Автор(ы) | Плетнёва Ангелина, 8 класс |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | МОУ СОШ №26, город Волгоград, Волгоградская область |
Материалы | Цветной картон, жгутики из салфеток, клей |
Педагог | Ульченко Валентина Ивановна |
Мы решили поучаствовать в конкурсе, выполнив дубовский ковер ручного ткачества. Славная история у нашего города Волгограда! Все знают героический Сталинград, а вот историю Царицына, других городов Царицынского уезда Саратовской губернии знают не многие!
КОВРОДЕЛИЕ – этот промысел был распространен в Камышинском и Царицынском уездах Саратовской губернии во второй половине XIX в. Им занимались женщины в г. Камышине, посаде Дубовке, в некоторых селах.
Про дубовские ковры мы узнали много интересного, а вот фото нигде не было! И вот мы в музее (город Дубовка, 40 км от Волгограда) - и перед нами старинный ковер ручной работы!
Коврик Ангелины на стене... А в старину ими выстилали сани, сундуки и, конечно же вешали на стены! На черном строгом фоне праздничные букеты - настоящее украшение небогатых домов жителей нашего края! (я когда-то в детстве с любопытством разглядывала такой ковер в доме моей тети, такой он нарядный и в то же время сильно отличался от современных"машинных"ковров... наконец я спросила: "А как он сделан, вязанный что ли?" А тетя Зина с гордостью сказала: "Да это же наши дубовские ковры ручной работы!")
Грубоватую фактуру узоров дубовских ковров Ангелина решила передать с помощью жгутиков из салфеток..
Выбор композиции...
Репродукция картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»(фрагмент с изображением Дубовского ковра для обивки саней).
Несмотря на всю простоту работы и относительную дешевизну материала и работы вскоре этот промысел стал невыгоден, а к середине 50 – х годов XX века практически забыт. Такое забвение произошло из-за многих факторов. Отсутствие большого разнообразия узоров для ковров, подорожание сырья при спаде спроса. Механизация труда, либо по другим причинам, которые ныне не известны. Очень хочется надеяться, что есть где то бабушка – мастерица столь замечательного промысла, некогда прославившего Дубовский посад своими коврами далеко за пределы губернии.
РУССКОЕ НАРОДНОЕ КОВРОДЕЛИЕ — вид русского народного искусства; время возникновения Р. н. к. неизвестно, но большинство его центров в 19 в. было расположено по торговым путям в старинных селах; это позволяет предположить существование узорных ковров в народной среде в более давнее время. Ковроделие обслуживало ямской промысел. Основным видом крестьянских изделий были гладкие и махровые шерстяные ковры (санные ковры, насундучники, настольники, постилки, "тропинки"). В 1-й пол. 19 в. ковры украшались геометрическим орнаментом, с весьма геометризированными плоскостными силуэтными изображениями. Постепенно во 2-й пол. 19 в. цветы и листья стали изображаться более конкретно: розы, маки, шиповник собирались в пышные букеты, гирлянды, венки; фон был черным или цветным. К нач. 20 в. земства стали объединять ковровщиц в артели (в Курске, Шадринске, Тюмени, Дубовке и других центрах, продолжавшими местные традиции). Особенно славились своим мастерством дубовские ковродельщицы (посад Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии). Здесь промысел приобрел наиболее организованные формы, а готовые изделия отличались своеобразием. Технология и искусство производства ковров уникальна. Необычайно трудоемкий и одновременно простой процесс, требующий столько сил и усидчивости. После покупки шерсть пряли, затем ее ссучивали, мыли, окрашивали, опять мыли и лишь, потом начинали ткать. Для окраски использовали различные краски. Из растительных употребляли траву «серпий» которая давала зеленый цвет, купорос, калган. Все остальные выписывались из Москвы либо покупали в местных лавках. Но при этом все краски красильщицы называли «фуксином». Рабочее место коверщицы состояло из вертикального ткацкого станка, гребня, ящика на ножках, низенькой скамеечки и палки. Станок представлял собой одиночную или двойную раму, сделанную из толстых брусьев. Техника работы дубовских мастериц заключается в «завязывании стручков». Мастерица берет кусочек шерсти из ящика, пропускает его между двух нитей основы и сделав узелок крепко притягивает. Когда такими стручками пройдет всю ширину ковра, через основу пропускают толстую нитку, ссученную из коровьей шерсти, натурального рыжего цвета и крепко забивают ее деревянными гребнями. Затем завязывают еще ряд стручков и опять забивают ниткой. При этом рисунок ковра прикрепляется посередине станка. Мастерица внимательно следит за ним и в точности подбирает все цвета. Когда часть ковра готова его наворачивают на вал, так чтобы мастерица, сидя на низкой скамеечке, могла работать дальше.Иногда коверщицы работали в доме хозяйки, на ее станах. Обычно женщины занимались изготовлением ковров осенью и зимой, когда не было другой возможности заработать на жизнь. Сырьем для изготовления ковров служила овечья (так называемая «русская») и «кислая» коровья шерсть. Хозяйки-мастерицы скупали ее осенью большими партиями в соседних деревнях и на местных кожевенных заводах. Спряденную надомницами пряжу окрашивали с использованием различных трав: подмаренника, дрока, березового цвета, коры яблони и ольхи.По воспоминаниям старожилов, еще в начале XIX в. мастерицы использовали так называемые «персидские» узоры. Однако впоследствии традиция эта была утрачена, и в 80-х годах XIX в. на дубовских коврах пышно цвели яркие розаны, позаимствованные из приложений к модным журналам. Специалисты считали, что более успешному сбыту дубовских ковров мешали не только грубоватые рисунки и слишком резкие цвета, но и излишний вес. Тем не менее, на местных рынках они пользовались большим успехом, а перекупщики при продаже нередко завышали цену в два раза против первоначальной.
Материалы: "Структура народных художественных промыслов. Из энциклопедии Волгоградской области http://mpt.volganet.ru/,
http://historicalunion.ucoz.ru/publ/promysly_saratovskoj_gubernii/dubovskie_kovry/6-1-0-10,
Очень красиво!!! Молодец, Ангелина!!!
Спасибо огромное!!!
Как здорово! Отличная работа! Молодчина!
Олечка, большое спасибо!!!
желаю удачи в конкурсе!!!
Тонечка, спасибо большое!!!
Валюш,спасибо,очень интересная информация! Ангелина молодчина,здорово у неё получилась имитация!!!!!!!!!
Наташенька, рада, что заглянула в гости! Спасибо большое!!!
Валечка!! Буду болеть за Вас с Ангелиной!!
Женечка, спасибо за поддержку
Очень интересная работа!
Спасибо большое!!!
Очаровательно!
Ребята, спасибо большое!!!
Валюша,потрясающей красоты ковер,желаю победы в конкурсе!!!!!!!!!!!
Танюша, очень рада, что тебе понравилось! СПАСИБО большое!!!
Ничего себе, поделка, сотворенная детскими руками такой пласт в истории и искусстве подняла! С интересом прочла материал! Спасибо большое! Удачи в конкурсе!
Людочка, очень-очень приятна твоя оценка, рада, что тебе понравилось!!!
Ну . надоже! Никогда не слышала про такие ковры. Спасибо за информацию.
Очень приятно, что Вам понравилось!!!