Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Организация мастер-классов для командной игры на Неделе детской книги



Коллективная работа Педагогический опыт Фоторепортаж Бисероплетение Бумагопластика Квиллинг Оригами Организация мастер-классов для командной игры на Неделе детской книги

В избранных: 12
В избранных: 12

Поделиться:

Хочу поделиться опытом проведения мастер-классов во время Недели детской книги во Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. А также сказать огромное СПАСИБО всем мастерицам, чьи мастер-классы нам в этом помогли!
Сложность и одновременно интересность данного мероприятия в том, что за 2,5 часа через площадку проходят примерно 15 команд по 8 - 10 человек. Каждая не просто делает поделку, но и получает за это баллы, т.к. программа конкурсная. Поэтому, чтобы все получили удовольствие от работы и результата, важно учесть следующие моменты:
1. В работе должен принимать участие каждый член команды.
2. На работу всего 10 минут - не больше.
3. В результате у всей команды из отдельных деталек должна получиться красивая поделка, которую ребята унесут на память и украсят ею класс или библиотеку :)
4. На праздник приходят дети с 1 по 7 класс - и всем наши МК должны быть доступны и интересны.
5. Команды идут одна за одной - времени на уборку нет (поэтому "навести за собой порядок" - было одним из условий получения вожделенных 10 баллов, а МК мы готовили практически "безотходные").
Плюс - поскольку это все-таки Неделя детской книги, все поделки нужно связать со знакомыми детям сказками.

Хочу поделиться опытом проведения мастер-классов во время Недели детской книги во Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. А также сказать огромное СПАСИБО всем мастерицам, чьи мастер-классы нам в этом помогли! 
Сложность и одновременно интересность данного мероприятия в том, что за 2,5 часа через площадку проходят примерно 15 команд по 8 - 10 человек. Каждая не просто делает поделку, но и получает за это баллы, т.к. программа конкурсная. Поэтому, чтобы все получили удовольствие от работы и результата, важно учесть следующие моменты:
1. В работе должен принимать участие каждый член команды.
2. На работу всего 10 минут - не больше.
3. В результате у всей команды из отдельных деталек должна получиться красивая поделка, которую ребята унесут на память и украсят ею класс или библиотеку :)
4. На праздник приходят дети с 1 по 7 класс - и всем наши МК должны быть доступны и интересны.
5. Команды идут одна за одной - времени на уборку нет (поэтому "навести за собой порядок" - было одним из условий получения вожделенных 10 баллов, а МК мы готовили практически "безотходные").
Плюс - поскольку это все-таки Неделя детской книги, все поделки нужно связать со знакомыми детям сказками. (фото 1)

Поэтому мы придумали 7 мастер-классов и сделали цветик-семицветик, на каждом лепестке которого написали отрывок из сказки, героям которой командам предстояло помочь.... Капитан команды выбирал лепесток и работа начиналась. Чтобы раздавать материалы быстро, мы разложили их по 7 бумажным пакетам, а внутри каждого пакета - по файлам для каждой команды и на некоторые МК даже для каждого ребенка. Изначально сделали заготовки каждого МК на 3-5 команд и в конце дня просто докладывали истраченный материал.
Одно из семи заданий касалось не сказок, а самой Недели детской книги - ребятам предлагалось сделать открытку (пригласительную или поздравительную) к этому празднику книги. Помимо фломастеров, карандашей и прочего, команды получали основу открытки и много-мнного картинок со сказочными героями. Честно говоря, это было самое непродуктивное задание. Мы во время него отдыхали :) Но и результат радовал не слишком.... На фотографии самый приличный результат творчества.

Поэтому мы придумали 7 мастер-классов и сделали цветик-семицветик, на каждом лепестке которого написали отрывок из сказки, героям которой командам предстояло помочь.... Капитан команды выбирал лепесток и работа начиналась. Чтобы раздавать материалы быстро, мы разложили их по 7 бумажным пакетам, а внутри каждого пакета - по файлам для каждой команды и на некоторые МК даже для каждого ребенка. Изначально сделали заготовки каждого МК на 3-5 команд и в конце дня просто докладывали истраченный материал. 
Одно из семи заданий касалось не сказок, а самой Недели детской книги - ребятам предлагалось сделать открытку (пригласительную или поздравительную) к этому празднику книги.  Помимо фломастеров, карандашей и прочего, команды получали основу открытки и много-мнного картинок со сказочными героями. Честно говоря, это было самое непродуктивное задание. Мы во время него отдыхали :) Но и  результат радовал не слишком.... На фотографии самый приличный результат творчества. (фото 2)

Наверное, можно было бы придумать одно задание и проводить его все 10 дней :) Но я бы лично со скуки умерла :) Поэтому мы лёгких путей не искали... И наградой нам был каждый раз элемент неожиданности - мы же не знали, какое задание вытянет очередная команда, плюс - у нас получилось забавное исследование, т.к. каждый день команды, не зависимо друг от друга отдавали предпочтение какому-нибудь одному лепестку (цвету, соответственно). Не смотря на наше горячее желание установить хоть какую-то закономерность (с днем недели, погодой, возрастом :))), 10 дней для этого оказалось недостаточно :)
Самая первая команда вытянула лепесток с отрывком из сказки В. Катаева "Цветик-семицветик". Когда они увидели образец, все сразу усомнились в своих силах :) Но мы в себе были абсолютно уверены и поэтому, как и было задумано, через 10 минут команда ушла с замечательным бисерным цветочком :)

Наверное, можно было бы придумать одно задание и проводить его все 10 дней :) Но я бы лично со скуки умерла :) Поэтому мы лёгких путей не искали... И наградой нам был каждый раз элемент неожиданности - мы же не знали, какое задание вытянет очередная команда, плюс - у нас получилось забавное исследование, т.к. каждый день команды, не зависимо друг от друга отдавали предпочтение какому-нибудь одному лепестку (цвету, соответственно). Не смотря на наше горячее желание установить хоть какую-то закономерность (с днем недели, погодой, возрастом :))), 10 дней для этого оказалось недостаточно :)
Самая первая команда вытянула лепесток с отрывком из сказки В. Катаева "Цветик-семицветик". Когда они увидели образец, все сразу усомнились в своих силах :) Но мы в себе были абсолютно уверены и поэтому, как и было задумано, через 10 минут команда ушла с замечательным бисерным цветочком :) (фото 3)

Как ни странно, с особенным увлечением над бисером колдовали мальчики :) Это уже команда, которая в последний день, когда мы "играли в открытую", то есть просто показывали все поделки на выбор, остановилась на бисерном цветике добровольно.

Как ни странно, с особенным увлечением над бисером колдовали мальчики :) Это уже команда, которая в последний день, когда мы "играли в открытую", то есть просто показывали все поделки на выбор, остановилась на бисерном цветике добровольно. (фото 4)

Тут главное было - заранее четко подготовиться и все материалы аккуратно разложить. Каждый ребенок получал зеленую проволочку длиной 40 см, уже сложенную пополам, и маленькую баночку с бисером определенного цвета (прозрачные баночки для самодельного бальзама с закручивающейся крышечкой купила в магазине "все по 36"). Семь лепестков + 2 листика + тычинки - работы хватало каждому ребенку в команде. Дальше мы показывали параллельное плетение ромба с увеличением каждого ряда на 1 бисеренку, средний ряд - 6 бисеренок, затем - уменьшение. В конце все лепестки соединялись вместе и концы проволоки просто перекручивались, чтобы получилась ножка.

Тут главное было - заранее четко подготовиться и все материалы аккуратно разложить. Каждый ребенок получал зеленую проволочку длиной 40 см, уже сложенную пополам, и маленькую баночку с бисером определенного цвета (прозрачные баночки для самодельного бальзама с закручивающейся крышечкой купила в магазине "все по 36"). Семь лепестков + 2 листика + тычинки - работы хватало каждому ребенку в команде. Дальше мы показывали параллельное плетение ромба с увеличением каждого ряда на 1 бисеренку, средний ряд - 6 бисеренок, затем - уменьшение. В конце все лепестки соединялись вместе и концы проволоки просто перекручивались, чтобы получилась ножка. (фото 5)

Правда, если приходила маленькая команда, то мы меняли задание и делали цветочек в технике квиллинг.

Правда, если приходила маленькая команда, то мы меняли задание и делали цветочек в технике квиллинг. (фото 6)

Но по квиллингу было и свое совершенно отдельное задание. На лепестке ребят ждал отрывок из сказки П. Ершова (да, сказку, автора и героя еще нужно было узнать-вспомнить) "Конек-горбунок", они получали рисунок жар-птицы без хвоста. И, понимая, что за такую жар-птицу царь точно голову с плеч всем - начинали скручивать перья. Я с образцом перемудрила, потому что мои кружковцы уже год квиллингом занимаются, н я и перенесла "их скорость" на это задание. В итоге над каждым пером работали парами. У всех получались абсолютно разные хвосты. Но красии-и-и-ии-вые!!!!!!! Ведущие других станций прям просили нас позвать их, когда команде снова достанется жар-птица.

Но по квиллингу было и свое совершенно отдельное задание. На лепестке ребят ждал отрывок из сказки П. Ершова (да, сказку, автора и героя еще нужно было узнать-вспомнить) "Конек-горбунок", они получали рисунок жар-птицы без хвоста. И, понимая, что за такую жар-птицу царь точно голову с плеч всем - начинали скручивать перья. Я с образцом перемудрила, потому что мои кружковцы уже год квиллингом занимаются, н я и перенесла "их скорость" на это задание. В итоге над каждым пером работали парами. У всех получались абсолютно разные хвосты. Но красии-и-и-ии-вые!!!!!!! Ведущие других станций прям просили нас позвать их, когда команде снова достанется жар-птица. (фото 7)

Идет процесс сборки :)

Идет процесс сборки :) (фото 8)

Еще одна красавица!

Еще одна красавица! (фото 9)

Огромной популярностью пользовался зеленый лепесток. На нем был отрывок из "Золушки" Е. Шварца. Мы помогали бедной девочке выращивать кусты роз :) Из салфеток... За 10 дней высадили куда больше 7 заказанных :)

Огромной популярностью пользовался зеленый лепесток. На нем был отрывок из "Золушки" Е. Шварца. Мы помогали бедной девочке выращивать кусты роз :) Из салфеток... За 10 дней высадили куда больше 7 заказанных :) (фото 10)

Готовый кустик.

Готовый кустик. (фото 11)

Еще один частовыбираемый оранжевый лепесток скрывал строки Чуковского про Краденое солнце. Каждый ребенок получал круг, надрезал его, сворачивал и склеивал лучики, а затем все по очереди наклеивали свой круг на общее солнышко.

Еще один частовыбираемый оранжевый лепесток скрывал строки Чуковского про Краденое солнце. Каждый ребенок получал круг, надрезал его, сворачивал и склеивал лучики, а затем все по очереди наклеивали свой круг на общее солнышко.  (фото 12)

Правда, многие говорили, что они такого ежика в школе делали.... Но у нас этот ежик работал солнышком :)

Правда, многие говорили, что они такого ежика в школе делали.... Но у нас этот ежик работал солнышком :) (фото 13)

Мой любимый МК - конфетные подснежники для Падчерицы из "12 месяцев" :)

Мой любимый МК - конфетные подснежники для Падчерицы из "12 месяцев" :) (фото 14)

Каждый делал по 1 цветочку, потом втыкали их в корзиночку (роль корзинок сыграли горшочки для рассады, потому что корзинки из магазина исчезли :) Но горшочки справились и пенопласт в них хорошо держался).

Каждый делал по 1 цветочку, потом втыкали их в корзиночку (роль корзинок сыграли горшочки для рассады, потому что корзинки из магазина исчезли :) Но горшочки справились и пенопласт в них хорошо держался). (фото 15)

А вот желтый лепесток со сказкой "Теремок" НИКТО за 9 дней не выбрал! И только в последний день, когда выяснилось, что накануне мы случайно увезли наши волшебные лепестки с заданиями домой, и пришлось просто выложить все поделки на стол - на выбор командам, оригами оказалось очень востребовано!

А вот желтый лепесток со сказкой "Теремок" НИКТО за 9 дней не выбрал! И только в последний день, когда выяснилось, что накануне мы случайно увезли наши волшебные лепестки с заданиями домой, и пришлось просто выложить все поделки на стол - на выбор командам, оригами оказалось очень востребовано! (фото 16)

Каждый получал распечатанную схему своей зверюшки и квадрат бумаги (один или 2) нужного размера и цвета. В больших командах некоторые ребята работали в парах (туловище и голова отдельно).

Каждый получал распечатанную схему своей зверюшки и квадрат бумаги (один или 2) нужного размера и цвета. В больших командах некоторые ребята работали в парах (туловище и голова отдельно). (фото 17)

Надеюсь, что мой рассказ пригодится кому-нибудь для организации МК для детских команд во время какой-нибудь командной школьной игры по станциям. Или просто на празднике, где дети приходят на МК ненадолго, а поделка должна быть легкой, интересной и эффектной. Для летнего лагеря это тоже неплохой вариант, как мне кажется... Мы с дочкой остались очень довольны Неделей, командами, побывавшими на нашей площадке, результатами их творчества, радостью, счастьем, детской верой в свои силы, рождающейся на наших глазах и тем, что у нас получилось организовать всё четко, удобно для нас и участников ну и вообще.... :) Не было ощущения усталости и бестолковости, которое иногда появляется после МК на выставках, напротив, после 2,5 часового марафона мы умудрялись еще и отправляться то в театр, то на концерт, то на конкурс актерского мастерства, то просто гулять по Москве :))))) И в последний день было ощущение, что в таком режиме можно было бы и Месяц детской книги отработать :)

АнтонинаШ

цветыбравоКолоссальная работа проделана! Прекрасно, что Все это доставило и Вам и детям большое удовольствие!

Анна Чебарь

Спасибо, Антонина, за добрые слова! Буду рада, если этот опыт пригодится кому-то еще!

Бердичева Галина

Надо же, как здорово все продумано! Целая палитра заданий! Мне представляется очень сложной организационная работа с детьми и вы здорово справились! жму руку Аня, а подскажите мне как сделать последнюю работу? Очень заинтересовала сказка "Заюшкина избушка" в технике оригами. записываюПожалуйста.

Анна Чебарь

Галина, там все просто: картинку, найденную в интернете, распечатала (правда, это "Теремок"). А потом для каждого зверька нашла и распечатала схему. Если хотите, киньте адрес в личку, я Вам вечером схемы пришлю. Я сохранила все на всякий случай :) Там часть картинками, а часть вордовским документом уже под распечатку.

Анна Чебарь

Картинки-фоны тоже могу прислать :)

Анна Чебарь

Галина, я все отправила!

Гайдаенко Елена

Отличная идея!супер! и как замечательно всё получилось!бравоцветы

Анна Чебарь

Спасибо, Елена! Правда, получилось неплохо :) Причем, я первый раз была на Неделе с творческими мастер-классами. Раньше несколько лет подряд мы там с командами странички для рукописного литературного журнала ваяли :) Так что у меня был дебют своего рода :)

vakir

С большим интересом прочитала и посмотрела Ваш репортаж, Анна. Поздравляю Вас с таким грандиозным и плодотворным мероприятием! Результат напрямую зависит от организации, а поскольку у Вас всё было продумано до мелочей, результатом остались довольны всу, а это ведь здорово!

Анна Чебарь

Спасибо за такой приятный отзыв!!!! И правда, в таком деле мелочей не бывает! Но там и само мероприятие обязывает. Дело в том, что остальные - литературные - станции готовят ДЕТИ! И работают все 10 дней совершенно серьезно!!!!!!! Так что приходится соответствовать ;) И забыла написать, что у нас еще было несколько вариантов экспресс-заданий для команд, которым все-таки не хватило места за столами детских журналов (на объединенной станции "Остров прессы" работали мы, Коллекция идей, Читайка и Шишкин лес), а ждать не хотелось или было уже некогда, т.к. праздник заканчивался. Таким командам на разных карточках предлагалось вспомнить и написать техники рукоделия/материалы/сказки/сказочных героев на первые буквы всех цветов радуги. Благодаря этим заданиям у нас не было ожидающей своей очереди толпы и все шло очень спокойно и конструктивно :)

Белова Светлана

Вот это да..... ! Заинтересовать и организовать такое количество детей .... дорогого стоит...!!! Поздравляю!!!!!!!

Анна Чебарь

Светлана, спасибо! Мне самой очень нравится Неделя детской книги на Воробьевых горах! Организует ее библиотека Дворца - это удивительные люди!!!!!!! Я не устаю восхищаться! Кстати, к сведению москвичей - 20 апреля там же открывается фестиваль "Книга собирает друзей!" - тоже удивительный литературный праздник-конкурс длиною почти в год :) Не знаю, можно ли еще попасть туда, но точно знаю, что обычно участвуют все желающие школы Москвы.

elena180454

Здорово, что есть такие МАСТЕР-КЛАССЫ.

Анна Чебарь

Спасибо, Елена! Здорово, что есть люди, готовые делать для детей такие праздники и педагоги, готовые везти своих воспитанников аж на Воробьевы горы, и родители, которые буквально "отвоевали" несколько лет назад для себя право на "семейный день" на этом школьном празднике :) И вообще, здорово, что столько талантливых читающих детей собирается в одном месте :) Поэтому, когда мне рассказывают про потерянное поколение, я  не верю :))))) Я периодически вижу целое поколение потрясающих людей - и участников, и огранизаторов (членов детского жюри, в котором десятки учащихся 6 - 11 классов) этих праздников!

Ольга Александровна

Как интересно! Все понравилось!

Анна Чебарь

Спасибо, Ольга Александровна! Мне очень приятно!!!!!смущаюсь

Приветик

Потрясающе!! Задумка, исполнение, организация-все просто удивительно и замечательно! Спасибо за идею, за фоторепортаж, за рассказ!! Браво! и еще огромное спасибо, за слова о том, что наши дети-это не потерянное поколение!!

Анна Чебарь

Лиля, спасибо!!!!! Ну конечно, не потерянное :) Знаете иногда на МК так злят (но не скажешь же им ничего при детях...) родители, котрые сходу говорят: "Ой, да Вы что? Он такое не сделает! Куда ему! У него руки не оттуда растут!!!" И так радостно потом, когда ребенок радуется, что ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!!!!  И взрослый это ВИДИТ! И тоже - надеюсь! - начинает верить в своего ребенка!!!! Короче, трудотерапия :)))) И детей, и взрослых!

радиокалина

Замечательно! Прекрасно ! Здорово!

Анна Чебарь

Спасибо, Людмила!

Крединца

Это чудесно! Я в полном восторге!

Обязательно дам маме почитать, она педагодоп.образования. ну и для себя взяла много идей интересных.

Безмерно вам благодарна!!!

Анна, скажите пожалуйста, как сделанны чудесные розы для Золушки, какая это техника.

Еще раз благодарю вас за щедрость и фантазию!

Анна Чебарь

Вера, добрый день!

Спасибо за добрые слова! Розы сделаны из салфеток. Подозреваю, что это вообще не техника. Процесс занимает меньше 5 минут :) Берете простую салфетку, разворачиваете и разрезаете по линиям сгиба на 4 части. Берете 1 часть, кладете на верхний край карандаш и салфетку на карандаш накручиваете, не доходя до нижнего края примерно 2 см. Затем накрученную салфетку сжимаете с двух сторон и снимаете с карандаша. Так поступаете с остальными тремя кусочками. А затем первую заготовочку сворачиваете колечком, держа за нескрученный кончик, а остальные - обворачиваете вокруг нее. Закрепить ножку можно нитками или зеленым скотчем.

Без фотографий непонятно, навреное... Может, в интернете есть где-то. Я-то научилась по МК в нашем журнале "Радуга идей" № 9 (№ 3, 2012).

Удачи!

Крединца

Анна, все понятно. Большое спасибо!

Дикошарка

Как интересно!