Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ С ЧЕГО НАЧАТЬ? КАК БЫ НИ ОПОЗДАТЬ



Педагогический опыт ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ С ЧЕГО НАЧАТЬ? КАК БЫ НИ ОПОЗДАТЬ

В избранных: 2

Поделиться:

Кто-то начинает с колыбели, вывешивая буквы, кто-то пишет целые слова, а кто-то не торопится, успеет еще.
Где найти золотую середину? Не забывая, что основной вид деятельности дошкольника – игра.
С внучкой мы прошли «исторический» путь, начиная с наскальной живописи и рисунков на бересте.
Почему выбрали не самый легкий? Время бежит быстро, поток информации огромен. Научившись читать, потом может быть и никогда не узнаем, какой долгий путь прошло человечество в этом направлении.

	Кто-то начинает с колыбели, вывешивая буквы, кто-то пишет целые слова, а кто-то не торопится, успеет еще.
	Где найти золотую середину? Не забывая, что основной вид деятельности дошкольника – игра.
	С внучкой мы прошли «исторический» путь, начиная с наскальной живописи и рисунков на бересте.
Почему выбрали не самый легкий?  Время бежит быстро, поток информации огромен. Научившись читать, потом может быть и никогда не узнаем, какой долгий путь прошло человечество в этом направлении.
 (фото 1)

Гусиного пера у нас не было, Заменили стержнем от шариковой ручки. Но она не писала чернилами, Нажимали сильно, чтобы оставить след.

Гусиного пера у нас не было, Заменили стержнем от шариковой ручки. Но она не писала чернилами,  Нажимали сильно, чтобы оставить след. (фото 2)

Писали письмо-рассказ. Светит солнышко, но птицы уже улетают в теплые края. В лесу растут разные деревья. Встретили птиц и большой муравейник. Его жители еще не закрыли входы, значит, холода еще не скоро наступят. Даня сам выбирал сюжет, вспоминая свою прогулку в лес. Проговорил, и уж потом сел писать письмо.

Писали письмо-рассказ. Светит солнышко, но птицы уже улетают в теплые края.  В лесу растут разные деревья.  Встретили птиц и большой муравейник. Его жители еще не закрыли входы, значит, холода еще не скоро наступят. Даня сам выбирал сюжет, вспоминая свою прогулку в лес. Проговорил, и уж потом сел писать письмо. (фото 3)

Одни дети писали, другие - читали и отвечали на вопросы:
1. Сколько времени длился поход, укажет Луна.
2. Сколько человек сели в лодку и сколько продолжили поход? Почему?
3. Какие события произошли во время похода?
4. И многие другие вопросы и ответы.

Одни дети писали, другие - читали и отвечали на вопросы:
1.	Сколько времени длился поход, укажет Луна.
2.	Сколько человек сели в лодку и сколько продолжили поход?   Почему?
3.	 Какие события произошли во время похода?
4.	И многие другие вопросы и ответы.
 (фото 4)

Читали книгу Р. Киплинга о том, как было написано первое письмо. Иллюстрации я не показывала.

Читали книгу Р. Киплинга о том, как было написано первое письмо. Иллюстрации я не показывала. (фото 5)

Улыбались, когда вождь племени не стал наказывать девочку, потому что она сделала великое открытие, хоть и немного при этом ошибаясь, так как не очень умело выразила свою мысль.:
— О Девочка-которую-нужно-хорошенько-от-шлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!
— Никакого открытия не хотела я сделать, — ответила Таффи. — Я просто хотела, чтобы сюда принесли папино чёрное копьё.
И не просто читали, а вместе с Таффи рисовали и сравнивали.

 	Улыбались, когда вождь племени не стал наказывать девочку, потому что она сделала великое открытие, хоть и немного при этом ошибаясь, так как не очень умело  выразила свою мысль.:
— О Девочка-которую-нужно-хорошенько-от-шлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!
— Никакого открытия не хотела я сделать, — ответила Таффи. — Я просто хотела, чтобы сюда принесли папино чёрное копьё.
И не просто читали, а вместе с Таффи рисовали и сравнивали. (фото 6)

Расшифровывали письмо юного Володи Ульянова и письмо индейцев конгрессу США:

Расшифровывали письмо юного Володи Ульянова  и письмо индейцев конгрессу США: (фото 7)

Познакомились с интересным памятником Нижнего Новгорода.

Познакомились с интересным памятником Нижнего Новгорода.  (фото 8)

Радовались, что самый знаменитый мальчик XIII века Онифим потерял свои рисунки и помог нам узнать о нем, его увлечениях и учебе. И пусть у него на одной руке восемь пальцев, а другой − шесть, всё равно он самый знаменитый мальчик этого города!
Интересно, а его друг Данила, познакомился с письмом?

Радовались, что самый знаменитый мальчик XIII  века Онифим потерял свои рисунки и помог нам узнать о нем, его увлечениях и учебе. И пусть  у него на одной руке восемь пальцев, а другой  − шесть, всё равно он самый знаменитый мальчик этого города! 
 Интересно, а его друг Данила,  познакомился с письмом? 
 (фото 9)

Узнали, что и в наше время есть неграмотные люди, которые, не зная букв, пишут письма-картинки. Попытались расшифровать, о чем писали жена своему мужу в ХХ веке.

Узнали, что и в наше время есть неграмотные люди, которые, не зная букв, пишут письма-картинки. Попытались расшифровать, о чем писали жена своему мужу в ХХ веке. (фото 10)

Узнали и о другом способе письма – узелковом.
Пытались понять, что написано, но ничего не поняли. Отвечали на вопросы, которые задавала бабушка:
- Нитками какого цвета написано это послание?
- Узелки одинаковые или разные?
Пытались самостоятельно делать выводы, отвечая на ее вопросы.
«Письма» были разноцветными: значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так мы узнали из энциклопедии, что красный цвет обозначал воинов, желтый – золото». Нашли красные и золотые узелки. Посчитали, красных больше, а золотых всего два узелка: мало золота добыли воины.

Узнали и о другом способе письма – узелковом.
Пытались понять, что написано, но ничего не поняли.  Отвечали на вопросы, которые задавала бабушка:
- Нитками какого цвета написано это послание?
- Узелки одинаковые или разные?
Пытались  самостоятельно делать выводы, отвечая на ее вопросы.
«Письма» были разноцветными:  значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так мы узнали из энциклопедии, что  красный цвет обозначал воинов, желтый – золото». Нашли  красные и золотые узелки. Посчитали, красных больше, а золотых всего два узелка: мало золота добыли воины. 
 (фото 11)

Мы тоже пытались писать узелками. Но получалось не очень.
И решили, что нужно скорее учить буквы, чтобы научиться читать и писать.

 Мы тоже пытались писать узелками. Но получалось не очень.
И решили, что нужно скорее учить буквы, чтобы научиться читать и писать. (фото 12)

Убедились в этом, когда спустя некоторое время пытались прочитать собственные писмена-картинки.

 Убедились в этом, когда спустя некоторое время пытались прочитать собственные писмена-картинки.
 (фото 13)

Личный экскурсовод по Древнему Египту.

 Личный  экскурсовод по Древнему Египту. (фото 14)

Это небольшая часть наших занятий. А еще  знакомились с  письменностью  в Древнем Египте, Греции и других странах.

Работа проделана большая: изготовление бересты, поделок, шитье костюмов. Оформление презентаций. Но итог нас порадовал.

  • Идея и разработка  авторские, принадлежат мне

  • Ссылка при использовании материала обязательна

А как  у вас проходило знакомство с письменностью разных народов? Поделитесь!

Я тоже могу поделиться материалами.

Корниенко Татьяна Ивановна

Классное занятие! Беру в копилочку!супер!цветы

Татьяна Михайловна

Рада, что заглянули, только это не одно занятие, и даже не 10. жму руку

гость

Очень классные занятия! У меня критерий: то что интересно мне - будет интересно и детям. Держу пари, что любое из Ваших занятий можно провести и для взрослых. Им тоже будет безумно интересно. Это как детектив! Вам надо обучать своей программе взрослых, которые потом будут учить своих детей. У меня на заре моей деятельности в качестве педагога дополнительного образования возникла идея написать программу, посвященную общению в разных аспектах. Общение в мире животных, растений, людей и еще что-то еще, всего не припомню. Был только план. Дальше не пошло, но идея очень интересная, безумно. Спасибо, что напомнили! И спасибо Вам огромное за Ваш труд!

 

Татьяна Михайловна

 Спасибо за теплые слова и оценку моего труда! Я тоже считаю, что мой опыт  полезен, так как прошел проверку временем. Вот только молодым родителям это совсем неинтересно.  в ВК  тоже 1-2 лайка и ни одного комментария или вопроса.  Немного грустно)))цветы А я до сих пор учусь,  Свои занятия пересматриваю, добавляю, изменяю. Тут была встреча с моими подопечными, Так они с теплотой отзываются. Родители их до сих пор звонят, благодарят)))  Но молодым мамам некогда, думают, что чужие тети-репетиторы научат. Но репетиторы тоже молодые, учились в лихие 90-е. И времени собирать такой материал им некогда.