Ольга НАУМОВА,
учитель начальных классов
средней школы № 3
г. Балашова Саратовской области
У Белки появился конкурент
3-й класс
Тема. «Конкуренция».
Цели. Развивать экономическое мышление; пополнить экономическую копилку новыми знаниями и понятиями; формировать уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности; пробуждать интерес к предмету «Экономика»; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
Оборудование. Учебник по экономике для начальной школы «Белка и компания» (авт. Т. В. Смирнова); задачник — рабочая тетрадь по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (авт. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова, ч. 2); магнитофон и аудиозаписи музыки П. И. Чайковского; иллюстрации: «Лавка Водяной Крысы», «Барсук открыл гостиницу», «Фукс — владелец ресторана»; Толковый словарь (сост. Ю. В. Алабугина); иллюстрация Белки и ее компании (в центре доски); пословицы на перепутанной ленте: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя на плакате; стихи детей; экономическая копилка; пластилин, пластилиновая основа на крышке, шаблоны, салфетки, рабочие инструменты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Белка и ее друзья спешат в гости друг к другу (показывает иллюстрацию на доске).
-
Белка — добрая и рассудительная хозяйка.
-
Ежик Пыхтя — бухгалтер, всегда с блокнотом и карандашом, все подсчитает, прежде чем что-то сделать.
-
Мышонок Шмыг — талантливый исполнитель, все делает тщательно и толково.
-
Лис Фукс — генератор идей, постоянно выдает новые и новые идеи, умеет фантазировать, придумывать, воображать.
-
Филин — правитель леса, владелец собственности и территории. Он готовит друзьям многие препятствия.
Нашим зверюшкам приходится постоянно думать, считать, планировать.
Поддерживая и выручая друг друга, они стараются понять, как действуют в жизни леса его основные экономические законы.
У. С чего бы вы хотели сегодня начать урок?
Дети. Я хочу узнать, что случилось с Белкой и ее друзьями дальше.
— Мне интересно отгадать ребусы (они нарисованы на доске).
— Мне хочется поработать в Справочном бюро с экономическими понятиями.
У. Позвольте и мне высказать свое мнение. Можно?
Д. Да, конечно.
У. Я предлагаю нам начать урок с отгадывания ребусов. Согласны?
Д. Да.
У. Здесь зашифрованы два слова. Кто догадался, какие?
На доске:
Д. Экономика.
— Торговля.
У. Верно.
II. «Экономическая копилка»
У. Назовите экономические понятия из нашей «Экономической копилки».
Учитель берет в руки книгу с экономическими терминами.
Д. Цена.
— Стоимость.
— Аренда.
— Арендная плата.
— Залог.
— Налоги…
III. Работа в Справочном бюро
У. Ребята, я так волновалась, что забыла значение всех экономических терминов и хочу зайти в Справочное бюро. А в Справочном бюро работаете все вы! Готовы мне отвечать?
Д. Да… Я хочу отвечать первый. Я знаю все значения!
Дети с радостью поднимают руки.
Учитель листает «Экономическую копилку», в которой с одной стороны — слово, с обратной — его значение.
Дети читают слово и поднимают руки, чтобы объяснить его значение.
— Товар — продукт труда, созданный для купли-продажи.
— Цена — стоимость товара, выраженная в деньгах.
— Прибыль — разница между ценой и себестоимостью.
— Посредник — тот, кто помогает продавцу и покупателю найти друг друга…
IV. Работа с иллюстрациями на доске
У. Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как живут и трудятся звери в лесу.
Дети рассматривают иллюстрацию «Лавка Водяной Крысы».
Д. У Водяной Крысы была лавка. У нее в лавке можно было купить все, что хочешь. В лавке было все — от куска душистого мыла до малинового варенья.
Учитель демонстрирует иллюстрацию «Барсук открыл гостиницу».
— Однажды в лесу разразилась гроза, пошел проливной дождь. Звери постучались к Барсуку, чтобы укрыться от дождя. В барсучьей норе всем нашлись еда и место для ночлега. Потом звери его за это отблагодарили. Сейчас это гостиница «Барсучья нора».
Учитель демонстрирует иллюстрацию «Фукс становится владельцем ресторана».
— Фукс зимой решил открыть ресторан. Дорого купил продукты и поэтому дорого продавал еду. У Летучей Мыши было дешевле. Покупатели приходили к Фуксу в ресторан, но ничего не покупали, а только отдыхали, разговаривали, играли. На ресторан Фукс взял деньги у Филина, а в залог отдал свою нору. А так как Фукс разорился, Филин отобрал его нору.
У. Спасибо. Очень хорошо рассказали.
V. Стихи о наших зверюшках
У. Мне очень понравились стихи, которые вы сочинили о наших друзьях. Послушайте некоторые из них.
Белка — добрая хозяйка -
Помогает всем друзьям,
Милая, веселая,
Нравится всем нам.
(Катя Смирнова)
По тропинке
Шмыг шагает
И припасы собирает.
Он готов всегда, везде
Помогать друзьям в беде.
(Денис Егоренко)
Лис по кличке Фукс -
Хороший все равно.
Хотел открыть он ресторан,
А потерял жилье.
(Юля Родионова)
VI. Работа с пословицами
На доске нарисована лента с пословицами из учебника, с. 38.
У. Попробуйте прочитать, что написано с обеих сторон этой перепутанной ленты, и мы узнаем о двух полезных правилах, о которых никогда и никому не надо забывать.
Д. Делаешь наспех — сделаешь на смех.
— Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У. К кому из героев можно отнести эти пословицы?
Д. К Фуксу. Он в ноябре решил копать грядки.
— Я думаю, тоже к Фуксу, он решил в ноябре сажать картошку и огурцы.
У. Какое собственное производство решили открыть Белка и компания?
Д. Маленький консервный заводик. Пыхтя и Шмыг будут собирать грибы и ягоды, а Белка и Фукс будут их обрабатывать и консервировать.
VII. Работа со сказкой «У Белки появляется конкурент»
(учебник, с. 44-47) по смысловым частям: чтение и вопросы
У. Интересно узнать, что произошло с Белкой и ее друзьями дальше?
Д. Очень интересно. Я еще в начале урока хотел узнать, что с ними произошло.
У. Прочитаем сказку «У Белки появляется конкурент» (с. 44-47) по ролям.
Слова автора читает учитель, слова остальных персонажей — дети.
— Прошу моих помощников к доске.
Выходят подготовленные дети и читают сказку по ролям вместе с учителем.
Сказка разделена на три части:
а) Чтение части 1 и вопрос учителя.
У. Как вы думаете, что же собирается сделать Филин?
Д. Он хочет скупить все продукты. Он не хочет, чтобы Белка и ее друзья открыли консервный завод. Он хочет один быть богатым и править в лесу.
б) Чтение части 2 и вопрос учителя.
У. Действительно, зачем Филину заниматься производством консервов?
Д. Филин не хочет, чтобы у него были конкуренты. Филин хочет разорить других.
в) Чтение части 3 (до конца сказки).
У. Какими мыслями вы хотите поделиться?
Д. Мне не понравилось, как поступил Филин. Он не думает о других, как они будут жить.
— Филин — эгоист, живет только для себя и хочет сильнее разбогатеть, хотя сам уже очень богат.
— У Филина никогда не будет друзей, если он будет плохо поступать.
У. Определите тему урока исходя из экономического содержания прочитанной сказки.
Д. Конкуренция. Конкурентная борьба.
У. Да, тема урока — «Конкуренция».
Учитель открывает запись темы с обратной стороны доски.
VIII. Работа в тетради № 2
(авт. Т. В. Смирнова, Т. Н. Просняковва «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (с. 3, № 1, № 2)
У. Для уточнения слова «конкуренция» выполним задание № 1 (с. 3).
Все работают с учителем, а один ученик выполняет это задание на компьютере. Идет коллективная работа над заданием № 1, и ученики записывают в тетради вывод.
Д. Конкуренция — это экономическое соревнование между участниками одного и того же рынка с целью получения для себя наибольшей выгоды от продажи или покупок.
У. Прочитайте, как авторы учебника дают объяснение значения слова «конкуренция».
Дети читают определение на с. 48.
— Обратимся к Толковому словарю Ю. В. Алабугиной (с. 104).
Дети читают определение на с. 104.
Д. Конкуренция - соперничество, борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
У. За что наиболее часто ведется конкурентная борьба, вы узнаете, выполнив схему из задания № 2 (с. 3).
Все работают с учителем. Идет коллективная работа над заданием № 2. У детей получается следующая схема: конкурентная борьба за рынки сбыта, рынки сырья, рынки дешевого труда, за новые технологии, прибыльные изобретения.
У. Сейчас задам очень трудный вопрос: способствует ли конкурентная борьба экономическому прогрессу (движению общества вперед, его развитию) или тормозит его? Докажите.
Д. Я думаю, способствует, так как при конкурентной борьбе производители выпускают более качественный товар.
— Я согласен, что конкуренция помогает обществу двигаться вперед, люди изобретают что-то новое.
— При конкурентной борьбе улучшается обслуживание в магазинах. А на рынках большой выбор товара, любой человек может себе что-то купить.
У. Да, я согласна с вами, что конкурентная борьба помогает двигаться обществу вперед и не тормозит его развития, но только если эта борьба ведется честными методами.
IХ. Трудовое обучение
1. Работа по изготовлению портретов сказочных персонажей
У. Сегодня мы открываем три салона-ателье — «Совершенство», «Чародейка», «Силуэт» — по изготовлению портретов на пластилиновой основе наших сказочных персонажей. В условиях конкурентной борьбы чей салон больше сделает прекрасных поделок, тот получит боRльшую прибыль. В каждом салоне — свой руководитель производства. Он помогает и консультирует своих работников. Обведите шаблон и с помощью изученной техники (штрихи нажатием стеки; процарапывание стержнем; отпечатки различными предметами: трубкой, пробкой, карандашом; рисование жгутиками; техника пластилиновой «живописи») сделайте портрет (по учебнику трудового обучения Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства», 3-й класс).
Приступайте к работе.
Дети с увлечением работают, помогая друг другу и консультируясь с руководителем салона-ателье.
— Я вам не помешаю, если включу музыку?
Во время всей работы звучит музыка П. И. Чайковского.
Руководители салонов постепенно выставляют поделки у доски.
2. Подведение итогов
У. Какие эмоции вызывают у вас все эти изделия?
Д. Радость.
— Удивление.
— У меня улучшилось настроение, когда я смотрел на эти портреты.
У. Очень трудно выделить лучшие. Мне нравятся все поделки. Я благодарю всех за старание и творчество. Сейчас независимая комиссия рассмотрит работы трех салонов и выделит победителя.
Х. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя
У. Все предприниматели в конкурентной борьбе должны придерживаться определенных правил. Прочитайте.
Дети читают правила, написанные на доске.
На доске:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремленным.
|
У. В начале XX века российские предприниматели выработали эти принципы ведения дела. Все эти правила имеют непреходящую ценность и актуальны сейчас. Прокомментируйте любое из этих правил.
Дети читают любое правило и объясняют, как они это понимают.
ХI. Итог урока
У. Давайте помечтаем. Кем вы станете, когда вырастете?
Д. Банкиром.
— Врачом.
— Учителем.
— Предпринимателем…
Дети говорят о своих мечтах.
У. Кем бы вы ни стали, постарайтесь помнить: в стремлении достичь заветную цель нельзя переходить грань дозволенного. Трудитесь не только для себя, но и для других, для общества, для государства.
Какое открытие для себя вы сделали из работы на уроке? Что узнали нового?
Д. Я понял, что конкурентная борьба помогает развиваться обществу. Я очень рад, что узнал продолжение сказки о Белке и ее компании. Мне понравилось делать портреты, я дома попробую сделать другие портреты. Я запомнил несколько правил, их уже необходимо придерживаться и сейчас.
У. О чем бы вы хотели узнать дальше?
Д. Узнать продолжение сказки. Познакомиться с новыми экономическими терминами.
— Я хотел бы порешать экономические задачи.
У. Я учту все ваши пожелания на следующем уроке.
ХII. Домашнее задание
— Попробуйте дома сочинить стихи о любом из наших сказочных героев или подобрать пословицы на тему «Конкуренция» (задание по желанию).
ХIII. Заключение
— Я благодарю всех за ваши старания, за ваши умения, за любовь к экономике. Мне очень хочется, чтобы мечта каждого из вас сбылась и вы стали достойными людьми.