В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».
Педагогический опыт — это эффективный опыт, основанный на практическом творческом поиске. Это оригинальность и новизна в мастерстве учителя. Это актуальность и перспективность темы. Это педагогическая работа с рациональным расходом времени с применением оригинальных методик, дающая наилучший педагогический результат в учебно-воспитательной работе.
Попробуем выделить основные подходы к трактовке этого понятия:
1. Отличный образец хорошей работы.
2. Деятельность на основе выводов научных исследований, а также применение опыта успешных технологий.
3. Новаторство, т.е. свои личные педагогические находки, открывающие новые педагогические знания.
В педагогике, как и в искусстве результат не должен повторяться, он болжен быть индивидуален. Написанная статья о своём педагогическом опыте должна быть доступна для понимания и воспроизведения сторонним пользователем.
Педагогический опыт повышает результативность в формировании знаний, умений и навыков учащегося. Такой опыт, совершенствуя и развивая педагогическую работу, помогает добиваться стабильно высоких результатов.
Сформулируйте тему опыта, изучите его эффективность(анализ этой работы на д/с или школьных мероприятиях), проведите обобщение своего опыта (например, творческий отчёт, открытый урок, методическая выставка или МК), проявите себя в распространении опыта.
Всё выше перечисленное позволит:
- создать определённый алгоритм действий по предмету;
- показать технологию урока или его элементы;
- создать авторскую программу ( воспитательную или учебного курса);
- систематизировать методические приёмы;
- значительно улучшить эффективность средств обучения;
- реализовать креативность, комфортность, вариативность и другие принципы обучения;
- более эффективно оценивать систему знаний.
Это и будет называться Педагогическим опытом.