Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Секреты росписи. Часть 7(3). Композиционные схемы.


Техника
Материал

Картина панно рисунок Роспись Секреты росписи Часть 7 3 Композиционные схемы Краска

В избранных: 38
В избранных: 38
В избранных: 38

Поделиться:

Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.
К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").
Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."
Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.

   Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.
   К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").
   Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
    В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского  центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию  декоративных красочных пятен.  Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают  большие цветы..."
    Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию,  "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть  даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали,  существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.
    (фото 1)

Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок" была художница Пелагея Глущенко. Выше помещен фрагмент из ее работы.
Посмотрите также на ее работу "Виноград"(1960), размещенную ниже. В ней вся композиция вписана в овал, гроздья винограда и цветы очень декоративны и гармонично сочетаются между собой по форме и цвету. Более крупные детали расположены в центре, мелкие ( бутоны, травинки, листочки) - обрамляют его. Композиция воспринимается как цельное и уравновешенное произведение.
Композиционная схема "букет" также любима петриковскими мастерами. Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что обычно составляет букет.

   Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок"  была  художница Пелагея Глущенко.  Выше помещен фрагмент из ее работы.
     Посмотрите также на ее работу "Виноград"(1960), размещенную ниже.  В ней вся композиция вписана в овал, гроздья винограда и цветы очень декоративны и гармонично сочетаются между собой по форме и цвету. Более крупные детали расположены в центре, мелкие ( бутоны, травинки, листочки) - обрамляют его. Композиция воспринимается как цельное и уравновешенное произведение.
    Композиционная схема "букет"  также любима петриковскими мастерами.  Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что  обычно  составляет букет.
     (фото 2)

Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ. Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа священного дерева и его изображений. Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола. "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия. Для иллюстрации мы выбрали рисунок художницы Галины Павленко "Цветы в вазоне"(1962).

Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ.  Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа  священного дерева и его изображений.  Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола.  "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия. Для иллюстрации мы выбрали рисунок художницы Галины Павленко "Цветы в вазоне"(1962). (фото 3)

Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер"). Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов строится в восходящем или нисходящем порядке. В нашем примере (рисунок художницы Н.Кошляченко) центральная часть имеет форму прямоугольника, обрамленного "бегунцом".

   Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер").  Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов  строится в восходящем или нисходящем порядке.  В нашем примере (рисунок художницы Н.Кошляченко) центральная часть имеет форму прямоугольника, обрамленного "бегунцом". (фото 4)

Изображение декоративного пейзажа (смотрите работу Марфы Тимофеевны Тимченко "Над рекой") в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения самобытность и глубокую поэтичность.

Изображение декоративного пейзажа (смотрите работу Марфы Тимофеевны Тимченко "Над рекой") в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения  самобытность и глубокую поэтичность.  (фото 5)

Посмотрите на образец декоративного ландшафта, выполненный в холодной цветовой гамме художником Федором Панко по мотивам стихотворения Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий".

Посмотрите на образец декоративного ландшафта, выполненный в холодной цветовой гамме художником Федором Панко по мотивам стихотворения Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий". (фото 6)

Еще одна пейзажная зарисовка современной художницы Инны Вапнярской-Кудас "Колядники"(2004). Здесь мы видим не только картину природы, но и фигуры людей. Это наиболее сложная композиционная схема - "Жанровая картина".

  Еще одна пейзажная зарисовка современной художницы Инны Вапнярской-Кудас  "Колядники"(2004). Здесь мы видим не только картину природы, но и фигуры людей. Это наиболее сложная композиционная схема - "Жанровая картина". (фото 7)

Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). Один из вариантов "Свадебного поезда" Н.Белоконь мы приводим ниже.

Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). Один из вариантов "Свадебного поезда" Н.Белоконь мы приводим ниже. (фото 8)

В следующих материалах мы коротко рассмотрим творчество  наиболее значимых для развития петриковского центра рисования художников.

    Спасибо всем, кто прочитал  до конца.

Шер

Всегда было интересно смотреть эти росписи!!!! А благодаря рассказу с иллюстрациями, теперь и вовсе интересно расшифровывать задумки художников! ...Большое спасибо  за расширение кругозора!!! Может, где и пригодится в жизни!

IZOLENA

Спасибо Вам за такой подробный рассказ с пояснениями. Вы проделали такую огромную работу!!! Буду пользоваться обязательно!!!

Харченко Елена

     Спасибо за внимание. То, о чем я рассказываю, это краткие фрагменты из моей книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках).  Опубликовать ее достаточно сложно из-за большого количества цветных  иллюстраций, поэтому я решила хотя бы вкратце изложить материал в своем блоге в "Стане мастеров". Возможно, кому-то это будет интересно.

Лана Берг

Елена, вы не против,фото если я ваши работы буду к себе цитировать?цветыОчень красиво..

Харченко Елена

Лана, я конечно же, не против, но только в моих рассказах о росписи далеко не все работы мои. Я ссылаюсь везде на авторов. А мои работы ( только мои) с первого материала по" Секреты росписи. Часть 2." (включительно). Начиная с"Секреты росписи. Часть 3" иллюстрации не мои, а мастеров петриковской росписи разных поколений, которые я использовала в своей книге "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках). Рада, что Вам мое творчество понравилось.

Лана Берг

А какие точно ваши? Я могу их посмотреть?....:))

Харченко Елена

Мои все в следующих материалах: "Новые работы на Ваш суд", "Композиции для открыток","Сумки из льняного шпагата", "Старые новые работы", "Сумка из старых джинсов", "Роспись по дереву", "Секреты росписи". Часть1", "Секреты росписи.Часть 2". Сумки тоже интересные, хотелось бы узнать Ваше мнение.

Лана Берг

Сумки я уже у вас процитировала к себе из шпагата.... Скажу, что все очень интересно...надо будет погулять и повнимательнее все рассмотреть...:)) Спасибо!

svetlania

Здравствуйте Елена! Огромноейшее спасибо Вам за выложенный материал по росписи.Поверьте,он бесценен! Я очень Вам благодарна за Ваш труд.У меня вопрос: цитирую-

Перед початком роботи всі фарби зволожують, щоб вони стали м'якими й легко бралися на пензель. Тим часом готують яйце: відокремлюють білок і у фарфорову чашку кладуть тільки жовток. Для палітри в домашніх умовах використовують плоску фарфорову тарілку. На палітрі змішують фарби, створюють кольори. Чистим пензлем, змоченим у воді, набирають фарбу і жовток (суміш швидко змішується) і роблять мазок на папері.

 Знаю,что желток добавляют в краску-гуашь,акварель..Но впервые слышу,чтобы в петриковской росписи макали край кисти с краской в желток..Что Вы скажете об этом приеме..Может действительно,это тот самый прием-изюминка петриковской росписи,которая придает ей неповторимую яркость и насыщенность цвета? Или этот прием делает краску несмываемой?

гостьЕлена Х.

Светлана,сразу хочу извиниться за долгое молчание : меня не было дома 10 дней - принимала участие в 1 Международном празднике вытынанки и готовлю сейчас об этом фоторепортаж в "Страну мастеров". 

    По поводу желтка... Вы правы - желток, во-первых, делает краски ярче, звонче, и во-вторых, акварель превращается благодаря желтку в темперу - прочную и несмываемую краску. При этом нисколько не уменьшается ее прозрачность. Надо только помнить, что желток добавляют в теплые цвета, а в холодные (голубой, зеленый) - белок или клей ПВА(слегка разбавленный).Спасибо и рада, что Вам полезны мои заметки.

Харченко Елена

Дважды ошибочно написала одно и то же.