Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Брестская крепость-герой


Тип работы

Фоторепортаж День Победы Экскурсия Брестская крепость-герой

В избранных: 9
В избранных: 9

Поделиться:

Наверно у каждого человека есть заветные места, где сердце бьется с другим ритмом, то убыстряя, то замедляя свой стук; где душа замирает от благоговения перед землей, по которой ступаешь; где с особой отчетливостью понимаешь сущность вещей и смысл жизни. Именно таким местом для меня является Брестская крепость.
Мерный стук метронома, рев самолетов, гул взрывов и "Священная война" заставляют ступать медленнее, говорить тише и наполняют все существо благоговейным трепетом.
Фото 2007 г.

Наверно у каждого человека есть заветные места, где сердце бьется с другим ритмом, то убыстряя, то замедляя свой стук; где душа замирает от благоговения перед землей, по которой ступаешь; где с особой отчетливостью понимаешь сущность вещей и смысл жизни. Именно таким местом для меня является Брестская крепость. 
Мерный стук метронома, рев самолетов, гул взрывов и "Священная война" заставляют ступать медленнее, говорить тише и наполняют все существо благоговейным трепетом.
Фото 2007 г. (фото 1)

Брестская крепость расположена у западной окраины Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (в 1941 году - на границе СССР и оккупированной нацистами Польши). До 1939 года она находилась на польской территории, но по соглашению с Германией вместе с прилегающими областями вошла в состав Советского Союза. Расположение самого Бреста на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев и Вильнюс еще во времена Российской империи определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта страны. Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца появилось в конце XVIII века. Ход Отечественной войны 1812 года подтвердил его целесообразность, и в 1833 году был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами Опперманом, Малецким и Фельдманом. Крепость была торжественно заложена 1 июня 1836 года. Через шесть лет она стала действующей.

Брестская крепость расположена у западной окраины Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (в 1941 году - на границе СССР и оккупированной нацистами Польши). До 1939 года она находилась на польской территории, но по соглашению с Германией вместе с прилегающими областями вошла в состав Советского Союза. Расположение самого Бреста на Днепро-Бугском водном пути в узле дорог на Москву, Варшаву, Киев и Вильнюс еще во времена Российской империи определило его стратегическое значение как опорного пограничного пункта страны. Предложение о строительстве оборонительных укреплений у слияния рек Буга и Мухавца появилось в конце XVIII века. Ход Отечественной войны 1812 года подтвердил его целесообразность, и в 1833 году был утвержден проект крепости, разработанный военными инженерами Опперманом, Малецким и Фельдманом. Крепость была торжественно заложена 1 июня 1836 года. Через шесть лет она стала действующей.  (фото 2)

В этом году мы начали свою дорогу со стороны Волынского укрепления. Древнее предание говорит, что именно здесь, на Госпитальном острове, был когда-то монастырь в честь Рождества Богородицы. В энциклопедическом справочнике «Праваслаўныя храмы на Беларусi» под редакцией А.М.Кулагина читаем, что когда-то «у раёне Замухавечча знаходзiўся Свята-Раства-Багародзiцкi манастыр i меў 2 царквы: Свята-Раства-Багародiцкую i Святага Крыжа». Известно еще и то, что в XVI веке обитель была разрушена униатами. Вот, к сожалению, только эти скудные сведения о монастыре дошли до нас. И понадобилось пять столетий(!), чтобы он вновь возродился на этом месте. (Фото: http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/photo/Pute/158636.html?all)

В этом году мы начали свою дорогу со стороны Волынского укрепления. Древнее предание говорит, что именно здесь, на Госпитальном острове, был когда-то монастырь в честь Рождества Богородицы. В энциклопедическом справочнике «Праваслаўныя храмы на Беларусi» под редакцией А.М.Кулагина читаем, что когда-то «у раёне Замухавечча знаходзiўся Свята-Раства-Багародзiцкi манастыр i меў 2 царквы: Свята-Раства-Багародiцкую i Святага Крыжа». Известно еще и то, что в XVI веке обитель была разрушена униатами. Вот, к сожалению, только эти скудные сведения о монастыре дошли до нас. И понадобилось пять столетий(!), чтобы он вновь возродился на этом месте. (Фото: http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/photo/Pute/158636.html?all) (фото 3)

Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь. Основан в 2002 году. Колокольня и двор перед входом в здание и храм обители.

Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь. Основан в 2002 году. Колокольня и двор перед входом в здание и храм обители. (фото 4)

Перед Холмскими воротам поворот направо, где нас ожидает уникальный археологический музей «Бере́стье» (белор. Бярэсце), филиал Брестского областного краеведческого музея. Расположен на мысе, образуемом рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Музей был открыт 2 марта 1982 года на месте археологических раскопок, проводившихся с 1968 года под руководством доктора исторических наук П.Ф. Лысенко. В экспозиции и фондах музея хранится в общей сложности 43 тыс. экспонатов.
Вся экспозиция находится в крытом павильоне площадью 2400 м².

Перед Холмскими воротам поворот направо, где нас ожидает уникальный археологический музей «Бере́стье» (белор. Бярэсце), филиал Брестского областного краеведческого музея. Расположен на мысе, образуемом рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Музей был открыт 2 марта 1982 года на месте археологических раскопок, проводившихся с 1968 года под руководством доктора исторических наук П.Ф. Лысенко. В экспозиции и фондах музея хранится в общей сложности 43 тыс. экспонатов. 
Вся экспозиция находится в крытом павильоне площадью 2400 м². 
 (фото 5)

В основе музея — вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII века. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологами раскопаны улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения, находящиеся на площади около 1000 м². В экспозиции представлено 28 жилых бревенчатых зданий — одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев (в том числе два из них сохранились на 12 венцов). Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами.
Вокруг вскрытого древнего посада размещена экспозиция, посвящённая жизненному укладу славян, населявших в древности эти места, представлены археологические находки, сделанные в ходе раскопок — изделия из металлов, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков.

В основе музея — вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII века. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологами раскопаны улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения, находящиеся на площади около 1000 м². В экспозиции представлено 28 жилых бревенчатых зданий — одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев (в том числе два из них сохранились на 12 венцов). Деревянные постройки и детали мостовых были законсервированы специально разработанными синтетическими веществами. 
Вокруг вскрытого древнего посада размещена экспозиция, посвящённая жизненному укладу славян, населявших в древности эти места, представлены археологические находки, сделанные в ходе раскопок — изделия из металлов, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков.  (фото 6)

Холмские ворота.

Холмские ворота.  (фото 7)

Уникальная мостовая, чудом сохранившаяся до сей поры. Мы идем в Цитадель. (2007)

Уникальная мостовая, чудом сохранившаяся до сей поры. Мы идем в Цитадель. (2007) (фото 8)

Вид на Холмские ворота со стороны Цитадели (2007).
Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 квадратных километров на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление - Цитадель - разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 километров при высоте около 10 метров. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.

Вид на Холмские ворота со стороны Цитадели (2007).
Брестские крепостные укрепления заняли территорию около 4 квадратных километров на берегах Буга, Мухавца и каналов. Главное укрепление - Цитадель - разместилось на центральном острове и было окружено Волынским, Кобринским и Тереспольским укреплениями. Внешняя линия земляных валов превышала 6,5 километров при высоте около 10 метров. В толще валов находились многочисленные каменные казематы.  (фото 9)

Цитадель была сплошь опоясана двухэтажными с подвалами казармами, повторяющими абрис острова. Их протяженность достигала 1800 метров, что позволило разместить здесь пятьсот казематов, защищенных двухметровыми стенами. Впоследствии мощь крепости еще более выросла за счет новых фортов и многокилометровых оборонительных линий. К началу ХХ века Брест стал крепостью I класса, основным форпостом России на западной границе.

Цитадель была сплошь опоясана двухэтажными с подвалами казармами, повторяющими абрис острова. Их протяженность достигала 1800 метров, что позволило разместить здесь пятьсот казематов, защищенных двухметровыми стенами. Впоследствии мощь крепости еще более выросла за счет новых фортов и многокилометровых оборонительных линий. К началу ХХ века Брест стал крепостью I класса, основным форпостом России на западной границе.  (фото 10)

На протяжении второй половины XIX - в начале XX века в крепости неоднократно проводились работы по модернизации и расширению, в которых принимали участие известные инженеры-фортификаторы. Среди них герой обороны Севастополя в Крымскую войну генерал Эдуард Тотлебен и военный инженер Дмитрий Карбышев, впоследствии генерал и Герой Советского Союза.
Экспозиция артиллерийского оружия.

На протяжении второй половины XIX - в начале XX века в крепости неоднократно проводились работы по модернизации и расширению, в которых принимали участие известные инженеры-фортификаторы. Среди них герой обороны Севастополя в Крымскую войну генерал Эдуард Тотлебен и военный инженер Дмитрий Карбышев, впоследствии генерал и Герой Советского Союза. 
Экспозиция артиллерийского оружия. (фото 11)

Многострадальный Свято-Николаевский гарнизонный собор на территории Цитадели. Храм построен в 1851-1876 годах по проекту академика Российсклй академии художеств архитектора Давида Ивановича Гримма.
Это купольное здание, церковная базилика в византийском стиле, внутри которого было установлено 8 колон. Свет проникал через 7 окон в овальной части и такое же число окон с каждой стороны. Храм был расписан в романском стиле. Величественный купол храма венчал Георгиевский крест.

Многострадальный Свято-Николаевский гарнизонный собор на территории Цитадели. Храм построен в 1851-1876 годах по проекту академика Российсклй академии художеств архитектора Давида Ивановича Гримма.
Это купольное здание, церковная базилика в византийском стиле, внутри которого было установлено 8 колон. Свет проникал через 7 окон в овальной части и такое же число окон с каждой стороны. Храм был расписан в романском стиле. Величественный купол храма венчал Георгиевский крест.  (фото 12)

В начале XX века Свято-Николаевский собор был главным храмом Западнорусского края и одним из самых красивых построенных в центре Европы. После подписания Рижского мирного договора (18 марта 1921 года) храм, находившейся уже на территории принадлежавшей Польше, в 1924-1929 годах перестроили в римско-каталитический гарнизонный костел Святого Казимира по проекту польского архитектора Ю. Лисецкого.
С приходом красной армии культовый объект был переоборудован: на кануне войны в нем размещался клуб 84-го стрелкового полка.
Фото 2007 г.

В начале XX века Свято-Николаевский собор был главным храмом Западнорусского края и одним из самых красивых построенных в центре Европы. После подписания Рижского мирного договора (18 марта 1921 года) храм, находившейся уже на территории принадлежавшей Польше, в 1924-1929 годах перестроили в римско-каталитический гарнизонный костел Святого Казимира по проекту польского архитектора Ю. Лисецкого.
С приходом красной армии культовый объект был переоборудован: на кануне войны в нем размещался клуб 84-го стрелкового полка. 
Фото 2007 г. (фото 13)

В ходе боев 1941 года здание стало важным пунктом обороны, так как расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости.
Утром 22 июня 1941 года штурмовой отряд фашистов прорвался через Тереспольские ворота на территорию Цитадели. Здание не раз переходило из рук в руки. Оно стало одним из последних очагов сопротивления в Цитадели. (Источник: http://all-pages.com/city_info/4/23/99/2812.html)
"…Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на берегу Муховца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины, склады, овощехранилища — горело все, что могло гореть, а что не могло — горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди.
И еще кричали лошади. Кричали где-то совсем рядом, у коновязи, за спиной Плужникова, и этот необычный, не животный крик заглушал сейчас все остальное, даже то жуткое, нечеловеческое, что изредка доносилось из горящих гаражей. Там, в промасленных и пробензиненных помещениях с крепкими решетками на окнах, в этот час заживо сгорали люди. …"
Борис Васильев. В списках не значился.

В ходе боев 1941 года здание стало важным пунктом обороны, так как расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости.
Утром 22 июня 1941 года штурмовой отряд фашистов прорвался через Тереспольские ворота на территорию Цитадели. Здание не раз переходило из рук в руки. Оно стало одним из последних очагов сопротивления в Цитадели. (Источник: http://all-pages.com/city_info/4/23/99/2812.html)
"…Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на берегу Муховца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины, склады, овощехранилища — горело все, что могло гореть, а что не могло — горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди.
И еще кричали лошади. Кричали где-то совсем рядом, у коновязи, за спиной Плужникова, и этот необычный, не животный крик заглушал сейчас все остальное, даже то жуткое, нечеловеческое, что изредка доносилось из горящих гаражей. Там, в промасленных и пробензиненных помещениях с крепкими решетками на окнах, в этот час заживо сгорали люди. …"
Борис Васильев. В списках не значился. (фото 14)

Колокола собора (снимок 2007 года)

Колокола собора (снимок 2007 года)
 (фото 15)

А вот такое здание мы обнаружили этим летом. Похоже на колокольню. Трудно сказать новый это проект или реконструкция разрушенного здания. К сожалению мне пока ничего не удалось узнать.

А вот такое здание мы обнаружили этим летом. Похоже на колокольню. Трудно сказать новый это проект или реконструкция разрушенного здания. К сожалению мне пока ничего не удалось узнать. (фото 16)

Убранство собора (2007). Стены и купол восстановлены, но намеренно не оштукатурены. Кстати, здесь немного видны красивые рушники, о которых я писала в предыдущем блоге. Фото не очень качественное. Это снимок 2007 года, когда у меня еще не было нормальной камеры.

Убранство собора (2007). Стены и купол восстановлены, но намеренно не оштукатурены. Кстати, здесь немного видны красивые рушники, о которых я писала в предыдущем блоге. Фото не очень качественное. Это снимок 2007 года, когда у меня еще не было нормальной камеры. (фото 17)

Северная стена храма (2007). Около иконостаса сохранилась епископская кафедра.

Северная стена храма (2007). Около иконостаса сохранилась епископская кафедра. (фото 18)

Южная стена храма (2007).

Южная стена храма (2007). (фото 19)

Спуск в нижний храм во имя св. мч. Иоанна воина (2007). Трудно сказать, существовал ли этот храм раньше. Жалею, что не расспросила свечницу. Она-то уж точно должна все знать.

Спуск в нижний храм во имя св. мч. Иоанна воина (2007). Трудно сказать, существовал ли этот храм раньше. Жалею, что не расспросила свечницу. Она-то уж точно должна все знать.  (фото 20)

Сейчас этот стенд стоит наверху. А в 2007 году мы обнаружили его в притворе нижнего храма. Здесь уникальные фотографии, рассказывающие о непростой судьбе этого сооружения. Подробнее можно прочитать здесь: http://www.brestkrepost-film.ru/history/photodoc/3794.html

Сейчас этот стенд стоит наверху. А в 2007 году мы обнаружили его в притворе нижнего храма. Здесь уникальные фотографии, рассказывающие о непростой судьбе этого сооружения. Подробнее можно прочитать здесь: http://www.brestkrepost-film.ru/history/photodoc/3794.html (фото 21)

А за стендом мы нашли удивительную стальную дверь и в который раз поразились мастерству архитекторов и строителей крепости.

А за стендом мы нашли удивительную стальную дверь и в который раз поразились мастерству архитекторов и строителей крепости. (фото 22)

Храм во имя св. мч. Иоанна воина (день памяти 12 августа по н. ст.). Кое-где не заштукатуренная кладка поражает аккуратностью и тщательностью работы. Фото 2007 г.

Храм во имя св. мч. Иоанна воина (день памяти 12 августа по н. ст.). Кое-где не заштукатуренная кладка поражает аккуратностью и тщательностью работы. Фото 2007 г. (фото 23)

Руины казармы 333 стрелкового полка.
Надпись на мемориальной доске: В июне-июле 1941 года здание, подступы к нему и Тереспольским воротам защищали подразделения 333 и 44 стрелковых полков, пограничники 17 краснознаменного пограничного отряда, группы бойцов 31 автотранспортного, 132 конвойного отдельных батальонов.

Руины казармы 333 стрелкового полка. 
Надпись на мемориальной доске: В июне-июле 1941 года здание, подступы к нему и Тереспольским воротам защищали подразделения 333 и 44 стрелковых полков, пограничники 17 краснознаменного пограничного отряда, группы бойцов 31 автотранспортного, 132 конвойного отдельных батальонов. (фото 24)

Руины казармы 333 стрелкового полка.
"…Рискнули выползти ночью, хотя эта ночь была беспокойнее предыдущих. Немцы прочно блокировали берега, ярко освещали крепость ракетами и не прекращали минный обстрел. То и дело слышались глухие взрывы: немецкие саперы методически рвали фугасами стены, потолки и перекрытия, расчищая путь своим штурмовым группам. …"
Борис Васильев. В списках не значился.

Руины казармы 333 стрелкового полка.
"…Рискнули выползти ночью, хотя эта ночь была беспокойнее предыдущих. Немцы прочно блокировали берега, ярко освещали крепость ракетами и не прекращали минный обстрел. То и дело слышались глухие взрывы: немецкие саперы методически рвали фугасами стены, потолки и перекрытия, расчищая путь своим штурмовым группам. …"
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 25)

Вход в подвал казармы.

Вход в подвал казармы. (фото 26)

К сожалению, я не знаю, для чего предназначался этот подвал. Может, кто-то здесь был и подскажет?

К сожалению, я не знаю, для чего предназначался этот подвал. Может, кто-то здесь был и подскажет? (фото 27)

Тереспольские ворота. Вид со стороны Цитадели.

Тереспольские ворота. Вид со стороны Цитадели. (фото 28)

Здесь мы обнаружили чугунные столбики, предназначение которых осталось для нас неизвестным. Может коновязь? Хотя для коновязи пожалуй низковато...

Здесь мы обнаружили чугунные столбики, предназначение которых осталось для нас неизвестным. Может коновязь? Хотя для коновязи пожалуй низковато... (фото 29)

За Тереспольскими воротами был мост. Сейчас остались только мощные гранитные плиты основания и построен новый спуск к воде.

За Тереспольскими воротами был мост. Сейчас остались только мощные гранитные плиты основания и построен новый спуск к воде. (фото 30)

Западный Буг. Тот берег уже не наш.

Западный Буг. Тот берег уже не наш. (фото 31)
 
Брестская крепость-герой (фото 32)

"…Канонада оборвалась резко, будто вдруг выключили все звуки. И сразу зазвучал знакомый, усиленный динамиками голос:
— Доблестные защитники крепости! Немецкое командование призывает вас прекратить бессмысленное сопротивление. Красная армия разбита...
— Врешь, сволочь! — крикнул Денищик. — Брешешь, жаба фашистская!
— Войну не перекричишь. — Политрук чуть усмехнулся. — Она выстрел слышит, а голос — нет. Не горячись.
Иссушающая жара плыла над крепостью, и в этой жаре вспухали и сами собой-шевелились трупы. Тяжелый, густо насыщенный пылью и запахом разложения пороховой дым сползал в подвалы. И дети уже не плакали, потому что в сухих глазах давно не было слез.
— Всем, кто в течение получаса выйдет из подвалов без оружия, немецкое командование гарантирует жизнь и свободу по окончании войны. Вспомните о своих семьях, о невестах, женах, матерях. Они ждут вас, солдаты!
Голос замолчал, и молчала крепость. Она молчала тяжело и грозно, измотанная круглосуточными боями, жаждой, бомбежками, голодом. И это молчание было единственным ответом на очередной ультиматум противника.
— О матерях вспомнили, — сказал политрук. — Значит, не ожидал немец такого поворота.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит...

Чисто и ясно зазвучала в раскаленном воздухе песня. Родная русская песня о великих просторах и великой тоске. От неожиданности у Плужникова перехватило дыхание, и он изо всех сил стиснул зубы, чтобы сдержать нахлынувшие вдруг слезы. А сильный голос вольно вел песню, и крепость слушала ее, беззвучно рыдая у закопченных амбразур.
— Не могу-у!.. — Сальников упал на пол, вздрагивая, бил кулаками по кирпичам. — Не могу! Мама, маманя песню эту...
— Молчать! — крикнул политрук. — Они же на это и бьют, сволочи! На это, на слезы наши!..
Сальников замолчал. Музыка еще звучала, но сквозь нее Плужников уловил вдруг странный протяжный гул.
Прислушался, не смог разобрать слов, но понял: где-то под развалинами хриплыми, пересохшими глотками нестройно и страшно пели «Интернационал». И поняв это, он встал.

Это есть наш последний и решительный бой...

— из последних сил запел политрук. Хрипя, он кричал слова гимна, и слезы текли по изможденному лицу, покрытому копотью и пылью. И тогда Плужников запел тоже, а вслед за ним и пограничник. И Сальников поднялся с пола и встал рядом, плечом к плечу, и тоже запел «Интернационал»:

Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой...

Они пели громко, так громко, как не пели никогда в жизни. Они кричали свой гимн, и этот гимн был ответом сразу на все немецкие предложения. Слезы ползли по грязным лицам, но они не стеснялись этих слез, потому что это были другие слезы. Не те, на которые рассчитывало немецкое командование. …"
Борис Васильев. В списках не значился.

"…Канонада оборвалась резко, будто вдруг выключили все звуки. И сразу зазвучал знакомый, усиленный динамиками голос:
— Доблестные защитники крепости! Немецкое командование призывает вас прекратить бессмысленное сопротивление. Красная армия разбита...
— Врешь, сволочь! — крикнул Денищик. — Брешешь, жаба фашистская!
— Войну не перекричишь. — Политрук чуть усмехнулся. — Она выстрел слышит, а голос — нет. Не горячись.
Иссушающая жара плыла над крепостью, и в этой жаре вспухали и сами собой-шевелились трупы. Тяжелый, густо насыщенный пылью и запахом разложения пороховой дым сползал в подвалы. И дети уже не плакали, потому что в сухих глазах давно не было слез.
— Всем, кто в течение получаса выйдет из подвалов без оружия, немецкое командование гарантирует жизнь и свободу по окончании войны. Вспомните о своих семьях, о невестах, женах, матерях. Они ждут вас, солдаты!
Голос замолчал, и молчала крепость. Она молчала тяжело и грозно, измотанная круглосуточными боями, жаждой, бомбежками, голодом. И это молчание было единственным ответом на очередной ультиматум противника.
— О матерях вспомнили, — сказал политрук. — Значит, не ожидал немец такого поворота.

Степь да степь кругом, 
Путь далек лежит...

Чисто и ясно зазвучала в раскаленном воздухе песня. Родная русская песня о великих просторах и великой тоске. От неожиданности у Плужникова перехватило дыхание, и он изо всех сил стиснул зубы, чтобы сдержать нахлынувшие вдруг слезы. А сильный голос вольно вел песню, и крепость слушала ее, беззвучно рыдая у закопченных амбразур.
— Не могу-у!.. — Сальников упал на пол, вздрагивая, бил кулаками по кирпичам. — Не могу! Мама, маманя песню эту...
— Молчать! — крикнул политрук. — Они же на это и бьют, сволочи! На это, на слезы наши!..
Сальников замолчал. Музыка еще звучала, но сквозь нее Плужников уловил вдруг странный протяжный гул.
Прислушался, не смог разобрать слов, но понял: где-то под развалинами хриплыми, пересохшими глотками нестройно и страшно пели «Интернационал». И поняв это, он встал.

Это есть наш последний и решительный бой...

— из последних сил запел политрук. Хрипя, он кричал слова гимна, и слезы текли по изможденному лицу, покрытому копотью и пылью. И тогда Плужников запел тоже, а вслед за ним и пограничник. И Сальников поднялся с пола и встал рядом, плечом к плечу, и тоже запел «Интернационал»:

Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой...

Они пели громко, так громко, как не пели никогда в жизни. Они кричали свой гимн, и этот гимн был ответом сразу на все немецкие предложения. Слезы ползли по грязным лицам, но они не стеснялись этих слез, потому что это были другие слезы. Не те, на которые рассчитывало немецкое командование. …"
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 33)

Мемориальный памятник "Жажда" (Фото: : http://fotki.yandex.ru/users/dam59/view/12217/)
"…Они пришли к своим, и не было ни воды, ни патронов, только пять ящиков гранат без взрывателей. И по ночам они ходили к немцам, и в узких каменных мешках, хрипя и ругаясь, били этих немцев прикладами и гранатами без взрывателей, кололи штыками и кинжалами, а днем отражали атаки тем оружием, какое смогли захватить. И ползали за водой под фиолетовым светом ракет, раздвигая ослизлые трупы. А потом те, кто остался в живых, ползли назад, сжимая в зубах дужку котелка и уже не опуская головы. И кому не везло, тот падал лицом в котелок, и, может быть, перед смертью успевал напиться воды. Но им везло, и пить они не имели права.
А днем — от зари до зари — бомбежки сменяли обстрелы и обстрелы — бомбежки. И если вдруг смолкал грохот, значит, опять чужой механический голос предлагал прекратить сопротивление, опять давал час или полчаса на раздумье, опять выматывал душу до боли знакомыми песнями. И они молча слушали эти песни и тихий плач умирающих от жажды детей. …"
Борис Васильев. В списках не значился.

Мемориальный памятник "Жажда" (Фото: : http://fotki.yandex.ru/users/dam59/view/12217/)
"…Они пришли к своим, и не было ни воды, ни патронов, только пять ящиков гранат без взрывателей. И по ночам они ходили к немцам, и в узких каменных мешках, хрипя и ругаясь, били этих немцев прикладами и гранатами без взрывателей, кололи штыками и кинжалами, а днем отражали атаки тем оружием, какое смогли захватить. И ползали за водой под фиолетовым светом ракет, раздвигая ослизлые трупы. А потом те, кто остался в живых, ползли назад, сжимая в зубах дужку котелка и уже не опуская головы. И кому не везло, тот падал лицом в котелок, и, может быть, перед смертью успевал напиться воды. Но им везло, и пить они не имели права.
А днем — от зари до зари — бомбежки сменяли обстрелы и обстрелы — бомбежки. И если вдруг смолкал грохот, значит, опять чужой механический голос предлагал прекратить сопротивление, опять давал час или полчаса на раздумье, опять выматывал душу до боли знакомыми песнями. И они молча слушали эти песни и тихий плач умирающих от жажды детей. …"
Борис Васильев. В списках не значился.


 (фото 34)

Там где Мухавец впадает в Западный Буг. На противоположном берегу дозорная вышка - граница.

Там где Мухавец впадает в Западный Буг. На противоположном берегу дозорная вышка - граница. (фото 35)
 
Брестская крепость-герой (фото 36)

Возле Холмских ворот. Надпись на мемориальной доске:
23 июня во время атаки на эти рубежи гитлеровцы гнали впереди себя захваченных в госпитале больных и раненых, женщин и детей.

Возле Холмских ворот. Надпись на мемориальной доске: 
23 июня во время атаки на эти рубежи гитлеровцы гнали впереди себя захваченных в госпитале больных и раненых, женщин и детей.  (фото 37)

р. Мухавец. Тишина.

р. Мухавец. Тишина. (фото 38)

Мемориальный памятник "Мужество".
"... Он не знал, сколько суток лежал вот так, без слов, дум и движения, и не хотел знать. Днем и ночью в подземелье стояла могильная тишина, днем и ночью тускло светили жировые плошки, днем и ночью за желтым чадным светом дежурила темнота, вязкая и непроницаемая, как смерть. И Плужников неотрывно смотрел в нее. Смотрел в ту смерть, в которой был виновен.
С удивительной ясностью он видел сейчас их всех. Всех, кто, прикрывая его, бросался вперед, бросался не колеблясь, не раздумывая, движимый чем-то непонятным, непостижимым для него. И Плужников не пытался сейчас понять, почему все они — все погибшие по его вине — поступали именно так: он просто заново пропускал их перед своими глазами, просто вглядывался. Вглядывался неторопливо, внимательно и беспощадно.
Он замешкался тогда у сводчатого окна костела, из которого нестерпимо ярко били автоматные очереди. Нет, не потому, что растерялся, не потому, что собирался с силами: это было его окно, вот и вся причина. Это было его окно, он сам еще до атаки выбрал его, но в его окно, в его бьющую навстречу смерть, кинулся не он, а тот рослый пограничник с неостывшим ручным пулеметом. И потом — уже мертвый — он продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо как напоминание.
А наутро он бежал из костела. Бежал, бросив сержанта с перевязанной головой. А сержант этот остался, хотя был у самого пролома. Он мог уйти и — не ушел, не отступил, не затаился, и Плужников добежал тогда до подвалов только потому, что сержант остался в костеле. Так же, как Володька Денищик, грудью прикрывший его в ночной атаке на мосту. Так же, как Сальников, сваливший немца тогда, когда Плужников уже сдался, уже не думал о сопротивлении, уже икал от страха, покорно задрав в небо обе руки. Так же, как те, кому он обещал патроны и не принес их вовремя.
Он недвижимо лежал на скамье под собственной шинелью, ел, когда давали, пил, когда подносили кружку ко рту. И молчал, не отвечая на вопросы. И даже не думал: просто считал долги.
Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это — закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни. … "
Борис Васильев. В списках не значился.

Мемориальный памятник "Мужество".
"... Он не знал, сколько суток лежал вот так, без слов, дум и движения, и не хотел знать. Днем и ночью в подземелье стояла могильная тишина, днем и ночью тускло светили жировые плошки, днем и ночью за желтым чадным светом дежурила темнота, вязкая и непроницаемая, как смерть. И Плужников неотрывно смотрел в нее. Смотрел в ту смерть, в которой был виновен.
С удивительной ясностью он видел сейчас их всех. Всех, кто, прикрывая его, бросался вперед, бросался не колеблясь, не раздумывая, движимый чем-то непонятным, непостижимым для него. И Плужников не пытался сейчас понять, почему все они — все погибшие по его вине — поступали именно так: он просто заново пропускал их перед своими глазами, просто вглядывался. Вглядывался неторопливо, внимательно и беспощадно.
Он замешкался тогда у сводчатого окна костела, из которого нестерпимо ярко били автоматные очереди. Нет, не потому, что растерялся, не потому, что собирался с силами: это было его окно, вот и вся причина. Это было его окно, он сам еще до атаки выбрал его, но в его окно, в его бьющую навстречу смерть, кинулся не он, а тот рослый пограничник с неостывшим ручным пулеметом. И потом — уже мертвый — он продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо как напоминание.
А наутро он бежал из костела. Бежал, бросив сержанта с перевязанной головой. А сержант этот остался, хотя был у самого пролома. Он мог уйти и — не ушел, не отступил, не затаился, и Плужников добежал тогда до подвалов только потому, что сержант остался в костеле. Так же, как Володька Денищик, грудью прикрывший его в ночной атаке на мосту. Так же, как Сальников, сваливший немца тогда, когда Плужников уже сдался, уже не думал о сопротивлении, уже икал от страха, покорно задрав в небо обе руки. Так же, как те, кому он обещал патроны и не принес их вовремя.
Он недвижимо лежал на скамье под собственной шинелью, ел, когда давали, пил, когда подносили кружку ко рту. И молчал, не отвечая на вопросы. И даже не думал: просто считал долги.
Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это — закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни. … "
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 39)

"... человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.

"... человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 40)

"…Чиркнула спичка, вырвав из мрака худую, длиннопалую руку, клок черной, с густой проседью, бороды. Рука поднесла спичку к стоявшему на ящике огарку, и, когда разгорелся огонь, он увидел живой скелет в ватнике, туго затянутом ремнем. Увидел отросшие до плеч полуседые волосы, лихорадочно блестевшие глаза и руку, которая тянулась к нему. И бросился к этой руке.
— Погоди, браток. Погоди, не тискай. И ноги у меня болят, и целоваться мы разучились. Дай руку свою, родной ты мой землячок, советский ты мой солдат. Руку дай. Вот так. И замри, а я погляжу на тебя. Что, не взяли нас гады, а? Ни автоматами, ни толом, ни огнеметами. Не взяли, не взяли!.. — (…)
— Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя. И до конца так, до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.

"…Чиркнула спичка, вырвав из мрака худую, длиннопалую руку, клок черной, с густой проседью, бороды. Рука поднесла спичку к стоявшему на ящике огарку, и, когда разгорелся огонь, он увидел живой скелет в ватнике, туго затянутом ремнем. Увидел отросшие до плеч полуседые волосы, лихорадочно блестевшие глаза и руку, которая тянулась к нему. И бросился к этой руке.
— Погоди, браток. Погоди, не тискай. И ноги у меня болят, и целоваться мы разучились. Дай руку свою, родной ты мой землячок, советский ты мой солдат. Руку дай. Вот так. И замри, а я погляжу на тебя. Что, не взяли нас гады, а? Ни автоматами, ни толом, ни огнеметами. Не взяли, не взяли!.. — (…)
— Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя. И до конца так, до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 41)

"... Крепость не пала. Крепость истекла кровью. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.

"... Крепость не пала. Крепость истекла кровью. ..."
Борис Васильев. В списках не значился.
 (фото 42)

Пятый форт:
Форт № 5 входил в число оборонительных объектов Брест-Литовской крепости первой линии. Построен в 1878 – 1888 гг., модернизировался в 1908 – 1911 гг. Расположен в 4 км юго-западнее Брестской крепости в микрорайоне Аркадия г. Бреста. Занимает площадь – около 1 км 2.

Пятый форт: 
Форт № 5 входил в число оборонительных объектов Брест-Литовской крепости первой линии. Построен в 1878 – 1888 гг., модернизировался в 1908 – 1911 гг. Расположен в 4 км юго-западнее Брестской крепости в микрорайоне Аркадия г. Бреста. Занимает площадь – около 1 км 2. 
 (фото 43)

Форт имеет пятиугольную форму. Был воздвигнут из кирпича, обнесён земляным валом, рвом, заполненным водой. В горжевой (тыльной) части была построена казарма для гарнизона, насчитывающая одиннадцать казематов, обвалованная землёй со стороны напольного фаса. Во фронтальной части находился передний капонир (на фото: фортификационное сооружение, способное вести огонь в двух противоположных направлениях) на шесть орудий, соединённый с казармой центральной потерной (подземный коридор, связывающий различные строения форта между собой).

Форт имеет пятиугольную форму. Был воздвигнут из кирпича, обнесён земляным валом, рвом, заполненным водой. В горжевой (тыльной) части была построена казарма для гарнизона, насчитывающая одиннадцать казематов, обвалованная землёй со стороны напольного фаса. Во фронтальной части находился передний капонир (на фото: фортификационное сооружение, способное вести огонь в двух противоположных направлениях) на шесть орудий, соединённый с казармой центральной потерной (подземный коридор, связывающий различные строения форта между собой). 
 (фото 44)

В июне 1941 г. в форту находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. С началом Великой Отечественной войны батальон был поднят по тревоге. Часть бойцов попыталась прорваться в Брестскую крепость, а потом с боями отходила на восток.
В годы оккупации в форту были склады.
В июле 1944 г. он был освобождён воинами 1295-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 70-й армии.
После войны некоторое время также находились армейские склады. После вывода воинской части форт был в заброшенном состоянии, разрушался.
В 1995 г. 5 форту был присвоен статус историко-культурной ценности.
С 1997 г. проведены большие реставрационные работы.
В 1999 г. форт был передан на баланс Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой».
8 мая 2000 г. открыт для посещения. (http://www.brest-fortress.by/?sec=5)

В июне 1941 г. в форту находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. С началом Великой Отечественной войны батальон был поднят по тревоге. Часть бойцов попыталась прорваться в Брестскую крепость, а потом с боями отходила на восток.
В годы  оккупации в форту были склады. 
В июле 1944 г. он был освобождён воинами 1295-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 70-й армии. 
После войны некоторое время также находились армейские склады. После вывода воинской части форт был в заброшенном состоянии, разрушался.
 В 1995 г. 5 форту был присвоен статус историко-культурной ценности. 
С 1997 г. проведены большие реставрационные работы. 
В 1999 г. форт был передан на баланс Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой». 
8 мая 2000 г. открыт для посещения. (http://www.brest-fortress.by/?sec=5)
 (фото 45)

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ! НИЗКИЙ ПОКЛОН И БЕСКОНЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, РЯДОВЫЕ И ОФИЦЕРЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ! НИЗКИЙ ПОКЛОН И БЕСКОНЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, РЯДОВЫЕ И ОФИЦЕРЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! (фото 46)

Как могла я рассказала вам об этом, не боюсь этого слова, святом месте. Подробнее об истории крепости можно прочитать здесь: 

http://www.brestkrepost-film.ru/history/plan/

 

Темнова Елена

Большое спасибо! Я была в Брестской крепости около 20 лет назад. Многое из того, что Вы показали, тогда ещё не было. И тогда я ещё не знала, что мой дед во время войны был там командиром заставы. Я пыталась найти сведения о нём, но всё что удалось пока найти это надпись на стене из 5 фамилий, среди которых и его. Но он ли это или однофамилец - не знаю. Ещё раз спасибо.

Многомама

У Б. Васильева в конце его повести есть такие слова, относящиеся к матери Николая Плужникова: ",,, не так важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли." Наверно это же можно сказать и про наших дедов (а у кого-то и отцов), сложивших головы на поле брани. И как поется в Панихиде по усопшим:  «Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшим рабом твоим, имярек[]: и сотворим им вечную память».

ЛиЛеКа

Спасибо Вам за грандиозную работу! Никогда не была в Бресте и не буду... Смотрела, читала... Готовый материал для классного часа! Спасибо еще раз!

Многомама

Спасибо и Вам. Рада, что моя работа оказалась полезной.

svetik

Большое спасибо за такой подробный репортаж! Сколько сил Вы потратили! Низкий поклон!

В этом году мы были в Ленинграде, в военном музее  И читая Ваш рассказ, у меня снова побежали мурашки, а в глазах стояли слезы. Спасибо!

Если интересно https://stranamasterov.ru/node/90147

Многомама

Даже не знаю, что ответить. Только порадоваться, наверное, что  есть память о том времени у нас и у наших детей. А это как иммунитет против всякой мерзости, которую нам сегодня пытаются скормить. "Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни."   В. Распутин

Лучик солнышка

Спасибо! С удовольствием всё прочитала!

Многомама

Рада, если информация оказалась полезной!улыбаюсь

alen@

большое спасибо за фото и подробный рассказ. в Брестской крепости была в детстве и почти ничего не помню! а тут как с вами побывала! спасибо!благодарю

Многомама

alen@, спасибо вам за отзыв! цветы

maniya

недавно смотрела наш фильм - "брестская крепость" - ревела всю картину.
приятно было посмотреть на этот мемориал сейчас
спасибо вам огромное - это очень интересный репортаж.

Многомама

Рада, что моя работа была полезной.смущаюсь А вот мне фильм не очень понравился. Больше впечатлила документальная  книга С.Смирнова (автор сценария - его сын) о Брестской крепости и ее героях. Я тоже плакала. Для меня эта тема свята.

альхен

Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!!!!!! Всегда мечтала побывать в Брестской крепости!!! А тут такая возможность!!!! Читала сквозь слёзы..... болею душой за павших.... и распирает от гордости, что были такие ГЕРОИ!!!!! Которые воевали за Родину... за жён... детей... и матерей.... а не за деньги!!!!! ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!!!! Плачу.... не могу успокоиться.... мы живём благодаря их подвигу.....

Многомама

альхен, благодарю. Трудно что-то добавить к вашим словам. Да, мы живы только благодаря их подвигу...

Ирина С.1989

Спасибо Вам большое,за такой чудесный материал и фото.Нам с мужем в этом году довелось побывать в Бресте,гостили так сказать.Ну и конечно не могли не посетить Брестскую крепость.Я много где была,и за рубежом нашей необъятной родины,и по стране помоталась,но такого прилива чувств и эмоций не испытывала нигде!!!!Это что-то невероятное!Мне хотелось прикоснуться к каждому камушку,кирпичику.Иной раз и слезы градом шли.В общем кто не был в БК,очень желаю,Вам туда все-таки съездить!И сама жду с нетерпением новой поездки!А автору еще раз хочу сказать спасибо!

гость

Добрый день! Я сам родился и живу  в Бресте и эта крепость для нас - постоянное напоминание о том что была когда-то такая большая трагедия и такая великая победа!!! Автор просто потрясающе описал Брестскую крепость! Мне, как человеку который не раз там бывал, было очень интересно читать!