привыкают, что учитель обязательно все «разжует», скажет, какие в этом случае нужно использовать. Просто уточнили, все ли понятно, есть ли вопросы? Все понятно, вопросов нет.

На столе краски, на первый взгляд одинаково красивые. Но одни  акриловые, другие – гуашь.  Раньше мы выясняли их различие, проводили эксперименты. Наглядно показали различие в свойствах. Помнят ли, смогут ли применить свои знания?
 Проверим. Выставили на стол те и другие, показали, где какие. Попросили ребенка повторить.  Дети быстро запомнили и легко повторили.  Но высшее достижение, если ребенок САМ спросит об этом. У нас не спросили и не обратили внимание. А мы не стали акцентировать внимание на их свойствах в очередной раз: дети привыкают, что учитель обязательно все «разжует», скажет, какие в этом случае нужно использовать.  Просто уточнили, все ли понятно, есть ли вопросы? Все понятно, вопросов нет.

 (фото 3)

Лучше начинать в самом раннем детстве. Часто дети торопятся поскорее сделать игрушку и не слышат рекомендаций взрослого. Таковы возрастные особенности.

Лучше начинать в самом раннем детстве. Часто дети торопятся поскорее  сделать игрушку и не слышат  рекомендаций взрослого. Таковы возрастные особенности.
 

 (фото 4)

Красят. Результатом довольны.
Игрушки повесили на елочку во дворе.
Любуемся, радуемся.

Красят. Результатом довольны.
Игрушки повесили на елочку во дворе.
Любуемся, радуемся. 

 


  (фото 5)

Но вот подошло время снимать игрушки. С горечью замечаем, что часть игрушек имеет очень неприглядный вид. Проще выбросить, пришедшие в негодность игрушки, пообещав купить новые. Но так мы не извлечем уроки из своих ошибок.
Попытаемся понять, почему это произошло?

Но вот подошло время снимать игрушки. С горечью замечаем, что часть игрушек  имеет очень неприглядный вид. Проще  выбросить, пришедшие в негодность игрушки, пообещав купить новые. Но так мы не извлечем уроки из своих ошибок. 
Попытаемся понять,  почему это произошло? 
 (фото 6)

Не даем ответа. Ребенок должен сам прийти к такому выводу. Игрушки за месяц запылились. Можно протереть их тряпочкой, а некоторые можно подставить и под струю воды. Все равно одни красивые, а другие – нет, пытаемся понять, в чем дело?
Малыш обязательно должен вспомнить то занятие, на котором он проводил простейшие исследования с красками. Можно наводящим вопросом вспомнить, какого зверька тогда рисовали. Он обязательно вспомнит, что гуашь растекается от воды.
Поторопился и выбрал не ту краску.

Не даем ответа. Ребенок должен сам прийти к такому выводу.  Игрушки за месяц запылились. Можно протереть их тряпочкой, а некоторые можно подставить и под струю воды.  Все равно одни красивые, а другие – нет, пытаемся понять, в чем дело?
	Малыш обязательно должен вспомнить то занятие, на котором он проводил простейшие исследования с красками.  Можно наводящим вопросом вспомнить,  какого зверька тогда рисовали. Он обязательно вспомнит, что гуашь растекается от воды.
 Поторопился и выбрал не ту краску. (фото 7)

Данный урок малыш запомнит надолго. Без нравоучений и назиданий. Конечно же, необходимо привести игрушки в надлежащий вид, покрасить, высушить и уложить в коробку до следующего года. А перед очередным украшением елки, вспомнить о «приключениях» этой игрушки.
Вот он, наш отреставрированный котенок.

Данный урок малыш запомнит надолго. Без нравоучений и назиданий. Конечно же, необходимо привести игрушки в надлежащий вид, покрасить, высушить и уложить в коробку до следующего года. А  перед  очередным украшением  елки, вспомнить о  «приключениях» этой игрушки. 
Вот он, наш отреставрированный котенок.
 (фото 8)

И отреставрированный зайка занял свои место в коллекции глиняных игрушек. Его пришлось отчистить наждачной бумагой, протереть тряпочкой, а потом снова покрасить, но уже "правильной" краской (гуашь + ПВА).

 И отреставрированный зайка занял свои место в коллекции глиняных игрушек. Его пришлось  отчистить наждачной бумагой, протереть тряпочкой, а потом снова покрасить, но уже "правильной"  краской (гуашь + ПВА). (фото 9)

Подобная ситуация знакома любому. Мы торопимся сделать игрушку в детский садик, в школу. Проще поставить только нужные, акриловые краски. Но  так мы не  воспитаем умение анализировать  свои действия.

Начало https://stranamasterov.ru/node/1196509

Продолжение следует.

Светлана Куриневская

Очень интересно!

Татьяна Михайловна

жму руку

Нелля

Спасибо большое, актуально и полезно.жму руку

Татьяна Михайловна

Нелли, если заинтересовались,  спасибо! Заглядывайте. Продолжение следует.записываю

Nadin55

Это актуально не только сейчас. а постоянно. Без анализа никак не научить детей. Это очень важно. Спасибо!

Татьяна Михайловна

Согласна! Чем раньше начнем, тем легче это воспринимается детьми.  И конечно,  этому нужно уделять постоянно внимание. Одним занятием не обойтись. Вчера опубликовала  в ВК, и смотрю, кто же  лайкнул? Мой ученик, сейчас заканчивает магистратуру. Это он, кстати, и не позволял покупать продукты, пока не прочитает состав!улыбаюсьжму руку

Следующая статья уже  в блоге. Заглядывайте.

Nadin55

Спасибо! Обязательно загляну!!!

Татьяна Михайловна

записываю

Надежда Н. К.

Как интересно! Надеюсь мне это пригодится лучше понять моих внучек, обычно все на интуиции, а тут все подробно, по порядку!цветы

Татьяна Михайловна

Надежда, ребенку легче осваиваться в мире, где существует порядок. Поэтому  заглядывайте! А ваши кошечки прекрасны!!!! Продолжение уже здесь: https://stranamasterov.ru/node/1196668