
Поделиться:
ДЕТЯМ
ЗАЧЕМ?
ГРУСТНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Или куда катится наш клубочек?

Впервые я задумалась не тогда, когда мы с малышами узнавали, чем питался мамонтёнок Дима.
Ссылка на занятие внизу.

Даже не тогда, когда читали стихотворение А. Усачева «Встретил я в лесу ежа».
Ссылка внизу.

А много позже.
Хотя и до этого была знакома с мнением родителей: подрастут, в школе объяснят.
Мы знакомились с этой темой бережно, не страшно. Хотя и была очень грустная история про замершую птичку.
Но вот появилась у меня две сестренки. 10 и 4 классы. Дело было зимой, и мне пришлось на пять минут прервать со старшей занятие, чтобы выйти во двор и насыпать корм в кормушку: темнело, и птичкам нужно было улетать на ночлег.
Ждут.

Возник естественный вопрос: «Есть ли у них кормушка?»
- Зачем? - последовал ответ.
Показала снимки съеденных гусеницами деревьев.
Снимки «страшные», Аня не стала их смотреть. Но я никак не могла успокоиться и задала этот же вопрос её сестрёнке (4 класс). У Саши отличные отметки по природоведению.
Вот, что я услышала:
- Зимой холодно, подкожный жировой слой тонкий,
- они получают мало калорий, становятся худее…

Пытаюсь дать наводящий вопрос: «Почему летом мы их не подкармливаем?
- Им мусора хватает! (в мусорных баках)
− ????
- А зачем вообще нужны птицы и зачем их кормить? Пусть сами выживают.
Ответы шокируют:
- Нарушится пищевая цепочка, очищают среду обитания.
- Чем питаются птицы?
- Зерновыми культурами.
Нет ни слова о доброте, о красоте, о пении птиц.
Словарный запас большой, но все-таки «убогий»:
- очищают среду обитания,
- подкожный жир,
- тратится меньше калорий…
Поток слов, но конкретно выстроить логическую цепочку пусть даже с таким словарным запасом не может. Прошу ответить на конкретный вопрос, одним предложением. Не может.

Почему синичек погибает зимой больше? Ответ следует мгновенно:
- Из десяти синичек выживают 1-2.
- Это не ответ на мой вопрос. Это из текста учебника.
- ??.
Этот не дождался весны

Показала из окна птичку, которая замерзла в кормушке. Зима в тот год была очень холодная.
- Жалко.
И все. Просто жалко.
А почему бы дома не сделать кормушку? Много ли пользы от знаний пищевых цепочек и подкожном жировом слое?
Да, их этому учат в школе на уроке природоведения, но «наукообразность» может и навредить. Это мое убеждение.

И кто должен учить детей, что им делать с этой информацией? Как им соединить данные разных наук, собственных наблюдений и рассуждений? В школьной системе дети одну и ту же тему учат несколько раз, гуляя по кругу. Считается, что каждый раз на более высоком уровне. Но слыша знакомые слова, они отключают мозг (по выражению моего ученика), и занимаются более приятными вещами.
Свою кормушку Никита отнес в детский садик.

Вот и у Саши достаточно большой объем сведений по этой теме. Но это все отдельные, не связанные между собой куски информации, которые создают очень обманчивое представление, что с обучением все в порядке. Отметки же отличные.
P.S.
Кормушку они так и не сделали. Кормим птичек у меня после занятий.
Эта очень вкусная кормушка-шишка. Мастерил Олег, 4 года

P. P.S.
Хорошо, что в школе не учат стихи Н. Заболоцкого:
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы...
Это очень точное описание пищевой цепочки. Она представляет собой ряд последовательных связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами.
Мышка крошки на окошке ест.
Завтра кошка эту мышку съест..
Пищевых цепочек в этом мире - тьма:
Ты -сегодня .
Завтра кто - нибудь тебя.
Вам БРАВО!!!
Рада знакомству, хотя вы тоже старожил в Стране мастеров. Вдвойне приятно, что материал понравился!
Ваши занятия заставляют задуматься... Даже нас, взрослых. К сожалению, это большая редкость... Спасибо вам!
Грустно)))
Позвольте уточнить:
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
Спасибо!