Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

М.В.

 С Рождеством.
С Рождеством.
Открытка
10.12.2009
3 4
Урок Чистой воды.
Урок Чистой воды.
Поделки по книгам сайта
03.12.2009
19 7
 Для изготовления помпонов.
Для изготовления помпонов.
Материалы и инструменты
13.11.2009
17 8
 Эти алые гроздья рябин.
Эти алые гроздья рябин.
Не определен
12.11.2009
1 1
Гуттаперчивые буквы.
Гуттаперчивые буквы.
Раннее развитие
11.11.2009
3 6
Листы пористой резины.
Листы пористой резины.
Материалы и инструменты
11.11.2009
69 31
Работы детей. Кружок "Живая нить...
Поделка, изделие
03.11.2009
2 2
Осьминожка из ракушки.
Осьминожка из ракушки.
Картина, панно, рисунок
03.11.2009
6 3
Разные работы.
Поделка, изделие
01.11.2009
18 7
 Зимние мотивы.
Зимние мотивы.
Открытка
01.11.2009
9

Цитаты из книги Ясюковой Л.А. «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении».

       Визуальное мышление является составляющей образного синтеза – способности образно обобщать информацию. (Другой способ - логически обобщать информацию) «Недостатки образного синтеза могут осложнять понимание рисунков, схем, чертежей и связанную с ними работу на уроках геометрии, физики, черчения. Пока (в 3-5 классах, тем более в детском саду) такая работа не требуется, следует заняться развитием визуального мышления в целом, т.е. активизировать базу для становления образного синтеза. Начинать надо с заданий, которые реализуются с помощью манипуляций, в наглядно-действенном плане (собирать картинки по наглядным образцам, по чертежам; находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям).»

       Пазлы – популярная сегодня игрушка для детей. «Добиваться надо такого уровня работы, когда после рассуждения и зрительного анализа ситуации он (ребенок) заранее раскладывает игровой материал так, как будто видит, из каких деталей какие части картинки получатся, и далее сборка идет целыми узлами или блоками. Если он умеет только последовательно подбирать, добавлять, пристраивать подходящие детали, то надо научить его сознательному анализу картинки и ее элементов, иначе база для операции образного синтеза может так и не сформироваться».

       Проще говоря, проговаривайте сами, когда учите ребенка собирать пазлы: «Синие детальки отложим для цветочка, желтым цветом – солнце и середина ромашки. Пазлы с ровным краем образуют контур картинки – их в отдельную кучку. Что у нас зеленоватого цвета? Ага, это травка!» Ребенок, наблюдая за вашей работой, будет учиться так же организовывать свою. Даже если вслух он не может проговорить порядок своих действий (ребенок еще плохо умеет разговаривать в силу маленького возраста), но вы видите, что его действия осмысленны, значит, принцип работы усвоен. Для проверки можно спросить: "Что ты соберешь из отложенных деталей? Какого цвета детали нужны для неба?" 

          Визуальное мышление является составляющей пространственного мышления. Ученик со слабо развитым пространственным мышлением испытывает серьезные трудности на уроках черчения, физики, геометрии и тригонометрии. «Для развития визуального мышления необходима активация его предпосылок. Следует начинать с формирования двигательно-визуальных схем, т.е. предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций.  
Используйте кубики Коса и развивающие игры, предложенные Б.П. Никитиным ( «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех»). Задания следует выполнять несколько раз, обязательно используя рассуждения, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий. Ребенок должен работать не только руками, свои действия он должен научиться сопровождать речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми»:

1. выполняем задания с речевым объяснением.
2. сначала говорит, какие части понадобятся для работы, а потом практически проверяет свои предположения.
3. зарисовка собранной конструкции («перевод двигательных схем в зрительно воспринимаемые пространственные схемы)

    Так же развивают пространственное мышление всевозможные конструкторы и компьютерные игры типа «Тетрис». «Следует помнить, что в старших классах развить пространственное мышление уже не удается».

          Не отчаивайтесь, если у вас нет перечисленных игр и пособий. Занятия аппликацией, лепкой, оригами и др. способствуют развитию предпосылок визуального мышления в достаточной мере. Самое главное, чего следует придерживаться – это осознанности выполнения любого действия через проговаривание, через речевое объяснение. Дети с удовольствием выполняют задание научить кого-то: «Ты умеешь лепить мышку, научи свою бабушку». Вот и получится - и повторное действие, и объяснение. 



Развиваем визуальное мышление.
Педагогический опыт
29.10.2009
8 1

     Представляю всеобщему вниманию  книгу психолога Ясюковой Людмилы Аполлоновны "Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении". Выделения в тексте сделаны мной. Надеюсь, эта информация поможет родителям и воспитателям в подготовке детей к школе. 

     «Существуют объективные причины, из-за которых у многих современных первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
        Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой. (Рисование в этом случае может осуществляется преимущественно как мануальный навык.)
         Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое... Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребенок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно».

     Мы знаем, что лепка, рисование и др. виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук. Но просто развитая моторика, без координации со зрением молоэффектина. Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.

 

     Если информация такого типа нужна, то продолжение последует.

 

Развиваем зрительно-моторную...
Педагогический опыт
28.10.2009
20 8
 У нас тоже есть пара лебедей.
У нас тоже есть пара лебедей.
Поделка, изделие
27.10.2009
1 7
Встреча на полянке.
Встреча на полянке.
Картина, панно, рисунок
26.10.2009
11 8
 Открытка с сюжетом.
Открытка с сюжетом.
Открытка
26.10.2009
3
 Картины матушки-зимы и милой сердцу старины.
Картины матушки-зимы и милой сердцу...
Картина, панно, рисунок
26.10.2009
7 4
Медальоны. Или мини-кармашки.
Медальоны. Или мини-кармашки.
Украшение
20.10.2009
4 3
 Вязанные игрушки.
Вязанные игрушки.
Игрушка
20.10.2009
2 5
 Рыжий игрун.
Рыжий игрун.
Не определен
20.10.2009
6
Захотелось сделать такую куклу.
Захотелось сделать такую куклу.
Кукла
20.10.2009
3 6
 Куклы-малютки. Коллекция
Куклы-малютки. Коллекция
Фоторепортаж
19.10.2009
5 6
 По океану знаний...
По океану знаний...
Внеклассная работа
19.10.2009
20
 Осьминожки из ладошек. 1 кл.
Осьминожки из ладошек. 1 кл.
Картина, панно, рисунок
19.10.2009
15 3
Клейкая паста. Многоразовая.
Клейкая паста. Многоразовая.
Материалы и инструменты
13.10.2009
9 6