Поделиться:
На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлости, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают возможности получения некоторых цветов путем смешения других. Выделяют голубой цвет.
P.S. для четырехлетних детей, как считают ученые, голубой цвет не стоит давать, по их мнению, и многие взрослые не отличают светло- синий от голубого.
Помочь решить поставленную задачу, поможет известная игра "Спрячь мышку".
Необходимо подобрать цветную бумагу нескольких оттенков: от светлого до темного. Желательно, 6-8 листочков, которые наклеиваем на картон. В центре - домик мышки - белый квадрат.
Рекомендуемые размеры:
-цветные листы 10х8 см,
- белые квадраты - 5х5 см,
- цветные квадраты 6х6 см.
Для игры нужна игрушка-кот.
Если жалко отдавать на съединение коту, то можно с более дружелюбным зверьком (зайцем) поиграть в прятки.
Выбираем карточки одного цвета, разных оттенков.
Все окошки открыты. В каждом окошке - мышка. Мышки не знают, что К домикам крадется хитрый Кот, который очень голоден. Он уже видит мышек и выбирает, которую лучше съесть.
Задача ребенке: спрятать мышек в домики, закрыть окошки, так, чтобы они были одного цвета с домиком. Тогда Кот их не найдет.
Дети раскладывают квадратики-окошки
Главное, что когда Кот идет на "охоту", заглядываяя в каждый домик, ребенок успел закрыть окошки.
Здесь проявите свои актерские данные.
Вы, изображая Кота, проходите все домики, и если видите окошко не того цвета, начинаете маленький "спектакль". Медленно подкрадываетесь к домику, радуетесь, что мышка плохо спряталась.
P.S. Дайте возможность исправить ребенку его ошибку.
Посте огорчитесь, что мышки хорошо спрятались и даже маленькой щелочки нет, нельзя просунуть коготок и открыть окошко.
Такие наборы карточек нужны для отработки каждого цвета.
На этом снимке набор ткани, в котором цвета расположены от светлого к темному.
Пусть ребенок подберет, где нужно расположить xtndthnsq по порядки образец.
Есть еще один вариант работы. Вы берете предмет соответствующего оттенка и просите ребенка найти ему место на данном образце, т.е. "спрятать" его. Если это не удается, попытайтесь узнать мнение ребенка, почему не удается.
Такие пособия легко составить, так как бумага для поделок разних оттенков, в зависимости от производителя.
Вот еще образцы, уже на другом материале - нитках.
Чем больше вариантов, тем лучше ребенок усвоит цвета и их оттенки, и не будет пользоваться при работе, только синим, красным, желтым ..., а начнет подбирать оттенки.
Это запасной комплект без мышек.
Пример расположения карточек от темного к светлому оттенку.
Формат карточек другой, чтобы дети не привыкали к одному набору.
Луше всего использовать для этой игры пальчиковых зверят или мягкую игрушку: ими легче манипулировать, заглядывать в окошечки. У нас любимый кот за 13 лет куда-то запропостился.
Критерием усвоения оттенков является осознанное ПРИМЕНЕНИЕ их при рисовании, лепке.
В журналах, рекламных буклетах часто можно встретить цветовую палитру красок, губной помады, керамической плитки.
Данные оттенки можно разрезать по оттенкам и наклеить на твердый картон.
Самим достаточно проблематично сделать качественные образцы.
Присмотритесь внимательно к журналам и вы обязательно найдете.
К данному виду работы необходимо обращаться неоднократно. Вполне возможно, что вчера малыш спрятал всех мышей, а через неделю, не сможет повторить свой успех. Это нормально. Развитие ребенка - не прямая линия, возможны остановки и даже отступления. Главное, чтобы в конце концов все мышки остались живы!
Удачи.
Анна Голубева, очень прошу, напишите, как у малышей дела!
Это авторская разработка. При использовании не забывайте, пожалуйста.
Если возьмете для работы, поставьте, хотя бы букву "И".
Спасибо.
Литература:
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
Когда дочке было 1,5 годика мы водили её в центр раннего развития ребёнка, который назывался "Бусинка" (в Киеве). Там её учили многим названиям цветов, проводили игры с различным цветом. именно в том возрасте...
Процитирую авторов указанного пособия.
Второй год жизни.
«Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно (стр. 35).
Четвертый год жизни
Первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий и свойств предмета (цвета, формы, величины) (стр. 81).
Шестой год жизни.
« Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырех-пяти)
Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах
Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с деление цветов на группы теплых и холодных (стр. 126)
Если Ваш ребенок все это знает и умеет применять – у него с восприятием светлоты и градации оттенком все в порядке.
Но наши ученые отмечают, что нам, русским, далеко до японцев, которые различаот до 100 оттенков черного цвета. Естественно, каждый оттенок имеет свое название. И что-то очень много оттенков белого имеется в языке народ нашего Севера.
Попробуйте дать название хотя бы тем оттенкам, что приведены у меня (рис.5, 6, 7).
попробовала дать названия... на втором ряду с бежевыми-красно-коричневыми появилась проблема. :) по светлоте если только разделять! ;)
Заметила что в 7 лет племяшка когда собирает букет или выбирает фон для поделки говорит что какие цвета "дружат" а какие нет.
Ирина, на снимке пряжи есть названия, которые прищли вместе с пряжей на склад. Этому экземпляру более 13 лет. Орразец ткани взят в магазине. Вам ни в коем случае не следует забивать голову названиями всех оттенков. У нас нет нет единого стандарта (я не знаю). Внимательно прочитайте пояснения ученых. Вам просто необходимо научить ребенка различать тона по светлоте. Ни о каких названиях не может быть и речи. Этот красный, этот светро-красный, этот - темно-красный, этот самый светлокрасный. И все!!!!.
Да я поняла) Я просто сама решила сама попробовать))))))) так для разминки сонного мозга)))
Ну если только для разминки сонного мозга...
Письмо получила, постараюсь ответить в ближайшее время.
Они это в садике проходят по программе .
Я не забыла Ваш вопрос, обязательно отвечу.
Спасибо за то, что поделились разработками. Мы с детьми тоже уделяем большое внимание развитию цветовосприятия. Но, должна признаться, я начинаю работать вплотную над этой темой только в старшей группе. Я имею в виду, что именно тогда мы начинаем активно работать с палитрой и выполнять упражнения на получение большого количества оттенков.
Игра с мышкой, да - интересно. Хотела "ввязаться" и написать много, но, как жесткий практик , наверное права не имею.... Литература - да, авторы замечательные. Позволю себе одно замечатние - не пытайтесь давать "название" сложных оттенков цвета по русски............
Галина Евгеньевна! Что Вы, ни в коем случае! Этот комментарий для взрослых. Тем более, что сами названия в повседневной лексике не закреплены. Мы же не японцы, и даже не эвенки!
Просто я дала основной минимум знаний, что должен знать ребенок в этом возрасте. Если мамы захотят, они найдут возможность дальше развить этот интерес.
Спасибо за комментарий.
Ох, какая хорошая разработка. Очень актуально для нас. Спасибо вам за материал. Взяла в копилочку. Ставлю И
Татьяна Михайловна, по Вашей просьбе отчитываюсь о занятиях по цвету с дочкой(ей 2 г. 9 мес.).Я сделала карточки с мышками 4-х цветов и дала ей, а сама пошла искать кота.Каково же было моё удивление, когда я увидела , что мой ребёнок уже сам догадался прикрыть мышек да ещё и правильно. Значит, она знает, как применять цвет, но у неё нет ассоциации " цвет-его название".Теперь это её любимая игра-она берёт карточки и просит поиграть.Мы ещё играли наоборот: я ложила карточки неправильно, Таня хохотала и исправляла мою " ошибку".В общем, получили обе удовольствие.


Видите, все нормально! Требовать названия цветов не надо (см. текст). Достаточно, что она их правильно применяет.
Дня через два уберите на несколько дней, чтобы игра не потеряла новизну. Вообще весь материал для занятий лучше хранить в отдельном, хотя и доступном месте. Так ничего не потеряется. А где же ваш кот?
Есть четыре, далее 8 карточек. И т.д. Так и оттенки научитесь применять. Тогда она уж не будет рисовать двуми карандашами, а попросит много!
Спасибо, что выложили работу.
Таня играет всеми животными с мышками-ей сам процесс нравится.Подскажите, какие цвета потом добавить?
Вы взяли четыре цвета. Добавьте еще два, т.е. шесть цветов радуги (без голубого). Так советует Венгер.
Затем можно переходить к оттенкам светости. Смотрите МК. А далее, если будет заинтересованность, пишите.
Очень интиресно! Надо с сыном такие поделки сделать! Спасибо Вам!!!
Рада, что понравилось, заглядывайте почаще!
Вот спасибо! успокоили!! соотносить цвета она вроде бы умеет...сегодня обязательно попробуем поиграь с мышкой..
пошла рисовать мышку и искать кота..
Всему свое время! Главное не бежать впереди паровоза!
Вот и мы тоже поиграли...Запросто без моих даже рекомндаций разложила все цвета правильно, топом и мои ошибки исправляля...первоначально положила 4 цвета, но она видела что карточки в коробке есть ещё.. пришлось выложить ещё оранжевый и фиалетовый...птом сложилив коробочку, но тут же сама снова начала раскладывать.. в общем ей понравилось очень..ИИИ вот фотоотчёт
А мышки в домиках были? И кота не вижу!
Лучше посадить малышку на другую сторону, чтобы не тянуться за карточками . Сами карточки удобнее повернуть на 90 градусов (если там нет мышек).
Дальше, я думаю, Вам понятно, в каком направлении двигаться?
мышки конечно были и кот тоже..нашлась дома фигурка Тома, поэтому нашли картинки Джери, распечатали и наклеили..вот тут видно..кот стоит рядом с Ритой... а вот дальше что? добавлять цвета? или можно ещё как-то разнообразить игру?
прочитала ещё раз внимательно весь блог и комментарии.. всё поняла..единственное не учла ваших разеров вот и получились карточки большие..
но ничего, большое можно сделать маленьким..
спасибо ещё раз!
Наташа! Вы меня порадовали: я вернулась на 19 лет назад. Своей увлеченностью малышка напомнила мне мою внучку. У нас развертывались целые спектакли, мы добивались, чтобы свет не проникал из окошка, и кот не мог найти мышонка. Это значит, малыш должен очень аккуратно и ровно положить окошечко, только в этом случае не будет просвета. Замечательное упражнение для пальчиков.
Теперь очередь за вашими "открытиями".
да, мы немного не так учили первые цвета. наклеили с сыном 4цветных
квадрата на лист и повесили на стену. ему очень нравилось постоянно
подбегать и спрашивать- это кто? (ему был год с лишним). мог спрашивать
меня до бесконечности, пока я не начинала путаться, а потом уже я его
спрашивала. но с мышками интереснее. сейчас (в 2,7) знаем радугу. т.е.
говорит: сейчас буду рисовать ....карандашом.
по оттенкам только объединяли игрушки в одну кучку, но вот надо
различием по светлости пока не разделяли. хотя вижу еще не опоздали :)
возьму на заметку. "И".
еще вопрос- что такое системе хроматических цветов? :)
о, все, нашла! даже можно палитры взять. хотя сейчас даже в "пэйнт" можно все сделать или в любом книжном найти листы А4 всех оттенков!
http://natural_colours.livejournal.com/33843.html
и
http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=8&sqi=2&ved=0CEsQFjAH&url=ht...
Лилия, спасибо за ссылку. Но обратите внимание на комментарий Плотниковой Галины Евгеньевны. Все эти таблицы и названия цветов для взрослых. А ребенок пусть по кружочкам, дорожкам просто топает от самой светлой до самой темной. А может и придумаете сказку. Рисование с использованием таких красок тоже очень полезно. Детям нравится смешивать, разбавлять краски. Очень сного сказок на эту тему. С удовольствием прочитаем и вашу .