Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

МАТЕМАТИКА С ПЕЛЕНОК : «за» и «против». Как не превратить игру в формальное обучение?



Педагогический опыт МАТЕМАТИКА С ПЕЛЕНОК «за» и «против» Как не превратить игру в формальное обучение?

Поделиться:

Киты и число Фибоначчи.
Горбатые киты для ловли рыб создают идеальную сеть из пузырьков и последовательности Фибоначчи в придачу.
«Способность считать учёные нашли у пчёл: они
считают ориентиры по дороге к источникам нектара.

Киты и число Фибоначчи.
Горбатые киты для ловли рыб создают идеальную сеть из пузырьков и последовательности Фибоначчи в придачу.
«Способность считать учёные нашли у пчёл: они
считают ориентиры по дороге к источникам нектара. 



 (фото 1)

В ходе экспериментов выяснилось, что кроме человека вычитать и складывать числа умеют приматы, в том числе шимпанзе, орангутаны, бабуины, макаки-резусы и верветки.

В ходе экспериментов выяснилось, что кроме человека вычитать и складывать числа умеют приматы, в том числе шимпанзе, орангутаны, бабуины, макаки-резусы и верветки.


 (фото 2)

Львицы подсчитывают количество рыков со стороны вторгнувшегося на их территорию прайда, чтобы решить, атаковать или отступать. Муравьи считают свои шаги, а некоторые пауки — сколько жертв попалось в их сети».

Львицы подсчитывают количество рыков со стороны вторгнувшегося на их территорию прайда, чтобы решить, атаковать или отступать. Муравьи считают свои шаги, а некоторые пауки — сколько жертв попалось в их сети». (фото 3)

Вороны могут отстукивать количество точек,
показанное на экране.

Рыбки умеют различать геометрические фигурки.

Как рассуждают родители? Если уж муравьи могут, то мой-то ребенок точно способен на большее.

Вороны могут отстукивать количество точек, 
показанное на экране. 

 Рыбки умеют различать геометрические фигурки.

	 Как рассуждают родители?   Если уж  муравьи могут, то мой-то ребенок  точно способен на большее. 
 (фото 4)

ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ.

«Почти 120 лет назад в Берлине жила лошадь по кличке «Умный Ганс», завоевавшая статус звезды. Она, казалось, разбиралась в арифметике, и отбивала копытом решения задач на сложение, вычитание, умножение и деление. Однако один студент-психолог понял, что лошадь просто внимательно следит за своим тренером и людьми из толпы, знавшими ответ».

ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ.


	«Почти 120 лет назад в Берлине жила лошадь по кличке «Умный Ганс», завоевавшая статус звезды. Она, казалось, разбиралась в арифметике, и отбивала копытом решения задач на сложение, вычитание, умножение и деление. Однако один студент-психолог понял, что лошадь просто внимательно следит за своим тренером и людьми из толпы, знавшими ответ».

 (фото 5)

ЧЕМУ УЧИТЬ И КАК УЧИТЬ?

Сейчас множество сайтов по раннему развитию детей предлагают пособия и авторские методики, обещая сделать из детей вундеркиндов. «Всего 15 минут в день», «только эта книжка научит, сделает первым в классе,… и будет всем счастье». Легко и быстро, купите и проблемы исчезнут. Если бы все было так просто.

ЧЕМУ УЧИТЬ И КАК УЧИТЬ?

Сейчас множество сайтов по раннему развитию детей предлагают пособия и авторские методики, обещая сделать из детей вундеркиндов. «Всего 15 минут в день», «только эта книжка научит, сделает  первым в классе,… и будет всем счастье». Легко и быстро, купите и проблемы  исчезнут. Если бы все было так просто.
 (фото 6)

Специалисты уже давно высказываются против такого раннего, преждевременного, формального подхода.
Может ли малыш понять, что три мячика, три конфетки и непонятная закорючка «3» обозначают одно и то же? Запомнить может, чтобы не огорчать маму. Понять – нет. Познакомлю вас со своей системой погружения малыша в мир в математики. С удивлением вы узнаете, что многое малышам доступно, без формального обучения счету до 10, 20, 100 и даже практически без цифр. Без решения скучных, непонятно зачем и кому-то нужных примеров (с точки зрения малыша).

 Специалисты уже давно высказываются против такого раннего, преждевременного, формального подхода. 
	Может ли малыш понять, что три мячика, три конфетки и непонятная закорючка «3»  обозначают одно и то же? 	Запомнить может, чтобы не огорчать маму. Понять – нет. Познакомлю вас со своей системой погружения малыша в мир в математики.  С удивлением  вы узнаете, что многое малышам доступно, без формального обучения счету до 10, 20, 100 и даже  практически без цифр. Без решения  скучных, непонятно зачем  и кому-то нужных примеров (с точки зрения малыша).
 
 (фото 7)

Пост вызвал недоумение и вопросы: "Какая же математика без цифр"? Пошла в закрома, чтобы не быть голословной.
Книги выпущены в конце прошлого века, но переиздания продаются и сейчас. Список можно продолжить.

Пост вызвал недоумение и вопросы: "Какая же математика без цифр"? Пошла в закрома, чтобы не быть голословной.
 Книги выпущены в конце прошлого века, но  переиздания продаются и сейчас. Список можно продолжить. (фото 8)

В книге Михайловой З.А. 94 страницы, и только на двух рисунках есть цифры, но и они для педагогов:

В  книге Михайловой З.А.  94 страницы, и только  на двух рисунках есть цифры, но и они для педагогов: (фото 9)

Нет ни одной цифры.

В других аналогичных пособиях цифры также начинают вводит для старших дошкольников.
Цифра – абстрактное понятие, а по данным некоторых исследований, «основы абстрактного мышления начинают формироваться у детей в возрасте 7-8 лет, однако его полное развитие продолжается до позднего подросткового возраста».
Вот мнение ученых:
− «Специалист лаборатории когнитивных исследований СПБГУ Наталия Романова Африкантова рассказывает, почему ребёнка не надо учить чтению и счёту раньше времени. «Такие дети потом медленнее читают, им тяжелее даётся иностранный и проблем с математикой тоже не избежать».
− «Основываясь на многолетних исследованиях известных нейропсихологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Семёнович, Ж.М. Глозман) и собственной практике, можно точно сказать, что раннее обучение детей негативно сказывается на развитии высших психических функций, эмоциональной и сенсомоторной сферах».
Существует и другая точка зрения, вот только научных многолетних исследований они не приводят.
А эксперименты над детьми очень опасны,

Нет ни одной цифры.

	В других аналогичных пособиях цифры  также начинают вводит для старших дошкольников.
Цифра – абстрактное понятие, а по данным некоторых исследований, «основы абстрактного мышления начинают формироваться у детей в возрасте 7-8 лет, однако его полное развитие продолжается до позднего подросткового возраста».
  Вот мнение  ученых: 
− «Специалист лаборатории когнитивных исследований СПБГУ Наталия Романова Африкантова рассказывает, почему ребёнка не надо учить чтению и счёту раньше времени. «Такие дети потом медленнее читают, им тяжелее даётся иностранный и проблем с математикой тоже не избежать».
− «Основываясь на многолетних исследованиях известных нейропсихологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Семёнович, Ж.М. Глозман) и собственной практике, можно точно сказать, что раннее обучение детей негативно сказывается на развитии высших психических функций, эмоциональной и сенсомоторной сферах». 
	   Существует и другая точка зрения, вот только научных многолетних исследований они не приводят.
 А эксперименты над детьми очень опасны, 
 (фото 10)

Я могу обобщать только свой полувековой опыт работы с детьми разного возраста, способностей, проблем развития.
Не обольщайтесь, если малыш называет все цифры: это не говорит о формировании понятия числа, а только о его способности запоминать, но не понимать. Просто потом ему становится непонятно и обидно: он же цифры выучил, несколько лет его хвалили, учение давалось легко, ставили пятерки, а сейчас он многого не понимает (чаще при переходе на среднюю ступень обучения).

Я могу обобщать  только свой   полувековой опыт работы с детьми разного возраста, способностей, проблем развития. 
	 Не  обольщайтесь, если малыш   называет все цифры: это не говорит  о формировании понятия числа, а только о его способности запоминать, но не понимать.   Просто потом  ему становится непонятно и обидно: он же цифры выучил, несколько лет его хвалили, учение давалось легко, ставили пятерки,  а   сейчас он многого  не понимает (чаще при переходе на среднюю ступень обучения). 

 (фото 11)

 Умнее всех, лучше всех, вундеркинд....

 Всё лучшее детям.

Где та грань, чтобы не превратить малыша в "умного Ганса"?

Муравьи считают, рыбы  разбираются в стереометрии. А наш малыш???

И мы бежим все быстрее, с пеленок,  в развивающие группы. У моей подружки внучатых племянников, которым нет еще и двух лет,  молодая мама записала в такую группу.   Малышка все задания выполняла идеально. А вот братец  два занятия просто орал.

 Эксперимент решили закончить. Девочка исполнительная, старается, чтобы мама похвалила. А братец?

А он отличный мальчишка, полюбил китов рисует их.  Это в неполных  два  годика.  Кит  у него большой, с глазами, плавниками  и огромным хвостом. А вот  большое скопление народа ему не нужно. Да и остальным  пока тоже. А мы же спешим...

 Сейчас идет Масленица и  на занятиях едят блины с шоколадом, который родители принесли для трапезы, кружатся с приличной скоростью в хороводах,  дав расписку, что ответственность  за последствия организаторы не несут.

И в который раз убеждаемся в правоте  классика: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь".

Не торопись  с цифрами, примерами. Еще успеется, есть много других способов изучать математику.

Корниенко Татьяна Ивановна

Татьяна Михайловна, какова же Ваша методика? Я занималась с сыном по книге Никитиных, тех самых.которые из СССР. На стене весел лист ватмана с графами в которые внесены были точки от 1 до 100 и цифры соответствующие. Сын пошел в школу с 5 лет. Закончил в 15. Я не форсировала обучение. Учителя постоянно спрашивали :" Кто у вас в семье математик?" А никто. Просто до 5 лет заложена база была, умение складывать и вычитать , и умение читать. А дальше, в школе , пошло все легко. Уроки делались ребенком самостоятельно, я ни разу не разбирала с ним ни одну задачу. В 5 классе возникло затруднение с запоминанием исторических событий. Два раза показала ему как выделять главное в тексте и....история стала любимейшим предметом. Ни по одному предмету не было нужды нанимать дополнительных педагогов. Закончил школу с двумя 4, остальные 5. А четверки по информатике - у меня не было возможности купить компьютер. И по английскому - я не владею иностранными языками, поддерживать школьную программу не могла, что запомнил на уроке, то и запомнил. То есть, у меня теперь устойчивое мнение, что считать и читать надо учить ребенка до школы. А вот как? Вероятно способов много. Хочется узнать Ваш.

Татьяна Михайловна

Нина Ивановна, рада, что заглянули. Мои тоже рано научились читать до 4-х лет,  Никитин у нас тоже был.  Рада за вашего ребенка.  Но не все дети так легко самостоятельно готовы  учится.

Из выводов ученых следует, что умение складывать и вычитать  заложено и в животном мире.  Только большинство представителей фауны считает, не зная цифр,  а сейчас в колыбель и цифры, и буквы, и слова.

 Животные   борются за выживание, у  наших детей этого, к счастью, нет. Но нет и подлинного интереса узнавать, что-то новое. Все должно достигаться легко и весело, не прилагая усилий.  А избыток информации также вреден, как и недостаток.

 Учителя бью тревогу: дети не могут сосредоточиться, внимание  непроизвольное. Им даже трудно  высидеть 15 минут. Начинаем рано учить, а не играть, дети  к школе уже  перестают интересоваться, гаджеты занимают все время. Уже двухлетние  тычут пальчиком по кнопкам, родители получают возможность   отдохнуть от них. И чем дальше, тем  все большее время занимает гаджет. А приводя в развивающий центр, родитель руководствуется правилом: мы платим, вы обязаны научить.  Вот и стараются   взрослые веселить, чтобы было  весело и интересно. Материал  усваивается хуже,  предметов все больше.  Цель же была не умного вырастить, а потребителя: открою гаджет, найду информацию.  Кто ее  туда заложил, насколько она достоверна,  таких мыслей часто не возникает.

Методика Никитина  дружила с логикой, воображением, развивала критическое мышление.

Считать и читать  сейчас формально умеют,  но потребность в умственном труде уже не воспитывается. И это грустно.  А дети при этом перегружены и физически и эмоционально. 

 Заглядывайте) 

 

Корниенко Татьяна Ивановна

Все верно. Но Вы то что предлагаете? В том все и дело, что ребенку дают мультики смотреть и не общаются с ним. А цифры и буквы усваиваются в общении.  Выявили в исследованиях, что интеллект детей сильнее, когда РОДИТЕЛИ читают книжки детям , а не они сами . Надо полагать, что дети считывают эмоции взрослых людей и через них постигают что в этом мире черное, что белое.  То есть до 5- 7 лет с ребенком надо много говорить. Собственно и Вы об этом говорите. Я жду когда Вы покажете как научить ребенка считать не знакомя его с цифрами. Ребенок белый лист и все что записано на этот лист до 5 лет, сохраняется в памяти на всю жизнь. А все остальное постепенно вымещается последовательно , одно за другим. 

Татьяна Михайловна

Рада, что заглянули!Часть материала уже   есть на моих страницах. Рыбки, муравьи и пчелы считают без цифр))).

Какой возраст вас интересует? Кто с ним занимается?

Знакомить с буквами и цифрами, когда он созрел к этому. Потом читать научится за месяц максимум.

А считать научить достаточно до 10 и переход через десяток, дольше сам пойдет, не остановишь._

Корниенко Татьяна Ивановна

Да вот пока нет внуков. По этому с интересом знакомлюсь с любыми материалами в этом напралении, что называется впрок.😊

Татьяна Михайловна

С этого и я начинала)))

folio

Насколько я читала у Никитиных было все в комплексе - здоровье, воспитание, организация, учёба, творчество. Они не выделяли что-то одно.

Татьяна Михайловна

Все правильно. Но потом ученые проанализировали их опыт и внесли коррективы. Сейчас уже  мало кто использует их опыт, хотя, конечно, зря) Точки, точки точки. Нет красивых картинок, мелькающих клипов. Это же скучно и неинтересно. То ли дело развлекаловка, где  все крутится, вертится.