Поделиться:
Всем доброго дня! Хочу рассказать и показать в своем фоторепортаже о моей поездке в город Никольск Пензенской области- город хрусталя. Меня пригласила на экскурсию учительница нашей сельской школы, она организовала ее для учеников своего класса, было место в автобусе, и я согласилась. Решила изучить свой край Пензенский не только по книжкам. Выехали мы от школы в 6 часов утра, в пути водитель трижды сбивался с маршрута, поэтому время в пути затянулось до 4,5 часов. Обзорной экскурсии по городу из-за этого не получилось. Мы сразу подъехали к вот этому зданию - это бывшее заводоуправление "Бахметевского хрустального завода", к сожалению, в данный момент которое не работает.
Памятная надпись говорит об историческом событии в нем происходящем.
Быть у завода и не сфоткаться грешно, фото на память. И тут виден размер здания. Основное здание с колоннами было построено 200лет тому назад.
Мы прошли на территорию завода с заднего двора, вот такую неприглядную картину увидели- завод рушится. Основные цеха его закрыты. Завод признан банкротом, продан с молотка, так сказать- сейчас работает один цех, тот что справа. Вот в него мы и идем.
Встретил нас сам директор этого мини- завода-цеха -Тимонин Дмитрий Владимирович. Он же сам нам все и показывал, и рассказывал. Чем отличается хрусталь от обычного стекла? - спросили ученики. Наличием свинца в своём составе.- ответил им Дмитрий Владимирович.
По ступенькам мы поднялись за директором в цех.
Нашему взору предстали вот такие конструкции печей.
Справа работала пара мастеров, они изготавливали рюмочки. Процесс изготовления нас захватил, мы уже не слушали рассказ директора о заводе, мы смотрели на горячий хрусталь на руки мастеров, ловко его достающие из печи, обрезающие специальными ножницами, отправляющими их в другую печь, а потом вынимающими готовые рюмочки.
Горячий хрусталь на специальном стержне мастер несет другому мастеру.
Заливает его в специальную форму.
Второй мастер держит форму тисками, и одновременно отрубает лишнее.
Для разного вида изделия своя форма, формы пронумерованы и находятся возле стены у ступенек, по которым мы входили.
Формы с ручками и разъемные- вот тут видно на 740 номере.
И вот уже форма отправляется в маленькую печь.
Специальной щеточкой мастер стряхивает огарок, готовит форму к следующей заготовке.
Мастер вынул первую форму, а вторую поставил в печь, форму раскрывает, и мы видим ....
Вот тут и с помощью этих приспособлений рождались .....
....хрустальные рюмочки. Мастер ставит их на специальный плоский лоточек с ручкой.
После того как изделие сформировано, его отправляют на обжиг. Он необходим для равномерного остывания хрусталя. В печи конвейерного типа температура постепенно падает от 500 до 100 градусов.
Мастер закрывает двери и задает режим. После чего рюмочки упакую в тару и передадут в другой цех на шлифовку и огранку.
Слева полным ходом шла другая работа. Тут тоже работала пара мастеров.
Набрав из печи на стеклодувную трубку горячий хрусталь, мастер присаживается на специальную лавочку и крутит трубку с хрусталем на конце в специальном зажиме.
Набирает еще, выдувает нужную форму, слегка покручивая трубку .
Потом специальными щипцами придает нужную форму.
Еще раз нагревает в печи, вынимает, покручивает....
И вот уже второй мастер помогает снимать заготовку с трубки.
И эта заготовка тоже идет на обжиг.
На выходе мы увидели ранее отправленные заготовки, их упаковали в бумагу и уложили в ящики. Дальше мы идем на второй этаж-
этаж шлифовки и гравировки. Вот тут придают алмазную грань и блеск хрусталю.
Здесь также конвейер и изделие передаётся из рук в руки, от мастера к мастеру. Сначала на изделие наносится разметка, затем, другими мастерами, уже нарезаются узоры.
У каждого мастера свое место. Этот мастер стаканам разметку делал.
Вот такие обычные стаканы превращаются в шедевр в руках мастера.
Простая заготовка после разметки и огранки блестит и переливается.
Этот мастер наносит узоры на кувшин.
И вот уже заготовка начинает блестеть.
У каждого мастера своя форма заготовок для огранки.
Другая форма заготовки, другая нарезка рисунка.
Мастер проверяет- все ли грани ровные, четкий ли рисунок. Как вы думаете- что это?
Проверено, теперь обтираем.
Все неровности и шероховатости надо отшлифовать. В этой смене работают на шлифовке две женщины.
На ровной поверхности стола насыпан специальный полировальный порошок.
После шлифовки изделиям устраивают специальную обработку-ванну и вот уже блеск виден.
Это будущий кальян.- так сказали мне женщины.
Блеск слепит даже камеру, не то что меня.
Наше экскурсионное время истекло, не увидели мы цех упаковки, туда посторонних не водят- слишком дорогое там хранится.
И мы оказались во дворе завода, перед нами контейнеры и большой короб с боем- браком. Работа с хрусталем очень хрупкая и нежная, чуть передул, чуть перегрел и на выходе могут быть трещины и сколы. И вот сюда приносят весь брак- бой. Директор нам рассказал, что и бой не сваливают весь в одну кучу, а сортируют по цветам. А потом всё это переплавляют и в печь отправляю в строгой последовательности, например, после синего цвета только фиолетовый, а потом печь моют, и только после мойки- чистки печи можно переплавлять бой другого цвета.
Моё любопытство взяло верх, и я полезла посмотреть - что же там за бой и брак.
И ... получила вот такой кубок.))))))))))
Это должна быть ваза, но перегрев хрусталя дал при обжиге трещины, и в результате верх вазы откололся.
Вот и закончилась наша экскурсия по Никольскому хрустальному заводу, вернее, по нескольким его цехам .
В 1764 году он был основан как Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя. 120 лет заводом управляли три поколения Бахметевых. Удивительно, что в каждом поколении находился достойный преемник. Когда умирал хозяин, на его место заступала вдова и прекрасно справлялась с таким трудным делом, не забывая о домашних хлопотах.
Со временем Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя превратился в знаменитое предприятие в России. Заслужил честь стать поставщиком Императорского двора и изображать на продукции государственный герб (1836 г.).
Достойный продолжатель Бахметевского дела, А.Д. Оболенский сохранил всех художников производства. В Никольске было два оркестра, театр и опера. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году завод получил Большую золотую медаль.
Именно хрустальный завод превратил село Пестрово, Никольское тож в рабочий поселок, а потом уже и в город Никольск. Продукция завода экспортировалась во многие страны: Болгарию, Венгрию, Германию, Голландию, Данию, Италию. Люстры, бра, торшеры Никольского производства украшали столичную гостиницу "Москва", Театр Советской Армии, университет на Ленинских горах, Дом Союзов, Владимирский зал Кремля, метрополитенов Москвы и Ленинграда.И очень жаль, что от завода в Никольске остался филиал Гусь-Хрустального завода.
Спасибо всем заглянувшим и путешествовавшим со мной. Чуть позже загружу вторую часть- фоторепортаж из Никольского музея стекла и хрусталя.
Вера Андреевна,спасибо большое за интересный фоторепортаж!С удовольствием прогулялась с Вами по цехам завода.Были времена,радовались хрустальной посуде,более того ,в очередях стояли за ней.Другие времена,другие ценности.
Тамара Александровна, благодарю за визит и отзыв. Очень приятно! Да, времена изменились и ценности тоже, многое потеряли, а нового не приобрели.
Спасибо, Вера, за интересную экскурсию на Никольский хрустальный завод! С удовольствием посмотрела, почитала. Даа, раньше в каждом доме была такая посуда: рюмочки, фужеры, вазы и т. д. Очереди выстаивали километровые, чтоб приобрести... Было модно, престижно.
Наташа, и тебе спасибо за внимание, да, и в очередях стояли, сами себе покупали и на подарки. Теперь другие ценности, но и эти еще пользуются спросом. Небольшие, но заказы у завода есть.
Вера, спасибо за интересную экскурсию. Очень жалко, что в упадок приходят такие предприятия - гордость русского мастерства.
И тебе спасибо, Наташа, согласна, очень жалко.
Спасибо большое Верочка Андреевна за интересный и познавательный репортаж! С удовольствием попутешествовала вместе с вами.
И вам спасибо, Ольга Викторовна, что заглянули.
Ах, Вера, какая ты счастливая,обожаю такие экскурсии, невероятно интересные и информативные! Спасибо за рассказ и показ! Здорово!
Спасибо- спасибо, Марина, сама себе завидую, что мне так повезло. Давно хотелось там побывать. Сейчас загрузила первую часть фоторепортажа из Музея стекла и хрусталя, забегай посмотреть.
Ой как все интересно! Спасибо, Вера, за экскурсию! Как мы похожи! Я бы тоже залезла посмотреть бой. Только я бы еще этот бой близко бы сфотала Я давно в 1993 году была на экскурсии в музее хрусталя в Гусь-Хрустальном. Сколько там красоты и великолепия! но там были готовые изделия. А тут процесс! Еще раз спасибо, мне было очень интересно посмотреть.
Ой, Люда, я бой и сфоткала, только нечаянно удалила, когда переносила с телефона на комп.Да, процесс завораживает, я несколько раз сфоткала процесс с рюмочкой, потом сидела и выбирала- где лучше кадры.Рада, что понравилось, а изделия в другом репортаже.
Да я уже и там побывала! Спасибо тебе за красоту показанную.
И тебе спасибо, сейчас вторую часть загружу.
Еще будет продолжение?!
Да, Людочка, еще продолжение, уже современные работы.
Вера, какую интересную экскурсию ты нам показала! На одном дыхании все просмотрелось и прочиталось! Думаю, и детишкам было очень интересно посмотреть процесс! И я вспомнила, что в школе нас водили в НИИ химии в моем родном городе, и нам показали процесс выдувания стекла. Это было очень здорово, до сих помню.
Замечательный и впечатляющий репортаж!
Ой, Леночка, как же приятно, что понравилось, спасибо- спасибо.Сама и сейчас каждый вечер пересматриваю фото.
Верочка, как же всё интересно Вы показали и рассказали - БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО!
И Вам большущее спасибо за внимание и похвалу, Елена Ивановна. Мне и самой было очень интересно.
Вера Андреевна, спасибо за экскурсию.. очень интересно, но немножко грустно.. Ах, как хочется, чтоб завод расцвел, заработал в полную мощь... Икею закрыли, должны же мы где то теперь покупать вазы и стаканы!
Вспоминаю свою поездку в Гусь-Хрустальный, там вроде получше дела обстоят...
Светлана, да, красиво и печально одновременно, согласна. Гусь Хрустальный ближе к Москве, вот там и расцвет, и наш Никольский цех взял Гусь под крыло.Спасибо, что заглянула.
Очень интересно было пройтись с вами по заводу! Жаль, что остался небольшой филиал...
Валентина, спасибо, что прогулялась с нами, да, жаль, что наше производство погибло.
Какая интересная экскурсия! Как будто с вами побывала там!
Спасибо, Наталья, приятно, что заглянула.
спасибо большое за интересную экскурсию , как жаль ,что пропадает такой завод !
Спасибо-спасибо,Наталья,очень приятно, что заглянула. Да, жаль, что производство пришло в упадок.
Ну, наконец я дошла до начала, а то начала в ленте с последнего Вашего репортажа (бываю в СМ 1 раз в 2 недели, а то и больше, смотрю на что хватает времени). Эта была чудесная экскурсия. Она и для взрослого интересна. Представляю, ка себя дети чувствовали. Вспомнила, нас тоже весной по классам куда-нибудь вывозили, хотя я и училась в маленькой деревенской школе, просто директор школы был энтузиаст. Я видела ребёнком и инкубатор, и нефтекачалки, и как сталь выплавляется. Повезло этим детишкам, посмотреть на такое чудо-красоту, до конца жизни это не забудется. Спасибо, что и нам показали!
Благодарю за внимание, Юлия. Очень рада , понравилась экскурсия, я раньше часто везде ездила. В Никольск давно мечтала попасть и вот сбылась мечта.
Спасибо, Вера Андреевна, за фоторепортаж! Очень интересно!
Эльвира Вилховна, рада, что вам понравилось, спасибо, что заглянули.
Как интересно! Стеклодувы мне кажутся волшебниками... Никогда воочию не видела их работу... Спасибо, Верочка!
Лидия Леонидовна, вы правы- волшебники! Дунул, покрутил, повертел, еще дунул, щипчиками тут зажал, тут защемил, опять покрутил и ШЕДЕВР! И всё это неспеша, как бы играючи, а получается одинаковой каждый раз форма. Просто чудо! Я там завороженно смотрела, несколько раз один и тот же процесс засняла.
За упадок прям обидно. Но несмотря на это люди создают такую красоту. Стеклодувы настоящие волшебники.
Да, Леночка, волшебники! Красота и волшебство зашкаливает!Спасибо, Леночка!
ВАУ! Получила столько знаний,о хрустале вернее о том как его готовят, как из обычного стекла получается то что в прошлом 20 веке было страшным дефицитом и что наличие хрустальной посуды в те времена приравнивалось к роскоши, как наличие машины и ковров не ели не пили из такой посуды, только протирали ее для блеска, как обручальные кольца Меня вот что смутила Андреевна, а что у них в горячем цеху нет техники безопасности, работают в шортах и шлепках, все понимаю температура высока жарко и т.д ну а если не дай Бог капелька стекла раскаленного на ногу капнет даже страшно подумать чего будет, сталевары работают с еще более высокими температурами, но не шортах и шлепках.............., но это на совести директора. Удручила конечно фото заброшенного завода, а сколько по России таких заводов, не сосчитать, даже такой с такой богатой историей обанкротился или заведомо обанкротили, мне ккажется второе более подходит. Спасибо за фоторепортаж, отменный получился и познавательный
Да, Альбина Николаевна, печально банкротство завода, про технику безопасности мне тоже как-то было не по себе, нарукавники на руках, чтобы волосы не загорелись, а вот шорты и обувь смутили. Вы правы- на совести директора.
Спасибо,Вера,за такую увлекательную экскурсию! Очень интересно и познавательно!
Спасибо, Олечка, приятно, что понравилось.
Как интересно! Верочка, спасибо за экскурсию!
Спасибо, Любаша, рада, что было интересно!
Как интересно!!!! Здорово все это увидеть своими глазами!!!!
Анечка, спасибо за проявленный интерес, рада, что понравилось.