Поделиться:
Ранее этой теме были посвящены занятия:
МК. КРЫШЕЧКИ. Учимся логически мыслить
https://stranamasterov.ru/node/54503
МК. Кто здесь "гадкий утенок?...
https://stranamasterov.ru/node/52144
МК. Учимся логически мыслить. Чем занять...
https://stranamasterov.ru/node/50784
МК. "Третий лишний...
https://stranamasterov.ru/node/58679
МК. Причина - следствие. Как приятно пол...
https://stranamasterov.ru/node/57988
МК. Первая встреча с инопланетянами. Раз...
https://stranamasterov.ru/node/57661
Причина - следствие. Учимся логически мы...
https://stranamasterov.ru/node/57280
Как развивать абстрактное мышление? Или...
https://stranamasterov.ru/node/57194
МК. Инопланетяне. Учимся логически мысли...
https://stranamasterov.ru/node/56706
МК. И снова КРЫШЕЧКИ. Решаем логические...
https://stranamasterov.ru/node/54778
МК. Учимся логически мыслить. Для 4-6...
https://stranamasterov.ru/node/56189
Ребенок хорошо умеет складывать пирамидку, знает основные цвета. Есть ли смысл продолжать работать в этом направлении?
Давайте посмотрим.
Вот серия не очень сложных заданий.
Перед ребенком выкладываем несколько карандашей для склеивания бумаги. Такие привычные, что практически никто не обращает на них внимание. Как дидактический материал они очень удобны: достаточно устойчивые, не слишком тонкие.
Задание 1. «Найди лишний».
Олег считает, что синий большой- лишний. Не ограничьтесь ответом: правильно или нет.
Спросим, почему он так считает.
- А он самый большой.
- ????????????
Предлагаю сравнить, поставив их рядом. Действительно, один из карандашей на полмиллиметра выше – неплотно закрыт. Закрываем.
Убеждаемся, что теперь они одинаковы по высоте. Повторяю вопрос.
Ответа нет.
Выстраиваем «по росту». Ответа нет. Тогда наводящим вопросом помогаю понять, что только один карандаш имеет пару.
Дети приходят к выводу, что он и лишний. Убираем.
А какой карандаш можно назвать лишним сейчас?
Олег находит решение.
- Красный.
- А почему ты так думаешь? Объясни. (Я всегда учу детей умению обосновать свой ответ).
Мальчик достаточно четко дает объяснение.
Добавляю второй большой синий карандаш, ранее убранный. Задание остается прежним.
- Какой карандаш лишний?
Поворачиваю, чтобы удобнее было найти это самое отличие.
- Полоска у трех красная, а у одного белая.
- Молодцы, но мало.
ИщИте еще признаки.
- Буквы на трех карандашах белые, на одном синие.
- Молодцы, но есть еще одно отличие.
Последнее задание решить не смогли. Умение читать здесь и не требуется. Можно просто сравнить первые буквы. Но это задание с большим опережением.
Подбирая материал, на что следует обратить внимание?
1. Важно, чтобы задания не были однотипными, предсказуемыми, чтобы дети учились думать, а не угадывать ответ.
2. Давать на самом разном материале и по цвету, форме, величине и материалу, из которого изготовлены..
Рассмотрим еще одно подобное занятие. На первый взгляд тоже не очень сложное.
На столе четыре палочки. Нужно не просто назвать лишнюю, но и обосновать свой ответ.
Никита убирает пластмассовую палочку, и правильно объясняет.
Прошу назвать еще один признак, по которому это палочка лишняя. Ответ находит Олег.
- Она не такая по цвету, те …. (долго подбирает слово) – коричневые, нет, желтые.
Молодец, ты правильно нашел, что одна из палочек чисто белого цвета, остальные имеют желтоватый оттенок, потому что они деревянные.
Олег правильно находит лишнюю, но объяснить не может. Просим брата помочь.
Никита пока тоже не может четко сформулировать отличие. Представление у детей есть, но четко сформулировать (каждый для своего возраста) они пока не могут.
Начинаем эксперимент.
Прошу Олега провести пальчиком по палочкам. По первой – туда и обратно.
Второй, третьей и четвертой. По глазенкам вижу, что нет четкого понимания, какая же из палочек лишняя и, главное, почему.
Завязываем Олегу глаза, и даю в руку «лишнюю» палочку. Прошу провести по ней в одну и другую стороны.
Затем эту палочку кладу в общую кучу и перемешиваю. Никита внимательно наблюдает.
Снимаем повязку.
Какую палочку я тебе давала?
Находит сразу и доволен, что «угадал».
- Молодец. А как это тебе удалось?
- Я честно не подглядывал.
- Мы тебе верим, но как ты смог догадаться?
Теперь ответ смогли сформулировать оба мальчика. Что делал Никита? Проводил мысленный эксперимент. Для лучшего усвоения материала мы подключили тактильные ощущения.
Олегу очень нравится самому себе завязывать глаза. И это он старается не давать никому. Сам и честно!
Если вы проводите обучающее занятие, а потом - срез, то результаты обычно очень хорошие. Дети понимаю, каких ответов вы от них ждете.
Если мы проходим одну тему, то задания "Найди лишний" я даю перед и по другим разделам, чтобы обе темы не накладывались друг на друга. Так они приучаются думать, а не ориентироваться по проходимую тему. Конечно, эта тема все равно проглянет (частично), но она не будет их сбивать.
"И"?!
Спасибо!Моему сыну только 3,.8 и мы с ним тоже играем в такие игры.
Когда я работа в школе,то такие задания с историческим уклоном ,давала в коррекционных классах.С одной стороны они очень простые,а с другой учат логически мыслить и создают у детей ощущение успеха,что тоже не мало важно для самооценки учащихся.
"И" Спасибо за систематизацию занятий по развитию логического мышления. Когда всё в одном месте - легче. Будем "мучать" внучку дальше.
Вера, летом на грядках можно решать другие, более вкусные задачки.
Спасибо за очередную игру. Вот только я все не нужные клеящие карандаши выкинула. Буду собирать. И
Спасибо за систематизацию. Моим девчатам ваши игры нравятся. На удивление, младшая справляется лучше старшей.
Юлия, это потому, что она не испорчена детсадовскими занятиями. Пока.
Если внимательно посмотрите, то обнаружите, что Олег довольно часто отвечает первый. Он еще не знает "как правильно". А Никита старается первым поднять руку, хотя ответа еще не знает. Так многие детки делают. Да и отучить поднимать руку и трясти ее, тоже не удается. Ведь их в садике много, и это вынужденная мера.
А кто говорил, что ничего не выбрасывает?!
Ваши занятия просто супер!!!