Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

МК. "Вы спрашивали"Третий год жизни.



Мастер-класс Педагогический опыт Раннее развитие МК "Вы спрашивали"Третий год жизни

В избранных: 27
В избранных: 27
В избранных: 27
В избранных: 27

Поделиться:

"Добрый вечер! У меня сыночку 2,9 просто обожает рисовать и лепить. Начали заниматься этим уже давно, сначала пальчиковые краски, а теперь гуашь, акварель, карандаши и фломастеры. Рисуем очень часто, правда не так, как написано у вас. Обязательно попробую по Вашей методике. А то мы рисуем всегда вместе, он что-то просит, я делаю, потом он. Но вот проговаривать - этого я никогда не делала. Говорю конечно что это , к примеру дом, а потом мы с ним вместе начинаем думать что надо нарисовать: крышу, окно, трубу, дверь, а потом идёт забор, дерево и т.д.
Когда он рисует сам, повторить рисунок ещё не может. Рисует просто параллельные палочки и говорит, что это дом, круг - это солнце, а вот лучики не там, где надо. Иногда нарисует какую-нибудь каляку, а говорит - это машина или кошка".
Вот такое письмо написала мне молодая мама.
Попробуем разобраться.

"Добрый вечер! У меня сыночку 2,9 просто обожает рисовать и лепить. Начали заниматься этим уже давно, сначала пальчиковые краски, а теперь гуашь, акварель, карандаши и фломастеры. Рисуем очень часто, правда не так, как написано у вас. Обязательно попробую по Вашей методике. А то мы рисуем всегда вместе, он что-то просит, я делаю, потом он. Но вот проговаривать - этого я никогда не делала. Говорю конечно что это , к  примеру дом, а потом мы с ним вместе начинаем думать что надо нарисовать: крышу, окно, трубу, дверь, а потом идёт забор, дерево и т.д.
Когда он рисует сам, повторить рисунок ещё не может. Рисует просто параллельные палочки и  говорит, что это дом, круг - это солнце, а вот лучики не там, где надо. Иногда нарисует какую-нибудь каляку, а говорит - это машина или кошка".
Вот такое письмо написала мне молодая мама. 
Попробуем разобраться.
 (фото 1)

Ребенок в таком возрасте не может распланировать такой сложный рисунок - дома с трубой, окнами, забором и деревьями. Слишком сложную задачу Вы поставили перед собой. Не перед малышом. Он просто не в состоянии охватить весь объем информации, которую Вы пытались до него донести. А поэтому она прошла мимо его сознания.
Вот он нарисовал параллельные прямые. Может это дорожка к домику? Тогда придется домик рисовать самим (если ребенок разрешит)
А может это лестница? Переверните рисунок Пусть любимый зайчик захочет по ней подняться. Вы рисуете поперечную линию, зайка чуть-чуть поднялся. Еще одну… далее попросите малыша нарисовать ступеньки, и ваше занятие может плавно перейти в игру.

Ребенок в таком возрасте не может распланировать такой сложный рисунок -  дома с трубой, окнами, забором и деревьями. Слишком сложную задачу Вы поставили перед собой.  Не перед малышом. Он просто не в состоянии охватить весь объем информации, которую Вы пытались до него донести. А поэтому  она прошла мимо его сознания.
Вот он нарисовал параллельные прямые. Может это дорожка к домику? Тогда придется домик рисовать самим (если ребенок разрешит)
А может это лестница? Переверните рисунок Пусть любимый зайчик захочет по ней подняться. Вы рисуете поперечную линию, зайка чуть-чуть поднялся. Еще одну… далее попросите малыша нарисовать ступеньки, и ваше занятие может плавно перейти в игру. 
 (фото 2)

На следующем занятии уже присутствует зайчик и хочет подняться к Солнышку. А Солнышко где-то спряталось. Найдите его, путь малыш нарисует круг, и Солнышко захочет поздороваться с зайчиком. Будьте уверены лучики от Солнышка малыш нарисует с удовольствием.

По-видимому, похожий сюжет рисовала и Василина с бабушкой.

На следующем занятии уже присутствует зайчик и хочет подняться к Солнышку.  А Солнышко где-то спряталось. Найдите его,  путь малыш нарисует круг, и Солнышко захочет поздороваться с зайчиком. Будьте уверены лучики от Солнышка малыш нарисует с удовольствием.

По-видимому, похожий сюжет рисовала и Василина с бабушкой. 
 (фото 3)

«Нарисовал каляку- маляку и говорит, что кошка».
Обыграйте эту ситуацию:
. Кошечка захотела кушать, а ротик не может открыть.
- Где у кошечки ротик?
- А ушки?
Так постепенно и закрепите основные элементы изображения животного.
Если это машина, ей нужны колеса, чтобы катится по дорожке. Нет дорожки? Нарисуем. Нет колес? Вы рисуете одно, а малыш другое. И не важно, где оно будет нарисовано. Так он будет понимать (не сазу, конечно), что из круга можно нарисовать кошечку, солнышко, колесо.
Из двух параллельных палочек легко (с вашей помощью) получится и домик. А чтобы заглянуть туда нужно нарисовать окошко. Этого достаточно.
Действительно, с детьми легче всего рисовать на больших форматах. Мы почти все детство тик и делали. Им так удобнее: мышцы рук еще очень слабенькие и им трудно вырисовывать маленькие кружочки, квадратики и т.д.
Вот и на этом рисунке каляка-маляка. Вместе с бабой Наташей Василина (можно предположить) рисовала жуков. Мамы жука и дочку. А может это мама-Солнышко и его сыночек. Если малыш согласен с вашим вариантом, то он тут же поверит, что он и правду рисовал Солнышко. И будет радоваться, какое оно у него получилось красивое.

 «Нарисовал каляку- маляку и говорит, что кошка».
 Обыграйте эту ситуацию:
.  Кошечка захотела кушать, а ротик не может открыть. 
- Где у кошечки ротик?
- А ушки?
Так постепенно и закрепите основные элементы изображения животного.
Если это машина, ей нужны колеса, чтобы катится по дорожке. Нет дорожки? Нарисуем. Нет колес? Вы рисуете одно, а малыш другое. И не важно, где оно будет нарисовано. Так он будет понимать (не сазу, конечно), что из круга можно нарисовать кошечку, солнышко, колесо.
Из двух параллельных палочек легко (с вашей помощью) получится и домик. А чтобы заглянуть туда нужно нарисовать окошко. Этого достаточно.
Действительно, с детьми легче всего рисовать на больших форматах. Мы почти все детство тик и делали. Им так удобнее: мышцы рук еще очень слабенькие и им трудно вырисовывать маленькие кружочки, квадратики и т.д.  
Вот и на этом рисунке каляка-маляка. Вместе с бабой Наташей Василина (можно предположить) рисовала  жуков. Мамы жука и дочку. А может это мама-Солнышко и его сыночек. Если малыш согласен с вашим вариантом, то он тут же поверит, что он и правду рисовал Солнышко. И будет радоваться, какое оно у него получилось красивое.
 (фото 4)

Это тоже рисунок по образцу: баба Наташа нарисовала желтый мячик (?) и возможно часть красного. А там уже ребенок нарисует мячики для всех своих любимых кукол. Это рисунок сделан в 2 года 8 месяцев.

Это тоже рисунок по образцу: баба Наташа нарисовала желтый мячик (?) и возможно часть красного. А там уже ребенок нарисует мячики для всех своих любимых кукол. Это рисунок  сделан в 2 года 8 месяцев.
 (фото 5)

Как вариант ( он чуть-чуть другой). Прочтите.

Вот еще один сюжет. Прабабушка рисует Девочку с корзинкой. Она вышла из домика и пошла в лес.

Как вариант ( он чуть-чуть другой). Прочтите.

Вот еще один сюжет. Прабабушка рисует  Девочку с корзинкой. Она вышла из домика и пошла в лес. (фото 6)

На следующей странице альбома мы видим дорожку, по которой девочка идет в лес. Светит солнышко.

На следующей странице альбома мы видим дорожку, по которой девочка идет в лес. Светит солнышко.  (фото 7)

На третьем занятии они нарисовали травку, где девочка решила отдохнуть. Посмотрите: все травинки тянутся к солнышку, вверх. Можно поставить картинку солнышка, и тогда все травинку будут тянуться к нему. А можно и вылепить солнышко и положить на стол. Дети в этом ( даже более старшем) возрасте на понимают, где распложен верх на картинке. Они задирают головенку и показывает, что солнышко там, вверху. Заменитель Солнышка поможет справиться с этой задачей.

На третьем занятии они нарисовали травку, где девочка решила отдохнуть. Посмотрите: все травинки тянутся к солнышку, вверх.  Можно поставить картинку солнышка, и тогда все травинку будут тянуться к нему. А можно и вылепить солнышко и положить на стол. Дети в этом ( даже более старшем) возрасте на понимают, где распложен верх на картинке. Они задирают головенку и показывает, что солнышко там, вверху. Заменитель Солнышка поможет справиться с этой задачей. (фото 8)

               Таким образом, можно составлять целые рассказы про девочку Машу или мальчика Илюшу, кому что нравится. А разглядывая один и тот же рисунок много раз, малыш наверняка хорошо запомнит,  и как выглядит на картинке травка, и как дорожка.

Когда у ребенка возникнет желание порисовать, он, скорее всего, уже не будет рисовать «каляку-маляку, а поставит себе конкретную цель: буду рисовать…

И как всегда "И".

muriska

Обязательно И. улыбаюсь

Lusien

Спасибо! "И" улыбаюсь

Валентина79

Конечно же, "И"!

Светлана Новицкая

Нам год и три. До таких шедевров - палочки, кружочки - нам еще далеко, мы пока только так.

Спасибо за материал, как всегда, интересно и познавательно....улыбаюсь

Татьяна Михайловна

Поставьте, пожалуйста, возраст ребенка, я потом покажу, как из него создать "шедевр" и использовать в пять- семь лет.

Спасибо.

Последние МК подойдут и Вам, ложки, кастрюли - все объекты для изучения. Сколько слов она говорит? Умеет ли нанизывать кольца на пирамидку?. Материал для9-10 месяцев, тоже можно использовать Сами можете его усложнить. Напишите.

Элия

"И"

Татьяна Михайловна

благодарю

Заходите в гости!

Jullieb

ИИИИ!

Татьяна Михайловна

В нашем полку прибыло! Всегда рады новым гостям!

Лили-Я

И

kosmi13

Спасибо "И"

Татьяна Михайловна

В этом году на этой страничке Вы первая!благодарю

боссиночка

Спасибо за ваш МК!!! Решила сегодня сесть с дочей и порисовать длинные линии..вот что из этого получилось https://stranamasterov.ru/node/168130   Укажите мои недочёты, пожалуйста..

Татьяна Михайловна

Молодцы! Оперативно работаете. Только к  любому занятию следует возвращаться не один раз, естественно, меняя условия. То парашютисты прыгают, то дождик цветочки поливает и т.д.

 Если Вы хотите усвоить рисование линий сверху  вниз, можно предложить простой прием: каждый зверек сам бежит за угощением ( морковка и яблоко бегать не умеют).

И все-таки вы  вяли многовато персонажей. Лучше  - поменьше, тогда игру легче продолжить и хватит места на листке. Но можно взять формат A3? тогда всем места найдется. И к этому листу можно  будет вернуться не один раз!

 На дальнейших занятиях  можно чередовать рисование коротких и длинных линий. Образец не даю, жду Ваших решений и открытий!улыбаюсь

 

боссиночка

Спасибо! Да, я с вами согласна.. что персонажей надо было взять меньше. Это точно...я вот подумала может левшам линию удобнее снизу вверх рисовать чем наоборот? у меня старший пишет правой, но он все линии в обратном порядке всё равно рисует (в отличие от меня правши)..думаювот я и думаю что переучили его наверное в садике на правшу..

Татьяна Михайловна

Извините, не знаю Вашего имени, я не поняла, кто из двух левша?  Старший - переученный левша или как?

 Есть натоящие левши, а есть те, у кого руки развиваются обе, хотя и не в одинаковой степени. Вы его тестировали?

боссиночка

Зовут меня Наталья! Татьяна Михайловна, можно я вам в личку напишу?

Татьяна Михайловна

Конечно! Жду!

Agranna

спасибо за урок рисования! Мы с малявочкой рисуем, но в формате "смотри, это солнце" - "дай!" - и рисует каляки. Вообще она не любит долго смотреть - нужно побыстрее самой попробовать :) И

Татьяна Михайловна

Рада, что заглянули!жму руку

А нам, взрослым, разве нравится, когда нам  указывают и морализованно подсказывают. думаю

Очень хорошо, что ребенок хочет все попробовать сам. А к школе абсолютно все научатся рисовать солнце. Так что беспокоиться нужно о том, как развить познавательный интерес. А уж  детсад и школа сделают свое дело.... грустно

Agranna

меня немного беспокоит другое... даже не знаю, как объяснить. Например, я сначала смотрю - как что-то сделать - а потом делаю. Она же сначала делает - и если что-то получается, то радуется, если нет - не заморачивается :) Возможно, это я спешу, ей всего 2 года 3 мес... но, например, то же солнце мы учились рисовать "исподтишка": она нарисовала шарик, я быстро поймала ее руку и ее же рукой нарисовала 3-4 лучика. Тогда она сообразила, что это солнце... С цветами иначе, но потому что она любит шарики: рисует большой круг, вокруг - маленькие кружочки и получается цветок. Но дорисовать цветку ножку или "ручку"-листик отказывается. Опять же, нарисовать лицо (круг, две точки-глаза и палка-рот) соображения (или желания?) не хватает. Рисует каляку и говорит "ляля". Хотя к уже нарисованной голове дорисовывает руки, ноги, иногда тело и даже шапку :) В последнее время, правда, появилась новая разновидность ляли: круг, внутри много-много точек :)

А относительно детсада - школы есть определенные сомнения. Конечно, в детсад в 3 года пойдем - ради общества деток... но надолго ли? На частный сад денег пока нет, уж очень дорого он стоит, а в качестве развития в государственном садике я сильно сомневаюсь. Тем более, что лучшие воспитатели нашего детсада - в других возрастных группах. Поэтому я пока планирую год в садике, чтоб раздружилась с детками, а с 4-5 лет водить ее в несклько кружков-студий, просто поддерживая отношения с детсадовскими друзьями. 

Про школу же даже думать боюсь. У Вас под какой-то статьей была дискуссия о современных школах - она достаточно ярко иллюстрирует мои сомнения... Я даже думала о том, чтоб ребенок до 5 класса учился экстерном (с 5 класса у нас можно сдать экзамены в хорошую гимназию). Тем более, что экстернат позволяет больше времени уделять природным склонностям ребенка.

Поэтому я и озадачиваюсь развитием и развлечением сама, без особой надежды на детсад...

(Большой пост вышел, а сказать-спросить еще много чего... Если позволите, я напишу Вам в личку?)

Татьяна Михайловна

Не знаю Вашего имениулыбаюсь

А написать в личку можете.

Ошибки мам, и мои в том числе. что нам надо, чтобы было правильно. Мы на этом зациклены. Нет глазок - отлично! Есть повод пожалеть куклу, она не может играть, кушать, смотреть фильмы, ей нельзя гулять. Нет ножек - замечательно. Сегодня похвалим и этот рисунок, а завтра "поохаем": "Бедная Машенька должна лежать в кроватке и не может с нее слезть". В любой закаляке (а их достаточно!)  взрослый может увидеть то, что ему надо. А уж малыш потом и сам поверит, что он рисовал автомобиль ( самолет) или птичку.
У цветочка нет ножки. Возьмите цветочек без ножки и пусть малыш убедится, что он быстро завянет, а с ножкой стоит красивый.  Не торопите события. Для малыша перевод объемного изображения в плоское пока недоступен. И причинно-следственные связи terra incognita.

Мое мнение - в три года садик ребенку  еще не нужен. А вот кружки студии по интересам - да (в разумных пределах). Общения ему там хватит. Вы ведь гуляете, ходите в гости. 

  В Америке дети  некоторых учителей, как ни странно, тоже учатся дома. Если есть возможность, то домашняя а форма обучения имеет много плюсов. Хотя это и  большой труд для родителей.

С уважением Татьяна Михайловна