Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Развиваем визуальное мышление.


 11 из 25 

Педагогический опыт Развиваем визуальное мышление

В избранных: 8

Поделиться:

Цитаты из книги Ясюковой Л.А. «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении».

       Визуальное мышление является составляющей образного синтеза – способности образно обобщать информацию. (Другой способ - логически обобщать информацию) «Недостатки образного синтеза могут осложнять понимание рисунков, схем, чертежей и связанную с ними работу на уроках геометрии, физики, черчения. Пока (в 3-5 классах, тем более в детском саду) такая работа не требуется, следует заняться развитием визуального мышления в целом, т.е. активизировать базу для становления образного синтеза. Начинать надо с заданий, которые реализуются с помощью манипуляций, в наглядно-действенном плане (собирать картинки по наглядным образцам, по чертежам; находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям).»

       Пазлы – популярная сегодня игрушка для детей. «Добиваться надо такого уровня работы, когда после рассуждения и зрительного анализа ситуации он (ребенок) заранее раскладывает игровой материал так, как будто видит, из каких деталей какие части картинки получатся, и далее сборка идет целыми узлами или блоками. Если он умеет только последовательно подбирать, добавлять, пристраивать подходящие детали, то надо научить его сознательному анализу картинки и ее элементов, иначе база для операции образного синтеза может так и не сформироваться».

       Проще говоря, проговаривайте сами, когда учите ребенка собирать пазлы: «Синие детальки отложим для цветочка, желтым цветом – солнце и середина ромашки. Пазлы с ровным краем образуют контур картинки – их в отдельную кучку. Что у нас зеленоватого цвета? Ага, это травка!» Ребенок, наблюдая за вашей работой, будет учиться так же организовывать свою. Даже если вслух он не может проговорить порядок своих действий (ребенок еще плохо умеет разговаривать в силу маленького возраста), но вы видите, что его действия осмысленны, значит, принцип работы усвоен. Для проверки можно спросить: "Что ты соберешь из отложенных деталей? Какого цвета детали нужны для неба?" 

          Визуальное мышление является составляющей пространственного мышления. Ученик со слабо развитым пространственным мышлением испытывает серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тригонометрии. «Для развития визуального мышления необходима активация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, т.е. предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций.  
Используйте кубики Коса и развивающие игры, предложенные Б.П. Никитиным ( «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех»). Задания следует выполнять несколько раз, обязательно используя рассуждения, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ребенок должен работать не только руками, свои действия он должен научиться сопровождать речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми»:

1. выполняем задания с речевым объяснением.
2. сначала говорит, какие части понадобятся для работы, а потом практически проверяет свои предположения.
3. зарисовка собранной конструкции («перевод двигательных схем в зрительно воспринимаемые пространственные схемы)

    Так же развивают пространственное мышление всевозможные конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис». «Следует помнить, что в старших классах развить пространственное мышление уже не удается».

          Не отчаивайтесь, если у вас нет перечисленных игр и пособий. Занятия аппликацией, лепкой, оригами и др. способствуют развитию предпосылок визуального мышления в достаточной мере. Самое главное, чего следует придерживаться – это осознанности выполнения любого действия через проговаривание, через речевое объяснение. Дети с удовольствием выполняют задание научить кого-то: «Ты умеешь лепить мышку, научи свою бабушку». Вот и получится - и повторное действие, и объяснение. 



Тамила123

Для развития логики у ребёнка с самого начала покупали развивающие игры, учились объясняться, учились многому. Сейчас конечно не особо заставишь поиграть в конструктор- ему уже 12, так что покупали развивающие электронные игры. Последний раз покупали Defender MX-15, где из 70 игр довольно много игр на развитие памяти, где, к примеру, надо искать животных по памяти, или составлять матрицу типа Судоку, много тетрисообразных игр, которые тоже развивают мышление. В целом надо занимать детей такими играми а не стрелялками для компьютера.