Приглашаю на фестиваль шорской культуры "Туган черим" (Родная земля), в рамках празднования Дня народного единства.
У входа в Дом культуры нас встречала "почти шорочка" с ленточками на подносе, я выбрала голубенькую и повязала на березку, загадав желание.
Такая фотозона встречала в фойе
настоящие охотничьи лыжи шорцев, обитые шкурами
это оформление верха банера
ранеточки дички подморожение морозцем ноябрьским
и еще рядом был стенд с сувенирами
что это значит не спросила в суете у хозяев
сувенирный берестяной туесок
кукла Шаман ручной работы
и бисерная вышивка на груди рубахи
стоял вот такой чемодан с шерстью, пряжей, веретенцами
а это мастер-класс по кукле обереге
Орекеннеры - в мифологии шорцев женские духи предков, являющиеся покровителями домашнего очага. Они имелись в каждой семье и относились к наиболее древнему культурному пласту мифологии и фольклора. Каждая девушка, выходя замуж и покидая родительский дом, получала Орекеннеры, изготовленные ее матерью, и перевозила их в дом своего мужа.
я , конечно же, не прошла мимо
моя кукла оберег. Одни глаза на лице, смотреть, все видеть, и молчать, лишнего о семье не говорить. Потом я выяснила что обязательно должно быть две - женщина и мужчина. И во время представления сделала еще одну куколку. Теперь надо мешочек сделать для них.
фото на память, отжала головной убор для фото.
вот у этой девушки, но потом вернула для фото с ней.
а это ведущая праздника в стилизованном костюме
это сценические шорские костюмы
потом я им паренька привела
А это костюм женский Марий Эл .Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.
Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.
этому нагруднику много-много лет, не одно столетие, передается из поколения в поколение
мне хочется показать поближе и поподробнее
на монетах года 1893, 1817
тут написано Чистого серебра 4 золотн 21 доля
муж этой дамы сказал, что на груди она носит не одну машину )))
этот нагрудник можно бесконечно и с удовольствием рассматривать
был стол с национальными угощениями
в этих мешочках какая то травка была
Рассказывали о истории Шорского народа
и переходим в зрительный зал и там представление, посвященное 400-летию вхождения Горной Шории в состав Российского государства
Часть берега большой реки Томи,
там, где стоит Безруково сегодня,
был прежде заселен тайги людьми,
народом "шор", бесстрашным и свободным.
Хозяйства раньше шорцы не вели,
а жили рыболовством и охотой.
Когда на землю русские пришли -
их встретили сначала с неохотой.
Стал сеять хлеб, животных разводить,
живя в селеньи, люд умелый русский.
А шорцы им решили уступить
и жить за Черемзой-рекой в улусе.
Народы еще очень много лет
учились жить в согласии и мире.
Зато сегодня крепче дружбы нет
меж русскими и шорцами в Сибири! ( Елена Селюнина)
Высоко, высоко вознеслась караульная гора, к самому небу. С обрыва, над широкой Томью рекой далеко, далеко шорская земля распахнулась: вон Кондома из Черных сосен излилась, к Томи побежала, еще дальше на юг горные кряжи поднимаются, на себе кедровые леса несут темные, непроглядные. Всесильный бог Улыгень хорошо Шорскую землю устроил. "Ветер подует - роса опадает, думы обступят, покой отлетает, сколько же этих дум?"
Росой прозрачной воды рек сбегали,
тянула руки к солнцу в бархате трава,
и жемчуга лучей игриво улыбались,
когда невесты прятали глаза.
Таили нежность взоры шориянок,
дивила свежестью их дикая краса.
Бровей полет и гибкий стан тюрчанок
пленял чигитов и сводил с ума.
Земля сынам дарила мощь марала,
сияли удалью раскосые глаза.
Богатырей тогда земля рожала...
О, как же милостивы были небеса!
И каждый был, как беркут в небе синем,
пылал отвагой полной чистоты.
Учила жизнь: в полете крепнет сила,
чтобы достичь сиянья высоты.
и следовал далее свадебный обряд шорцев.
Молодые уходили в шалаш из 9 берез и оставались там на три дня. А собравшиеся гости приносили к шалашу свои подарки.
Затем по традиции молодожены подходили к отцу невесты, он ударял зятя три раза плеткой со словами: Жена мужу - крепкий посох. Муж жене, что кедр - опора. И после этого начиналось празднование и веселье.
Детский фольклорный ансамбль "Авдошки". Очень интересный для Сибири инструмент - гусли.
с большим интересом дети занимаются игрой на гуслях
А вот еще одно интересное представление своей народности
Мордовская былина.
На горах то было, на горах на Дятловых,
Мордва своему Богу молится,
К земле-матушке на восток поклоняется.
Едет мурза, московский царь по Воложке,
По Воложке на камешке.
Мордовские старики от мурзы деньги получили,
После моляна судили, рядили:
«Что нам мурзе в дар дать?»
Здравствуйте, мои дорогие! Я прочитали отрывок из мордовской былины о встрече с русским царем Иваном Грозным. И сегодня предлагаю вам вместе со мной познакомиться с одним из многочисленных народностей нашей Родины – мордвой.
Мордва-финно-угорский народ, имеют два субэтноса : мокша (луговое племя) и эрзя (горное племя). Каждое племя со своим языком, своими обычаями и традициями, мордовского языка нет. Жили в центральных областях России, а сейчас где их только нет! Внешне похожи на русских, но характер о-е-ей: вспыльчивость и желание лезть в драку, упрямые, но не твердолобые, желание дело довести до конца. Гордые и гостеприимные, с чувством собственного достоинства. Долго придерживались традиционных верований и обычаев, нередко, защищая свою веру, мордва переселялась в другие, более глухие места.
Прошли сложный исторический путь развития – это были и междуусобные распри межлу своими князьями Пургус и Пуреш, были притеснения со стороны русских царей, но была и совместная борьба за освобождение от монгольского ига. В 16 веке мордва полностью перешла под владение Ивана Грозного, навеки связав свою судьбу с русским народом.
Мордва молились силам природы, почитала священные деревья. Молилась своим предкам на специальных площадках Керемети, обнесенных тыном, либо на кладбище, приносили в жертву животных. Мордва верили в единого верховного Бога: у эрзи это Чама-паз, у мокши – Шкай, которые творили добро, а вот злой дух одинаково назывался Шайтан. Ох, и пакостный былэтот Шайтан! Вот, к примеру, Бог создал голубое чистое небо, а шайтан набросал на него черные тучи, а Чама-паз наполнил их дождем, чтобы они поливали землю. И человека они создавали вместе: Шайтан дал тело, а Бог душу, поэтому после смерти душа идет к Богу в пчельник, в тело к Шайтану в землю. За плохое поведение прогнал Бог Шайтана в темную пропасть, но он поджидает, как только человек ослабнет верой, он тут как тут и учит его плохие дела делать.
Чама-паз создал богиню Анге-Патяй – мать-богиня-источник жизни, чадородия и плодородия земли, у мокши – это Азорава. От них пошли их дети – многочисленные Боги – это боги солнца, грома, рыболовства, плодородия, пчел и т.д. От их детей быстро расплодились люди. Очень многоие обычаи и празднования мордва переняли у русских, так как у мордвы очень почитается Николай Чудотворец. Жили мордва родовыми семьями, позже стали соседские поселения, гласным в таком поселении был старший старик – мирской старшина, пользующийся беспрекословным авторитетом. Он же объявлял общественные моляны какому-то богу, либо в случае беды, старшины собирали деньги, продукты для проведения моляны.

и это тоже старинный мордовский наряд. Ему тоже много лет, это видно сразу и без всяких комментариев.
А это татарский ансамбль "Роднички"
очень обаятельные артистки
Народы, что живут у нас в Сибири,
Традиции с любовью сберегают.
Живя с другими нациями в мире,
Историю свою они слагают.
Украинская народная песня " Варенички"
и здесь тоже настоящая старинная рубаха. Только я ее снимала уже после выступления
это край подола и тут видно аккуратную левую сторону вышивки
На каком бы языке ни звучали народные песни - они всегда наполнены добром и любовью к своей родине, к своей семье. И это казахская народная колыбельная песня
В нашем районе живет немало азербайджанских семей. Взрослые сохраняют свой язык, веру, обычаи. И их дети с рождения естественным образом продолжают традиции народной культуры.
они рассказывали о празднике граната.
и очень интересное монисто
И наш коллектив народный фольклорный ансамбль "Иван-да-Марья" Исполняют песню "Братина"
Моя родина, Сибирь, необъятна, велика.
Как жених − так богатырь, как невеста − так ягодка!
Малахит да платину, и леса дремучие.
Лишь бы брали правильно и Сибирь не мучали!
Мать моя, медведица, дом-Сибирь бескрайняя!
Только бы в метелицу шатуна не ранили!
Моя родина, Сибирь, необъятна, велика.
Как жених − так богатырь, как невеста − так ягодка! (сокращенный вариант)
Сибирский край! Дремучая тайга,
Холодные потоки рек и скалы.
Земля нам эта с детства дорога,
Являясь нашей родиною малой.
Мы выросли на этой стороне.
иИ все таки сибирская природа
Любимей и дороже, знать, вдвойне
Для коренного шорского народа.
Древнейший род, дитя тайги и гор,
Традиции с любовью сберегает,
Историю свою народность "шор",
Живя в селе Безруково, слагает.
Показ стилизированных шорских костюмов.
Людям дороже, чем все драгоценности -
Мир и свобода, любовь, доброта.
Вместе должны мы беречь эти ценности,
В добром содружестве. И неспроста!
Этносов, наций, народов сплочение -
Наша задача на все времена.
Знаем: пока мы живем в единении,
Будет Россия крепка и сильна!
Наш ансамбль "Четыре сезона" исполняет песню "Мы единое целое"
Нас не делили по цвету глаз,
Солнце сияло одно на всех.
Верили в дружбу без лишних фраз,
И за мечтою стремились вверх.
Люди придумали счастью запреты,
Ветер замедлил судьбы киноленту,
И расчертил на границы большую любовь.
Мы — единое целое, и дождь, и облако белое,
И все, что прожито, пройдено никем на свете не делимо.
Мы — единое целое. И все, кто верит и верует
Пройдут сквозь грозы и молнии легко и незримо.
Шикарный репортаж! Столько красоты и информации! Спасибо огромное, Людмила!
И Вам спасибо большое, Лидия Леонидовна!
Я рада, что Вам понравилось, Елена Ивановна!
Как все красочно, харизматично и самобытно! Интересная информация, замечательные костюмы!
Люда, твои репортажи с фестивалей говорят о том, что регион ваш живёт полноценной интересной жизнью, чтит традиции национальной культуры! Это здорово! 
Спасибо, Лена! Да фестивали штука интересная и благодаря своей профессии я имею возможность побывать на них. А когда очень интересно и мне нравится.., то хочется поделиться со всеми вами.
Людочка, большущее спасибо за шикарный репортаж! Как всегда красочно и познавательно! С удовольствием все прочитала- просмотрела. Да, за такой нагрудник и не одну машину коллекционеры отдадут.
И как точно ты описала народ мордвы.
У нас в село лет сорок назад по распределению прислали агронома -по национальности мордвин и с семьей. А потом сестры да братья его приехали и двоюродные подтянулись. Весело было на праздниках, парни горячие да забияки. Все в точь как ты описала.
Спасибо за праздник, Людочка!
Всего тебе самого доброго!
Верочка, про мордву не я написала, это они сами себя так на сцене представляли. Я просто после выступления у них текст взяла и сюда перепечатала
Спасибо тебе большое зп искренний интерес к моему репортажу и нашему фестивалю.
Вот молодцы, искренне про себя написали!
Люда , какими событиями наполнена твоя жизнь - везде успеваешь ! Так интересно было посмотреть и почитать твой репортаж - спасибо !
Оля, это у меня такая интересная работа, а я уже и не успеваю, все черепашее и черепашеее становлюсь.
Спасибо за интересный фоторепортаж. Замечательный праздник получился.

Спасибо, Наташа, большое!
Всё очень интересно и красиво!

Спасибо, Олюшка!
Очень интересный репортаж!
Здорово, что складывают слова о том, что "Мы - единое целое!" А ещё залипла на монетах! И не жалко было такую ценность дырявить! Есть у нас в семье пара коллекционеров! Я им такое не покажу! 
Так монеты когда дырявили то?! лет двести назад?! Они такую ценность не несли, только свой наминал
Я забыла написать, что нагрудник весит 2 кг. А песню найди и послушай она так и называется "Мы - единое целое" Красивая песня. Наши на три голоса ее красиво поют!
Очень здорово у вас!!!!!
О у нас интересно! жизнь ключом бьет! Рада тебя видеть, Света!
Молодец,Тезка
!!!Всегда залипаю на такого рода твоих постах,вчера была.посмотрела и ушла,хотела ещё раз прийти и посмотреть!Насмотрелась,люблю,когда ты про коренное население своего края рассказываешь,всегда поражаюсь сколько народов населяет нашу страну,какая самобытная у всех культура и как бережно они её хранят
! За наш единый дом!!!
Ооо! я своих шоршев люблю! Это тюркские народности, что шорцы, что алтайцы, что буряты, у них много общего в обычаях, в костюмах в быту. Альбина Николаевна всегда параллель проводит алтайцев с бурятами. Спасибо, моя хорошая! Я вообще люблю все что связано с любой народной культурой, мне это интересно, даже современная стилизованная несет большую энергетику,а уж что говорить о настоящем старинном.
Спасибо за репортаж, Людмила! Всё так живо, красочно, душевно!
Спасибо большое, Людмила!
Шикарный репортаж. Столько интересного. Спасибо
И тебе большое спасибо!
Красивые, самобытные, национальные костюмы
яркий праздник
радостные лица
фотографии 

Привет, Наталья! Да, нагрудник очень интересный, его разглядывать и разглядывать! А народная культура всегда итересна!
Ах, Людочка, какой репортаж! Сказка!!! Такой богатый, насыщенный, а яркий-то какой! С интересом перечитала, пересмотрела несколько раз. Оооочень интересно, ОЧЕНЬ! Здорово узнавать, а как это там у них/у нас. И знаешь, такое огромное чувство гордости за Родину! Аж распирает всю. СПАСИБО, Людочка, СПАСИБО!!!
А фоточки - отдельная песТня! И исполняешь ты её СУПЕРСКИ👍👍👍
Ой засмущала совсем меня! и гордость меня тоже распирает от твоих слов. Спасибо особое за песТню! мне рчень приятно. Я не могла не поделисться с вами этим праздником.