Поделиться:
Игра-праздник "Зимний дневник наблюдений".
Ее я проводила для детей два года назад в первом классе, она была посвящена изменениям в природе с наступлением зимы.
Звучит музыка Александра Глазунова из цикла «Времена года» - «Снег».
"Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала".
(Иван Суриков)
"Приходит зима белая, снежная. Кружатся в воздухе, сверкают на солнце маленькие снежинки. Мы сейчас немного за ними понаблюдаем и посмотрим, есть ли среди них одинаковые".
Первое задание игры было найти пару одинаковых снежинок.
После того, как дети нашли пару снежинок, я рассказала им, что в природе одинаковых снежинок не бывает. Каждая из них отличается друг от друга. Американский фотограф Уилсон Бентли всю жизнь фотографировал снежинки, создал 5000 изображений снежинок, и среди них не было двух одинаковых.
Затем каждый из детей стал творить свою собственную неповторимую снежинку из бумаги. Вырезание сопровождалось музыкой Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Танец снежинок».
Красивые снежинки детей могут украсить класс или новогоднюю елку.
А вот лесные елки украшены огромными снежными шапками. Спит крепким, глубоким сном зимний лес.
Используя картины художников, я подготовила детям ролик на музыку Антонио Вивальди.
"Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие...
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы...
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернётся зверёк простым сучком, запорошённым снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь - рассыплется в прах.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!"
(Николай Сладков. "Лесные тайнички")
Пока не скрылись диковинные звери, детям нужно было угадать, кто из них кто.
Я показывала детям фотографии зимних сугробов и предлагала пофантазировать, на каких зверей и птиц они похожи.
Но как живут в лесу зимой его обитатели? Спят вместе с лесом крепким сном или бодрствуют?
Мы вспоминали, кто из животных впадает в зимнюю спячку, играя: я называла детям животных, а они показывали, спит он или нет. Если спит - прикладывали руки к щеке, если нет - подпрыгивали на стуле.
Оказалось, что много зверей не спит, бегает по лесу в поисках еды, оставляет на снегу свои следы.
"На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры.
Вот ночью здесь топтался зайчик. Он обглодал кору осинок. Подняв черный кончик хвоста, пробежал горностай. Он охотился за птичками и мышами. На лесной опушке видны следы старой лисы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки, след в след, прошли волки.
А через широкую дорогу, поднимая снег копытами, прошли лоси…
Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в тихом зимнем лесу".
(Иван Соколов-Микитов. "Узоры на снегу")
У каждого зверя свой след, особенный. И детям нужно было определить, где чей след.
Например, след волка.
У зверей не только следы разные, они еще и по-разному бегают и прыгают.
Дети соревновались, кто из них лучший прыгун. Я положила им на пол планку с нанесенными отметками длины прыжка разных зверей, и каждый пытался допрыгнуть до них.
Зимой зверям много приходится бегать, чтобы найти себе еду. Особенно тяжело приходится крупным зверям: оленям, лосям. Зимой им на помощь приходит человек, делает кормушки в лесу с сеном, корой.
Детям нужно было помочь лосю дойти до кормушки с едой - пройти небольшой лабиринт.
А потом мы, слушая музыку Прокофьева "Петя и волк (Птичка)" вспоминали птиц. Кто из них улетает зимой в теплые края, а кто остается зимовать.
И в конце зимнего праздника сделали аппликацию из крупы синицы и снегиря. Использовали красную и желтую чечевицу.