Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Пантомимные упражнения и лечебные мудры



Педагогический опыт Пантомимные упражнения и лечебные мудры

В избранных: 29
В избранных: 29
В избранных: 29
В избранных: 29

Поделиться:

Пантомимные упражнения, оздоровительные мудры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Упражнение «Солнышко здоровается»

Это любимое упражнение всех детей, особенно хороший эффект производит это упражнение на замкнутых детей, плохо адаптирующихся в новом коллективе. Дети усваивают этические нормы поведения, воспитывается уважение к старшим, сверстникам и доброжелательность ко всему, что окружает ребенка в этом мире. А также дети запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, а не к солнцу. В упражнении используется мудра «Чистое сияние» — ладони сложены друг к другу, — которая гармонизирует весь организм. Для выполнения детям (ребенку) предлагается присесть на корточки, сложить ладошки у щеки и прикрыть глаза. Педагог при этом произносит слова: «Крепко спало солнышко ночью. Утром открыло глаза (дети открывают глаза), поднялось вверх, (дети вместе с педагогом, поднимаются с корточек) и увидело голубое небо». Ладони при этом располагаются перед собой сложенные пальцами друг к другу – мудра «Чистое сияние». При словах приветствия солнышка руки поднимаются вверх, разводятся в стороны, опускаются вниз, возвращаясь, каждый раз в положение мудры «Чистое сияние». «Здравствуй, небо» — руки подняты вверх. «Здравствуйте, птицы (облака, тучки, если плохая погода за окном, ветер и т.д.)» — руки в стороны. «Здравствуйте, деревья» — руки немного в низ и в стороны. «Здравствуй, Земля» — руки внизу. «Здравствуйте, люди всей земли» — руки в стороны от груди. Закончить упражнение нужно приветствием педагога (учителя, воспитателя) и всех детей класса, группы. Можно продолжить здороваться, особенно с детьми дошкольного возраста, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и с каждым из них. Обращая внимание детей на то, что солнышко «раздает» свои лучики от себя, от своего «сердца» всем кого видит, с кем встречает и кого любит.

2. Упражнение для пальцев рук

Выполнять можно как в начале занятий перед письмом, рисованием, трудовой деятельностью на уроках труда, окружающего мира и т.д. так и в середине (физ. минутка). «Поведение муравья» — сжатый кулак, когда большой палец согнут и спрятан под остальными. Эта мудра регулирует функции почек, прямой кишки, позвоночника, устраняет страх. Прикасание подушечками пальцев во время «приветствия» указательного пальца большого — это мудра, повышающая энергетический потенциал организма, усиливает обменные процессы, улучшает кровообращение. Соединение среднего с большим способствует гармонизации печени, желудка, желчного пузыря; безымянным – гармонизации между системой печени и желчного пузыря с легкими и толстым кишечником, с мизинцем – стабилизирует психику, укрепляет Дух, физический и духовный иммунитет. Дети выполняют упражнение, сидя за столами (партами), непосредственно перед работой.«Раз, два, три, четыре, пять пришли дети рисовать; ручки все подняли, кулачки зажали».Руки, согнутые в локтях, стоят на столе, пальцы зажаты в кулачок. Поочередно поднимается каждый палец на свои слова:«Вышел палец погулять» — поднимается мизинец;«А за ним второй» — поднимается безымянный палец;«Погулять пошел и средний» — поднимается средний палец;«Указательный — за ним» — поднимается указательный палец.Большой палец остался прижатым к центру ладони один. «А большой палец все спит. Стали пальчики-друзья его будить: «Просыпайся, лежебока, просыпайся поскорей, выходи гулять ты, соня, и услышь своих друзей». Каждый палец стучит – «будит» по 1—2 фаланге большого пальца 3—5 раз. Палец большой выпрямляется, пальцы-друзья «здороваются» с ним прикасаясь каждый подушечками пальцев с большим пальцем. Можно «здороваться» пальцами обеих рук.

Или

3. «Раз, два, три, четыре, пять, будут пальцы рисовать» — дети сжимают и разжимают кулачки, на последнем слове кулачок остается зажатым.«Я рисую» — поднимается мизинец; «Со мной мама» — поднимается безымянный палец; «Папа будет рисовать» — поднимается средний палец; «бабушка» — поднимается указательный палец; «А где же дед? Дед все спит». Большой палец остался прижатым к центру ладони один. По 1—2 фаланге большого пальца на фразу: «Просыпайся, дед», — каждый палец стучит 3—5 раз. «Дед проснулся, потянулся» — пальцы раздвигаются в разные сторону, выполняются потягивающие движения, разводя руки в стороны. «И обнял всех» — руками при этом обхватывают себя. Можно обнимание повторить 2—3 раза. Это дает ребенку ощущение любви и нежности, что так не хватает ему в его жизни. Он любим собой, а значит и всеми окружающими его людьми.

4. Упражнение «Шарик надувается»

Для расслабления, отвлечения от сложного или кропотливого труда и для дальнейшего сосредоточения внимания на выполнении задания, для повышения уверенности в своих силах хорошо применять упражнение «Шарик надувается». Во время выполнения данного упражнения ребенок укрепляет свою энергетическую оболочку, защищает себя от негативного воздействия.Предложить детям встать около стола, опустить руки и голову вниз, расслабиться. Руки свободно висят.Учитель изображает «работу» насоса, произнося «ших–ших–ших». Дети под шум работающего насоса, медленно поднимают голову и руки вверх, изображая руками надувание шарика. Подняв руки вверх, «завязывают шарик» – сомкнув пальцы рук над головой. Учитель изображает дуновение легкого ветерка и предлагает изобразить покачивание шарика на ветру, а дети изображают покачиванием корпуса тела в стороны движение шарика на легком ветерке. Учитель сообщает ребятам, что решил пошутить с шариком, и дергает за веревочку, которая развязывается, и шарик быстро сдувается. Дети изображают, как сдувается шарик, извивается и крутится при падении. Надувание шарика повторяется, крепко завязывается шарик и еще раз покачивается на легком ветерке. Затем учитель предлагает аккуратно «крепким, хорошо надутым шарикам» сесть за свои места и продолжить работу. Во время «надувания» шариков детям можно предложить вспомнить, какой формы они бывают, и изобразить шарик любимой формы.

5. Упражнение «Вырастает дерево»

Это упражнение помогает детям нарисовать по представлению, как растет дерево, запомнить после превращения, что дерево вырастает из земли и тянется ветками к небу, солнцу. Дети вспоминают, что деревья бывают разной толщины, высоты, одни деревья хрупкие и стройные, другие крепкие и мощные. По изображаемому дереву можно понять душевное состояние ребенка на момент занятия. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» выполняется для гармонизации всего организма. Для выполнения детям предлагается присесть на корточки (желательно в круг), сложить ладошки лодочкой перед грудью. Каждый ребенок – семечка. Из семечки после дождя прорастает деревце. Учитель исполняет роль дождевой тучки, которая «пролетает» между детьми и «поливает» каждую семечку — прикасается к голове каждого ребенка. Педагог комментирует действия детей: «Семечка прорастает после дождя». Дети медленно поднимают сомкнутые руки вверх, имитируя прохождение ростка сквозь землю. Затем поднимаются с корточек, не размыкая ладошки. «Деревце выросло, и от ствола вырастают большие ветки – «руки», которые тянутся к солнышку» — дети разъединяют ладошки и изображают руками ветки, идущие в разные стороны.»На ветках появляются маленькие веточки – пальчики, которые дети разводят в разные стороны.

6. Изображение куста

Выполнение руками рост куста помогает детям запомнить, что кусты меньше деревьев, растут крупные ветки куста из одной семечки – точки. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди — мудра «Чистое сияние» — которая помогает осуществлению гармонизации всего организма.Дети сидят на корточках или за столами. Ладошки сложены лодочкой. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, а руки смыкаются в локтях. Пальцы разводятся в разные стороны, как маленькие веточки куста.

7. Изображение травы

И опять ладошки, сложенные вместе на уровне груди, — мудра «Чистое сияние» — помогает осуществлению гармонизации всего организма. Раскрытые кисти – мудра, используемая при нестабильности в эмоциональной сфере, депрессии, проблеме с сердцем, при нарушении кровообращения.

 Ладошки сложены лодочкой. Дети могут изображать травы, стоя или сидя за столом. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, оставаясь сомкнутыми у основания ладоней. Пальцы могут быть прижаты друг к другу или разведены в разные стороны, как у травяного куста.

8. «Лампочка»

Упражнение помогает расслабить мышцы спины и рук, а главное, помогает справиться с плохим настроением или психологическим напряжением.Дети стоят в кругу или между рядами. Руки опущены вниз, изображаем овал. Глаза закрыты. Учитель сообщает, что включает лампочку и щелкает пальцами. Руки взмываются вверх, при этом ребенок легко прыгает. Пальцы подушечками соединяются над головой, открываются глаза, и на лице детей появляется улыбка. При втором щелчке лампочка выключается — руки опускаются вниз, изображая овал, глаза закрываются, улыбка с лица убирается. Третий щелчок «включает лампочку», и в образе «включенной лампочки» детям предлагается занять свои места.

9. «Мороженное»

Изобразить мороженое из морозилки – крепкое, твердое и «радостное» — дети стоят прямо, подняв руки вверх и немного в стороны. Голова поднята, на лице улыбка. Но пригрело солнышко, и мороженное начинает таять, грустить – дети опускают медленно руки и голову вниз, изображая грусть на лице. При этом выполняют плавные движения туловищем, можно полу — присесть. Затем мороженное «взбивают» — дети энергично двигаются из стороны в сторону — «замораживают», постепенно принимая первоначальное положение (позу). Или так

10. «Черепаха»

Выполнение мудры «черепаха» способствует снятию напряжения, восполнению энергии. Я применяю ее при повышенной возбудимости детей и при необходимости сконцентрировать внимание детей. Пальцы правой руки переплетаются с пальцами левой руки. Большие пальцы соединяются концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи. Ладони переплетенных рук держаться параллельно столу (полу), «голова» направлена к груди ребенка.Можно проверить крепость «панциря» «черепахи», если позволяет время: раздвинуть руки каждого ребенка в стороны — всем ребятам очень нравится помериться силами с педагогом.

11. «Воробышек»

Выполняется на занятиях при рисовании птиц малых размеров.Дети стоят у своих мест или в центре комнаты, руки располагаются вдоль туловища, слегка назад кистями рук. Голова втянута в плечи, туловище слегка наклонено вперед, а ноги немного согнуты в коленях. Предложить детям в таком положении попрыгать на месте (или по кругу), затем «расправить» крылья, подняться на носочки — «взлететь».Подобно изображаются и другие птицы с учетом их особенностей, а также и животные.

12. «Шарик настроения»

Упражнение улучшает настроение, своими же мыслями, пожеланиями себе всего самого хорошего, доброго, приятного, ребенок концентрирует собственную энергию. Получает заряд положительных эмоций и избавляется от стресса, страха, обиды и т.д. Рекомендую выполнять данное упражнение перед сложным заданием, контрольной работой. Предложить ребятам встать около своего места, поставить руки перед собой, ладошки направлены друг к другу. Расстояние между ладонями 15-20см. Руки не напряжены, слегка согнуты пальцы, как-будто держат мячик небольшого размера. Необходимо прислушаться к себе, к своим рукам и тогда между ладошками появится тепло, легкое покалывание, пульсация и т.д. У каждого может быть индивидуальное ощущение, но оно будет обязательно. Легкими, пульсирующими движениями кистей рук друг к другу, создается имитация держания надутого резинового шарика – это концентрирование своей энергии. Затем предложить всем ребятам представить что-то для них самое приятное, желанное (сладости, отдых на море, реке, получение подарка и так далее). Вложить приятные ощущения мысленно в свой энергетический шарик, почувствовать, как он слегка увеличился, стал более упругим, а затем шарик «проглотить», т.е. поместить его в себя со всеми приятными представлениями и ощущениями. Необходимо в момент «проглатывания шарика» помочь ребятам словами: «По телу пошло приятное тепло, проникающее в каждую клеточку нашего организма. Появилось ощущение легкости, чистоты. Улучшилось настроение. У каждого светлая голова, чистые мысли, отличное настроение, доброе сердце. Каждый готов к выполнению работы».Слова можно придумать каждому педагогу свои. В дальнейшем «Шариками настроения» можно делиться мысленно с родителями, друзьями, с одноклассниками, с людьми у которых плохое настроение или нет хороших взаимоотношений.

13. «Строим дом»

Это «строительство» выполняем перед рисунком, аппликацией дома, особенно с малышами, которым понятно становится «строительство». А также его можно использовать и как физ. минутку в школе. Дети вместе с учителем произносят слова и выполняют пантомимой работу по строительству дома.«Мы построим дом, дом, будим жить мы в нем, в нем» — ребята присаживаются на корточки у столов или в центре кабинета, руки располагают горизонтально перед грудью друг над другом. «Раз кирпичик, два кирпич, три, четыре, пять и шесть»- руки поочередно меняют местами, имитируя кладку кирпичей, одновременно поднимаясь с корточек.«Возведем мы стены» — руки поднимаются вверх и очерчивают контур возведенной стены дома. «Сделаем окошко, поглядим в него немножко» — пальцы рук соединяют в форму окна; «Возведем мы крышу» — руками изображают треугольник; «Сделаем трубу» — ладошки располагают друг против друга; «Мы построили свой дом, будет весело жить в нем» — дети возвращаются на свои места.

14. Любимые и нелюбимые цвета

Для сближения детей между собой, для помощи ребенку понять самого себя безболезненно и незаметно, для выплеска отрицательных эмоций по отношению к обидчику я провожу увлекательное занятие для детей и нужное, полезное для педагога.Детям (ребенку) предлагается выбрать три цвета из набора красок которые каждому нравятся, и нанести их на лист бумаги любой формы (пятном, полоской, в виде цветка, человечка трехцветного и т.д.). Потом нанести три краски, которые им не нравятся. Также любой формы. Пока краска подсыхает, вызвать одного ребенка в центр, повернуть его спиной к детям и предложить ему думать или говорить мысленно обо всех присутствующих только плохое. После этого спросить ребят, какого цвета в данный момент этот ребенок. Затем попросить этого же ребенка думать или говорить мысленно обо всех самые хорошие слова, а детям предложить назвать цвета красок, которые они дадут ему сейчас. Можно это сделать самому преподавателю, потом разъяснить детям, что настроение наше и окружающих нас зависит от каждого человека. Затем то же самое проделать с детьми.Педагогу данные «рисунки» помогут при индивидуальном общении с ребенком «вечно обиженным» недовольным кем-то в классе (группе). А также поможет узнать педагогу, кто из детей воспринимает его положительно, а кто отрицательно, поэтому делать замечания данному ребенку необходимо осторожно, и постараться найти с ним контакт через «положительного» человека.

Эпилог

Все эти упражнения помогают мне в работе с детьми, в общении с ними, а детям раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. А также общаться со мной, друг с другом и с родителями. Мне и детям помогают все эти упражнения повысить работоспособность, поправить свой энергетический баланс, осуществить гармонизацию организма. Я очень надеюсь, я уверена, что эти увлекательные упражнения понравятся и помогут и детям, и взрослым.

 Успехов, удачи, здоровья и хорошего настроения.

валери-людок

То,что я у вас прорчла,мне очень близко.Но я  занимаюсь с малышами музыкой.Многие темы схожи,и цели тоже.В теме *солнышко здоровается* мы поем красивую песенку(Утром солнышко проснулось-мы открыли глазки,все на свете потянупись,улыбнулись ласково...)-правда,красивые слова.Была рада познакомиться с творческим педагогом.Желаю Вам творческих успехов.

Лапина Тамара Алексеевна

Спасибо за оценку моей работы. Рада знакомству. Желаю Вам, так же, успехов в работе с малышами.

Синикова Екатерина Николаевна

Тамара Алексеевна, прочитала все упражнения с большим удовольствием. Очень интересно, спасибо, возьму себе на заметку записываю и  постараюсь воспользоваться вашим материалом в работе.