Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Москва, улица Остоженка и переулки


Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Москва улица Остоженка и переулки

В избранных: 1

Поделиться:

Москва, улица Остоженка, 7с1
дом находится на Пожарском переулке
Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев.

Архитектор А. В. Иванов. Здесь в 1906—1911 годах жил профессор Московской консерватории А. А. Ярошевский, в 1910—1911 гг. — В. Д. Дриттенпрейс, в 1913—1915 гг. — редактор журнала «Математическое обозрение» И. И. Чистяков; в 1903—1904 гг. — инженер В. Г. Шухов. в 1901 г. — ученый-историк М. В. Довнар-Запольский, профессор Московского университета А. И. Абрикосов, ученый-экономист А. А. Мануйлов; в 1924—1947 гг. — ученый-историк В. И. Пичета, в кв. 69 в 1915—1940 гг. — жил ученый-биолог, основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Н. К. Кольцов. В этом доме в кв. 66 неоднократно бывал писатель М. А. Булгаков

Москва, улица Остоженка, 7с1
дом находится на Пожарском переулке
Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев.

Архитектор А. В. Иванов. Здесь в 1906—1911 годах жил профессор Московской консерватории А. А. Ярошевский, в 1910—1911 гг. — В. Д. Дриттенпрейс, в 1913—1915 гг. — редактор журнала «Математическое обозрение» И. И. Чистяков; в 1903—1904 гг. — инженер В. Г. Шухов. в 1901 г. — ученый-историк М. В. Довнар-Запольский, профессор Московского университета А. И. Абрикосов, ученый-экономист А. А. Мануйлов; в 1924—1947 гг. — ученый-историк В. И. Пичета, в кв. 69 в 1915—1940 гг. — жил ученый-биолог, основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Н. К. Кольцов. В этом доме в кв. 66 неоднократно бывал писатель М. А. Булгаков (фото 1)

Москва,2-й Обыденский переулок, 13
Доходный дом (1904, архитектор Н. И. Жерихов)
Возведён для Г.Е.Бройдо архитектором Н.И.Жериховым в 1904-1910 годах. Слегка утоплен вглубь переулка, с ионическими пилястрами и полуобнаженными женскими фигурами в развевающихся одеждах наверху, достоинства дома несомненны. Рассмотреть его как следует мешают зеленые насаждения, но переулок обилие зелени совсем не портит.
Старое название: 2-й Ильинский переулок. От Курсового переулка до улицы Остоженка.

Обыденские переулки названы так по находящейся здесь церкви Ильи Обыденного (2-ой Обыденский переулок, д. 6). Происхождение церкви доподлинно неясно, существует множество версий. По одной из них, при царе Василии III один князь охотился в этих местах. Вдруг началась сильная гроза, к тому же незадачливый охотник сбился с пути, в общем, оказался в незавидном положении. Отчаявшись, он поклялся, что в случае благополучного исхода поставит храм в честь Громовержца Илии. Приключение закончилось успешно, и счастливый князь действительно построил церковь-обыденку. То есть сооружение «об един день». Другие краеведы утверждают, что таинственный охотник, это сам Василий III, и поскольку спасение столь важного князя было событием общемосковским, то церковь сооружали всем миром. Однако, есть мнение что храм возник в 1592 году и великий князь Василий, правивший с 1505 по 1533 год, тут не причем. Так же есть версия, что не было никакой грозы и охотника, а наоборот была засуха, посевы гибли, и, чтобы не погибли окончательно москвичи просили у Ильи-пророка дождя. Дождь пошел, и обыватели построили, опять же по обету, этот храм. Не смотря на такие разные версии, точно одно обыденные храмы строились по обеду за избавление от нашествия иноплеменников или стихийных бедствий. А так же с целью умилостивления – во время голода, повальных болезней и прочего.
В 1702 году богатый думный дьяк Гаврила Деревнин профинансировал постройку нового каменного храма на месте вконец состарившегося деревянного. Архитектором, скорее всего был Иван Зарудный, автор большинства московских храмов эпохи Петра I. В 1706 году московский бригадир Н. Болкнуов пристроил северный придел (Симеона и Анны). В 1818 году возник южный придел Петра и Павла (средства завещал П.В. Панов). В 1860-е построили новую колокольню и увеличили в размерах трапезную (в основном на деньги Третьяковых).
Последний же до революции значительный ремонт был приурочен к 200- летию храма и состоялся в 1902 году.
Хотя храм был приходским, он иногда приобретал значение общемосковское. Это случалось в засуху, когда огромная толпа уставших москвичей ходила вокруг церкви крестным ходом и упрашивала Громовержца выручить несчастных горожан. А в 1875 году, тут стараниями ктитора В. Коншина, устроили церковно-приходскую школу.
Как ни странно, но Обыденскую церковь после революции не закрыли. Больше того, по мере разрушения соседских приходов к здешним прихожанам прибавлялись верующие их храмов Успения на Могильцах, Воскресения на Остоженке, Успения на Остоженке.
Переносились сюда и ценности. В частности, из Успения на Остоженке перенесли икону Успения Божией Матери; из Зачатьевского монастыря – иконы Богоматери Милостивой, Богоматери «Неувядаемый цвет», Зачатия Пресвятой Анны, Федора Черниговсого, Федора Стратилата; из церкви Спаса на Чертолье – образ Спаса Нерукотворного; из церкви Похвала Богородицы – икону Богоматери «Нечаянная радость».
В результате ,в 1942 году, на Пасху, чекисты насчитали в этой церкви четыре тысячи солящихся, больше было только в храме Богоявления в Елохове (6500 человек).
Что же касается переулка - 2-м Обыденским он стал 7 июня 1922 года, а до этого был 2-м Ильинским, по той же церкви Илии Обыденского.

Москва,2-й Обыденский переулок, 13
Доходный дом (1904, архитектор Н. И. Жерихов)
Возведён для Г.Е.Бройдо архитектором Н.И.Жериховым в 1904-1910 годах. Слегка утоплен вглубь переулка, с ионическими пилястрами и полуобнаженными женскими фигурами в развевающихся одеждах наверху, достоинства дома несомненны. Рассмотреть его как следует мешают зеленые насаждения, но переулок обилие зелени совсем не портит.
Старое название: 2-й Ильинский переулок. От Курсового переулка до улицы Остоженка.

Обыденские переулки названы так по находящейся здесь церкви Ильи Обыденного (2-ой Обыденский переулок, д. 6). Происхождение церкви доподлинно неясно, существует множество версий. По одной из них, при царе Василии III один князь охотился в этих местах. Вдруг началась сильная гроза, к тому же незадачливый охотник сбился с пути, в общем, оказался в незавидном положении. Отчаявшись, он поклялся, что в случае благополучного исхода поставит храм в честь Громовержца Илии. Приключение закончилось успешно, и счастливый князь действительно построил церковь-обыденку. То есть сооружение «об един день». Другие краеведы утверждают, что таинственный охотник, это сам Василий III, и поскольку спасение столь важного князя было событием общемосковским, то церковь сооружали всем миром. Однако, есть мнение что храм возник в 1592 году и великий князь Василий, правивший с 1505 по 1533 год, тут не причем. Так же есть версия, что не было никакой грозы и охотника, а наоборот была засуха, посевы гибли, и, чтобы не погибли окончательно москвичи просили у Ильи-пророка дождя. Дождь пошел, и обыватели построили, опять же по обету, этот храм. Не смотря на такие разные версии, точно одно обыденные храмы строились по обеду за избавление от нашествия иноплеменников или стихийных бедствий. А так же с целью умилостивления – во время голода, повальных болезней и прочего.
В 1702 году богатый думный дьяк Гаврила Деревнин профинансировал постройку нового каменного храма на месте вконец состарившегося деревянного. Архитектором, скорее всего был Иван Зарудный, автор большинства московских храмов эпохи Петра I. В 1706 году московский бригадир Н. Болкнуов пристроил северный придел (Симеона и Анны). В 1818 году возник южный придел Петра и Павла (средства завещал П.В. Панов). В 1860-е построили новую колокольню и увеличили в размерах трапезную (в основном на деньги Третьяковых).
Последний же до революции значительный ремонт был приурочен к 200- летию храма и состоялся в 1902 году.
Хотя храм был приходским, он иногда приобретал значение общемосковское. Это случалось в засуху, когда огромная толпа уставших москвичей ходила вокруг церкви крестным ходом и упрашивала Громовержца выручить несчастных горожан. А в 1875 году, тут стараниями ктитора В. Коншина, устроили церковно-приходскую школу.
Как ни странно, но Обыденскую церковь после революции не закрыли. Больше того, по мере разрушения соседских приходов к здешним прихожанам прибавлялись верующие их храмов Успения на Могильцах, Воскресения на Остоженке, Успения на Остоженке.
Переносились сюда и ценности. В частности, из Успения на Остоженке перенесли икону Успения Божией Матери; из Зачатьевского монастыря – иконы Богоматери Милостивой, Богоматери «Неувядаемый цвет», Зачатия Пресвятой Анны, Федора Черниговсого, Федора Стратилата; из церкви Спаса на Чертолье – образ Спаса Нерукотворного; из церкви Похвала Богородицы – икону Богоматери «Нечаянная радость».
В результате ,в 1942 году, на Пасху, чекисты насчитали в этой церкви четыре тысячи солящихся, больше было только в храме Богоявления в Елохове (6500 человек).
Что же касается переулка - 2-м Обыденским он стал 7 июня 1922 года, а до этого был 2-м Ильинским, по той же церкви Илии Обыденского. (фото 2)

Москва,улица Остоженка,№ 14/2
Трёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом.Количество квартир: 14.
строение 1903 года
район Хамовники, ЦАО.
Дому архитектора Константина Мельникова в Москве присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Москва,улица Остоженка,№ 14/2
Трёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом.Количество квартир: 14.
строение 1903 года
район Хамовники, ЦАО.
Дому архитектора Константина Мельникова в Москве присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. (фото 3)

Дом Соловьевых
Москва,улица Остоженка,№ 16
Дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка.
В дом 16 на Остоженке семья Соловьевых переехала в 1850 году. До этого 30 лет, с самого рождения, глава семейства, молодой профессор-историк Сергей Михайлович Соловьев прожил на Остоженке, 38, в здании Коммерческого училища, где служил его отец Михаил Васильевич. С 1845 года Сергей Михайлович преподавал в Московском университете, в 27 лет получил звание профессора. Из отчего дома Соловьев переехал вскоре после женитьбы на Поликсене Владимировне Романовой и рождения в 1849 году первенца Всеволода.
История этого остоженского владения прослеживается с 1802 года: тогда на пересечении Остоженки и Проезжего (сейчас Лопухинского) переулка стоял одноэтажный деревянный дом, принадлежавший Александру Прокофьевичу Иевлеву. По всей видимости, 1812 года дом не пережил («на Пречистенке едва есть пять домов», свидетельствовали современники), потому что в 1816-м уже и дом другой, и владелец у него новый. В течение 20 лет московский купец Иван Григорьев живет в каменном двухэтажном доме с подвалом и деревянной галереей. И именно в этот дом, а не в домик с угловой башенкой, который привыкли видеть мы на Остоженке, въехали в 1850 году Соловьевы.В новом доме Соловьевы прожили 5 лет, именно в это время, в 1851 году Сергей Михайлович выпустил первый том своей знаменитой «Истории России с древнейших времен» - дела всей его жизни. А 16 января 1853 года в доме на Остоженке родился четвертый ребенок Соловьевых – Владимир. Всего у Соловьевых было 12 детей.В 1855 году Соловьевы съезжают из дома на Остоженке. Надо отметить, что несмотря на многочисленные переезды в последующем, Соловьевы хранили верность этому району и выбирали жилье в окрестностях Остоженки, Пречистенки и Арбата. А в 1856 году дом переходит во владение жены коллежского асессора Марии Ивановны Костаревой. Дом сменил еще нескольких хозяев, прежде чем в 1880 году подвергся большому переустройству.В 1896 году дом и прочие строения переходят к князю Алексею Александровичу Ширинскому-Шихметову, точнее, к его жене Леокадии Петровне Мезенцевой, дочери директора Пажеского корпуса, которой они, похоже, достались по наследству (в 1895 году дом числится за некоей М.Н. Мезенцевой, урожденной Озеровой). В 1909 году Леокадия Петровна задумывает строения по переулку сломать, а вместо них возвести один пятиэтажный жилой дом по проекту архитектора И.П. Машкова. Затея удалась, дом был построен и почти сразу весьма успешно продан.Тут надо упомянуть и еще об одном событии, происшедшем в 1906 году, благодаря которому дом на Остоженке в 1974 году получил мемориальную доску со знакомым всем с детства профилем, статус памятника и прямоугольные рельефы на окнах бывшей пекарни со сценами на революционную тематику.
Так вот, в марте 1906 года на конспиративной квартире И.Д. Удальцова под видом именин в течение целого дня проходило совещание московского комитета РСДРП. На «именинах» выступал и Владимир Ильич Ленин, призывавший готовить рабочих к решительным боям с царизмом.

В 1911 году дом уже не принадлежал княгине, очередной владелец хотел надстроить дом с башенкой четвертым этажом, но строительство осуществлено не было. Сразу после революционных событий Алексей Александрович Ширинский-Шихматов пытался наряду с другими организовать спасение царской семьи, но после того, как 22 августа 1918 года начался «красный террор», князь вынужден был скрываться. 1 сентября он вместе со всей семьей по поддельным документам покинул Россию.

В настоящее время в доме № 16 расположен Мультимедиа Арт Музей (МАММ), основанный в 2003 году на базе Московского Дома Фото (просуществовавшего с 1996 по 2003 гг.)

Дом Соловьевых
Москва,улица Остоженка,№ 16
Дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка.
В дом 16 на Остоженке семья Соловьевых переехала в 1850 году. До этого 30 лет, с самого рождения, глава семейства, молодой профессор-историк Сергей Михайлович Соловьев прожил на Остоженке, 38, в здании Коммерческого училища, где служил его отец Михаил Васильевич. С 1845 года Сергей Михайлович преподавал в Московском университете, в 27 лет получил звание профессора. Из отчего дома Соловьев переехал вскоре после женитьбы на Поликсене Владимировне Романовой и рождения в 1849 году первенца Всеволода.
История этого остоженского владения прослеживается с 1802 года: тогда на пересечении Остоженки и Проезжего (сейчас Лопухинского) переулка стоял одноэтажный деревянный дом, принадлежавший Александру Прокофьевичу Иевлеву. По всей видимости, 1812 года дом не пережил («на Пречистенке едва есть пять домов», свидетельствовали современники), потому что в 1816-м уже и дом другой, и владелец у него новый. В течение 20 лет московский купец Иван Григорьев живет в каменном двухэтажном доме с подвалом и деревянной галереей. И именно в этот дом, а не в домик с угловой башенкой, который привыкли видеть мы на Остоженке, въехали в 1850 году Соловьевы.В новом доме Соловьевы прожили 5 лет, именно в это время, в 1851 году Сергей Михайлович выпустил первый том своей знаменитой «Истории России с древнейших времен» - дела всей его жизни. А 16 января 1853 года в доме на Остоженке родился четвертый ребенок Соловьевых – Владимир. Всего у Соловьевых было 12 детей.В 1855 году Соловьевы съезжают из дома на Остоженке. Надо отметить, что несмотря на многочисленные переезды в последующем, Соловьевы хранили верность этому району и выбирали жилье в окрестностях Остоженки, Пречистенки и Арбата. А в 1856 году дом переходит во владение жены коллежского асессора Марии Ивановны Костаревой. Дом сменил еще нескольких хозяев, прежде чем в 1880 году подвергся большому переустройству.В 1896 году дом и прочие строения переходят к князю Алексею Александровичу Ширинскому-Шихметову, точнее, к его жене Леокадии Петровне Мезенцевой, дочери директора Пажеского корпуса, которой они, похоже, достались по наследству (в 1895 году дом числится за некоей М.Н. Мезенцевой, урожденной Озеровой). В 1909 году Леокадия Петровна задумывает строения по переулку сломать, а вместо них возвести один пятиэтажный жилой дом по проекту архитектора И.П. Машкова. Затея удалась, дом был построен и почти сразу весьма успешно продан.Тут надо упомянуть и еще об одном событии, происшедшем в 1906 году, благодаря которому дом на Остоженке в 1974 году получил мемориальную доску со знакомым всем с детства профилем, статус памятника и прямоугольные рельефы на окнах бывшей пекарни со сценами на революционную тематику.
Так вот, в марте 1906 года на конспиративной квартире И.Д. Удальцова под видом именин в течение целого дня проходило совещание московского комитета РСДРП. На «именинах» выступал и Владимир Ильич Ленин, призывавший готовить рабочих к решительным боям с царизмом.

В 1911 году дом уже не принадлежал княгине, очередной владелец хотел надстроить дом с башенкой четвертым этажом, но строительство осуществлено не было. Сразу после революционных событий Алексей Александрович Ширинский-Шихматов пытался наряду с другими организовать спасение царской семьи, но после того, как 22 августа 1918 года начался «красный террор», князь вынужден был скрываться. 1 сентября он вместе со всей семьей по поддельным документам покинул Россию.


В настоящее время в доме № 16 расположен Мультимедиа Арт Музей (МАММ), основанный в 2003 году на базе Московского Дома Фото (просуществовавшего с 1996 по 2003 гг.) (фото 4)

Галерея актуального искусства «Руартс»
Москва,1-й Зачатьевский переулок,10

Галерея актуального искусства «Руартс»
Москва,1-й Зачатьевский переулок,10 (фото 5)

Дом Шаляпина
Москва,3-й Зачатьевский переулок,3
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.
Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.

В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.
В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский"… . Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина.

Третий Зачатьевский переулок — улица в центре Москвы в Хамовниках между 2-м Зачатьевским и Коробейниковым переулком. 3-й Зачатьевский переулок начинается перед главным входом Зачатьевского монастыря у надвратной церкви Спаса Нерукотворного от 2-го Зачатьевского, образуя с последним треугольную площадь, проходит на запад вдоль стен Зачатьевского монастыря, поворачивает на юго-запад параллельно Остоженке и заканчивается на Коробейникове переулке.

Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. На планах XIX века обозначался также как Зачатьевский, Кирпичный и Безымянный.

Дом Шаляпина
Москва,3-й Зачатьевский переулок,3
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.
Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.

В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.
В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский"… . Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина.

Третий Зачатьевский переулок — улица в центре Москвы в Хамовниках между 2-м Зачатьевским и Коробейниковым переулком. 3-й Зачатьевский переулок начинается перед главным входом Зачатьевского монастыря у надвратной церкви Спаса Нерукотворного от 2-го Зачатьевского, образуя с последним треугольную площадь, проходит на запад вдоль стен Зачатьевского монастыря, поворачивает на юго-запад параллельно Остоженке и заканчивается на Коробейникове переулке.

Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. На планах XIX века обозначался также как Зачатьевский, Кирпичный и Безымянный. (фото 6)

Москва,3-й Зачатьевский переулок,3
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.
Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.

В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.
В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский"… . Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина.

Москва,3-й Зачатьевский переулок,3
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.
Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.

В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.
В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский"… . Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина. (фото 7)

Посольство Кот-Д'ивуар
Москва,Молочный переулок,9/14
Коробейников, 14/9. Угол Коробейникова и Молочного переулков.
Коробе́йников переу́лок — улица в центре Москвы в Хамовниках между Пречистенской набережной и Остоженкой. Здесь располагаются посольства Хорватии и Кот-д’Ивуара.
Коробейников переулок.Переулок назывался так по фамилии домовладельца в XVIII веке. С конца XVIII века, с переходом окрестных земель во владение генерал-поручика Л. Ф. Ушакова, стал называться Первым или Большим Ушаковским. В 1922 году переулку возвращено название Коробейников. В 1922 году в целях устранения номерных названий все три Ушаковских переулка были переименованы. 1-й Ушаковский стал Коробейников, 2-й — Хилков, а 3-й Ушаковский — Турчанинов.
Моло́чный переу́лок - Название появилось в XIX веке, предположительно связано с некогда существовавшим здесь молочным рынком.Молочный переулок начинается под острым углом от Бутиковского переулка, проходит на юго-запад, справа к нему примыкает 2-й Зачатьевский, выходит на Коробейников переулок. В основном занят элитными жилыми домами.

Посольство Кот-Д'ивуар
Москва,Молочный переулок,9/14
Коробейников, 14/9. Угол Коробейникова и Молочного переулков.
Коробе́йников переу́лок — улица в центре Москвы в Хамовниках между Пречистенской набережной и Остоженкой. Здесь располагаются посольства Хорватии и Кот-д’Ивуара.
Коробейников переулок.Переулок назывался так по фамилии домовладельца в XVIII веке. С конца XVIII века, с переходом окрестных земель во владение генерал-поручика Л. Ф. Ушакова, стал называться Первым или Большим Ушаковским. В 1922 году переулку возвращено название Коробейников. В 1922 году в целях устранения номерных названий все три Ушаковских переулка были переименованы. 1-й Ушаковский стал Коробейников, 2-й — Хилков, а 3-й Ушаковский — Турчанинов.
Моло́чный переу́лок - Название появилось в XIX веке, предположительно связано с некогда существовавшим здесь молочным рынком.Молочный переулок начинается под острым углом от Бутиковского переулка, проходит на юго-запад, справа к нему примыкает 2-й Зачатьевский, выходит на Коробейников переулок. В основном занят элитными жилыми домами. (фото 8)

Москва, 1-й Зачатьевский переулок, 19
Этажность: 5 этажей
Год постройки: 2008
Архитектурные особенности: эксклюзинвный дизайн с европейскими окнами, эркерами
Тип здания: монолитно-кирпичный, 2 особняка.

Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. В 1968—1994 годах 1-й Зачатьевский назывался улица Дмитриевского, в память командира танковой роты Б. Н. Дмитриевского (1922—1945), геройски погибшего в бою под городом Нейштадт в Померании.

Москва, 1-й Зачатьевский переулок, 19
Этажность:	5 этажей
Год постройки:	2008
Архитектурные особенности:	эксклюзинвный дизайн с европейскими окнами, эркерами
Тип здания:	монолитно-кирпичный, 2 особняка.

Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. В 1968—1994 годах 1-й Зачатьевский назывался улица Дмитриевского, в память командира танковой роты Б. Н. Дмитриевского (1922—1945), геройски погибшего в бою под городом Нейштадт в Померании. (фото 9)

Москва,2-й Зачатьевский переулок, д.5/23, стр.1
Усадьба Бухвостовых
От усадьбы, построенной в начале XIX века, сохранился деревянный дом на каменном фундаменте с каменным полуподвальным этажом. С правой стороны к его срубной конструкции пристроен кирпичный эркер конца XIX века, сохранивший остатки эклектического декора. Таким до недавнего прошлого был и весь дом.
Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. На планах XIX века обозначался также как Малый Зачатьевский и Безымянный переулок.
2-й Зачатьевский переулок отходит под острым углом на юг от 1-м Зачатьевского недалеко от Остоженки, приходит к главному входу Зачатьевского монастыря.

В документах ХVII-ХVIII веков настоящая усадьба числилась под несколькими владельцами и называлась дворами "на монастырской оброшной (оброчной) земле Зачатия Пресвятые Богородицы". В конце ХVIII века усадьбу приобрел Д.И.Бухвостов и владел ею около 40-ка лет. Построенные при Бухвостове здания (главный дом и южный флигель), в основном, сохранили свою объемно-планировочную структуру до наших дней.

После пожара 1812 года (в 1814 году) на господском доме был достроен деревянный мезонин, а 1816 году с севера пристроен каменный 2-х этажный флигель с мезонином. Новый господский дом с мезонином был смешанной постройки (низ каменный, верх – деревянный), главный фасад имел четырех колонный портик по центральному ризалиту, вероятно, в ампирном декоре.

В 1834 году Д.Д.Бухвостов продал усадьбу одному из своих арендаторов, после чего она была разделена на несколько отдельных частей, с разными владельцами. Именно в этот период господский дом утратил мезонин. В 1848-1849 годах был перестроен главный дом: сломан портик, мезонин заменен на антресольный этаж, возведен каменный входной тамбур.

В 1870-х годах при новом владельце перестраиваются все здания владения. У главного дома в 1873 году появляется 2-х этажная каменная пристройка с северной стороны (вход со стороны переулка). Здание смешанное, 2-х этажное с главного фасада и 3-х этажное с дворового. Фасад приобрел декор в модном в то время стиле эклектики.

В 1910 году при новом владельце главный дом был переделан: отремонтирована внутренняя и наружная отделка, в каменной 2-х этажной пристройке устроена оранжерея с балконом–эркером на 2-м этаже, акцентированным крышей-куполом и современной системой водостока.

После 1925 года здание было национализировано и перепланировано под коммунальное жилье. После 1980-х годов здание передано различным организациям.

В конце 1990-х годов здание главного дома усадьбы находилось в аварийном состоянии: первоначальный внутренний декор интерьеров и планировка были полностью утрачены, снаружи деформирована штукатурка и декор. В конце 1997 года арендуемой организацией был произведен ремонт здания.

В 1990 году архитектурный комплекс "Городская усадьба Бухвостовых" был поставлен на государственный учет, как вновь выявленный памятник архитектуры.

К моменту начала реставрации главный дом усадьбы представлял собой двухэтажное здание (в дворовой части местами 3-х этажное), с подвалом под частью строения, смешанное (низ кирпичный, верх деревянный), расположенное по "красной" линии 2-го Зачатьевского переулка. Парадный вход в здание - на территории владения, со стороны бокового фасада.

Фасады были выполнены в стиле эклектики с элементами модерна. Несмотря на обилие разнообразного декора, графический характер фасадов был организован по четкой классической схеме, где ордерные элементы служат усилению особенностей пластико-ритмической композиции здания, выделению его отдельных частей.

Фасады, в основном, сохранили декор ремонтов начала ХХ века, но первоначальность их была подвергнута сомнению при рассмотрении архивных фотографий и результатов натурных исследований.

Дворовые фасады имели скромное оформление, различные по форме окна и, в отличие от лицевых, первоначально были не оштукатурены, а обмазаны по кирпичной кладке, хотя в настоящее время - гладко оштукатурены.

В главном доме усадьбы были утрачены окрытие эркера – купол (1910 года), парапет-баллюстрада, над первоначальным объемом с аттиком и картушем - с вензелем-инициалами владельца, кронштейны венчающего карниза и эркера, а также ряд других элементов.

В ходе реставрации фасадов главного дома усадьбы, в соответствии с проектными рекомендациями, были восстановлены купол над эркером, деревянная балюстрада-парапет, аттик над ризалитом (по аналогам и историческим исследованиям), гипсовые кронштейны венчающего карниза и эркера (по архивным фото), профиль первоначального руста XVIII века 1-го этажа в частях фасада, фланкирующих центральный ризалит (на основе обнаруженных сохранившихся фрагментов), расстекловка в столярных оконных проемах (по архивным фотографиям) и столярные заполнения дверей, отреставрирована сохранившаяся лепнина, тянутые карнизы и наличники, выполнена покраска по колерному паспорту и предложенной схеме. В ноябре 2008 года была закончена реставрация фасадов главного дома и флигеля усадьбы Бухвовстовых

Москва,2-й Зачатьевский переулок, д.5/23, стр.1
Усадьба Бухвостовых
От усадьбы, построенной в начале XIX века, сохранился деревянный дом на каменном фундаменте с каменным полуподвальным этажом. С правой стороны к его срубной конструкции пристроен кирпичный эркер конца XIX века, сохранивший остатки эклектического декора. Таким до недавнего прошлого был и весь дом.
Зачатьевские переулки (на планах Москвы XVII века обозначен лишь один Зачатейский переулок) обязаны своим названием Зачатьевскому монастырю, основанному в 1584 году царем Федором Иоанновичем в надежде на избавление от бесплодия его жены. Близ монастыря возникла Зачатьевская монастырская слобода, на территории которой и образовались переулки. На планах XIX века обозначался также как Малый Зачатьевский и Безымянный переулок.
2-й Зачатьевский переулок отходит под острым углом на юг от 1-м Зачатьевского недалеко от Остоженки, приходит к главному входу Зачатьевского монастыря.

В документах ХVII-ХVIII веков настоящая усадьба числилась под несколькими владельцами и называлась дворами "на монастырской оброшной (оброчной) земле Зачатия Пресвятые Богородицы". В конце ХVIII века усадьбу приобрел Д.И.Бухвостов и владел ею около 40-ка лет. Построенные при Бухвостове здания (главный дом и южный флигель), в основном, сохранили свою объемно-планировочную структуру до наших дней.

После пожара 1812 года (в 1814 году) на господском доме был достроен деревянный мезонин, а 1816 году с севера пристроен каменный 2-х этажный флигель с мезонином. Новый господский дом с мезонином был смешанной постройки (низ каменный, верх – деревянный), главный фасад имел четырех колонный портик по центральному ризалиту, вероятно, в ампирном декоре.

В 1834 году Д.Д.Бухвостов продал усадьбу одному из своих арендаторов, после чего она была разделена на несколько отдельных частей, с разными владельцами. Именно в этот период господский дом утратил мезонин. В 1848-1849 годах был перестроен главный дом: сломан портик, мезонин заменен на антресольный этаж, возведен каменный входной тамбур.

В 1870-х годах при новом владельце перестраиваются все здания владения. У главного дома в 1873 году появляется 2-х этажная каменная пристройка с северной стороны (вход со стороны переулка). Здание смешанное, 2-х этажное с главного фасада и 3-х этажное с дворового. Фасад приобрел декор в модном в то время стиле эклектики.

В 1910 году при новом владельце главный дом был переделан: отремонтирована внутренняя и наружная отделка, в каменной 2-х этажной пристройке устроена оранжерея с балконом–эркером на 2-м этаже, акцентированным крышей-куполом и современной системой водостока.

После 1925 года здание было национализировано и перепланировано под коммунальное жилье. После 1980-х годов здание передано различным организациям.

В конце 1990-х годов здание главного дома усадьбы находилось в аварийном состоянии: первоначальный внутренний декор интерьеров и планировка были полностью утрачены, снаружи деформирована штукатурка и декор. В конце 1997 года арендуемой организацией был произведен ремонт здания.

В 1990 году архитектурный комплекс "Городская усадьба Бухвостовых" был поставлен на государственный учет, как вновь выявленный памятник архитектуры.

К моменту начала реставрации главный дом усадьбы представлял собой двухэтажное здание (в дворовой части местами 3-х этажное), с подвалом под частью строения, смешанное (низ кирпичный, верх деревянный), расположенное по "красной" линии 2-го Зачатьевского переулка. Парадный вход в здание - на территории владения, со стороны бокового фасада.

Фасады были выполнены в стиле эклектики с элементами модерна. Несмотря на обилие разнообразного декора, графический характер фасадов был организован по четкой классической схеме, где ордерные элементы служат усилению особенностей пластико-ритмической композиции здания, выделению его отдельных частей.

Фасады, в основном, сохранили декор ремонтов начала ХХ века, но первоначальность их была подвергнута сомнению при рассмотрении архивных фотографий и результатов натурных исследований.

Дворовые фасады имели скромное оформление, различные по форме окна и, в отличие от лицевых, первоначально были не оштукатурены, а обмазаны по кирпичной кладке, хотя в настоящее время - гладко оштукатурены.

В главном доме усадьбы были утрачены окрытие эркера – купол (1910 года), парапет-баллюстрада, над первоначальным объемом с аттиком и картушем - с вензелем-инициалами владельца, кронштейны венчающего карниза и эркера, а также ряд других элементов.

В ходе реставрации фасадов главного дома усадьбы, в соответствии с проектными рекомендациями, были восстановлены купол над эркером, деревянная балюстрада-парапет, аттик над ризалитом (по аналогам и историческим исследованиям), гипсовые кронштейны венчающего карниза и эркера (по архивным фото), профиль первоначального руста XVIII века 1-го этажа в частях фасада, фланкирующих центральный ризалит (на основе обнаруженных сохранившихся фрагментов), расстекловка в столярных оконных проемах (по архивным фотографиям) и столярные заполнения дверей, отреставрирована сохранившаяся лепнина, тянутые карнизы и наличники, выполнена покраска по колерному паспорту и предложенной схеме. В ноябре 2008 года была закончена реставрация фасадов главного дома и флигеля усадьбы Бухвовстовых (фото 10)

Москва,улица Остоженка,дом 25 строение 1
Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус». Здание построено по проекту М. Посохина на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента — то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города. По мнению искусствоведа и архитектурного критика Г. Ревзина здание центра несёт в себе черты лужковского стиля.

Слева стены и башня Зачатьевского монастыря
Справа улица Остоженка, 23
Консульский отдел Посольства Республики Хорватия
ФГУП ГУО МИД России

Москва,улица Остоженка,дом 25 строение 1
Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус». Здание построено по проекту М. Посохина на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента — то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города. По мнению искусствоведа и архитектурного критика Г. Ревзина здание центра несёт в себе черты лужковского стиля.

Слева стены и башня Зачатьевского монастыря
Справа улица Остоженка, 23
Консульский отдел Посольства Республики Хорватия
ФГУП ГУО МИД России (фото 11)

Москва,улица Остоженка, 20
Доходный дом Г. Е. Бойдо (1902, архитектор Н. И. Жерихов), выявленный объект культурного наследия. В конце 1990-х годов дом был реконструирован с заменой перекрытий, в результате чего интерьеры потеряли большинство элементов первоначальной отделки.

Старое фото на сайте
1987-1989 год
https://pastvu.com/p/104534

Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке.Авторство здания на Остоженка ул., дом 20, построенного в 1902 году, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.

Москва,улица Остоженка, 20
 Доходный дом Г. Е. Бойдо (1902, архитектор Н. И. Жерихов), выявленный объект культурного наследия. В конце 1990-х годов дом был реконструирован с заменой перекрытий, в результате чего интерьеры потеряли большинство элементов первоначальной отделки.

Старое фото на сайте
1987-1989 год
https://pastvu.com/p/104534

Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке.Авторство здания на Остоженка ул., дом 20, построенного в 1902 году, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы. (фото 12)

Москва,улица Остоженка,24
Особняк Лыжина
Двухэтажный дом с мезонином, выстроен в 1875-78 годах архитектором А. Л. Обером. Перестроен в 1902 году.
На удивление хорошо сохранился вместе со своей великолепной лепниной.
Объект культурного наследия регионального значения.

Москва,улица Остоженка,24
Особняк Лыжина
Двухэтажный дом с мезонином, выстроен в 1875-78 годах архитектором А. Л. Обером. Перестроен в 1902 году.
На удивление хорошо сохранился вместе со своей великолепной лепниной.
Объект культурного наследия регионального значения. (фото 13)

Москва,улица Остоженка,дом 25 строение 1
Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус». Здание построено по проекту М. Посохина на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента — то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города. По мнению искусствоведа и архитектурного критика Г. Ревзина здание центра несёт в себе черты лужковского стиля.

Москва,улица Остоженка,дом 25  строение 1 
Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус». Здание построено по проекту М. Посохина на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента — то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города. По мнению искусствоведа и архитектурного критика Г. Ревзина здание центра несёт в себе черты лужковского стиля. (фото 14)

Москва,улица Остоженка,дом 36
Дом Совета детских приютов, флигель перестроен а 1896 году по проекту архитектора Н. Э. Пелица.
Сейчас — Московский государственный лингвистический университет

Здание Московского совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. 1889-1890 годы, архитектор Я.И.Антонов. Главный фасад сооружения обращен в Еропкинский переулок, хотя вход в него под выразительной аркой с гирькой, опирающейся на пухлые витые колонны, расположен на улице. Здание выстроено в "русском" стиле с использованием декоративного языка московского узорочья XVII века. Неповторимость его облику придает сложный узор переплетов окон второго этажа, более нигде не встречающийся. Сейчас одно из зданий Российского лингвистического университета.

Четырехэтажное здание на улице Остоженке, 36 было возведено в 1889-1890 гг. по проекту архитектора Я.И. Антонова. Здание построено в стиле с использованием декоративного языка московского узорочья XVII века, насыщено сложными архитектурными элементами и узором переплетов окон второго этажа.

Ранее здесь находился Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Со времен Советской власти в здании располагался «Дом матери и ребенка».

Сейчас в этом здании находится факультет экономики и права Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ).

Москва,улица Остоженка,дом 36
Дом Совета детских приютов, флигель перестроен а 1896 году по проекту архитектора Н. Э. Пелица.
Сейчас — Московский государственный лингвистический университет

Здание Московского совета детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. 1889-1890 годы, архитектор Я.И.Антонов. Главный фасад сооружения обращен в Еропкинский переулок, хотя вход в него под выразительной аркой с гирькой, опирающейся на пухлые витые колонны, расположен на улице. Здание выстроено в "русском" стиле с использованием декоративного языка московского узорочья XVII века. Неповторимость его облику придает сложный узор переплетов окон второго этажа, более нигде не встречающийся. Сейчас одно из зданий Российского лингвистического университета.

Четырехэтажное здание на улице Остоженке, 36 было возведено в 1889-1890 гг. по проекту архитектора Я.И. Антонова. Здание построено в стиле с использованием декоративного языка московского узорочья XVII века, насыщено сложными архитектурными элементами и узором переплетов окон второго этажа.

Ранее здесь находился Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Со времен Советской власти в здании располагался «Дом матери и ребенка».

Сейчас в этом здании находится факультет экономики и права Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). (фото 15)

Церковь Сергия Радонежского при Сергиевском приюте
Адрес: Москва,улица Остоженка, 36.
Проезд: метро Кропоткинская
Год постройки:1890.
Архитектурный стиль:Эклектика
Архитектор: Антонов Я.И.
Церковь. Не действует.
Престолы:Сергия Радонежского

Церковь располагалась на третьем этаже здания , на месте нынешней башенки была шатровая колокольня.
По адресу Остоженка, 36 / Еропкинский пер., 2 в 1889-1890 гг. выстроено здание по проекту арх. Я.И. Антонова. Это красивое здание, элементами которого являются московское узорочье XVII века.
В свое время здесь располагался Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1892 году на третьем этаже приюта был открыт Сергиевский храм.
В ноябре 1896-м церковь освящена во имя небесного покровителя великого князя Сергия Александровича.
Однако, после революции, как и большинство храмов, церковь Сергия Радонежского была упразднена в двадцатом году прошлого столетия. Интерьер церкви не сохранился, а все имущество передали в действующие церкви. Позже здание изменялось и было надстроено.
Во времена Советской власти здесь находился «Дом матери и ребенка». В настоящее время в бывшем приюте расположен факультет экономики и права МГЛУ.

Церковь Сергия Радонежского при Сергиевском приюте
Адрес: Москва,улица Остоженка,  36.
Проезд: метро Кропоткинская
Год постройки:1890.
Архитектурный стиль:Эклектика 
Архитектор:  Антонов  Я.И.
Церковь. Не действует.   
Престолы:Сергия Радонежского 

Церковь располагалась на третьем этаже здания , на месте нынешней башенки была шатровая колокольня.
По адресу Остоженка, 36 / Еропкинский пер., 2 в 1889-1890 гг. выстроено здание по проекту арх. Я.И. Антонова. Это красивое здание, элементами которого являются московское узорочье XVII века. 
В свое время здесь располагался Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1892 году на третьем этаже приюта был открыт Сергиевский храм.
В ноябре 1896-м церковь освящена во имя небесного покровителя великого князя Сергия Александровича. 
Однако, после революции, как и большинство храмов, церковь Сергия Радонежского была упразднена в двадцатом году прошлого столетия. Интерьер церкви не сохранился, а все имущество передали в действующие церкви. Позже здание изменялось и было надстроено. 
Во времена Советской власти здесь находился «Дом матери и ребенка». В настоящее время в бывшем приюте расположен факультет экономики и права МГЛУ. (фото 16)

Москва, Мансуровский переулок, 4с1
Доходный дом П.В. Лоськова в 1906 году построил архитектор А. У. Зеленко,по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова, имевшего на этом же месте свой деревянный дом.
Стилистика архитектуры Зеленко классифицируется критиками, как «северный модерн», близкий к экспрессионизму. Эта ветвь модерна, весьма активно повлиявшая на образ Петербурга начала 20-го века, почти совсем не проявлена в Москве, что придает постройкам Зеленко, особую ценность. Дом Лоськова больше похож на особняк, чем на жилье, предназначенное для сдачи квартир внаем. Здание не раз перестраивалось и утратило многие детали своего убранства.
Заказчиком постройки был разбогатевший крестьянин Лоськов, у которого ранее был на этом месте деревянный дом, в котром какое-то время снимал квартиру В. И. Ленин.
Здесь в 1916-1926 годах жил генерал А. А. Брусилов.
Объект культурного наследия.
В наши дни в здании располагается посольство Сирии.

Александр Устинович Зеленко (1871 - 1953) - российский, советский архитектор и педагог. Работал в стилистике "северного" модерна в Самаре и Москве.
Карьера зодчего началась в родной для него Самаре, где Зеленко проработал с 1897 по 1900 г. В 1900 году, мастер переезжает в Москву и начинает совместную работу с архитектором Ф.О. Шехтелем над проектами павильонов выставки в Глазго. В 1902-1903 годах возводит свою первую московскую постройку - так называемый, "сказочный" доходный дом на Тверской бульв., 12. К сожалению, первоначальное оформление дома к сегодняшнему дню утрачено. В эти же году Зеленко участвует в создании проекта Коммерческого училища, выполненного в стиле неоклассики. Ныне - РЭА им. Плеханова. В 1906-1907 годах Зеленко сооружает на средства Н.А. Второва в Вадковский пер.Детский клуб общества "Сетльмент" - здание в стиле "северного" модерна. Дом в Вадковский пер. выполненный без каких-либо внешних украшений, сравнивался с работами великих Гауди и Хундертвассера. Дом сохранился до наших дней, но без внешних кованых светильников и первоначальной отделки "под шубу", на смену которой пришла гладкая штукатурка. В 1908 году Зеленко уезжает в США, где строит экспрессионистскую виллу в Сакраменто. По возвращении в Москву, в 1910-1913 годах зодчий проектирует дачу Пфеффер в Сокольниках (не сохранилась) и детский сад на Пироговская Большая ул., в соавторстве с И.П. Кондаковым (в наши дни перестроен до неузнаваемости). Среди других известных работ мастера - выполненные по типовым проектам народные дома, доходные дома, дачи. После событий 1917 года, Зеленко фактически прекращает активную творческую деятельность. Единственная работа того периода - Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновка ул., 26. Соавтор Н.А. Ладовского по разработке теоретической концепции "линейного города".

Москва, Мансуровский переулок, 4с1
Доходный дом П.В. Лоськова в 1906 году построил архитектор А. У. Зеленко,по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова, имевшего на этом же месте свой деревянный дом.
Стилистика архитектуры Зеленко классифицируется критиками, как «северный модерн», близкий к экспрессионизму. Эта ветвь модерна, весьма активно повлиявшая на образ Петербурга начала 20-го века, почти совсем не проявлена в Москве, что придает постройкам Зеленко, особую ценность. Дом Лоськова больше похож на особняк, чем на жилье, предназначенное для сдачи квартир внаем. Здание не раз перестраивалось и утратило многие детали своего убранства.
Заказчиком постройки был разбогатевший крестьянин Лоськов, у которого ранее был на этом месте деревянный дом, в котром какое-то время снимал квартиру В. И. Ленин.
Здесь в 1916-1926 годах жил генерал А. А. Брусилов.
Объект культурного наследия.
В наши дни в здании располагается посольство Сирии.

Александр Устинович Зеленко (1871 - 1953) - российский, советский архитектор и педагог. Работал в стилистике "северного" модерна в Самаре и Москве.
Карьера зодчего началась в родной для него Самаре, где Зеленко проработал с 1897 по 1900 г. В 1900 году, мастер переезжает в Москву и начинает совместную работу с архитектором Ф.О. Шехтелем над проектами павильонов выставки в Глазго. В 1902-1903 годах возводит свою первую московскую постройку - так называемый, "сказочный" доходный дом на Тверской бульв., 12. К сожалению, первоначальное оформление дома к сегодняшнему дню утрачено. В эти же году Зеленко участвует в создании проекта Коммерческого училища, выполненного в стиле неоклассики. Ныне - РЭА им. Плеханова. В 1906-1907 годах Зеленко сооружает на средства Н.А. Второва в Вадковский пер.Детский клуб общества "Сетльмент" - здание в стиле "северного" модерна. Дом в Вадковский пер. выполненный без каких-либо внешних украшений, сравнивался с работами великих Гауди и Хундертвассера. Дом сохранился до наших дней, но без внешних кованых светильников и первоначальной отделки "под шубу", на смену которой пришла гладкая штукатурка. В 1908 году Зеленко уезжает в США, где строит экспрессионистскую виллу в Сакраменто. По возвращении в Москву, в 1910-1913 годах зодчий проектирует дачу Пфеффер в Сокольниках (не сохранилась) и детский сад на Пироговская Большая ул., в соавторстве с И.П. Кондаковым (в наши дни перестроен до неузнаваемости). Среди других известных работ мастера - выполненные по типовым проектам народные дома, доходные дома, дачи. После событий 1917 года, Зеленко фактически прекращает активную творческую деятельность. Единственная работа того периода - Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновка ул., 26. Соавтор Н.А. Ладовского по разработке теоретической концепции "линейного города". (фото 17)

Москва,улица Остоженка,дом 38
Памятник «Воину-ополченцу Фрунзенской дивизии» (скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы В. М. Датюк, С. С. Феоктистов)
Дом Еропкина (конец XVIII в., архитектор М. Ф. Казаков), объект культурного наследия федерального значения

Москва,улица Остоженка,дом 38
Памятник «Воину-ополченцу Фрунзенской дивизии» (скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы В. М. Датюк, С. С. Феоктистов)
Дом Еропкина (конец XVIII в., архитектор М. Ф. Казаков), объект культурного наследия федерального значения (фото 18)

Москва,улица Остоженка,дом 38
Дом Еропкина (конец XVIII в., архитектор М. Ф. Казаков), объект культурного наследия федерального значения.

Москва,улица Остоженка,дом 38
Дом Еропкина (конец XVIII в., архитектор М. Ф. Казаков), объект культурного наследия федерального значения. (фото 19)

Москва,улица Остоженка,40/1
Доходный дом (1913, архитектор Н. И. Жерихов
Шестиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом.
Количество квартир: 50.

Москва,улица Остоженка,40/1
Доходный дом (1913, архитектор Н. И. Жерихов
Шестиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом.
Количество квартир: 50. (фото 20)

Москва,улица Остоженка,49
Дом А. В. Всеволожского: бывшая городская усадьба Лошаковского-Всеволожского; построен между 1817-м и 1825 г.; здесь жили М. А. Бакунин и братья Киреевские.

Москва,улица Остоженка,49
Дом А. В. Всеволожского: бывшая городская усадьба Лошаковского-Всеволожского; построен между 1817-м и 1825 г.; здесь жили М. А. Бакунин и братья Киреевские. (фото 21)

Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых), возведенная в 1820-е годы, изменялась и перестраивалась в 1873; 1914 г, архитектор С.Е.Чернышев.
Это неоклассический дом с четырехколонным ионическим портиком и мезонином, огороженный оградой с воротами. Здание отражает стиль московского ампира послепожарной застройки. За главным домом находятся хозяйственные постройки.
Особняк Абрикосовых (1873, арх. М. К. Пузыревский; 1916, арх. С. Е. Чернышёв, в настоящее время — Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР).

На стене дома установлена мемориальная доска знаменитому разведчику Киму Филби

Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых), возведенная в 1820-е годы, изменялась и перестраивалась в 1873; 1914 г, архитектор С.Е.Чернышев.
Это неоклассический дом с четырехколонным ионическим портиком и мезонином, огороженный оградой с воротами. Здание отражает стиль московского ампира послепожарной застройки. За главным домом находятся хозяйственные постройки.
Особняк Абрикосовых (1873, арх. М. К. Пузыревский; 1916, арх. С. Е. Чернышёв, в настоящее время — Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР).

На стене дома установлена мемориальная доска знаменитому разведчику Киму Филби (фото 22)

Барельеф
Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых), возведенная в 1820-е годы, изменялась и перестраивалась в 1873; 1914 г, архитектор С.Е.Чернышев.
Это неоклассический дом с четырехколонным ионическим портиком и мезонином, огороженный оградой с воротами. Здание отражает стиль московского ампира послепожарной застройки. За главным домом находятся хозяйственные постройки.
Особняк Абрикосовых (1873, арх. М. К. Пузыревский; 1916, арх. С. Е. Чернышёв, в настоящее время — Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР).

Барельеф
Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых), возведенная в 1820-е годы, изменялась и перестраивалась в 1873; 1914 г, архитектор С.Е.Чернышев.
Это неоклассический дом с четырехколонным ионическим портиком и мезонином, огороженный оградой с воротами. Здание отражает стиль московского ампира послепожарной застройки. За главным домом находятся хозяйственные постройки.
Особняк Абрикосовых (1873, арх. М. К. Пузыревский; 1916, арх. С. Е. Чернышёв, в настоящее время — Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР). (фото 23)

Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых)

Москва,улица Остоженка,51/10
Городская усадьба Н.О.Косыревой (Абрикосовых) (фото 24)

Улица Остоженка расположена в районе Хамовники на территории Центрального административного округа города Москвы. Прежние названия: Метростроевская улица (1936 г.), улица Остоженка .
Проходит от площади Пречистенские Ворота до Крымской площади, лежит между Пречистенкой и Пречистенской набережной. Нумерация домов ведётся от пл. Пречистенские Ворота. Название XVII века, дано по старинному урочищу Остожье.
Остоженка — низменная, пойменная местность на берегу Москвы-реки. Здесь находились луга и покосы, обычным элементом ландшафта были стога сена, отчего местность получила название Остожье.
В XVII веке на Остожье находилась царская Конюшенная слобода и Остоженский (Остожный) государев конюшенный двор.
В октябре 1917 года во время Октябрьской революции в районе Остоженки велись ожесточённые бои за овладение зданием штаба Московского военного округа (дом 15/17) и Провиантскими (Интенданскими) складами на Крымской площади. Здесь был смертельно ранен П. Добрынин и убиты юные большевики — Павел Андреев (14 лет) и Люся Люсинова (20 лет), именами которых впоследствии были названы московские улицы в районе Замоскворечье.
Улица Остоженка сохраняла своё название с XVII века вплоть до переименования в 1935 году в Метростроевскую улицу в связи с прокладкой здесь открытым способом участка первой очереди московского метрополитена и стала первой московской улицей, которой было возвращено её историческое название в 1986 году.
Сегодня Остоженка обладает званием самой дорогой улицы Москвы, России и стран бывшего СССР. Цены на жилую недвижимость на ней одни из самых высоких в мире.
Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:
№ 3 — Доходный дом Я. М. Филатова (правая часть построена 1907—1909 годах архитектором В. Е. Дубовским; левая часть перестроена и надстроена в 1904 году архитектором Э.-Р. К. Нирнзее)
№ 7 — Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев. Арх. А. В. Иванов
№ 11 — (бывш. дом № 13/12) Здание, где находился известный трактир Шустрова «Голубятня». Снесён полностью в 2007 году. На его месте построено новое здание — жилой-административный комплекс «Остоженка 11» (архитектор С. Кисилев).
№ 17 — Доходный дом В. И. Грязнова (1901, архитектор С. С. Шуцман)
№ 21 — Особняк А. И. Кекушевой (1900, арх. Л. Н. Кекушев, при участии В. С. Кузнецова). В настоящее время — Бюро военного атташе Египта.
№ 25 (строение 1) — Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус». Здание построено по проекту М. Посохина на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента — то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города. По мнению искусствоведа и архитектурного критика Г. Ревзина здание центра несёт в себе черты лужковского стиля.
№ 37 (строение 7) — Здание с 1839 по 1851 год принадлежало матери русского писателя И. С. Тургенева Варваре Петровне Тургеневой. Действие повести «Муму» происходило именно в этом доме. Здание было сильно перестроено, сохранился только холл. В 2009 г. здесь открыт музей И. С. Тургенева, где экспонируются, в частности, записка писателя скрипачу Леонару Юберу, посмертная маска Тургенева, слепок с его руки, нотный альбом возлюбленной писателя Полины Виардо, его письма к В. Г. Белинскому, Н. А. Некрасову, К. С. Аксакову и И. С. Аксакову.
№ 41 — Жилой дом, является первым в Москве и Советском Союзе многоэтажным и многоподъездным зданием, в конструкциях которого применялся монолитный железобетон. Дом построен в 1925-1928 годах по уникальной технологии "П.КОССЕЛЬ А/О" (Пауль Коссель и Ко).
№ 47 — Доходный дом причта Успенской церкви (1913, архитектор И. П. Машков)
№ 49 — Дом А. В. Всеволодского (построен в начале XIX века).
№ 51/10 — Особняк Абрикосовых (архитектор С. Е. Чернышёв), в настоящее время — Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР).
№ 53/2 — Здание ГОУ «Дипломатическая академия МИД России», 1875 года постройки — бывший Лицей Цесаревича Николая, архитектор А. Е. Вебер, является памятником архитектуры и истории федерального значения.

По чётной стороне:
№ 16 — дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка. 16 января (по ст. ст.) 1853 года здесь родился философ Владимир Сергеевич Соловьев, сын историка Сергея Михайловича Соловьева. На конспиративной квартире в этом доме в марте 1906 года прошло расширенное заседание Московского комитета РСДРП, на котором произнёс речь о подготовке к IV (Объединительному) съезду партии В. И. Ленин. В память об этом событии на здании была установлена мемориальная доска.
№ 20 — Доходный дом Г. Е. Бойдо (1902, архитектор Н. И. Жерихов)
№ 28 — Организация Объединённых Наций (ООН) в Российской Федерации.
№ 30 — Доходный дом (1886, арх. М. Г. Пиотрович).
№ 32 (строение 1) — Гостиница «Кебур-Палас».
№ 38 — Московский государственный лингвистический университет.
№ 42 (во дворе) — Постройки во владении М. В. Голубицкой (1895, 1900, арх. Н. Д. Струков)

Елена Пантелеева

Спасибо за экскурсиюсупер!

Александр Качалин

Обновил запись в экскурсии. Спасибо большое!!!

Ольга Лесина

Первая фотография - Москва, улица Остоженка, 7с1 интересная. Разделена на две части.  одна светлая, другая тёмная. Тёмная имеет перспективу вдаль. Светлая ограничена передним планом, но очертания крыши как стрелка вверх.

Александр Качалин

К сожалению альбом весь не закончил.Фото 2013 года.Теперь наверно отреставрировали здания.Сейчас немного по другому фотографирую.Один человек показал как..

Конечно от погоды много зависит. На Яндекс.фотках более 7600 фото.(Более 5000 было удалено) Спасибо за комментарий.

Ольга Лесина

Желаю вам успешного продолжения доброго дела! Помощи Божьей!

Александр Качалин

Спасибо но все фото выставить не успеваю.Дай бог .

Жаль ссылку на все фото по правилам не могу дать!