Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Зимний дневник наблюдений



Внеклассная работа Педагогический опыт Зимний дневник наблюдений

В избранных: 6
В избранных: 6

Поделиться:

Игра-праздник "Зимний дневник наблюдений".

Ее я проводила для детей два года назад в первом классе, она была посвящена изменениям в природе с наступлением зимы.

Звучит музыка Александра Глазунова из цикла «Времена года» - «Снег».

"Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес - что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала".

(Иван Суриков)

"Приходит зима белая, снежная. Кружатся в воздухе, сверкают на солнце маленькие снежинки. Мы сейчас немного за ними понаблюдаем и посмотрим, есть ли среди них одинаковые".

Первое задание игры было найти пару одинаковых снежинок.

После того, как дети нашли пару снежинок, я рассказала им, что в природе одинаковых снежинок не бывает. Каждая из них отличается друг от друга. Американский фотограф Уилсон Бентли всю жизнь фотографировал снежинки, создал 5000 изображений снежинок, и среди них не было двух одинаковых.

Затем каждый из детей стал творить свою собственную неповторимую снежинку из бумаги. Вырезание сопровождалось музыкой Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Танец снежинок».

Красивые снежинки детей могут украсить класс или новогоднюю елку.

А вот лесные елки украшены огромными снежными шапками. Спит крепким, глубоким сном зимний лес.

Используя картины художников, я подготовила детям ролик на музыку Антонио Вивальди.

"Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие...
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы...
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернётся зверёк простым сучком, запорошённым снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь - рассыплется в прах.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!"

(Николай Сладков. "Лесные тайнички")

Пока не скрылись диковинные звери, детям нужно было угадать, кто из них кто.

Я показывала детям фотографии зимних сугробов и предлагала пофантазировать, на каких зверей и птиц они похожи.

Но как живут в лесу зимой его обитатели? Спят вместе с лесом крепким сном или бодрствуют?

Мы вспоминали, кто из животных впадает в зимнюю спячку, играя: я называла детям животных, а они показывали, спит он или нет. Если спит - прикладывали руки к щеке, если нет - подпрыгивали на стуле.

Оказалось, что много зверей не спит, бегает по лесу в поисках еды, оставляет на снегу свои следы.

"На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.
Вот ночью здесь топтался зайчик. Он обглодал кору осинок. Подняв черный кончик хвоста, пробежал горностай. Он охотился за птичками и мышами. На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки, след в след, прошли волки.
А через широкую дорогу, поднимая снег копытами, прошли лоси…
Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в тихом зимнем лесу".

(Иван Соколов-Микитов. "Узоры на снегу")

У каждого зверя свой след, особенный. И детям нужно было определить, где чей след.

Например, след волка.

У зверей не только следы разные, они еще и по-разному бегают и прыгают.

Дети соревновались, кто из них лучший прыгун. Я положила им на пол планку с нанесенными отметками длины прыжка разных зверей, и каждый пытался допрыгнуть до них.

Зимой зверям много приходится бегать, чтобы найти себе еду. Особенно тяжело приходится крупным зверям: оленям, лосям. Зимой им на помощь приходит человек, делает кормушки в лесу с сеном, корой.

Детям нужно было помочь лосю дойти до кормушки с едой - пройти небольшой лабиринт.

А потом мы, слушая музыку Прокофьева "Петя и волк (Птичка)" вспоминали птиц. Кто из них улетает зимой в теплые края, а кто остается зимовать.

И в конце зимнего праздника сделали аппликацию из крупы синицы и снегиря. Использовали красную и желтую чечевицу.