Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Ходаковка! Путешествие назад в детство, в деревню которой уже нет! (Отрывки)


Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Литературное творчество Ходаковка Путешествие назад в детство в деревню которой уже нет Отрывки

В избранных: 7
В избранных: 7
В избранных: 7

Поделиться:

В детстве, когда мне было лет пять, я заболела малокровием, и мне назначили уколы с витаминами. Помню, что мама водила меня каждый день в поликлинику и уколы были очень болезненные. И мама решила лечить меня по-своему. Взяла отпуск и повезла меня на свою родину к своей маме в деревню Ходаковка, на свежий воздух и парное молоко, чтобы я там набралась витаминов. Это было мое первое путешествие и знакомство с деревней. С тех пор в начале лета мама привозила меня сюда и забирала в конце. Так что почти все лето я проводила у своей бабушки, Бариновой Устиньи Григорьевны. И я навсегда полюбила эту деревеньку с удивительным названием Ходаковка и теплое парное молоко, и полевые цветы, и звонкое пенье жаворонков. Наверное, от того, что мое детство прошло там, поэтому и все самые лучшие воспоминания о детстве связаны с ней.
Эта деревня находилась в Аркадакском районе Саратовской области.
Еще в восьмидесятых годах 20 века эта деревенька перестала существовать, и теперь не на одной современной карте ее уже не найти. Но осталась о ней память, а значит, она жива, жива в наших сердцах, в сердцах тех, кто здесь родился, жил и работал, или как я приезжал на лето к бабушке, или чье детство прошло в этом удивительном местечке. В их сердцах навсегда поселилась нежность и любовь к этому чудесном уголку Российской провинции

В детстве, когда мне было лет пять, я заболела малокровием, и мне назначили уколы с витаминами. Помню, что мама водила меня каждый день в поликлинику и уколы были очень болезненные. И мама решила лечить меня по-своему. Взяла отпуск и повезла меня на свою родину к своей маме в деревню Ходаковка,  на свежий воздух и парное молоко, чтобы я там набралась витаминов. Это было мое первое путешествие и знакомство с деревней. С тех пор в начале лета мама привозила меня сюда и забирала в конце. Так что почти все лето я проводила у своей бабушки, Бариновой Устиньи Григорьевны. И я навсегда полюбила эту деревеньку с удивительным названием Ходаковка и теплое парное молоко, и полевые цветы, и звонкое пенье жаворонков. Наверное, от того, что мое детство прошло там, поэтому и все  самые лучшие воспоминания о детстве связаны с ней. 
             Эта деревня находилась в Аркадакском районе Саратовской области.
            Еще в восьмидесятых годах 20 века эта деревенька перестала существовать, и теперь не на одной  современной карте ее уже не найти. Но осталась о ней память, а значит, она жива, жива в наших сердцах,  в сердцах тех, кто здесь родился, жил и работал, или как я приезжал на лето к бабушке, или чье детство прошло в этом удивительном местечке. В их сердцах навсегда поселилась нежность и любовь к этому чудесном уголку Российской провинции (фото 1)

Давайте попробуем совершить путешествие в мое счастливое детство, погостим в доме у моей бабушки, походим по улочкам любимой деревеньки, побываем на речке, побродим по тропинкам и дорожкам в лесу и на лугу, соберем букетик полевых цветов, послушаем щебетание птиц, поможем бабушке в домашних делах и хлопотах. Ну, что ж устраивайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь. Сначала из Волгограда до Балашова на поезде, там пересядем на электричку, которая идет до станции Ртищево. Вот мы и прибыли в Аркадак. Выходим. Перед нами здание вокзала – это небольшой домик, с большими окнами, а под самой крышей вывеска, где большими буквами написано: «АРКАДАК». Слева мост через ж\д пути. Но мы не будем их переходить, а обойдем здание вокзала. Перед нами небольшая площадь, на ней - старая водокачка из красного кирпича и автовокзал. Между вокзалом и водокачкой - небольшой полисадник с высокими деревьями, на них разместили свои гнезда грачи и вороны. Выходя из поезда, слышишь их суетливый гомон, и на сердце становится как-то удивительно тепло. Тебя охватывает удивительная радость, трепет и предвкушение встречи с чем-то очень дорогим и близким. А на ум почему-то приходит поговорка: «На чужой сторонушке, рад своей воронушке». Но это вовсе не означает, что мы на чужбине, а наоборот, ты просто начинаешь понимать ее смысл. С тех пор, когда я слышу многоголосый хор грачей, галок или ворон, передо мной неизменно встает эта картинка: «Аркадак. Вокзал. Старая водокачка.»
Около водокачки автовокзал. Покупаем билет на автобус «Аркадак-Алексеевка», занимаем места и в путь. Автобус от Аркадака до Алексеевки движется вперед по грунтовой дороге, которую в народе, называли «грейдер». Грейдер – это такая грунтовая автомобильная, насыпная дорога, выровненная грейдером, практически подготовленная под покрытие асфальтом, зачастую, в процессе эксплуатации сильно разбитая. До Ходаковки 30 км, в пути мы будем больше часа, а если повезет, то раньше. Значит, у нас есть время, чтобы помечтать, подумать, поразмышлять…
Когда появилась деревня Ходаковка? Кто и откуда были ее первые поселенцы? История возникновения Ходаковки неразрывно связана с соседним селом Алексеевка и деревней Шептаки. Вот что пишет на своем сайте об истории села Алексеевка Андрей Пашкин http://pashkin74.narod.ru/Delo/Delo_Ale.html .
АЛЕКСЕЕВКА - село в России, в Саратовской области, Аркадакского района, в 35 км к юго-востоку от г. Аркадак и 78 км к северо-востоку от г. Балашов. Село расположено на восточной окраине Окско-Донской равнины, на реке Большой Аркадак......
Из этого можно сделать вывод, что Ходаковка появилась в период с 1785 по 1800 г.г., когда граф Алексей Кириллович Разумовский значительно увеличил местное население за счет переселенцев из Черниговской губернии. Можно с уверенностью утверждать, что в 1811 году Ходаковка уже существовала, так как А.К. Разумовский передал часть земель, в том числе Алексеевку, а также деревни Шептаковка и Ходаковка, в приданое своей дочери Екатерине, которая в 1811 году вышла замуж за графа Сергея Семёновича Уварова.
Согласно «Списку населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года» Саратовская губерния, Балашовский уезд, стан 1: деревня Ходаковка владельческая, при реке Аркадак, число дворов -32, жителей мужского пола - 140, женского пола -149.
В 1911 году Саратовская губерния, Балашовский уезд, Ивановская 1-я волость: деревня Ходаковка бывшая владельческая Уварова; число дворов - 62, жителей мужского пола - 236, женского пола -238, всего – 474; площадь посева -917 десятин; рабочего скота (лошадей и быков) - 218 голов, коров – 138 голов, мелкого скота (овец, свиней) - 839 голов.

Давайте попробуем совершить путешествие в мое счастливое детство, погостим в доме у моей бабушки, походим по улочкам  любимой деревеньки, побываем на речке, побродим по тропинкам и дорожкам в  лесу и на лугу, соберем букетик полевых цветов, послушаем щебетание птиц, поможем бабушке в домашних делах и хлопотах.  Ну, что ж  устраивайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь. Сначала из Волгограда до Балашова на поезде, там пересядем на электричку, которая идет до станции Ртищево. Вот мы и прибыли в Аркадак. Выходим. Перед нами здание вокзала – это небольшой домик,  с большими окнами, а под самой крышей вывеска, где большими буквами написано: «АРКАДАК». Слева мост через ж\д пути. Но мы не будем их переходить, а обойдем здание вокзала. Перед нами небольшая площадь, на ней - старая водокачка из красного кирпича и автовокзал. Между  вокзалом и водокачкой  - небольшой полисадник с высокими деревьями, на них разместили свои гнезда грачи и вороны. Выходя из поезда, слышишь их суетливый гомон, и на сердце становится как-то удивительно тепло. Тебя охватывает удивительная радость, трепет и предвкушение встречи с чем-то очень дорогим и близким. А на ум почему-то приходит  поговорка: «На чужой сторонушке, рад своей воронушке». Но это вовсе не означает, что мы на чужбине, а наоборот, ты просто начинаешь понимать ее смысл. С  тех пор, когда я слышу многоголосый хор грачей, галок или ворон, передо  мной неизменно встает эта картинка: «Аркадак. Вокзал. Старая водокачка.» 
Около водокачки автовокзал. Покупаем билет на автобус  «Аркадак-Алексеевка», занимаем места и в путь. Автобус от Аркадака до Алексеевки движется вперед по грунтовой дороге, которую  в народе, называли «грейдер». Грейдер – это такая грунтовая автомобильная, насыпная дорога, выровненная грейдером, практически подготовленная под покрытие асфальтом, зачастую, в процессе эксплуатации сильно разбитая. До Ходаковки 30 км, в пути мы будем больше часа, а если повезет, то раньше. Значит, у нас есть время, чтобы помечтать, подумать, поразмышлять…
             Когда появилась деревня Ходаковка?  Кто и откуда были ее первые поселенцы? История возникновения Ходаковки неразрывно связана с соседним селом Алексеевка и деревней Шептаки. Вот что пишет на своем сайте об истории села Алексеевка Андрей Пашкин http://pashkin74.narod.ru/Delo/Delo_Ale.html .
        АЛЕКСЕЕВКА - село в России, в Саратовской области, Аркадакского района, в 35 км к юго-востоку от г. Аркадак и 78 км к северо-востоку от г. Балашов. Село расположено на восточной окраине Окско-Донской равнины, на реке Большой Аркадак......
Из этого можно сделать вывод, что Ходаковка появилась в период с 1785 по 1800 г.г., когда  граф Алексей Кириллович Разумовский значительно увеличил местное население за счет переселенцев из Черниговской губернии. Можно с уверенностью утверждать, что в 1811 году Ходаковка уже существовала, так как  А.К. Разумовский передал часть земель, в том числе Алексеевку, а также деревни Шептаковка и Ходаковка, в приданое своей дочери Екатерине, которая в 1811 году вышла замуж за графа Сергея Семёновича Уварова. 
          Согласно «Списку населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года»  Саратовская губерния, Балашовский уезд, стан 1: деревня Ходаковка владельческая, при реке Аркадак, число дворов -32, жителей мужского пола - 140, женского пола -149.
          В 1911 году Саратовская губерния, Балашовский уезд, Ивановская 1-я волость: деревня Ходаковка бывшая владельческая Уварова; число дворов - 62, жителей мужского пола - 236, женского пола -238, всего – 474; площадь посева -917 десятин; рабочего скота (лошадей и быков) - 218 голов, коров – 138 голов, мелкого скота (овец, свиней) - 839 голов. (фото 2)

Старенький ПАЗик, а вместе с ним и мы, движется не спеша вперед, делая остановки в деревнях Крутец, Ольгино, Дубовая, Ивановка.
Ивановка — село в Аркадакском районе, Саратовской области, России. Входит в состав Львовского сельского поселения. Село расположено на восточной окраине Окско-Донской равнины, на реке Большой Аркадак (приток реки Хопёр), на высоте 144 м над уровнем моря, в 20 километрах от районного центра и в 13 км от Центра сельского поселения (село Львовка). До отмены крепостного права в России в 1830—50-е годы село Ивановка принадлежало Фёдору Андреевичу Салову. В 1859 году в Ивановке было 52 двора с общим числом населения 437 человек. Здесь проживали великороссы, выходцы из Орловской и Тульской губерний православного вероисповедания. После смерти Ф. А. Салова в 1861 году село переходит его племянникам — Николаю Александровичу Салову и Илье Александровичу Салову. К началу 20 века, в 1901 году, в Ивановке проживало 1203 человека.
Здесь была церковно-приходская школа, фельдшерский пункт, магазины. Примерно к 1907—1909 годам построили земскую больницу на 10 коек. В больнице имелось и ветеринарное отделение. Практиковал в больнице Николай Александрович Салов.
В 1930-е годы в селе была собственная МТС, обслуживающая тринадцать хозяйств. В самом селе было две сельхозартели: «имени Ленина», которое объединяло 289 дворов, 3439 гектаров земли, и «имени Карла Маркса», объединяло 121 двор, 1647 гектаров земли. В послевоенные годы в Ивановке была построена собственная ГЭС. В 1960-е годы был построен Дом культуры, правление колхоза. В 1973 году построили двухэтажную школу. В Ивановке в 1886 году родилась моя прабабушка Андриянникова Екатерина Артемовна в девичестве Тютюкина.
Дубовая — деревня в Аркадакском районе, Саратовской области, России. Деревня входит в состав Росташовского сельского поселения. Основана в период с 1785 по 1800 г.г., когда граф Алексей Кириллович Разумовский значительно увеличил местное население за счет переселенцев из Черниговской губернии. Последними владельцами деревни были господа Саловы. Расположена на реке Дубовая, на высоте 166 м над уровнем моря, в 30 км от районного центра г. Аркадак. Река Дубовая берёт начало около села Баландинка. Течёт на север. Устье реки находится у деревни Григорьевка в 61,2 км по левому берегу реки Аркадак. Длина реки составляет 21 км. В 1859 году в деревне насчитывалось 48 дворов и проживало 394 человека. В 1911 году дворов - 106, жителей - 868 человек. В 30-е годы на территории Дубовского сельского Совета образовались две сельхозартели: имени "Красной Армии", которое объединяло 46 дворов, 1163 гектара земли, и имени "Красный доброволец", объединяло 102 двора, 3548 гектаров земли. В 2010 году жителей 0 человек. Этой деревни теперь тоже нет. Но здесь 10 декабря 1910 года родился мой дед Баринов Петр Варфоломеевич.
Вот въехали в Григорьевку, дорога проходит вдоль всей деревни и делит ее пополам. Вот проехали самое высокое и большое здание – это клуб, вот - магазины, а вот и последний поворот на Алексеевку. На повороте вдали на горе хорошо виден Григорьевский лес. Мы с девчонками ходили туда за черемухой. Следующая остановка наша родная Ходаковка.
Деревня Григорьевка основана крестьянами-переселенцами из Шацкого уезда и крестьянами из Малороссии около 1810 года, принадлежала, так же как и Ивановка, господам Саловым. Расположена на левом берегу реки Большой Аркадак, на высоте 143 м над уровнем моря, в 23 км от районного центра г. Аркадак. Входит в состав Львовского сельского поселения.
Вот мы и доехали. Выходим и любуемся. Как только автобус скрылся за поворотом, наступает тишина. Слышно как высоко в небе звенят жаворонки. Пряный аромат луговых трав и свежескошенной травы дурманит, ты вдыхаешь его полной грудью и не можешь никак надышаться. А над головой бесконечное голубое небо, которое как будто завет и манит тебя, и ты не в силах оторвать свой взор от него. А вот и он, мой старый друг – телеграфный столб. И я радостно кричу ему: «Здравствуй!» И он, как и прежде встречает меня своим жужжанием, а когда я его обнимаю, шепчет мне на ушко свои секреты.

 Старенький ПАЗик, а вместе с ним и мы,  движется не спеша вперед, делая остановки в деревнях Крутец, Ольгино,  Дубовая, Ивановка. 
        Ивановка  — село в Аркадакском районе, Саратовской области, России. Входит в состав Львовского сельского поселения. Село расположено на восточной окраине Окско-Донской равнины, на реке Большой Аркадак (приток реки Хопёр), на высоте 144 м над уровнем моря, в 20 километрах от районного центра и в  13 км  от Центра сельского поселения (село Львовка).       До отмены крепостного права в России в 1830—50-е годы село Ивановка принадлежало Фёдору Андреевичу Салову. В 1859 году в Ивановке было 52 двора с общим числом населения 437 человек. Здесь проживали великороссы, выходцы из Орловской и Тульской губерний православного вероисповедания. После смерти Ф. А. Салова в 1861 году село переходит его племянникам — Николаю Александровичу Салову и Илье Александровичу Салову. К началу 20 века, в 1901 году, в Ивановке проживало 1203 человека.
            Здесь была церковно-приходская школа, фельдшерский пункт, магазины. Примерно к 1907—1909 годам построили земскую больницу на 10 коек. В больнице имелось и ветеринарное отделение. Практиковал в больнице Николай Александрович Салов.
          В 1930-е годы в селе была собственная МТС, обслуживающая тринадцать хозяйств. В самом селе было две сельхозартели: «имени Ленина», которое объединяло 289 дворов, 3439 гектаров земли, и «имени Карла Маркса», объединяло 121 двор, 1647 гектаров земли. В послевоенные годы в Ивановке была построена собственная ГЭС. В 1960-е годы был построен Дом культуры, правление колхоза. В 1973 году построили двухэтажную школу. В Ивановке в 1886 году родилась моя прабабушка Андриянникова Екатерина Артемовна в девичестве Тютюкина. 
         Дубовая  — деревня в Аркадакском районе, Саратовской области, России. Деревня входит в состав Росташовского сельского поселения. Основана в период с 1785 по 1800 г.г., когда  граф Алексей Кириллович Разумовский значительно увеличил местное население за счет переселенцев из Черниговской губернии. Последними владельцами деревни были господа Саловы. Расположена на реке Дубовая, на высоте 166 м над уровнем моря, в 30 км от районного центра г. Аркадак. Река Дубовая берёт начало около села Баландинка. Течёт на север. Устье реки находится у деревни Григорьевка в 61,2 км по левому берегу реки Аркадак. Длина реки составляет 21 км. В 1859 году  в деревне насчитывалось 48 дворов и проживало 394 человека. В 1911 году  дворов - 106, жителей  - 868 человек. В 30-е годы на территории Дубовского сельского Совета образовались две сельхозартели: имени "Красной Армии", которое объединяло 46 дворов, 1163 гектара земли, и имени "Красный доброволец", объединяло 102 двора, 3548 гектаров земли. В 2010 году жителей  0 человек. Этой деревни теперь тоже нет. Но здесь 10 декабря 1910 года родился мой дед Баринов Петр Варфоломеевич.
 Вот въехали в Григорьевку, дорога проходит вдоль всей деревни и делит ее пополам. Вот проехали самое высокое и большое здание – это  клуб, вот - магазины, а вот и последний поворот на Алексеевку. На повороте вдали на горе хорошо виден Григорьевский лес. Мы с девчонками ходили туда за черемухой.   Следующая остановка наша родная Ходаковка. 
           Деревня Григорьевка  основана крестьянами-переселенцами из Шацкого уезда и крестьянами из Малороссии около 1810 года, принадлежала, так же как и Ивановка, господам Саловым. Расположена на левом берегу реки Большой Аркадак, на высоте 143 м над уровнем моря, в 23 км от районного центра г. Аркадак. Входит в состав Львовского сельского поселения. 
              Вот  мы и доехали. Выходим и любуемся. Как только автобус скрылся за поворотом,  наступает  тишина. Слышно как высоко в небе   звенят жаворонки. Пряный  аромат луговых трав и свежескошенной травы  дурманит, ты вдыхаешь его полной грудью и не можешь никак надышаться. А над головой бесконечное голубое небо, которое как будто завет и манит тебя, и ты не в силах оторвать свой взор от него. А вот и он, мой старый друг – телеграфный столб. И я радостно кричу ему: «Здравствуй!»  И он, как  и прежде встречает меня своим  жужжанием, а когда я его обнимаю, шепчет мне на ушко свои секреты. 
 (фото 3)

Прямо перед нами - Ходаковка. Она притаилась там, в недалеке, за деревьями под горой. Справа ее сторожит Маленький лесок, слева - большой Алексеевский лес. Нам предстоит идти пешком еще почти километр. Нужно пройти этот луг, перейти по мостику через речку, и мы на месте. Вот и речка. Наша Аркадачка.
На самом деле река это называется Большой Аркадак, левый приток Хопра. Длина 115 км. Берет начало на западе Екатериновского района близ села Мирный. Впадает в Хопер у города Аркадак. Основные притоки: правые - Чапушка, Малый Аркадак, Кистендей, левые - Шадча, Иловатка, Дубовая, Ольгина.

        Прямо перед нами -  Ходаковка. Она притаилась там, в недалеке, за деревьями под горой.  Справа ее сторожит Маленький лесок, слева - большой Алексеевский лес. Нам предстоит идти пешком еще почти километр. Нужно пройти этот луг, перейти по мостику через речку, и мы на месте. Вот и речка. Наша Аркадачка.
           На самом деле река это называется Большой Аркадак, левый приток Хопра. Длина 115 км. Берет начало на западе Екатериновского района близ села Мирный. Впадает в Хопер у города Аркадак. Основные притоки: правые - Чапушка, Малый Аркадак, Кистендей, левые - Шадча, Иловатка, Дубовая, Ольгина. 
        


 (фото 4)

В этом месте, где мосток, она будто ручеек. Не глубокая и не широкая. Журчит, струиться. Вода чистая прозрачная, знай себе, камешки перекатывает. И такое волнение охватывает, словно переходишь «реку времени».
Поднимаемся по дорожке дальше. Перед нами телятники и фермы, минуя их, попадаем, наконец, на главную улицу деревни - Галявка. Это самая большая и главная улица. Она начинается от речки и тянется до самой горы, здесь магазин и клуб, правление.
Галявка или Голявка? Какое странное название. А как же оно пишется - через «А» или «О». Как известно в русском языке обычно слышим «А», а пишем «О». Если это слово пишется, через «о», то ГОлявка, а если через «а», то ГАлявка. И я порылась в словарях и вот что выяснила.
У слова Голявка - корень «голь», который говорит сам за себя.
Голь - оборванцы, нищие, беднота. Голь перекатная. Голь кабацкая. Голь на выдумки хитра (посл.). В украинском языке Голь - имеет два значения, но смысл имеет тот же 1) голота, голеча, голь - беднота, нищие; голь перекатная — голота (голь) нещадима; 2) гола місцевість, голе місце -местность, лишённая растительности.
Получается Голявка, значит - голая, бедная местность или местность, где живут бедняки (нищие, голота, голь).
Населенные места, с названием Голявка, стали появлятся в Нижегородской и Московской губерниях в конце XIX в. Там селились безземельные, малоземельные и безлошадные крестьяне-бедняки, уходившие из деревень на заработки, которые были вынуждены ютиться в жалком подобии домов: балаганах и полуземлянках. Этих жителей называли голяками, поэтому в народе слободы эти назывались Голявкой .
Теперь о слове «Галявка». Его в русских словарях я не нашла, а по-украински «галява », значит поляна, луг, проталина, прогалина. Соответственно «галяв-ка» – это уменьшительное от «галявы», т.е полян-ка, луж-ок, проталин-ка, прогалин-ка. Вот на одном из сайтов нашла. «Курорт Пуща-Водица размещена на северо-западной околице Киева. Особенно красивая Пуща-Водица весной и летом. Когда сойдет снег и просохнет земля, на галявах, среди кустов, начинают распускаться цветы. А в мае звучат колокольчиками ландыши, расцветает и фиалка, и голубая Вероника».
Полянка, лужок – это понятно. А что такое – прогалина, тем более в этом слове тоже есть «галина». Вот как словари объясняют это слово.
Прогалина - Это "место, на котором нет того, что вокруг него" (например, место, свободное от снега), образовано от прогалъ, восходящего к той же основе, что и голый .
Прога́лина. Ж. 1. Свободное от деревьев место, поляна или лужайка в лесу. Голое, лишенное покрова место на какой-либо поверхности. 2. Промежуток, свободное место между чем-либо .
Прогалина - небольшой участок лесной площади, лишенный деревьев, но сохраняющий элементы лесной растительности. Образуется вследствие лесного пожара, бурелома, снеговала, неправильного отбора деревьев при рубках ухода и санитарных рубках .
Получается, что Галявка, что Голявка, в данном случае, могут иметь один и тот же смысл: бедное голое место, окруженное вокруг растительностью или свободное место между чем-либо. Ведь что такое полянка - это место в лесу без растительности, т.е. голое бедное место без леса, а деревья растут вокруг него, вокруг полянки.
А если посмотреть на карту, то становиться понятно почему Галявка. Действительно немного возвышенное ровное голое место, которое с одной стороны примыкает к высокой горе, а со всех остальных сторон окруженное рекой. Ну чем не полянка, чем не лужок – одним словом Галявка. Не удивительно, что название Галявка или Голявка имеет украинские корни. Ведь первыми поселенцами Ходаковки были украинцы. Сведения о заселении земель вдоль реки Большой Аркадак малороссиянами подтверждает известный саратовский краевед Александр Николаевич Минх (1833-1912). В своей работе "К истории переселения малороссиян в Саратовский край" , он указывает, что в таких селениях Балашовского уезда, как Львовка, Григорьевка, Дубовая, Шептаковка, Ходаковка, Чапушка, Алексеевка, в значительной степени проживают переселенцы малороссы (украинцы).
Согласно другой версии название Галявка произошло от имени девушки Галя, с которой связана печальная история.
Но мне больше нравиться происхождение названия улицы Галявка от украинского галявка, что значит полянка.

В этом месте, где мосток, она будто ручеек. Не глубокая и не широкая. Журчит, струиться. Вода чистая прозрачная, знай себе, камешки перекатывает. И такое волнение охватывает,  словно переходишь «реку времени». 
                Поднимаемся по дорожке дальше. Перед нами телятники и фермы, минуя их, попадаем, наконец, на главную улицу  деревни - Галявка. Это самая большая и главная улица. Она начинается от речки и тянется до самой горы, здесь магазин и клуб, правление.
Галявка или Голявка?  Какое странное название. А как же оно пишется  -  через «А» или «О». Как известно в русском языке обычно слышим «А», а  пишем «О». Если это слово пишется, через «о», то ГОлявка, а если через «а»,  то ГАлявка.  И я порылась в словарях и вот что выяснила.
             У слова Голявка - корень «голь», который говорит сам за себя. 
Голь  - оборванцы, нищие, беднота. Голь перекатная. Голь кабацкая. Голь на выдумки хитра (посл.). В украинском языке  Голь - имеет два значения, но смысл имеет тот же 1) голота, голеча, голь - беднота,  нищие; голь перекатная — голота (голь) нещадима; 2) гола місцевість, голе місце -местность, лишённая растительности.
 	           Получается Голявка, значит - голая, бедная местность или местность, где живут бедняки (нищие, голота, голь).
          Населенные места, с названием  Голявка, стали появлятся  в Нижегородской и Московской губерниях в конце XIX в.  Там селились  безземельные, малоземельные и безлошадные крестьяне-бедняки, уходившие из деревень на заработки, которые были вынуждены ютиться в жалком подобии домов: балаганах и полуземлянках.  Этих жителей называли голяками, поэтому в народе слободы эти назывались   Голявкой .
           Теперь о слове «Галявка». Его в русских словарях я не нашла, а по-украински «галява », значит поляна, луг, проталина, прогалина.  Соответственно «галяв-ка» – это уменьшительное от «галявы», т.е полян-ка, луж-ок, проталин-ка, прогалин-ка. Вот на одном из сайтов нашла. «Курорт Пуща-Водица размещена на северо-западной околице Киева. Особенно красивая Пуща-Водица весной и летом. Когда сойдет снег и просохнет земля, на галявах, среди кустов, начинают распускаться цветы. А в мае звучат колокольчиками ландыши, расцветает и фиалка, и голубая Вероника». 
            Полянка, лужок – это  понятно. А что такое – прогалина, тем более в этом слове тоже есть «галина». Вот как словари объясняют это слово.
         Прогалина - Это "место, на котором нет того, что вокруг него" (например, место, свободное от снега), образовано от прогалъ, восходящего к той же основе, что и голый .
         Прога́лина. Ж. 1. Свободное от деревьев место, поляна или лужайка в лесу.  Голое, лишенное покрова место на какой-либо поверхности. 2. Промежуток, свободное место между чем-либо .           
         Прогалина - небольшой участок лесной площади, лишенный деревьев, но сохраняющий элементы лесной растительности. Образуется вследствие лесного пожара, бурелома, снеговала, неправильного отбора деревьев при рубках ухода и санитарных рубках . 
         Получается, что Галявка,  что Голявка, в данном случае, могут иметь один и тот же смысл: бедное голое место, окруженное вокруг растительностью или свободное место между чем-либо. Ведь что такое полянка - это место в лесу без растительности, т.е. голое бедное место без леса, а деревья растут вокруг него, вокруг полянки.
           А если посмотреть на карту, то становиться понятно почему Галявка. Действительно немного возвышенное ровное голое место, которое с одной стороны примыкает к высокой горе, а со всех остальных сторон окруженное рекой. Ну чем не полянка, чем не лужок – одним словом Галявка. Не удивительно, что название Галявка или Голявка имеет украинские корни. Ведь первыми поселенцами Ходаковки были  украинцы.  Сведения о заселении земель вдоль реки Большой Аркадак малороссиянами подтверждает известный саратовский краевед Александр Николаевич Минх (1833-1912). В своей работе "К истории переселения малороссиян в Саратовский край"  , он указывает, что в таких селениях Балашовского уезда, как Львовка, Григорьевка, Дубовая, Шептаковка, Ходаковка, Чапушка, Алексеевка, в значительной степени проживают переселенцы малороссы (украинцы).   
      Согласно другой версии название Галявка произошло от имени девушки Галя, с которой связана печальная история.
             Но мне больше нравиться  происхождение названия улицы  Галявка от украинского галявка, что значит полянка.


 (фото 5)

Идем по центральной улице. Первый проход между домами ведет на другую самую маленькую улицу Пятидворка, название которой, говорит само за себя. Проходим до конца и вот мы уже попадаем на третью улицу – Хутора. Эта улица, как и Галявка уходит до самой горы. Дома по улицам располагались с двух сторон от дороги, кроме Пятидворки, где домики располагаются вдоль речки в один ряд. За домами - двор, потом сад, потом огороды. На границе между огородами улиц Хутара и Галявка был ерик, где росли огромные ветлы. По весне он заливался талой водой, которая стекала с горы в реку, и оставалась в его долгих яминах до лета. Это место называли еще одним загадочным словом «качќ́и».
Качкѝ – это еще одно украинское слово. "Качка" на русский переводится как "утка". А "уткИ" соответственно - "качки", множественное число. Утки ходят вразвалочку из-за того, что имеют короткие широко расставленные лапы. Для того, чтобы шагать, им приходится всем телом переваливаться с боку на бок. Так они и ходят, качаясь из стороны в сторону. И ветлы качаются из стороны в сторону, как утки при ходьбе. Может от этого, а может потому, что утки облюбовали это место и находились здесь целыми днями. Это место и прозвали – КАЧКЍ.

Идем по центральной улице. Первый проход между домами ведет на другую самую маленькую улицу Пятидворка,  название которой, говорит само за себя. Проходим до конца и вот мы уже попадаем на третью улицу – Хутора. Эта улица, как и Галявка уходит до самой горы.  Дома по улицам располагались с двух сторон от дороги, кроме Пятидворки, где домики располагаются вдоль речки в один ряд. За домами - двор,  потом сад, потом огороды.  На границе между огородами улиц Хутара и Галявка был ерик, где росли огромные ветлы. По весне он заливался талой водой, которая стекала с горы в реку,  и  оставалась в его долгих яминах до лета. Это место называли еще одним загадочным словом «качќ́и». 
               Качкѝ  – это еще одно украинское слово.  "Качка" на русский переводится как "утка". А "уткИ" соответственно - "качки", множественное число.  Утки ходят вразвалочку из-за того, что имеют короткие широко расставленные лапы.  Для того, чтобы шагать, им приходится всем телом переваливаться с боку на бок. Так они и ходят, качаясь из стороны в сторону. И ветлы  качаются из стороны в сторону, как утки при ходьбе. Может от этого, а может потому, что утки облюбовали это место и находились здесь целыми днями. Это место и прозвали – КАЧКЍ.
 (фото 6)

Между домами заборов не было. Если перед домом был палисадник, то только его и огораживали. У бабушки в палисаднике росли огромные вётлы и кусты сирени. Я очень любила там играть среди ветвей. Дома мазали глиной и белили, крыши крыли соломой или камышом-чаканом. Вот и бабушкин дом. Этот дом всего с одной комнатой бабушка вместе со своим мужем, моим дедом, Бариновым Петром Варфоломеевичем, купили еще до войны для своей большой семьи и мечтали построить большой дом, но не успели даже сени пристроить. В июне 1941 года дед ушел на фронт, а в июле 1943 года погиб на Курской Дуге. Бабушка одна сени строила, таскала камни и строила потихоньку. Вот парадное крыльцо и небольшая закрытая веранда. Поднявшись по двум или трем ступенькам, попадаем в светлую застекленную веранду. Там стоял стол, а на нем в кастрюле большой цветок недотрога или ванька-мокрый, или огонек. Входим в дом и попадаем в сени. В сенях потолка не было, не было и окон, и они были холодные.
В сенях был небольшой чуланчик, где хранили всякие припасы. Там же стоял ларь с мукой. В сенях и еду готовили, для этого здесь стоял стол, керогас , а у кого-то керосинка, ведра с водой. Сени обычно были проходные, т.е. в одну дверь входишь, а выходишь в другу дверь, которая ведет во двор и оказываешься во дворе. Во дворе: справа – хлев, а слева- котух , в них держали овец, корову и домашнюю птицу: курей и гусей.
Еще одна дверь была в сенях – это вход в избу, в горницу.
Горница у бабушки была поделена перегородкой с дверьми на две комнаты. В первой была печь, и здесь обедали, а во второй - стояли кровати, и она служила спальней. Войдя в избу, попадаешь в небольшую по размеру комнату с двумя окнами справа. В правом углу иконы, под ними стол, за которым обедали. В этой же комнате стоял и сундук, обязательная принадлежность каждой избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. На стене, рядом с дверью в другую комнату - ходики с кукушкой. Они все время поскрипывали, как будто стонали.
Слева от двери была русская печь. Она занимала четвертую часть комнаты. Пространство перед устьем печки было отгорожено дощатой перегородкой от остальной комнаты, так что перед печкой получилась совсем маленькая комнатушка, но там было окно и от этого было светло, в углу на стене икона под ней небольшой столик. За печкой за цветастой занавеской – палати.

             Между домами заборов не было. Если перед  домом был палисадник, то только его и огораживали. У бабушки в палисаднике росли огромные вётлы и кусты сирени. Я очень любила там играть среди ветвей. Дома мазали глиной и белили, крыши крыли соломой или камышом-чаканом. Вот и бабушкин дом. Этот дом всего с одной комнатой бабушка вместе со своим мужем, моим дедом, Бариновым Петром Варфоломеевичем, купили еще до войны для своей большой семьи и мечтали построить большой дом, но не успели даже сени пристроить. В июне 1941 года дед ушел  на фронт, а в  июле 1943 года погиб на Курской Дуге. Бабушка одна сени строила, таскала камни и строила потихоньку. Вот парадное крыльцо и небольшая закрытая веранда. Поднявшись по двум или трем ступенькам, попадаем в светлую застекленную веранду. Там стоял стол, а на нем в кастрюле большой цветок недотрога или ванька-мокрый, или огонек. Входим в дом и попадаем в сени. В сенях потолка не было, не было и окон, и они были холодные.       
             В сенях был небольшой чуланчик, где хранили всякие припасы. Там же стоял ларь с мукой. В сенях и еду готовили, для этого  здесь стоял стол,  керогас , а у кого-то керосинка, ведра с водой.  Сени обычно были проходные, т.е. в одну дверь входишь, а выходишь  в другу дверь, которая ведет во двор и оказываешься во дворе. Во дворе: справа – хлев, а слева- котух , в них держали овец, корову и домашнюю птицу: курей и гусей. 
          Еще одна дверь была в сенях – это вход в избу, в горницу.
                  Горница у бабушки была поделена перегородкой с дверьми на две комнаты. В первой была печь, и здесь обедали, а во второй - стояли кровати, и она служила спальней.  Войдя в избу, попадаешь в небольшую по размеру комнату с двумя окнами справа. В правом  углу иконы, под ними стол,  за которым обедали. В этой же комнате стоял и сундук, обязательная принадлежность каждой избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.  На стене, рядом с дверью в  другую комнату -  ходики с кукушкой. Они все время поскрипывали, как будто стонали.
             Слева от двери была русская печь. Она занимала четвертую часть комнаты. Пространство перед устьем печки было отгорожено дощатой перегородкой от остальной комнаты, так что перед печкой получилась совсем маленькая комнатушка, но там было окно и от этого было светло, в углу на стене икона под ней небольшой столик. За печкой за цветастой занавеской – палати. 
 (фото 7)

Вторая комната горницы была просторная и светлая по два окна на двух стенах. В правом углу иконы. В центре у левой стены еще одна печь. Ее называли, как мне тогда казалось «голанка». Я думала, что ее название происходит от слова «голая», и все время удивлялась такому названию. А правильно ее название «голландка». Она отделяла одну кровать от другой. В левом углу около окна кровать была «парадная». На нее складывались все самое лучшее и красивое. Простыни с подзорами. Подзор - это полоса ткани с вышивкой или кружевом, которая пришивается к одному из длинных краёв простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом. Сверху красивое байковое одеяло, вместо покрывала. Самые пышные подушки разных размеров в наволочках с вышивкой или кружевами. С другой стороны «голландки» слева от двери за ситцевой занавеской другая кровать не такая порадная, поэтому, наверное, ее прятали за занавеской. На стенах возле кроватей – яркие матерчатые коврики с оленями. В переднем углу между окнами стол. Рядом с ним справа на маленьком стульчике фикус с большими блестящими листьями, высотой почти до потолка. В углу у противоположной стены шкаф. В избе стены были побелены. Потолок из досок был покрашен в белый цвет.

Вторая комната горницы была просторная и светлая по два окна на двух стенах.  В правом углу иконы. В центре у левой стены еще одна печь. Ее называли, как мне тогда казалось «голанка». Я думала, что ее название происходит от слова «голая», и все время удивлялась такому названию. А правильно ее название «голландка». Она отделяла одну кровать от другой. В левом углу около окна кровать была «парадная». На нее складывались все самое лучшее и красивое. Простыни с подзорами. Подзор  - это полоса ткани с вышивкой или кружевом, которая пришивается к одному из длинных краёв простыни, так что при застеленной постели подзор остаётся открытым и свисает над полом. Сверху красивое байковое одеяло, вместо покрывала. Самые пышные подушки разных размеров в наволочках с вышивкой или кружевами. С другой стороны «голландки» слева от двери за ситцевой занавеской другая кровать не такая порадная,  поэтому, наверное, ее прятали за занавеской. На стенах возле кроватей – яркие матерчатые  коврики  с оленями.  В переднем углу между окнами стол. Рядом с ним справа на маленьком стульчике фикус с большими блестящими листьями,   высотой почти до потолка. В углу у противоположной стены шкаф. В избе стены были побелены. Потолок из досок был покрашен в белый цвет. (фото 8)

Я очень любила валяться вместе с бабушкой на этой «не парадной» кровати, спрятавшись за занавеской, и приставать к бабушке, чтобы она рассказала мне сказку. Хотя сказка была одна и та же, но мне очень нравилось ее слушать, и я вновь и вновь приставала к бабушке. Вот эта сказка.
Про быка и шелудивого деда

Дети пошли в лес за ягодами, за грибами. Шли, шли и заблудились. Вдруг видят в глубине леса избушка. Дети туда. Постучали, зашли. Поздоровались и увидели на печке древнего деда. Старик был не большого росточка, но вид у него был страшный: волосы седые не чесанные торчали в разные стороны, борода до пояса - вся свалялась, но самое страшное, что он весь оброс «шолудями ». Дети испугались, но деваться не куда. Рассказали старичку, что с ними случилось. Попросили показать дорогу домой. А дед и говорит:
-Сейчас я вам похлебку сварю, если отведаете, то покажу дорогу.
Стал дед похлебку варить. А сам потихоньку шелуди свои отрывает и в горшок бросает. Сварил дед похлебку. Позвал детей за стол. Налил каждому по тарелке. Ребята, те, что по старше приметили, что дед шолудей наварил и не стали есть. А самый младший хлопчик не заметил и съел всю тарелку. Вот старик и говорит:
- Вас я ребята отпускаю. А ты, хлопчик, все съел, знать похлебка моя тебе понравилась. Вот у меня и останешься. Будешь со мной жить, волосы мои чесать, шелуди мои обрывать, похлебку варить, меня кормить.
И проводил ребят, а мальчик остался у шелудивого деда жить.
Вот как-то дед говорит:
- Я сейчас спать лягу, а ты в хате убери, каши навари.
Вот дед залез на печку и заснул. Делать не чего, хлопчик в хате убрал, кашу в печь поставил, сел у окна и плачет. Подходит к нему бык и спрашивает:
- Что плачешь?
Мальчик рассказал, что с ним произошло. Бык и говорит:
- Садись на меня, держись за рога, я тебя отвезу домой, пока дед спит.
Мальчик, недолго думая, сел быку на спину, ухватился за рога. И бык вместе с седоком побежал со всех ног вон от избы. Вдруг слышат сзади стук-гром, смотрят, а это дед шелудивый проснулся и их догоняет. Вот совсем близко, руки протягивает, сейчас хлопца схватит. Бык поднял свой хвост: тра-та-та. И все глаза деду своим навозом залепил. Пришлось ему остановиться, глаза продрать. Пока он глаза протирал, бык все дальше убегал. Продрал глаза старик, заново в погоню. Вот опять было догнал, а бык сызнова хвост свой поднял: тра-та-та. И все глаза деду засрал. Пока тот глаза свои протирал, бык еще дальше мальчика увез. Старик опять кинулся в погоню, вот-вот нагонит, вот-вот схатит. Бык, в который раз хвост свой поднял: тра-та-та. И все глаза деду опять залепил. Да так сильно, что пришлось деду домой бежать, глаза промывать, а потом вновь в погоню пускаться. Да уже поздно, пока он глаза свои промывал, бык в деревню прибежал и хлопца до дому доставил.

Я очень любила валяться вместе с бабушкой на этой «не парадной» кровати, спрятавшись за занавеской, и приставать к бабушке, чтобы она рассказала мне сказку. Хотя сказка была одна и та же, но мне очень нравилось ее слушать, и я вновь и вновь приставала к бабушке. Вот эта сказка.
Про быка   и   шелудивого деда
            
                Дети пошли в лес за ягодами, за грибами. Шли, шли и заблудились. Вдруг видят в глубине леса избушка. Дети туда. Постучали, зашли. Поздоровались и увидели на печке древнего деда. Старик был не большого росточка, но вид у него был страшный: волосы седые не чесанные торчали в разные стороны, борода до пояса - вся свалялась, но самое страшное, что он весь оброс «шолудями ». Дети испугались, но деваться не куда. Рассказали старичку, что с ними случилось. Попросили показать дорогу домой. А дед и говорит:
-Сейчас я вам похлебку сварю, если отведаете, то покажу дорогу.
              Стал дед похлебку варить. А сам потихоньку шелуди свои отрывает и в горшок бросает. Сварил дед похлебку. Позвал детей за стол. Налил каждому по тарелке. Ребята, те, что по старше приметили, что дед шолудей наварил и не стали есть. А самый младший хлопчик не заметил и съел всю тарелку. Вот старик и говорит:
- Вас я ребята отпускаю. А ты, хлопчик, все съел, знать похлебка моя тебе понравилась. Вот у меня и останешься. Будешь со мной жить, волосы мои чесать, шелуди мои обрывать, похлебку варить, меня кормить.
             И  проводил ребят, а мальчик остался у шелудивого деда жить. 
             Вот как-то  дед говорит:
- Я сейчас спать лягу, а ты в хате убери, каши навари.
             Вот дед залез на печку и заснул. Делать не чего, хлопчик в хате убрал, кашу в печь поставил, сел у окна и плачет. Подходит к нему бык и спрашивает: 
- Что плачешь? 
      Мальчик рассказал, что с ним произошло. Бык и говорит: 
- Садись на меня, держись за рога, я тебя отвезу домой, пока дед спит.
           Мальчик, недолго думая, сел быку на спину, ухватился за рога. И бык вместе с седоком побежал со всех ног вон от избы.  Вдруг слышат сзади стук-гром, смотрят, а это дед шелудивый проснулся и их догоняет. Вот совсем близко, руки протягивает, сейчас хлопца схватит. Бык поднял свой хвост: тра-та-та. И все глаза деду своим навозом залепил. Пришлось ему остановиться, глаза продрать. Пока он глаза протирал, бык все дальше убегал. Продрал глаза старик, заново в погоню. Вот опять было догнал, а бык сызнова хвост свой поднял: тра-та-та. И все глаза деду засрал. Пока тот  глаза свои протирал, бык еще дальше мальчика увез. Старик опять кинулся в погоню, вот-вот нагонит, вот-вот схатит. Бык, в который раз хвост свой поднял: тра-та-та. И все глаза деду опять залепил. Да так сильно, что пришлось деду домой бежать, глаза промывать, а потом вновь в погоню пускаться. Да уже поздно, пока он глаза свои промывал, бык в деревню прибежал и хлопца до дому доставил.
 (фото 9)

Утро в деревне начиналось рано. Лишь только забрезжит рассвет, как то там, то тут начинают свою перекличку петухи. Потом над деревней раздаются крики коров, которые дают знать своим хозяйкам, что их вымя наполнено молоком и пришло время их доить. В это время вставала и бабушка, шла доить корову, потом выгоняла ее в стадо. Выгоняла так же и овец. Слышно, как хлопает кнут пастуха. Мычат коровы. И вот все стихло. Глаза закрываются, и я проваливаюсь в сладкий сон. А бабушка выпускала и кормила птицу. Куры гуляли по двору, а гуси шли на речку, чтобы вечером мы вместе с ней пригнали их домой.
Ну, пора вставать! На завтрак молочная каша или просто молоко с хлебом.
Пушистый ароматный деревенский пшеничный хлеб. Его пекли в Алексеевской пекарне, и горячим развозили по деревенским магазинам, где собиралась почти вся деревня и ждала, когда хлеб привезут. Деревенский магазин это – минимаркет. Здесь продавалось все: и селедка, и сапоги, и утюги, и вафли. Идя в магазин, после утренних работ, хозяйки надевали чуть ли не праздничные наряды, чистые штапельные передники и платки. Здесь обменивались новостями, советами и совершали праздничные покупки: обновки и сладости. Для меня лучшей сладостью был прессованный кубик какао или кофе с молоком и сахаром за 10 копеек. Снимаешь обертку и грызешь.
Хлеб привозили из пекарни на специальной повозке на лошади, и у магазина собиралась почти вся деревня в его ожидании. Только что испеченный хлеб выгружали, он был еще горячий, и его аромат витал сначала около магазина, а потом разносился вдоль деревни по всем домам. Торговля шла бойко, и минут через 20 около магазина уже никого не было, да и хлеба тоже. Пекли его из пшеничной муки, сайки - ровные кирпичики, с высокой золотисто-коричневой верхушкой и с хрустящей поджаристой корочкой, а мякиш белый-белый и дышит словно живой. И невозможно было устоять, чтобы не откусить пока несешь его из магазина домой. А когда придешь домой, то скорее отрежешь горбушку, намажешь смородиновым вареньем и с молоком. Какое же это наслаждение!
В детстве, да и сейчас я очень люблю все печёное: пирожки, пироги, булочки, пирожные, тортики. Но не одно из этих изделий кулинарного мастерства не оставило такого глубокого следа в моей памяти, как этот простой деревенский хлеб.

Утро в деревне начиналось рано. Лишь только забрезжит рассвет, как то там, то тут начинают свою перекличку петухи. Потом над деревней раздаются крики коров, которые дают знать своим хозяйкам, что их вымя наполнено молоком и пришло время их доить. В это время вставала и бабушка, шла доить корову, потом выгоняла ее в стадо. Выгоняла так же и овец. Слышно, как хлопает кнут пастуха. Мычат коровы. И вот все стихло. Глаза закрываются, и я проваливаюсь в сладкий сон.  А бабушка выпускала  и кормила птицу. Куры гуляли по двору, а гуси шли на речку, чтобы вечером мы вместе с ней пригнали их домой.  
              Ну, пора вставать! На завтрак молочная каша или просто молоко с хлебом. 
             Пушистый ароматный деревенский пшеничный хлеб. Его пекли в Алексеевской пекарне, и горячим развозили по деревенским магазинам, где собиралась почти вся деревня и ждала, когда хлеб привезут. Деревенский магазин это – минимаркет. Здесь продавалось все: и селедка, и сапоги, и утюги, и вафли. Идя в магазин, после утренних работ, хозяйки надевали чуть ли не праздничные наряды, чистые  штапельные передники и платки. Здесь  обменивались новостями, советами и совершали праздничные покупки: обновки и сладости. Для меня лучшей сладостью был прессованный кубик какао или кофе с молоком и сахаром за 10 копеек. Снимаешь обертку и грызешь.
Хлеб привозили из пекарни на специальной повозке на лошади, и у магазина собиралась почти вся деревня в его ожидании. Только что испеченный хлеб выгружали, он был еще горячий, и его аромат витал сначала около магазина, а потом разносился вдоль деревни по всем домам. Торговля шла бойко, и минут через 20 около магазина уже никого не было, да и хлеба тоже. Пекли его из пшеничной муки, сайки - ровные кирпичики, с высокой золотисто-коричневой верхушкой  и  с хрустящей поджаристой корочкой, а мякиш белый-белый и   дышит словно живой. И невозможно было устоять, чтобы не откусить пока несешь его  из магазина домой. А когда придешь домой, то скорее отрежешь горбушку, намажешь смородиновым вареньем и с молоком. Какое же это наслаждение!
             В детстве, да и сейчас я очень люблю все печёное: пирожки, пироги, булочки, пирожные, тортики. Но не одно из этих изделий кулинарного мастерства не оставило такого глубокого следа в моей памяти, как этот простой  деревенский хлеб.
 (фото 10)

Управившись с делами, бежишь гулять. Босиком по дороге, а земля словно пух. Наступаешь, и нога проваливается в эту горячую мягкую серую массу, которая ласково обволакивает твою ногу и тебе совсем не хочется ее оттуда вытаскивать. Но в самую жару босиком по ней не пройдешь, а бежишь, лишь чуть–чуть касаясь, словно паришь над ней, или рядом идешь по травке. А дел и у меня много. Надо с девчонками в лес сходить за цветочками или ягодами, или на гору за гвоздичками, или в ерик за ромашками. Потом на речку - купаться. Залезешь по шею в воду и сидишь, балдеешь. Воздух горячий, а водичка прохладненькая, так что вылазить, не охота. Потом сядешь на кручу и наблюдаешь как суетливо носятся стрекозы над водой, любуешься белыми лилиями и желтыми кувшинками, или делаешь из них подвески.
Но были и другие дела. Нужно было с дядей Колей сходить на дойку. Баринов Николай Петрович - родной брат моей мамы, работал трактористом, а на дойке заводил мотор, что бы доильные аппараты работали. А я ходила вместе с ним и смотрела, как доят коров: подводит доярка корову в стойло, одевает ей на вымя аппарат, и молоко бежит по трубочке в одну большую бочку, потом другую корову ведет, и так пока всех не подоят. Ну, вот и все. Мотор дядя Коля выключает, а мне доярки дают теплого молока, и я пью, и наслаждаюсь, а молоко вкусное, сладкое, и кажется даже, что пахнет цветами.

Управившись с делами, бежишь гулять. Босиком по дороге, а земля словно пух. Наступаешь, и нога проваливается в эту горячую мягкую серую массу, которая ласково обволакивает твою ногу и тебе совсем не хочется ее оттуда вытаскивать. Но в самую жару босиком по ней не пройдешь, а бежишь, лишь чуть–чуть касаясь, словно паришь над ней, или рядом идешь по травке. А дел и у меня много. Надо с девчонками в лес сходить за цветочками или ягодами, или на гору за гвоздичками, или в ерик за ромашками. Потом на речку  - купаться. Залезешь по шею в воду и сидишь, балдеешь. Воздух горячий, а водичка прохладненькая, так что вылазить, не охота. Потом сядешь на кручу и наблюдаешь как суетливо носятся стрекозы над водой, любуешься белыми  лилиями и  желтыми кувшинками, или делаешь из них подвески. 
             Но были и другие дела. Нужно было с дядей Колей сходить на дойку. Баринов Николай Петрович - родной брат моей мамы, работал трактористом, а на дойке заводил мотор, что бы доильные аппараты работали. А я ходила вместе с ним и смотрела, как доят коров: подводит доярка корову в стойло, одевает ей на вымя аппарат, и молоко бежит по трубочке в одну большую бочку, потом другую корову ведет, и так пока всех не подоят. Ну, вот и все. Мотор дядя Коля выключает, а мне доярки дают теплого молока, и я пью, и наслаждаюсь, а  молоко вкусное, сладкое, и кажется даже, что пахнет цветами. 
 (фото 11)

В другой раз пойдем с тетей Машей (женой дяди Коли) на телятник, телят поить. Сначала нальем молока в ведро и понесем теленочку. Но он, просто так, пить не будет, он еще маленький. Нужна хитрость, чтобы его напоить. Поднесем ведро к мордочке теленка, руку свою отпустим в ведро с молоком, а пальцами нужно найти его губы, и тогда он начнет сосать молоко с твоих пальцев, как будто из мамкиной сиськи. И так каждого теленочка, а их до 30 голов бывало.

           В другой раз пойдем с тетей Машей (женой дяди Коли) на телятник, телят поить. Сначала нальем молока в ведро и понесем теленочку. Но он, просто так, пить не будет, он еще маленький. Нужна хитрость, чтобы его напоить. Поднесем ведро к мордочке теленка, руку свою отпустим в ведро с молоком, а пальцами нужно найти его губы, и тогда он начнет сосать молоко с твоих пальцев, как будто из мамкиной сиськи. И так каждого теленочка, а их до 30 голов бывало. (фото 12)

Лето пора разных заготовок.
...Летом и кизяки заготавливали. Ими топили печь. Я всегда с нетерпением ждала того дня, когда будем месить кизяки. Это было такое интересное занятие, настоящее веселье для детей. Даже сейчас мои воспоминания об этом ассоциируются с каким-то праздником. Для этого собирались несколько человек в основном родственники. Взрослые начинали таскать навоз из хлева в одну большую кучу во дворе, потом добавляли туда солому и воду. И начиналось «веселье», как тогда казалось мне, да, наверное, и всем ребятишкам. Все: взрослые и дети заходили в эту кучу босиком и начинали месить, ходили друг за другом, ногами топтали, тем самым, перетаптывая и перемешивая эту массу. Готовую массу раскладывали в «станки». Это такая деревянная форма в виде ящика, но без дна и с перегородками на 5-7 кизяков размером как современный кирпич. Массу хорошо утрамбовывали, лишнее снимали и несли на свободное место под солнцем для просушки, там выбивали кизяки из формы, как детские куличики из песка. И опять бежишь заполнять форму. После сушки кизяки становились легкими, но колючими, словно ежики. Мы их собирали и складывали в сарае рядами, выкладывая пирамиду до самого потолка.
Вечер. Жара спадает. В траве ожили и запели кузнечики. Нужно загнать курей и гусей. Скоро придут коровы и овцы. Бабушка подоит корову, процедит молоко, и я буду пить теплое парное молоко, но сначала я слижу эту воздушную белую пенку с него. А как приятно завершить свой день на вечерней зорьке, когда яркий закат заливает небо, а воздух наполняется дивными ароматами, и осознавать, что этот длинный и хлопотный день прошел не зря. Вечер окутывает нас нежным теплом, а мы, сидя на завалинке, любуемся закатом. Как не спеша садится солнышко, и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко заходит за горизонт, и начинают появляться холодные звезды. У реки расстилается седой туман, он застилает все кругом. Становится прохладнее, птицы перестают петь, легкий запах цветков становится все сильнее. Деревня умиротворенно засыпает.
Но нет, молодежь начинает собираться «на улицу». То там, то тут слышен смех и веселый разговор идущих в клуб, чтобы там посмотреть фильм, или музыку послушать, или просто поболтать и посмеяться, сидя на клубной завалинке, если он закрыт.
Посмотрев фильм, начинают парочки расходиться. Прогулки под луной до первых петухов. Первые свидания… Первый поцелуй… Первая любовь…
А какое количество звезд на небе. Какая красота! А какой звездопад в конце лета! Интересно было наблюдать, как падают звезды. Одна, другая, третья. Даже желание не успеваешь загадывать. А лишь тыкаешь в небо пальцем, слегка повизгивая и восклицая, когда падает очередная звезда....
На фото мама моей бабушки Андриянникова Екатерина Артемовна и кизяки.

Лето пора разных заготовок.
...Летом и кизяки заготавливали. Ими топили печь. Я всегда с нетерпением ждала того дня, когда будем месить кизяки. Это было такое интересное занятие, настоящее веселье для детей. Даже сейчас  мои воспоминания об этом ассоциируются с каким-то праздником. Для этого собирались несколько человек в основном родственники. Взрослые начинали таскать навоз из хлева в одну большую кучу во дворе, потом добавляли туда солому и воду. И начиналось «веселье», как тогда казалось мне, да, наверное, и всем ребятишкам. Все: взрослые и дети заходили в эту кучу босиком и начинали месить,  ходили друг за другом, ногами топтали, тем самым, перетаптывая и перемешивая эту массу. Готовую массу раскладывали в «станки». Это такая деревянная форма в виде ящика, но без дна и с перегородками на 5-7 кизяков размером как современный кирпич. Массу хорошо утрамбовывали, лишнее снимали и несли на свободное место под солнцем для просушки, там выбивали кизяки из формы, как детские куличики из песка. И опять бежишь заполнять форму. После сушки кизяки становились легкими, но колючими, словно ежики. Мы их собирали и складывали в сарае рядами, выкладывая пирамиду до самого потолка.
Вечер. Жара спадает. В траве ожили и запели кузнечики. Нужно загнать курей и гусей. Скоро придут  коровы и овцы. Бабушка подоит корову, процедит молоко,  и я буду пить теплое парное молоко, но сначала я слижу эту воздушную белую пенку с него. А как приятно завершить свой день на вечерней зорьке, когда яркий закат заливает небо, а воздух наполняется дивными ароматами, и осознавать, что этот длинный и хлопотный день прошел не зря. Вечер окутывает нас нежным теплом, а мы, сидя на завалинке, любуемся закатом. Как не спеша садится солнышко, и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко заходит за горизонт, и начинают появляться холодные звезды. У реки расстилается седой туман, он застилает все кругом. Становится прохладнее, птицы перестают петь, легкий запах цветков становится все сильнее. Деревня умиротворенно засыпает.
          Но нет, молодежь начинает собираться «на улицу». То там, то тут слышен смех и веселый разговор идущих в клуб, чтобы там посмотреть фильм, или музыку послушать, или просто поболтать и посмеяться, сидя на клубной завалинке, если он закрыт.
           Посмотрев фильм, начинают парочки расходиться.  Прогулки под луной до первых петухов. Первые свидания… Первый поцелуй… Первая любовь…
          А какое количество звезд на небе. Какая красота! А какой звездопад в конце лета! Интересно было наблюдать, как падают звезды. Одна, другая, третья.  Даже желание не успеваешь загадывать. А лишь тыкаешь в небо пальцем, слегка повизгивая и восклицая, когда падает  очередная звезда....
 На фото мама моей бабушки Андриянникова Екатерина Артемовна и кизяки.
 (фото 13)

Вот так же быстро и каникулы пролетели.  И пора домой уезжать. Как жаль, и как не хочется покидать эти родные и милые сердцу места, дорогих и любимых людей,   неповторимое впечатление моего детства, мой мир безмятежного счастья и беззаботной радости, когда каждый день был особенный и окрашен в свой неповторимый цвет.

           А уехать надо успеть пока дожди не пошли, иначе жирная земля, набравшись влаги, превратиться в болото и тебя не отпустит. И тогда пешком  не пройдешь и на машине не проедешь – увязнешь. Да и автобус в такую распутицу неизвестно когда  будет.

          Старенький автобус подобрал нас на грейдере и повез в сторону города. А позади, под горой, в деревеньке остались милые сердцу бабушки-старушки, избушки, луга и поля, речка и лесок, цветы и травы, простор и бесконечно-голубое небо. Чем дальше увозит нас автобус, тем все сильнее растворяются  они в синей дымке вечности, унося с собой все самое лучшее, что было с нами: наше беззаботное детство, ощущение счастья и радости, от того, что рядом наши близкие, которые любят нас просто за то, что мы есть. И вот уже нет возврата. Нет деревеньки. Ничего от нее нет. Осталась только память. Ох, как быстро время летит, но ты понимаешь это лишь с возрастом.  Утешая себя, я хочу думать, что деревня не умрет. По крайней мере, покуда мы живы, она будет жить внутри нас, оставаясь основой всего, что было и есть в нас вечно земного.

Natysa-2012

Какая прекрасная история в будующие!...я тоже с трепетом вспоминаю своё детство, так мама и папа отвозили меня на всё лето к бабушке в маленькую деревеньку Шишкино в Тамбовской области...я помню речку, любимого кота, закаты....хотя была совсем маленькая, но это самые дорогие и любимые моему сердцу воспоминания!.....Спасибо Вам!жму руку

Ольга Голосова

Наташенька, спасибо большое! Очень рада, что и мои воспоминания Вас порадовали, и свое детство Вы вспомнили. Я думаю такие воспоминания пробуждают лучшее, что есть в нас. А Вам - новых находок и успехов в творчестве!благодарю

Natysa-2012

Взаимно!благодарю

гость Татьяна

Спасибо большое за возвращение в детство. Мы как-будто вместе на каникулах бывали! Только я ездила в украинскую деревеньку в Башкирии. Те же мазаные хатки, крытые камышом, завалинки, печь-голландка. А подзоры, рушники на иконах и портретах родственников! Изготовление кизяков - вот оно детское  счастье! Собиралась "помочь"- соседи, родственники и,конечно-же, дети всех возрастов. А вы помните какие были после навоза ноги? Пяточки розовые, как у младенца! И никакого педикюра не надо было! И это после 2-3 месяцев босоногого лета. И первая любовь с прогулками до зари, с соловьями, с пьянящими запахами разнотравья!!!Спасибо Вам за светлые минуты возвращения в детство! Я аж взрыднула от нахлынувших воспоминаний!!!

Ольга Голосова

Спасибо и Вам, Татьяна

Наталия Ткачук

Какой замечательный, увлекательный рассказ!!!

Я с таким удовольствием прогулялась с Вами , вспоминая и свое детство!!!

Спасибо за путешествие в счастливое, беззаботное детство!!! Очень сказка понравилась!!!

Спасибо за те ощущения радости и счастья,  и водночас тревоги и печали, что испытала за время прочтения Вашей истории!!!

Вы так умеете передать всю  окружающую красоту и те чувства, что находятся так глубо-глубоко в сердце!!!

Оленька, благодарю от всей души !!! бравобравобраво

Ольга Голосова

Наташенька, большое спасибо за такой эмоциональный отзыв! Очень приятно, что мои воспоминания моего счастливого детства всколыхнули и еще чьи-то чувства и воспоминания, сделав его, пусть даже на несколько минут, но счастливым! Ведь это так чудесно - дарить людям счастье! И ваши замечательные работы тому подтверждение!благодарюцветы

гость лапушкина людмила

Я тоже отдыхала летом в Ходаковке у Лапушкиных. Очень жаль ,чточто теперь  нет этой деревни. 

Ольга Голосова

Спасибо, Людмила, за комментарий. Бабушкина сестра, Анастасия Григорьевна была замужем за Лапушкиным Иваном Захаровичем, который пропал без вести на фронте осенью 1941 года. Его родители жили на Пятидворке.

гость лапушкина людмила

Здравствуйте Ольга, мой дедушка Лапушкин Семён Константинович , они жили недалеко от школы, рядом с ними жили Новиковы. Моя тётя, Лапушкина Мария Семеновна, была завклубом в Ходаковке. Она жила на другой стороне улицы. А на пятидворках ,наверное жили другие Лапушкины. Может быть они однофамильцы или очень дальние родственники. Мой дядя, Лапушкин Анатолий Семенович, Герой Советского Союза. Мой папа,Лапушкин Александр Семенович, тоже участник ВОВ. Ольга,а в каком году Вы были в Ходаковке? Я была в деревне последний раз в 1973 году. Потом мои дедушка и бабушка переехали в Аркадак, там они и похоронены. А мы живём сейчас в Саратове.

Ольга Голосова

Добрый вечер, Людмила! В Ходаковке последний раз я была в 1978 году, потом моих бабушек тоже перевезли в Аркадак. У Вашего прадеда Константина Ефимовича был родной брат Захар Ефимович, это отец Ивана. Значит он двоюродный брат Вашего деда. У Ивана - дочь Нина, она живет в Аркадаке. А еще у Вашего деда была сестра Ефросинья, которая вышла замуж за Лучкова Ивана. Их семью в начале 30-х годов раскулачили и выслали с Киргизию. Если интересно, поделюсь информацией о Лапушкиных, которой располагаю. Только пишите мне на электорнную почту или в личку, или свой адрес напишите.

гость лапушкина людмила

Здравствуйте, Ольга. Сообщают свой электронный адрес /адрес удален, Пользовательское соглашение п.1.4/ Очень буду благодарна за информацию о своих предках. 

Лучков Виктор

Ольга, здравствуйте!

Спасибо за интересный рассказ и ... самое главное, за знакомые имена предков!

Я внук раскулаченных Лучкова Ивана и Лапушкиной Ефросиньи. Мой отец Лучков Евгений Иванович родился уже в Киргизии в 1940 году. Всего у деда Ивана было 5 сыновей и 1 дочь. Сейчас живы трое. Уже всем в под 80 и больше.

Мы переехали в 1994 году из Казахстана в Рязань и Москву.

Собираю древо Лучковых, рад буду любой информации. Готов к общению!

Ольга Голосова

 Спасибо за теплые слова и комментарии.

Лучков Виктор

Людмила, здравствуйте!

Выходит, что Лапушкин Константин Ефимович наш с Вами общий прадед. Буду рад знакомству!

Кафета

Ой, какая вы молодец!! И я вспомнила бабушку, вспомнила как гостила у нее в деревне. Разные смешные случаи. Как пытались доить с дедом корову, а она не хотела, ей бабушкины руки больше нравились. Дед повязал бабушкин платок, надел фартук, пищал тонким голоском - но Зорьку не обманешь... Как собирались лесную землянику, собирали сено и т.д. А сделайте альбом!!! улыбаюсь Скрап альбом, только еще и со страничками текста. Пусть вашим внукам достанется книга, созданная вашими руками.

Ольга Голосова

Спасибо, Кафета! Вот видите оказывается сколько у Вас воспоминаний, а говорите рассказа не получится. Вот из таких маленьких и на первый взгляд незначительных воспоминаний и получается  книги памяти СЕМЬИ.  Я расспрашивала своих родственников, кто что помнит - Пусть даже две строчки- а из этих маленьких строчек уже получается - История, Ваша история, история Семьи. И сразу, конечно, все не соберется, но и руки опускать не надо, потихоньку по крупицам соберете. А изучать историю семьи - Своей семьи, очень интересно и волнительно, вдруг открываются какие-то семейные тайны, но вопросов больше, чем ответов.... И по другому начинаешь думать о дедах и прадедах, об их жизни, а в результате и о жизни всей страны и ее истории. 

А еще совет собирайте все не только фото, какие-то предметы, значки, открытки, записки, письма. Вот мама дала мне свои письма - переписка с моим папой, а в них такая тесная связь их личной жизни с жизнью  всей страны того времени. Получился очень интересный материал, малая часть которого  легла в основу  телевизионной программы на нашем местном ТВ "Городские истории" от 19.10.2014. Это был мой подарок мамочке на юбилей. Спасибо редактору и ведущей Светлане Юричевой, ей понравился мой материал и сюжет. Вот ссылка, где можно посмотреть http://www.volgograd-trv.ru/mp4.aspx?date=Gor_istorii//191014

гость

Мы дети прекрасного рая д.Ходаковка. Наше детство незабываемо, мы выросли в этой деревне и помним ее. Заселяют Дальний восток, а здесь в Саратовской области и вообще в России так много пропавших деревень, где люди могли бы трудиться и растить своих детей, а не мыкаться гастербайтерами по Москве как изгнанники в своем государстве. 

Ольга Голосова

Большое спасибо, что оставили свой  комментарий. Что не забываете свою Малую Родину. Значит она жива - наша любимая Ходаковка.  Конечно очень печально, что происходит с деревней в наши дни, сколько таких деревень и сел исчезли. Обидно, но жизнь идет, будем надеяться, что когда-нибудь опять придет человек на это место и деревня возродится.