Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

РАБОТА С КНИГОЙ. ПЛАН РАССКАЗА. БИОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРА, МАТЕМАТИКА. И ЭТО ВСЕ ДОШКОЛЬНИКАМ?



Педагогический опыт РАБОТА С КНИГОЙ ПЛАН РАССКАЗА БИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА МАТЕМАТИКА И ЭТО ВСЕ ДОШКОЛЬНИКАМ?

В избранных: 2

Поделиться:

План рассказа, работа с текстом. Биология, математика, русский, литература.
И ЭТО ВСЕ ДОШКОЛЬНИКАМ???
Да, это возможно. Без перегрузки, интересно. Самому младшему, Олегу, всего 4 года.

План рассказа, работа с текстом. Биология, математика, русский, литература.
И ЭТО ВСЕ ДОШКОЛЬНИКАМ???
Да, это возможно. Без перегрузки, интересно. Самому младшему, Олегу, всего 4 года.
 (фото 1)

Откроем чудесную книгу, с помощью закладки, найдем нужную страницу.
Предлагаю рассмотреть картинки. Даю задания: «Сейчас я медленно буду читать рассказ, «У кого какой дом», а вы находите картинку про того, о ком я читаю». Рассматриваете внимательно домики .

Откроем чудесную книгу, с помощью закладки, найдем нужную страницу. 
  Предлагаю рассмотреть  картинки. Даю задания: «Сейчас я медленно буду читать рассказ, «У кого какой дом», а вы находите картинку про того, о ком я читаю». Рассматриваете  внимательно домики . (фото 2)

Далее беседуем по картинке, каждый выбирает домик, про который он хочет рассказать. Рассказы детей чередуем.

Далее беседуем по картинке, каждый выбирает домик, про который он хочет рассказать. Рассказы детей чередуем.

 (фото 3)

- Сколько разных домиков вы видите?
- Шесть.
- Значит, на сколько частей нужно разделить лист?
- На шесть.
- Никита, как ты разделишь лист на шесть частей? Посмотри, как расположены картинки?
- Вверху и внизу. Я разделю сначала на две части, а потом на три.

- Сколько  разных домиков вы видите?
- Шесть.
- Значит, на сколько частей  нужно разделить лист?
- На шесть.
-  Никита, как ты разделишь лист на шесть частей? Посмотри, как расположены картинки? 
- Вверху и внизу. Я разделю сначала на две части, а потом на три.
 (фото 4)

- Даня, а как мы будем работать дальше? Помнишь?
- Да. Вы будете читать, а я рисовать.
- Правильно, я буду очень медленно читать, а вы, начиная с первого квадратика, рисовать.
- А вы успеете всё зарисовать подробно, или что-то не будете рисовать?
- Олег (4 года), как ты будешь рисовать?
- Не всё, буду рисовать главное (мальчику знако′м этот вид деятельности).

- Даня, а как мы будем работать дальше? Помнишь?
- Да. Вы будете читать, а я рисовать.
- Правильно, я буду очень медленно читать, а вы, начиная с первого квадратика, рисовать.
-  А вы  успеете  всё зарисовать подробно, или что-то не будете рисовать?
- Олег (4 года), как ты будешь рисовать?
- Не всё, буду рисовать главное (мальчику знако′м этот вид деятельности).
 (фото 5)

Посторонний, взглянув на рисунок, ничего не поймет.

Но мальчик рисует, чтобы запомнить, а вот правильно ли он выбрал главное, узнаем на следующем занятии.
Работа близится к концу.

Вот так нарисовали план-картинку ребята.

Далее беседуем по картинке, каждый выбирает домик, про который он хочет рассказать. Рассказы детей чередуем.
Задание на дом. По картинке-плану рассказать дома бабушке, какие бывают домики у животных.
На следующем занятии ребята а рассказывает кто-нибудь по желанию, но по плану других ребят.

Посторонний, взглянув на рисунок, ничего не поймет. 

Но мальчик рисует, чтобы запомнить, а вот правильно ли он выбрал главное, узнаем на следующем занятии.
	Работа близится к концу.

Вот так нарисовали план-картинку ребята.

Далее беседуем по картинке, каждый выбирает домик, про который он хочет рассказать. Рассказы детей чередуем.
Задание на дом. По картинке-плану рассказать дома бабушке, какие бывают домики у животных.
	На следующем занятии ребята а рассказывает кто-нибудь по желанию, но по плану других ребят.

 (фото 6)

На следующем занятии, дети воспроизводят картинку и готовы рассказывать пока только по схеме. Задание усложняю. Рассказывать они будут не по своей схеме, а по схеме соседа.
Даня выбирает схему Алеши, пропуская предпоследнюю картинку, и уверенно рассказывает.

На следующем занятии,  дети   воспроизводят картинку и готовы рассказывать пока только по схеме. Задание усложняю. Рассказывать они будут не по своей схеме, а по схеме соседа.
Даня выбирает схему  Алеши, пропуская предпоследнюю картинку, и уверенно рассказывает. (фото 7)

Далее провокационное задание. Выдаю схему не по теме.
− Это не так картинка!
−???
−Она про нос! Он даже внизу нарисован!
Проверяем, сравнив схему Вани с картинками из Букварёнка (Вани на занятии не было).
Схему к рассказу, «У кого какой нос», составляли месяцем ранее.
Данный план мы составляли после знакомства с настоящими домиками настоящих лесных жителей.
https://stranamasterov.ru/node/1240510

Далее провокационное задание. Выдаю схему не по теме.
− Это не так картинка!
−???
−Она про нос! Он даже внизу нарисован!
Проверяем, сравнив схему Вани с картинками из Букварёнка (Вани на занятии не было).
Схему к рассказу, «У кого какой нос», составляли месяцем ранее.
	Данный план мы составляли после  знакомства с настоящими домиками настоящих  лесных жителей.
https://stranamasterov.ru/node/1240510
 (фото 8)

Рисуя план-схему, важно помнить, что схема про дом, и надо рисовать главное, чтобы запомнить надолго.
Позднее, на другом занятии, можно вернуться к схеме и выяснить, какой же домик чуть-чуть сказочный. Что в нем правильное, а что придумано.
− Да, это домик мышки.
Выясняем, что правильно, а что автор нарисовал «сказочно».
Сам домик нарисован правильно, а вот деревянной кроватки и банок с вареньем у настоящей мышки нет.

Рисуя план-схему, важно помнить, что схема про дом, и надо рисовать главное, чтобы запомнить надолго.
Позднее, на другом занятии,  можно вернуться к схеме и выяснить, какой же домик чуть-чуть сказочный. Что в нем правильное, а что придумано.
− Да, это домик мышки.
Выясняем, что правильно, а что  автор нарисовал «сказочно».
 Сам домик нарисован правильно, а вот деревянной кроватки и банок с вареньем у настоящей мышки нет.
 (фото 9)

Спросим, а в какой ещё книжке был такой же домик?
Олег, 4 года отвечает уверено:
- Про лисенка и мышонка.
В сказке В. Бианки «Лис и мышонок».
Спросим, почему же мышонку всё же удалось убежать от лисы, и что такое «отнорочек?
Малышу трудно запомнить само слово, но вот объяснить его значение он может.

Спросим, а в какой ещё книжке был такой  же домик?
Олег, 4 года отвечает уверено:
- Про лисенка и мышонка.
В сказке В. Бианки «Лис и мышонок».
Спросим, почему же мышонку всё же удалось убежать от лисы, и  что такое «отнорочек? 
Малышу трудно запомнить само слово, но вот объяснить его значение он может.
 (фото 10)

Закрепляем значение слова.
− Отнорочек, значит, это ход от норки в сторону.
−Давайте в ваших книжках найдем, как мышонок убегает от лисы.
Отнорочки нашли все.

Некоторые родители скажут, что не надо усложнять: они еще маленькие. Отмечу, что если им не говорить, что это сложно, они и не догадаются.

Закрепляем значение слова.
− Отнорочек, значит, это ход от норки в сторону.
−Давайте в ваших  книжках найдем, как мышонок убегает от лисы.
Отнорочки нашли все.
	
Некоторые родители скажут, что не надо усложнять: они еще маленькие. Отмечу, что если им не говорить, что это сложно, они и не догадаются.

 (фото 11)

Несколько дней дети просили родителей найти в интернете норки животных. И очень волновались, вдруг не найдут.
У нас собралась хорошая коллекция. Вот некоторые схемы нор.
Схемы рассматривали с интересом. Первым делом все принялись искать отнорочки. В норке сурка нашли один главный вход, семь отнорочков и одну обманку: это тупик. По нему в норку попасть невозможно
Слово отнорочек все запомнили! Посчитали все входы и выходы! Узнали про жизнь других зверей, которые роют норки.
Пальчики потренировали, проверяя, по какому пути мышке удастся убежать!

 Несколько дней дети просили родителей найти в интернете норки животных.  И очень волновались, вдруг не найдут.
У нас собралась хорошая коллекция. Вот некоторые схемы нор.
Схемы рассматривали с интересом. Первым делом все принялись искать отнорочки.  В норке сурка нашли один главный вход,  семь отнорочков и одну обманку: это тупик. По нему в норку попасть невозможно 
	Слово  отнорочек все запомнили! Посчитали все входы и выходы! Узнали про жизнь других зверей, которые роют норки.
Пальчики потренировали, проверяя, по какому пути мышке удастся убежать!

 (фото 12)

P.S.

 

Примечание для взрослых

 

Даже  старшеклассники испытывают трудности в написании конспекта, в составлении плана рассказа.

Я начинаю  работать с дошкольниками, и у них это неплохо получается.

   С  составлением схем справляются и пятилетние дети. Главное, не исправлять «корявости». Многие родители хотят, чтобы было всё красиво.

Выполнять несколько заданий одновременно – очень трудная задача. Да,  ребенок хорошо нарисует птичку и водоросли. Но задача перед ним стоит совсем другая.

С проблемой конспекта многие однокурсники сталкиваются уже  на первом курсе. Они просто не понимают, как это все записать. И как понять, где главное?  Нас  в группе было трое из одной школы. И мы немного посмеивались над трудностями однокурсников. Спасибо большое нашим учителям: Сосновскому Александру Исаевичу и Сидоренко Ядвиге Адольфовне. К сожалению, их уже нет с нами, но  своим ученикам я всегда про них рассказываю.

Сейчас Алеша, чьей  схемой воспользовался Даня  - уже закончил университет. С интересом разглядывает схемы: у него не сохранились. На праздники они приходят в гости

А вот с Матвеем мы занимались только год. Было не до схем и конспектов. Сейчас он столкнулся с этой проблемой.    Не может понять, то, что говорит преподаватель философии. Про конспекты нет и речи: кладет ручку и отключается.

  •  Идея и разработка  авторские, принадлежат мне

  • Ссылка при использовании материала обязательна

  • Иллюстративный материал из открытого доступа
  • книгу Букваренок  Г. Юдина можно скачать и сейчас в интернете
Buzova

супер!

Татьяна Михайловна

Рада знакомству, рада, что понравилось. Продолжение следуетцветы

ЛиЛеКа

Татьяна Михайловна, спасибо вам за классное методическое пособие! И особое спасибо за "Букварёнок"! У меня оба сына на нём выросли, потом внуку передала. Замечательная книга!

Татьяна Михайловна

цветы Продолжение следует. Загляните, может пригодится.

ЛиЛеКа

Спасибо! Обязательно загляну!