Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Церковь Симеона Столпника


Тип работы

Фоторепортаж Церковь Симеона Столпника

В избранных: 1

Поделиться:

Церковь Симеона Столпника

Церковь Симеона Столпника (фото 1)

Церковь Симеона Столпника
(Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской
Москва,Поварская улица,5
ст/метро Арбатская
Год постройки: Между 1676 и 1679.
Архитектурный стиль: Узорочье

Церковь Симеона Столпника
(Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской
Москва,Поварская улица,5
ст/метро Арбатская
Год постройки: Между 1676 и 1679.
Архитектурный стиль: Узорочье (фото 2)

Церковь Симеона Столпника
Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Симеона Столпника

Церковь Симеона Столпника
Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Симеона Столпника (фото 3)

Реставрация колокольни

Реставрация колокольни (фото 4)

Реставрация колокольни

Реставрация колокольни (фото 5)

Церковь Симеона Столпника выстроена в 1676, а по иным сведениям, в 1679 году, и представляет собой один из образцов московского приходского храма XVII века в стиле «узорочья», дошедшего до нас в почти неизменном виде. Храм имеет типичную для своего времени планировку: примыкающие друг к другу четверик, трапезная и колокольня выстроены по одной линии с востока на запад. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами на глухих барабанах, с востока продолжен трехчастной апсидой. По обеим сторонам трапезной выстроены два придела, каждый со своей главой и апсидой. С севера, подчеркивая связь храма с Поварской улицей, к четверику примыкает крыльцо с двускатной крышей на массивных столбах. Здание возведено из большемерного кирпича на белокаменном цоколе.
Впоследствии храм подвергался небольшим перестройкам. Трапезная была несколько удлинена в сторону запада. На фотографии конца XIX века из альбома Найденова можно увидеть, что покрытие храма было подвергнуто типичному для многих московских храмов XVII века упрощению: завершение четверика ярусами кокошников заменено четырехскатной крышей, а приделы подведены под единое с трапезной высокое двускатное покрытие, доходившее до яруса звона колокольни. В ходе реставрации 1960-х годов оригинальные завершения были восстановлены.
Главный престол храма освящен в честь праздника Введения. Храмом Симеона Столпника церковь именуется по одному из приделов (второй придел – св. Николая, был около 1759 года переосвящен во имя Димитрия Ростовского). Посвящение Симеону Столпнику сохранилось от более древнего храма, стоявшего на этом месте и впервые упоминаемого в 1625 году. Предполагается, что первоначальный храм был выстроен в связи с венчанием на царство Бориса Годунова, которое состоялось в день празднования Симеона Столпника. Вероятно, что древний храм был возведен по указанию самого Бориса Годунова.
В храме состоялось венчание Н. П. Шереметева с П. И. Жемчуговой-Ковалевой (в 1801 году), С. Т. Аксакова с О. С. Заплатиной (в 1816 году). Священник этого храма в 1852 году причащал перед смертью жившего неподалеку Н. В. Гоголя. Весьма краткое упоминание о храме можно найти в седьмой главе «Евгения Онегина»: «В Москве, живет у Симеона».
В советское время храм был закрыт (не позднее 1940 года), предполагался на слом, стоял в руинированном состоянии. При строительстве Нового Арбата церковь была отреставрирована с максимальным восстановлением облика XVII века. Установлены были даже кресты на главах, но вскоре по указанию властей их убрали. Расположение храма оказалось очень выгодным: в самом начале Нового Арбата, на небольшом возвышении, склоны которого покрыты газоном, он хорошо виден с широкого проспекта. Почти сразу после реставрации, в 1968 году храм стал выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. В нем проходили выставки мелких животных, птиц, аквариумных рыбок.
Возвращен верующим в 1992 году, богослужения возобновлены. Храмовая икона Симеона Столпника, сохраненная прихожанами, была возвращена на свое место в храме.

 

Храм преподобного Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника (к сожалению, не сохранившейся) была надпись — «лета 7132» (1624 год по современному летоисчислению). Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны, царем и великим князем Федором Алексеевичем. В архивных документах храм впервые упоминается как храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице». В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении улиц Большая Молчановка и Поварская. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века (например, церкви святителя Николая в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Введения Богородицы во храм в Садовниках). В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В 1735 году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в 1738 году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в 1798 году — алтарь. Когда в сентябре 1812 года французы вступили в Москву и начали разграбление города, они не пощадили и церквей. Не избежал плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, он, как и многие другие столичные храмы, обгорел во время пожара. Священнослужители во главе с настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской» 1812 года. К 1818 году были полностью восстановлены и владения причта, также обгоревшие во время пожара. Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт. По одной из версий, закрытие храма было связано с тем, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца. В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. Храм был отреставрирован в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву. Храм, якобы мешающий прокладке нового проспекта, несколько раз собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д.Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого. В.А.Десятников, работавший с Л.И.Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге «С Крестом и без Креста»: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В.Алферова и П.Д.Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану». Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была О.Д.Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. Храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты, но это не было сделано. С 1968 года храм был занят Выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. К этому времени росписи в храме были практически уничтожены, лишь в северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм поставили под государственную охрану (охранный документ за № 268). Он стал излюбленным фрагментом композиций на тему «Старая и новая Москва». В 1990 году, на главы, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. А в 1991 году храм было решено вернуть верующим. 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы. Но возвращенное Церкви здание было в самом плачевном состоянии. Голые стены снаружи и внутри, разрушенные престолы… Но храмы не умирают, и постепенно, усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан, храм начал оживать. И, наконец, на двери храма появилась табличка: «Храм открыт».

Anna@2013

супер!Спасибо !

Александр Качалин

Спасибо за комментарий.Рад что понравилось.

Ольга Гаспарян

Александр,огромное  спасибо за интересное описание!Фото чудесные!

Александр Качалин

Большое спасибо.