Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Учимся писать


 83 из 210 

Мастер-класс Педагогический опыт Раннее развитие Учимся писать Бумага Карандаш Картон Клей Продукты пищевые

В избранных: 157
В избранных: 157
В избранных: 157
В избранных: 157
В избранных: 157

Поделиться:

Добрый день, мои дорогие читатели и гости! Сегодняшний пост будет длинным, потому что он посвящен важнейшим навыкам, которые должен освоить ребёнок: письмо и чтение.
Когда я была беременна и ждала появления Лидочки я много читала про материнство и методики развития ребёнка. Эти методики носят название раннего развития, хотя развитие должно быть своевременным. Так многие авторы, как Масару Ибука считают, что "После трёх уже поздно" (это название книги, она есть в сети, рекомендую к прочтению), Глен Доман - американский врач-нейрохирург, психотерапевт, считает, что интенсивное развитие функций головного мозга человека происходит в возрасте до 3-х лет (на 70-80%) и завершается в возрасте 7 лет Википедия о Глене Домане. В сети много его книг, я прочитала все что напечатаны на русском языке и пришла к решению воплотить его идеи в жизни моего ребёнка. В частности касательно чтения Глен Доман предлагает показывать ребёнку карточки с напечатанными словами, делать это нужно достаточно часто, что утомительно для ребёнка, но прежде всего для мамы. При этом методе, позволяющем читать не слоги, а целые слова, приходится тщательно и долго готовиться к занятиям. Что привело к затуханию моего рвения (так как я показывала еще и другие карточки, а не только слова)
Потом я познакомилась с методом обучения чтению Николая Зайцева, подготовила таблицы, распечатала, повесила на стену, висит уже 1,5 года, ребёнок не хочет заниматься, хотя что там делать? Нужно всего лишь пропевать склады несколько раз в день, однако жжж... к успеху не привело.
Все дети любят кубики! Я купила замечательные динамические кубики с буквами Евгения Чаплыгина, в кубики мы конечно поиграли, но читать... за 3 дня, как написано на коробке не научились!
И тут читая очередную книгу Марии Монтессори, я наталкиваюсь на её "шероховатые (шершавые) буквы" . Мария Монтессори считала, что сначала нужно научить ребёнка писать, а только потом читать! Представляете какая мысль? Для этого она предлагает сделать на картоне шероховатые буквы, по которым ребёнок должен водить пальчиком, "запоминая" тактильно написание буквы, а потом переносить эти знания на бумагу. Об этом в частности мой сегодняшний пост. Остальные игры с Монтессори материалами можно посмотреть ТУТ

Добрый день, мои дорогие читатели и гости! Сегодняшний пост будет длинным, потому что он посвящен важнейшим навыкам, которые должен освоить ребёнок: письмо и чтение. 
Когда я была беременна и ждала появления Лидочки я много читала про материнство и методики развития ребёнка. Эти методики носят название раннего развития, хотя развитие должно быть своевременным. Так многие авторы, как <b>Масару Ибука</b> считают, что "После трёх уже поздно" (это название книги, она есть в сети, рекомендую к прочтению), <b>Глен Доман</b> - американский врач-нейрохирург, психотерапевт, считает, что интенсивное развитие функций головного мозга человека происходит в возрасте до 3-х лет (на 70-80%) и завершается в возрасте 7 лет  <a href="http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD"> Википедия о Глене Домане</a>. В сети много его книг, я прочитала все что напечатаны на русском языке и пришла к решению воплотить его идеи в жизни моего ребёнка. В частности касательно чтения Глен Доман предлагает показывать ребёнку карточки с напечатанными словами, делать это нужно достаточно часто, что утомительно для ребёнка, но прежде всего для мамы. При этом методе, позволяющем читать не слоги, а целые слова, приходится тщательно и долго готовиться к занятиям. Что привело к затуханию моего рвения (так как я показывала еще и другие карточки, а не только слова)
Потом я познакомилась с методом обучения чтению <b> Николая Зайцева</b>, подготовила таблицы, распечатала, повесила на стену, висит уже 1,5 года, ребёнок не хочет заниматься, хотя что там делать? Нужно всего лишь пропевать склады несколько раз в день, однако жжж... к успеху не привело.
Все дети любят кубики! Я купила замечательные динамические кубики с буквами <b> Евгения Чаплыгина</b>, в кубики мы конечно поиграли, но читать... за 3 дня, как написано на коробке не научились!
И тут читая очередную книгу <b> Марии Монтессори</b>, я наталкиваюсь на её <b> "шероховатые (шершавые) буквы" </b>. Мария Монтессори считала, что сначала нужно научить ребёнка писать, а только потом читать! Представляете какая мысль? Для этого она предлагает сделать на картоне шероховатые буквы, по которым ребёнок должен водить пальчиком, "запоминая" тактильно написание буквы, а потом переносить эти знания на бумагу. Об этом в частности мой сегодняшний пост. <a href="https://stranamasterov.ru/node/499414"> Остальные игры с Монтессори материалами можно посмотреть ТУТ</a>   (фото 1)

Такие буквы и цифры можно вырезать из наждачной бумаги и приклеить на картон. Меня "хватило" на то, чтобы вырезать цифры, потом я натёрла себе руки до крови, осыпающейся наждачкой (которая попала между ножницами и пальцем) и решила, что нужно идти другим путём!

Такие буквы и цифры можно вырезать из наждачной бумаги и приклеить на картон. Меня "хватило" на то, чтобы вырезать цифры, потом я натёрла себе руки до крови, осыпающейся наждачкой (которая попала между ножницами и пальцем) и решила, что нужно идти другим путём! (фото 2)

Напечатала в "Ворде" большие прописные буквы (ниже дам шаблоны). Согласные на синей бумаге, а гласные на красной (так советует Мария Монтессори).

Напечатала в "Ворде" большие прописные буквы (ниже дам шаблоны). Согласные на синей бумаге, а гласные на красной (так советует Мария Монтессори).  (фото 3)

Приклеила на картон, положила под пресс. Лучше взять потолще, просто ватман тонковат, я взяла старый плакат. И лучше использовать клей-карандаш - ровнее будет!

Приклеила на картон, положила под пресс. Лучше взять потолще, просто ватман тонковат, я взяла старый плакат. И лучше использовать клей-карандаш - ровнее будет! (фото 4)

После высыхания разрезала карточки

После высыхания разрезала карточки (фото 5)

Далее по контуру, обмазываем букву клеем ПВА

Далее по контуру, обмазываем букву клеем ПВА (фото 6)

Потом насыпаем сверху манку

Потом насыпаем сверху манку (фото 7)

Отряхиваем лишнюю манку, постукивая карточку о бортик "песочницы". Вообще мы процесс "делания" шероховатых букв совмещали с игрой в песочницу из манки. Подправляем "задёжки" ногтем, сдвигая лишнее в сторону самой буквы, немного выравниваем слой пальцем. Если много, то убираем лишнее совсем

Отряхиваем лишнюю манку, постукивая карточку о бортик "песочницы". Вообще мы процесс "делания" шероховатых букв совмещали с игрой в песочницу из манки. Подправляем "задёжки" ногтем, сдвигая лишнее в сторону самой буквы, немного выравниваем слой пальцем. Если много, то убираем лишнее совсем (фото 8)

Сушить лучше вот так! Сначала я сушила без крепления, так у меня часть букв скрутило трубочкой, особенно те, что на ватмане, пришлось их размачивать из брызгалки и опять сушить, часть покрытия от этого потрескалась:(( Следующую "порцию" букв я крепила на пробковую доску, думаю что можно и на коробочный картон

Сушить лучше вот так! Сначала я сушила без крепления, так у меня часть букв скрутило трубочкой, особенно те, что на ватмане, пришлось их размачивать из брызгалки и опять сушить, часть покрытия от этого потрескалась:(( Следующую "порцию" букв я крепила на пробковую доску, думаю что можно и на коробочный картон (фото 9)

После высыхания, наносим второй слой ПВА, чтобы "закрепить" манку, буквы будут шероховатыми, но манка не будет сыпаться. Сушим ещё раз и буквы готовы!

После высыхания, наносим второй слой ПВА, чтобы "закрепить" манку, буквы будут шероховатыми, но манка не будет сыпаться. Сушим ещё раз и буквы готовы! (фото 10)

Не будем упускать наработок Глена Домана, используем их в сегодняшней нашей игре: "День рождения". Для этого я набрала в "Ворде" 72 шрифтом список гостей и ещё наиболее употребительные слова.

Не будем упускать наработок Глена Домана, используем их в сегодняшней нашей игре: "День рождения". Для этого я набрала в "Ворде" 72 шрифтом список гостей и ещё наиболее употребительные слова. (фото 11)

Вырезаем и раскладываем перед ребёнком. Делаем приглашение для улитки, поэтому просим ребёнка выбрать подходящую карточку-подсказку. Ребёнок и вы повторяет слово УЛИТКА, вы понятное дело выделяете голосом и интонацией первый слог, как правило ребёнок правильно выбирает нужную карточку!

Вырезаем и раскладываем перед ребёнком. Делаем приглашение для улитки, поэтому просим ребёнка выбрать подходящую карточку-подсказку. Ребёнок и вы повторяет слово УЛИТКА, вы понятное дело выделяете голосом и интонацией первый слог, как правило ребёнок правильно выбирает нужную карточку! (фото 12)

Идея игры и карточки с приглашениями позаимствованы у ArtMaman ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАЙКИ . Сначала я их распечатала, потом ребёнок разукрасил шары, вырезал всё, а теперь подписывает. У Лидочки две подсказки. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Сначала обводим шероховатую букву пальчиком, потом пишем её в воздухе, потом на бумаге. Если вдруг забыли как писать, опять обводим и подсматриваем на слово, напечатанное целиком. Пишем первую букву

 Идея игры и карточки с приглашениями позаимствованы у ArtMaman <a href="https://stranamasterov.ru/node/562255">ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАЙКИ </a>. Сначала я их распечатала, потом ребёнок разукрасил шары, вырезал всё, а теперь подписывает. У Лидочки две подсказки. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Сначала обводим шероховатую букву пальчиком, потом пишем её в воздухе, потом на бумаге. Если вдруг забыли как писать, опять обводим и подсматриваем на слово, напечатанное целиком. Пишем первую букву (фото 13)

потом выбираем следующую, перекладывая наши карточки, заодно повторяя алфавит.

потом выбираем следующую, перекладывая наши карточки, заодно повторяя алфавит. (фото 14)

Обязательно пишем карандашом, так как если ребёнок ошибся, то легко исправить! Наш карандаш эргономичный, о таких канцелярских принадлежностях, я писала ТУТ

Обязательно пишем карандашом, так как если ребёнок ошибся, то легко исправить! Наш карандаш эргономичный, <a href="https://stranamasterov.ru/node/512575">о таких канцелярских принадлежностях, я писала ТУТ</a> (фото 15)

На день рождения пришли сразу два друга! Вообще в эту игру мы играем уже третий день! Гостей, а следовательно новых слов:)) может быть бесчисленное количество!

На день рождения пришли сразу два друга! Вообще в эту игру мы играем уже третий день! Гостей, а следовательно новых слов:)) может быть бесчисленное количество! (фото 16)

Вот наши предыдущие приглашения! Храним, вдруг эти же гости опять придут? Тогда находим из кучки нужное приглашение (работает динамическое чтение Глена Домана) и выкладываем на стол

Вот наши предыдущие приглашения! Храним, вдруг эти же гости опять придут? Тогда находим из кучки нужное приглашение (работает динамическое чтение Глена Домана) и выкладываем на стол (фото 17)

когда все гости пришли, считаем сколько их. Находим "подходящий" пирог, тот который из шести частей в данном случае. Для этого используем раскладки из игры Дроби. Игры Никитиных. ДРУГИЕ наши игры с ДРОБЯМИ тут.

когда все гости пришли, считаем сколько их. Находим "подходящий" пирог, тот который из шести частей в данном случае. Для этого используем раскладки из игры <b> Дроби. Игры Никитиных</b>. <a href="https://stranamasterov.ru/node/708483"> ДРУГИЕ наши игры с ДРОБЯМИ тут</a>.  (фото 18)

теперь раскладываем кусочки и при этом приговариваем: одна шестая ежу, одна шестая ёжику и т.п. Не бойтесь этих "сложностей"! ребёнок все запомнит:))

теперь раскладываем кусочки и при этом приговариваем: одна шестая ежу, одна шестая ёжику и т.п. Не бойтесь этих "сложностей"! ребёнок все запомнит:)) (фото 19)

Лида в последний момент решила пригласить и себя:)) Пришлось приносить наш самодельный торт вчерашний, который мы делили на восемь частей (одна восьмая, одна восьмая... ну в общем вы меня поняли:))
Ещё один наш тортик ТУТ, папа обещал устройство с горячей струной сделать, тогда мы сможем ровно резать и пенопласт!

Лида в последний момент решила пригласить и себя:)) Пришлось приносить наш самодельный торт вчерашний, который мы делили на восемь частей (одна восьмая, одна восьмая... ну в общем вы меня поняли:))
<a href="https://stranamasterov.ru/node/552782"> Ещё один наш тортик ТУТ</a>, папа обещал устройство с горячей струной сделать, тогда мы сможем ровно резать и пенопласт! (фото 20)

Ещё для того, чтобы научиться писать мы используем вот такие листы-тренажёры. На одном листе нарисована одна большая буква и пунктиром обозначены линии, по которым нужно провести линии. Для помощи ребёнку они обозначены стрелками

Ещё для того, чтобы научиться писать мы используем вот такие листы-тренажёры. На одном листе нарисована одна большая буква и пунктиром обозначены линии, по которым нужно провести линии. Для помощи ребёнку они обозначены стрелками (фото 21)

Все листы ламинированы, поэтому если писать на них маркером для билборда, то потом все линии легко стираются сухой губкой

Все листы ламинированы, поэтому если писать на них маркером для билборда, то потом все линии легко стираются сухой губкой (фото 22)

Слева - сторона пропись, справа - 2 буквы: одна прописная и строчная, а также картинка. Так выглядят разные стороны 1 карточки. (тут карточки разные, просто положила их рядом, чтобы не делать кучу фоток)

Слева - сторона пропись, справа - 2 буквы: одна прописная и строчная, а также картинка. Так выглядят разные стороны 1 карточки. (тут карточки разные, просто положила их рядом, чтобы не делать кучу фоток) (фото 23)

В коробке 33 карточки, выпускает издательство "Маленький гений", то же что создало карту "Животный и растительный мир Земли", с которой можно ознакомиться ТУТ

В коробке 33 карточки, выпускает издательство "Маленький гений", то же что создало карту  "Животный и растительный мир Земли",<a href="https://stranamasterov.ru/node/543891"> с которой можно ознакомиться ТУТ</a> (фото 24)

У этого издательства есть ещё и другой набор

У этого издательства есть ещё и другой набор (фото 25)

в котором прописи для цифр. Правда они односторонние

 в котором прописи для цифр. Правда они односторонние (фото 26)

и прописи для геометрических фигур.

и прописи для геометрических фигур.  (фото 27)

Всю последнюю неделю Лидочка пишет "книги", потом их нам зачитывает! Вот эта книга про то, какой у бабушки огород и про то, что скоро Лидочка поедет в деревню:)) Иллюстрации к книге автора. Я вижу прогресс, мы будем и дальше ТАК заниматься, чего и вам желаю!
Вот какой большой пост получился. Пока, заходите в гости!

Всю последнюю неделю Лидочка пишет "книги", потом их нам зачитывает! Вот эта книга про то, какой у бабушки огород и про то, что скоро Лидочка поедет в деревню:)) Иллюстрации к книге автора. Я вижу прогресс, мы будем и дальше ТАК заниматься, чего и вам желаю!
Вот какой большой пост получился. Пока, заходите в гости! (фото 28)

Буква Ф была забыта, поэтому исправляю и вставляю только сюда.

Буква Ф была забыта, поэтому исправляю и вставляю только сюда. (фото 29)

Выкладываю буквы для распечатки, так как сама долго их искала, не нашла в инете, пришлось делать самой. Конечно, некоторые буквы, например Л, Ж мне не нравятся, но из имеющихся комп. шрифтов получилось это, некоторые рекомендуют сканировать прописи, но у меня подходящих не было. Гласные буквы распечатываем на красном (розовом) фоне

 

Согласные распечатываем на голубой (синей) бумаге

по поводу этих букв у Монтессори ничего нет, поэтому вы можете их распечатать на белом листе, либо на синем, как я

 

MamaGleba

Люда, а если их сделать из бархатного картона или бумаги?

Lyumila

Можно, я видела в сети, что некоторые делают так, но эффект будет не тот, я думаю. Манка реально чуть-чуть царапает, значит в мозгу "лучше" оседает

Нанатик

Очень интересный способ! Надо попробовать. К тому же ребенок сам вовлечен в процесс: и клеем мажет и манку сыплет! Отлично!супер!

Lyumila

Да, точно, Наташа! Единственно процесс "клеем САМ мажет", потом приходится сильно корректироватьсмеюсь

Нанатик

Ничего страшного))) без этого никуда))). У нас даже в случаях корректировки Алина говорит, что это она сама все сделала и просит, чтобы ее похвалили)

Нанатик

А еще хочу попробовать геометрические фигуры вашим способом сделать. Мы сейчас в гостях, а как приедем, будем недельки-повторялки-закреплялки материала устраивать).

Lyumila

Конечно можно, тут ведь главное совместное творчество, пока делаете, всё и запомните!

LanaLand

Людмила,спасибо за идею,моему сыну скоро 2 годика,как думаете не рановато? тоже пытались и кубики и плакаты и буквы-магниты учить-ни в какую....

Lyumila

Нет, самое время. Это я сейчас немного жалею об упущенном времени... но мы наверстаем!

LanaLand

Спасибо огромное,будем закупаться манкой!!!и песочница отличнейшая!!!супер!благодарю

Lyumila

Благо манка стоит недорого!

Ольга Александровна

Очень интересно! Спасибо за поучительный пост!

Lyumila

Пожалуйста!

alana

Да,как это все знакомо... и методика Домана,и столбцы Зайцева.... Когда родилась первая внучка вновь это все перечитывала и создавала "Софийкину энциклопедию" в нескольких томах. Находила картинки ( вырезала из плакатов, раскрасок, в интернете...), и наклеив картинку, печатала слова по методике Зайцева,выделяя не только гласные красным, но еще цветом отличалась примыкающая в слоге согласная. Появились папки по разным темам. И начиная с 6 или 7 месяцев,мы ежедневно показывали картинку ( при этом проводили пальцем по слову, прочитывая его) и так 2 - 3 раза в день по 5-6 картинок . Со временем количество картинок увеличивалось. Затем к каждой картинке добавлялась какая-либо информация и т.д., вообщем,  "развлекались". Надо сказать, что читать по слогам открытые слоги она начала с 3, а с 4,5 читает уже бегло. так что все не зря)))))

вы большая молодец!))))  отличная идея с манкой! Воспользуюсь обязательно)))) желаю вам радости в обучении и в общении с вашей дочуркой!

извините за "роман"))) тема уж очень актуальная

Lyumila

Спасибо, вам огромное, мне очень приятны ваши слова! Я думаю, что ваш "роман" очень полезен тем родителям, которые не знакомы с этими методиками. Если вы сделаете фоторепортаж с ваших энциклопедий, то будет всем познавательно! Если всё же сделаете, то киньте ссылку в этот пост, пожалуйста, так как одно дело делаем!

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Молодчинки!

Lyumila

Спасибо! Очень приятно слышать!

ArtMaman

Ну какие вы умнички!!!

Lyumila

Спасибо ВАМ!

няня Вика

Людмила, не перестаю восхищаться тобой и твоими трудами! Так как сама работала няней в семье(не одной),  знаю, что детки любят делать то, что любят делать взрослые рядом с ними! Твои труды интересны многим! Спасибо тебе огромное, что делишься опытом с нами!

Lyumila

Пожалуйста, очень приятно всё это слышать от тебя, как эксперта!

няня Вика

Люд, самые лучшие эксперты - это активные и инициативные мамы, любящие своих чад!

Марина мама Алисы-Алины

Всё это конечно интересно,но не понятно,КАК ребёнок научится читать,не научившись говорить?

Lyumila

Марина, известны случаи научения детей чтению, без говорения, например немые умеют читать, если честно, то не поняла твоего вопроса, так как в возрасте 3,5 лет "обычно" дети прекрасно говорят!

Мазайкута

Вы делаете великое дело! Мы тоже начали изучать буквы, но по букварю Н.С. Жуковой. Дочь (почти 4 года) не очень то рада заниматься. Думаю, чем же ее увлечь. Может она устала заниматься. Весь год ходили в школу раннего развития, дома тоже что то да делаем, а еще и в садике.... Но мое стремление развивать ребенка меня не "отпускат" Попробую сделать буквы из манки. Идея шикарная. Может приживется.

Lyumila

Спасибо вам огромное за приятный отзыв, хорошо, что желание развивать ребенка есть! К разным детям нужен разный подход, я специально описала несколько возможных методов и методик, чтобы было из чего выбирать! Жукову очень в сети хвалят, у меня есть ее букварь, прекрасно сделан, мы его тоже пробовали, пару букв только "прошли" и бросили. Думаю, что позже вернемся, когда нужно будет начитывать материал в большом количестве! Я научилась читать по букварю, ну в котором: "Мама мыла раму":))) и было мне тогда 4,5 года, так что у меня есть большие амбиции научить своего ребенка читать чуть раньше, да простит меня за это бог!

anna.gololobova

Спасибо за то,что делитесь опытом, за идею с манкой. Обязательно воспользуюсь в обучении письму. Внучке 1 год и 8 мес. Занимаемся по Доману с 1,5 года. Сначала купила карточки. Так как их надо все время добавлять, а стоят они не совсем дешево, стала просто распечатывать слова без картинок, клеить на картон. Результат тот же. Уже читает много слов и длинных, и незнакомых. Правда, она уже неплохо говорит. Тем деткам, которые еще не говорят, надо раскладывать несколько слов (3-6) и просить показать нужное. Это реально работает. Выучили цвета и оттенки. Любит, гуляя, рассказывать, какого цвета машины на улице (красная, голубая, серая, зеленая и т.д.). Я купила красивый цветной двусторонний картон, порезала на квадраты примерно 10*10, по ним выучили. Считаю, что упустили примерно год в обучении. Они в этом возрасте, как губка, познают мир с интересом, не стоит недооценивать их возможности. В 6-7 лет, готовя к школе, учить будет труднее

 

Lyumila

Пожалуйста! Отличный отзыв, Анна! Здорово, что вы занимаетесь с внучкой, Ваша работа будет вознаграждена, вы обязательно увидите и большие результаты!!!