Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

25 января - Татьянин день.


 166 из 210 
Тип работы

25 января - Татьянин день

В избранных: 1

Поделиться:

Здравствуйте, дорогие жители "Страны мастеров"! Сегодня я к вам с не совсем обычным постом. Быстро пролетели новогодние праздники, Рождество, Крещение... А недавно, 25 января, моя семья поздравляла меня с Днем Татьяны. У нас это семейная традиция. Я очень долго вынашивала идею данной записи в блоге и все-таки решилась. Я хочу вам поведать о святой мученице Татиане, о празднике, связанном с ее именем, ну, и немного побалуюсь автобиографическим "шаржем" в фотографиях и со стихами замечательных поэтов (известных и не очень). Иллюстрации к статье взяты с просторов интернета с благодарностью к авторам, имен которых, к сожалению, не знаю. Надеюсь, не утомлю вас своими изысканиями. Буду признательна за комментарии к статье.
Итак, поехали...

Житие святой мученицы Татианы.

В конце 2 – начале 3 века Рим был полон величественных храмов, где поклонялись языческим богам. Жители Рима верили, что от них зависит судьба и благополучие, здоровье и богатый урожай. Поэтому молились Юпитеру, Аполлону, Геркулесу, Марсу, Орфею, охотнице Диане и другим, и приносили им жертвы. Христиане, которые появились в это время в Риме, собирались тайно, потому что подвергались гонениям.
Будущая святая мученица Татиана родилась в знатной семье римского консула, который исповедовал христианство. Когда у него родилась дочь, он принял решение назвать ее Татианой – «устроительницей». «Пусть устроит свою жизнь по-новому, с Христом», – подумал он и воспитал дочь в христианских традициях, преданной Богу и Церкви. Татиана была очень хороша собой. У нее было нежное белое лицо, которое обрамляли густые каштановые волосы, стройная фигура, добрый нрав и редкая для ее возраста рассудительность. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательной и очень послушной девушкой, почитающей старших. Татиана вела уединенный и тихий образ жизни. Ее не интересовала богемная мирская суета и интриги. Всему этому она предпочитала молитву.
В это время Римом правил император Гелиогабал, который поклонялся солнечному богу Эмезу. Культ Эмеза, символ которого - привезенный из Сирии черный камень аэролит - красовался посредине дворца, превратился в пьяные оргии, которые устраивал император, что вызывало недовольство народа и особенно солдат. А когда император, которого и так считали кровавым тираном, задумал лишить жизни своего двоюродного брата Александра Севера, это переполнило чашу народного терпения. Нечестивый царь Антонин Гелиогабал был убит своими же подданными, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр. На царский престол был возведен Александр, шестнадцатилетний отрок. Матерью его была христианка по имени Маммея. От нее он научился почитать Христа, но в то же время он продолжал служить идолам и поклоняться им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея…
После того, как к власти пришел Александр Север, жизнь в городе сильно изменилась. Теперь христианам разрешили владеть недвижимым имуществом и свободно избирать своих епископов. Выйдя из подполья, многие вступили в христианскую общину Рима, в том числе и Татиана. Она отличалась большим усердием, трудолюбием, добротой и терпением. И вскоре епископ назначил ее диаконисой. Теперь она почти не бывала дома - целыми днями ухаживала за больными и убогими, готовила верующих к обряду крещения и выполняла другие обязанности. Иногда в заботах своих девушка сутками была вынуждена не спать и не есть. Нуждающиеся в помощи шли к ней со всего города толпами.
Молва о ее доброте быстро распространилась по Риму. Не зря отец назвал ее Татианой – «устроительницей». Рядом с ней все действительно волшебным образом устраивалось. Находились необходимые лекарства и врачи для больных, жилища для убогих, одежда и пища для нищих и сирот. Словно кто-то невидимый сверху передавал свои небесные дары через нее людям. Татьяна так и говорила, когда ее пытались благодарить: «Не меня благодарите – Господа! Столь велико Его милосердие, что не оставит Он без ответа самую малую просьбу, самую скромную нужду!». Татиана редко теперь виделась с отцом, но она была по-настоящему счастлива, так как, помогая нуждающимся, служила Господу!
Сам Александр не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно их притесняли. Ввиду молодости Александра управление государством было поручено некоторым из членов государственного совета. Многие приближенные императора фактически управляли государством и продвигали желательные для них решения и законы. Некоторые не одобряли свободу, данную христианам. Главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Им был составлен сборник законов, преследующих последователей Христа. Советники разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждали поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит (приближенный императора) Виталий, кувикулярий (царский постельничий) Васе, доместик (охранник) Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили, подвергая мучениям и предавая смерти...
Казалось бы, велика ли важность - бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках, им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали при всех похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни.
Через несколько месяцев после начала новых гонений Татиану схватили. От нее потребовали поклониться богу Аполлону. На что Татиана ответила, что для нее существует только один Бог – Иисус Христос, и отказалась. Тогда Ульпиан велел силой привести ее в храм Аполлона и склонить перед идолом. Татиана молила Господа не оставить ее в этот трудный час и дать силы, чтобы выстоять. Еще она просила Господа простить ее мучителей, ибо не ведают они, что творят. В то время, когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. Идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов, дьявол, обитавший в статуе с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопли его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. В результате долгого истязания сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших раны было твердо, как наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И Ангелы невидимо стояли возле святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану. Мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения. Они говорили, что сами больше страдают, чем святая невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за мучителей и просила Господа, чтобы Он открыл им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, услышали глас с Небес, обращенный к святой деве, пали перед нею на колени и стали молить: «Прости нас, служительница Истинного Бога, прости! Ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они, а их было восемь человек, уверовали во Христа и приняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и в конце концов обезглавили.
На другой день неправедный судья опять приказал привезти на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здоровой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран вместо крови истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, Ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую отвели в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Когда ее повели в храм Дианы, чтобы принести в жертву, Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?».
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор и там стали подвергать терзаниям. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.
На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал ее. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ноги. Когда же льва хотели было увести обратно в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника по имени Евмений и растерзал его.
Не раз еще подвергали Татиану жестоким пыткам, но снова ее спасала сила Христова. Нечестивцы же все эти дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они думали, что в волосах святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Поэтому они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса. Когда же на третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву Зевсу, отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога.
Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с ней казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь. Произошло все это в 225 году.

Здравствуйте, дорогие жители "Страны мастеров"! Сегодня я к вам с не совсем обычным постом. Быстро пролетели новогодние праздники, Рождество, Крещение... А недавно, 25 января, моя семья поздравляла меня с Днем Татьяны. У нас это семейная традиция. Я очень долго вынашивала идею данной записи в блоге и все-таки решилась. Я хочу вам поведать о святой мученице Татиане, о празднике, связанном с ее именем, ну, и немного побалуюсь автобиографическим "шаржем" в фотографиях и со стихами замечательных поэтов (известных и не очень). Иллюстрации к статье взяты с просторов интернета с благодарностью к авторам, имен которых, к сожалению, не знаю. Надеюсь, не утомлю вас своими изысканиями. Буду признательна за комментарии к статье.
Итак, поехали...

Житие святой мученицы Татианы.

В конце 2 – начале 3 века Рим был полон величественных храмов, где поклонялись языческим богам. Жители Рима верили, что от них зависит  судьба и благополучие, здоровье и богатый урожай. Поэтому молились Юпитеру, Аполлону, Геркулесу, Марсу, Орфею, охотнице Диане и другим,  и приносили им жертвы. Христиане, которые появились в это время в Риме, собирались тайно, потому что подвергались гонениям. 
Будущая святая мученица Татиана родилась в знатной семье римского консула, который исповедовал христианство. Когда у него родилась дочь, он принял решение назвать ее Татианой – «устроительницей». «Пусть устроит свою жизнь по-новому, с Христом», – подумал он и воспитал дочь в христианских традициях, преданной Богу и Церкви. Татиана была очень хороша собой. У нее было нежное белое лицо, которое обрамляли густые каштановые волосы, стройная фигура, добрый нрав и редкая для ее возраста рассудительность. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательной и очень послушной девушкой, почитающей старших. Татиана вела уединенный и тихий образ жизни. Ее не интересовала богемная мирская суета и интриги. Всему этому она предпочитала молитву.
В это время Римом правил император Гелиогабал, который поклонялся солнечному богу Эмезу. Культ Эмеза, символ которого - привезенный из Сирии  черный камень аэролит - красовался посредине дворца, превратился в пьяные оргии, которые устраивал император, что вызывало недовольство народа и особенно солдат. А когда император, которого и так считали кровавым тираном, задумал лишить жизни своего двоюродного брата Александра Севера, это переполнило чашу народного терпения. Нечестивый царь Антонин Гелиогабал был убит своими же подданными, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр. На царский престол был возведен Александр, шестнадцатилетний отрок. Матерью его была христианка по имени Маммея. От нее он научился почитать Христа, но  в то же время он продолжал служить идолам и поклоняться им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея… 
После того, как к власти пришел Александр Север, жизнь в городе сильно изменилась. Теперь христианам разрешили владеть недвижимым имуществом и свободно избирать своих епископов. Выйдя из подполья, многие вступили в христианскую общину Рима, в том числе и Татиана. Она отличалась большим усердием, трудолюбием, добротой и терпением. И вскоре епископ назначил ее диаконисой. Теперь она почти не бывала дома - целыми днями ухаживала за больными и убогими, готовила верующих к обряду крещения и выполняла другие обязанности. Иногда в заботах своих девушка сутками была вынуждена не спать и не есть. Нуждающиеся в помощи шли к ней со всего города толпами.
Молва о ее доброте быстро распространилась по Риму. Не зря отец назвал ее Татианой – «устроительницей». Рядом с ней все действительно волшебным образом устраивалось. Находились необходимые лекарства и врачи для больных, жилища для убогих, одежда и пища для нищих и сирот. Словно кто-то невидимый сверху передавал свои небесные дары через нее людям. Татьяна так и говорила, когда ее пытались благодарить: «Не меня благодарите – Господа! Столь велико Его милосердие, что не оставит Он без ответа самую малую просьбу, самую скромную нужду!». Татиана редко теперь виделась с отцом, но она была по-настоящему счастлива, так как, помогая нуждающимся, служила Господу!
Сам Александр не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно их притесняли. Ввиду молодости Александра управление государством было поручено некоторым из членов государственного совета. Многие  приближенные императора фактически управляли государством и продвигали желательные для них решения и законы. Некоторые не одобряли свободу, данную христианам. Главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Им был составлен сборник законов, преследующих последователей Христа. Советники разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждали поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли  это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит (приближенный императора) Виталий, кувикулярий (царский постельничий) Васе, доместик (охранник) Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили,  подвергая мучениям и предавая смерти...
Казалось бы, велика ли важность - бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках, им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали  при всех похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни. 
Через несколько месяцев после начала новых гонений Татиану схватили. От нее потребовали поклониться богу Аполлону. На что Татиана ответила, что для нее существует только один Бог – Иисус Христос, и отказалась. Тогда Ульпиан велел силой привести ее в храм Аполлона и склонить перед идолом. Татиана молила Господа не оставить ее в этот трудный час и дать силы, чтобы выстоять. Еще она просила Господа простить ее мучителей, ибо не ведают они, что творят. В то время, когда Татиану подвели к языческому храму, земля  содрогнулась. Идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов, дьявол, обитавший в статуе с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопли его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. В результате долгого истязания сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших раны было твердо, как наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И Ангелы невидимо стояли возле святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану. Мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения. Они говорили, что сами больше страдают, чем святая невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за мучителей и просила Господа, чтобы Он открыл им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, услышали глас с Небес, обращенный к святой деве, пали перед нею на колени и стали молить: «Прости нас, служительница Истинного Бога, прости! Ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они, а их было восемь человек, уверовали во Христа и приняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и в конце концов обезглавили.
На другой день неправедный судья опять приказал привезти на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здоровой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран вместо крови истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, Ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую отвели в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Когда ее повели в храм Дианы, чтобы принести в жертву, Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?».
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор и там стали подвергать терзаниям. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. 
На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал ее. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ноги. Когда же льва хотели было увести обратно в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника по имени Евмений и растерзал его.
Не раз еще подвергали Татиану жестоким пыткам, но снова ее спасала сила Христова. Нечестивцы же все эти дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они думали, что в волосах  святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Поэтому они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса. Когда же на третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву Зевсу,  отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога.
Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с ней казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь. Произошло все это в 225 году.
 (фото 1)

Учреждение Московского Университета и Храма Святой Мученицы Татианы.

12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских "кузниц" научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета – Московского.
12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И. Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой.
Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета "для общей Отечеству славы", дабы "возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание". Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.
Отдельное здание храма во имя святой мученицы Татианы при Московском Университете было выстроено известнейшим архитектором Матвеем Казаковым и входило в общий комплекс зданий главного университетского корпуса на Маховой улице, что идет от Тверской мимо Манежной площади. 5 апреля 1791 года митрополит Платон (Левшин) освятил церковь. В своей проповеди по поводу этого знаменательного события святитель сказал слова, которые прекрасно выражают истинное взаимоотношения Святого Православия и светской науки: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но при том одно другому утверждается».
Только трагическое незнание собственной истории заставило многих из нас поверить, что наука противостоит Вере. Наши самые образованные предки отлично сочетали одно и другое, и в молитве, в Вере, в Таинствах черпали силы для своих научных дерзаний. Без домового храма не обходилось ни одно университетское торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей.
Здесь с разрешения университетского начальства венчали студентов и по желанию преподавателей и служителей Университета крестили их детей. В частности, здесь крестили старшую дочь профессора Московского Университета И.В. Цветаева, основателя музея изящных искусств, – Марину Цветаеву, будущую известную поэтессу.
Достаточно часто именно университетский храм во имя святой мученицы Татианы был местом прощания с выдающимися деятелями российской культуры. Именно здесь отпевали Николая Васильевича Гоголя. Гроб с телом великого писателя несли на руках его друзья и университетские профессора. Отсюда хоронили известнейших историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, О.В. Ключевского. Здесь проходило отпевание А.А. Фета.
Но особенно был торжественным день престольного праздника университетского храма. Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане – небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. А вот о духовной стороне праздника – тоже, кстати, традиций не одного века! – почему-то забывают.
Уже в 1918 году университетская церковь была закрыта, а осенью 1919 года она была практически разграблена. Татьянин день праздновали тайком в близлежащей Георгиевской церкви в 1920 году, во время 165-летнего юбилея Московского Университета...

Учреждение Московского Университета и Храма Святой Мученицы Татианы.

12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских "кузниц" научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета – Московского.
12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И. Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой.
Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета "для общей Отечеству славы", дабы "возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание". Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.
Отдельное здание храма во имя святой мученицы Татианы при Московском Университете было выстроено известнейшим архитектором Матвеем Казаковым и входило в общий комплекс зданий главного университетского корпуса на Маховой улице, что идет от Тверской мимо Манежной площади. 5 апреля 1791 года митрополит Платон (Левшин) освятил церковь. В своей проповеди по поводу этого знаменательного события святитель сказал слова, которые прекрасно выражают истинное взаимоотношения Святого Православия и светской науки: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но при том одно другому утверждается».
Только трагическое незнание собственной истории заставило многих из нас поверить, что наука противостоит Вере. Наши самые образованные предки отлично сочетали одно и другое, и в молитве, в Вере, в Таинствах черпали силы для своих научных дерзаний. Без домового храма не обходилось ни одно университетское торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей.
Здесь с разрешения университетского начальства венчали студентов и по желанию преподавателей и служителей Университета крестили их детей. В частности, здесь крестили старшую дочь профессора Московского Университета И.В. Цветаева, основателя музея изящных искусств, – Марину Цветаеву, будущую известную поэтессу.
Достаточно часто именно университетский храм во имя святой мученицы Татианы был местом прощания с выдающимися деятелями российской культуры. Именно здесь отпевали Николая Васильевича Гоголя. Гроб с телом великого писателя несли на руках его друзья и университетские профессора. Отсюда хоронили известнейших историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, О.В. Ключевского. Здесь проходило отпевание А.А. Фета.
Но особенно был торжественным день престольного праздника университетского храма. Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане – небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. А вот о духовной стороне праздника – тоже, кстати, традиций не одного века! – почему-то забывают.
Уже в 1918 году университетская церковь была закрыта, а осенью 1919 года она была практически разграблена. Татьянин день праздновали тайком в близлежащей Георгиевской церкви в 1920 году, во время 165-летнего юбилея Московского Университета...
 (фото 2)

Только в конце 1993 года домовая церковь Московского Университета была восстановлена. Однако, Богослужения удалось начать только 22 января 1995 года. Теперь студенты Университета и гости Москвы могут побывать в этом храме на Манежной площади, в самом центре столицы.
У правого и левого клиросов университетской домовой церкви установлены благоукрашенные ковчежцы с частицами мощей святой мученицы Татианы и святителя Филарета Московского, которые в разное время были переданы храму.

Домовой Храм мученицы Татианы Московского Государственного Университета (по сей день).

Только в конце 1993 года домовая церковь Московского Университета была восстановлена. Однако, Богослужения удалось начать только 22 января 1995 года. Теперь студенты Университета и гости Москвы могут побывать в этом храме на Манежной площади, в самом центре столицы.
У правого и левого клиросов университетской домовой церкви установлены благоукрашенные ковчежцы с частицами мощей святой мученицы Татианы и святителя Филарета Московского, которые в разное время были переданы храму.

Домовой Храм мученицы Татианы Московского Государственного Университета (по сей день).
 (фото 3)

"День российского студенчества".
Со студенчеством Татьянин день связали в XVIII веке, когда 25 января 1755 года русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета, при котором в честь великомученицы был освящен храм.
В 18 - первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим, праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовали многочисленные гости, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета. Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник — День студентов. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно. С тех пор святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов и российского образования, а день памяти Татьяны - 25 января - превратился в веселый праздник студентов.
Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами. Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гуляния более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело.
Впрочем, как известно, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы, — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время.

С 2005 года 25 января отмечается в России как "День Российского студенчества". Символичность праздника как студенческого подчеркивается совпадением с учебным календарем - 25 января является одновременно последним днем 21-й учебной недели, традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы.

На ноте радости щемящего момента
В преддверии Татьяны именин,
Хочу поздравить с днём студента,
Всех тех, кто нас сегодня посетил.

Пусть впереди опять учёба поджидает,
Подстерегает то экзамен, то зачёт, -
Всё преходяще. И конечно каждый знает -
Студент от сессии до сессии живёт.

Хоть знания - огромное богатство,
Не им одним посвящены студента вечера,
Поздравим же студенческое братство:
Ведь это в жизни лучшая пора.

25 января Русская православная церковь почитает мученицу Татиану. В этот день принято ставить свечи за успехи в учебе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении.

Вечность созвездий сияет во тьме,
Месяц январь обжигает.
Святая Татьяна на грешной земле
Легкой походкой ступает.
Все уповают на помощь ее,
Молят и вопрошают.
Доброе сердце дарит свое,
Все благодушно прощает.
Желаем студентам сессию сдать,
Труд ваш оценят серьезно.
Будет Татьяна во всем помогать
И не случится курьезов.

По материалам сайтов:
http://http://chto-takoe-lyubov.net/lyubovnyye-stikhi/pozdravleniya-rodn...
http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god-/svyataya-mu...
http://www.calend.ru/holidays/0/0/9/

"День российского студенчества".
Со студенчеством Татьянин день связали в XVIII веке, когда 25 января 1755 года русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета, при котором в честь великомученицы был освящен храм. 
В 18 - первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим, праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовали многочисленные гости, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета. Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник — День студентов. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно. С тех пор святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов и российского образования, а день памяти Татьяны - 25 января - превратился в веселый праздник студентов.
Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами. Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гуляния более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело. 
Впрочем, как известно, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы, — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время.

С 2005 года 25 января отмечается в России как "День Российского студенчества". Символичность праздника как студенческого подчеркивается совпадением с учебным календарем - 25 января является одновременно последним днем 21-й учебной недели, традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы.

На ноте радости щемящего момента
В преддверии Татьяны именин,
Хочу поздравить с днём студента,
Всех тех, кто нас сегодня посетил.

Пусть впереди опять учёба поджидает,
Подстерегает то экзамен, то зачёт, -
Всё преходяще. И конечно каждый знает -
Студент от сессии до сессии живёт.

Хоть знания - огромное богатство,
Не им одним посвящены студента вечера,
Поздравим же студенческое братство:
Ведь это в жизни лучшая пора.

25 января Русская православная церковь почитает мученицу Татиану. В этот день принято ставить свечи за успехи в учебе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении. 

Вечность созвездий сияет во тьме,
Месяц январь обжигает.
Святая Татьяна на грешной земле
Легкой походкой ступает.
Все уповают на помощь ее,
Молят и вопрошают.
Доброе сердце дарит свое,
Все благодушно прощает.
Желаем студентам сессию сдать,
Труд ваш оценят серьезно.
Будет Татьяна во всем помогать
И не случится курьезов.

По материалам сайтов:
http://http://chto-takoe-lyubov.net/lyubovnyye-stikhi/pozdravleniya-rodnym-i-blizkim/5377-pozdravlyayu-v-tatyanin-den-s-dnyom-tatyanypozdravdruga.ru/s-tatyaninym-dnem.html
http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god-/svyataya-muchenitsa-tatiana.html
http://www.calend.ru/holidays/0/0/9/ (фото 4)

В это замечательный праздник я хочу поздравить всех девочек, девушек, женщин с прекрасным именем Татьяна!
Пусть святая Татьяна
Всегда будет с тобой.
И пусть крылья раскинет
Над твоей головой!
С днем Татьяны, Танюша!
Принимай поздравленья.
Я желаю тебе
И любви, и везенья.

В это замечательный праздник я хочу поздравить всех девочек, девушек, женщин с прекрасным именем Татьяна!
Пусть святая Татьяна
Всегда будет с тобой.
И пусть крылья раскинет
Над твоей головой!
С днем Татьяны, Танюша!
Принимай поздравленья.
Я желаю тебе
И любви, и везенья. (фото 5)

А теперь, как и обещала, немножко о себе в стихах.

ПРО МАЛЕНЬКУЮ ТАНЮ

Потерялась наша Таня,
Где искать ее мы станем?
- Котик, черные чулочки,
Ты не видел нашей дочки?
- Мяу, не видал я Тани,
Я мышей ловил в чулане.
- Хрюшка, розовое брюшко,
Ты не знаешь, где Танюшка?
- Хрю, спала я возле бани,
Не видала вашей Тани...
- Утка, беленькая шея,
Где она, скажи скорее?
- Кря, не видела я Тани,
Я вела утят с купанья.
Слушай, курица-пеструшка,
Где же все-таки Танюшка?
- Ко-о, копалась я в бурьяне,
Там не видно было Тани.
- Козлик, остренькие рожки,
Ты не видел нашей крошки?
- Мэ-э, я прыгал по поляне,
Не заметил вашей Тани.
- Тузик, рыженькое ушко,
Ты не знаешь, где Танюшка?
- Гав, сейчас доем я кашу
И найду Танюшку вашу.
Мчится Тузик по дорожке,
Вот следы... Вот босоножки...
Ну, а вот и наша Таня
В ярко-синем сарафане.
(Зинаида Александрова)

А теперь, как и обещала, немножко о себе в стихах.

ПРО МАЛЕНЬКУЮ ТАНЮ

Потерялась наша Таня,
Где искать ее мы станем?
- Котик, черные чулочки,
Ты не видел нашей дочки?
- Мяу, не видал я Тани,
Я мышей ловил в чулане.
- Хрюшка, розовое брюшко,
Ты не знаешь, где Танюшка?
- Хрю, спала я возле бани,
Не видала вашей Тани...
- Утка, беленькая шея,
Где она, скажи скорее?
- Кря, не видела я Тани,
Я вела утят с купанья.
Слушай, курица-пеструшка,
Где же все-таки Танюшка?
- Ко-о, копалась я в бурьяне,
Там не видно было Тани.
- Козлик, остренькие рожки,
Ты не видел нашей крошки?
- Мэ-э, я прыгал по поляне,
Не заметил вашей Тани.
- Тузик, рыженькое ушко,
Ты не знаешь, где Танюшка?
- Гав, сейчас доем я кашу
И найду Танюшку вашу.
Мчится Тузик по дорожке,
Вот следы... Вот босоножки...
Ну, а вот и наша Таня
В ярко-синем сарафане.
(Зинаида Александрова) (фото 6)

Это чья-то Таня плачет,
Уронивши в речку мячик.
Наша Таня не такая,
Наша Таня — боевая!
Ей и речка ни по чём,
Прыгнет в речку за мячом.
Таня плавает прекрасно,
Слёз не льёт она напрасно.
Мяч плывёт. Мяч не утонет.
Наша Таня мяч догонит.
К берегу с ним поплывёт,
Выйдет, капельки встряхнёт,
Зафутболит Таня мяч
И за ним помчится вскач.
Плакать некогда Танюшке,
Нашей шустрой хохотушке.
(В. Черняева)

Продолжение следует...

Это чья-то Таня плачет,
Уронивши в речку мячик.
Наша Таня не такая,
Наша Таня — боевая!
Ей и речка ни по чём,
Прыгнет в речку за мячом.
Таня плавает прекрасно,
Слёз не льёт она напрасно.
Мяч плывёт. Мяч не утонет.
Наша Таня мяч догонит.
К берегу с ним поплывёт,
Выйдет, капельки встряхнёт,
Зафутболит Таня мяч
И за ним помчится вскач.
Плакать некогда Танюшке,
Нашей шустрой хохотушке.
(В. Черняева)

Продолжение следует... (фото 7)
монаТаня

Спасибо, очень познавательно!!!супер!