Поделиться:
В октябре месяце у нас состоялась благотворительная экскурсия для пенсионеров по Учинскому музею в п. Половинка.
В далёкие годы в таёжной глубинке местным жителем Хомяковым Анатолием Николаевичем вынашивалась идея о создании музея истории своего народа от древности до наших дней. И вот 10 декабря 1990 года был открыт Учинский этнографический музей, и он стал его директором. Музей начал свою жизнь с нескольких десятков экспонатов. А сегодня это самобытный культурный исторический комплекс. Музей под открытым небом занимает территорию 100 кв.м.
Проходим обряд очищения.

У манси с древних времён существуют специальные сакральные места - Ялпынг ма(священная земля), это место обитания духов. Здесь нужно положить духам либо деньги, либо конфеты.

В этнографическом музее под открытым небом на священном месте можно прикоснуться к таинствам обычаев местных жителей, узнать о нормах поведения и особом отношении к огню. Загадываем желание.

Можно поклониться заверенному камню. Он напоминает голову змеи.

Навес для сушения и копчения рыбы

Под деревянным навесом размещаются своеобразные печи: для приготовления пищи - камака,

а для выпечки хлеба - глинобитная печь.

Летний двухсторонний балаган

Ловушка на медведя из брёвен. На потолок подвешивалась приманка, и когда медведь зайдёт во внутрь, хитроумная заслонка срабатывала и опускалась.

Культура манси - рыболовов и охотников бассейна Конды формировалась на протяжении столетий. Они вели полукочевой образ жизни, выезжая на родовые угодья с весны до поздней осени. На фото запор для задержания рыб в промысловых речках.

Навес для хранения рыболовецких снастей, а также национальные лодки-долбленки и кедровки.

Особое место у коренных жителей Конды занимала охота. Манси грамотно и объективно строили свои взаимоотношения с природой, успешно пользовались дарами природы, и умели умножать , охранять и сохранять её богатства. Незамысловатые , но очень эффективные охотничьи сооружения можно увидеть на охотниче – промысловом стане.

Промысловая юрта внутри. Народы Сибири различаются между собой по происхождению, языку, хозяйству, культуре. Но очень много общего можно заметить в строении жилищ и внутреннего убранства. Планировка усадьбы зависит от хозяйства народа, образа жизни, которую он ведёт.

Ловушка на пушного зверя. Экскурсовод показывает как она срабатывает.

Амбар для хранения продуктов (сомьях). Он похож на избушку на курьей ножке.

Ещё такая ловушка на зверя

Надья - место для ночлега охотника

Карус - для временного хранения ягод (брусники, клюквы)

В 1715 году по указу Петра 1 о насильственном крещении Югры кондинские манси приняли христианство. По всему течению реки строились церкви и часовни. Местному учинскому священнику Филатову Михаилу Степановичу был поставлен памятник. Простоял он не долго, всего несколько лет, в годы гражданской войны памятник разрушили и столкнули в реку, где он пролежал до 1991 года. Часть мраморного памятника.

Это здание бывшей конторы Учинского рыбоучастка 1943г. постройки. Зайдём , посмотрим...

Мягкое золото Конды.

В конце 20 века у хантов и манси сохраняются всё те же способы рыболовства, что были много веков назад.

С давних времён у северных народов существовало разделение труда между женщинами и мужчинами. Женщины шили одежду из меха, сукна, украшали её орнаментом, а мужчины изготовляли изделия из кости, дерева, кожи. В коллекции представлены инструменты, одежда и обувь манси, предметы кухонной утвари, снаряжение охотника и рыболовные снасти.

Среднекаменный век. Первые сведения пребывания человека на севере Западной Сибири относятся к периоду мезолита (8 – 6 тыс. до нашей эры)

Новокаменный век (5 – 3 тыс. до нашей эры)
Начинается появление и распространение глиняной посуды (керамика).
В археологической коллекции Учинского этнографического музея представлены уникальные предметы , найденные на древних поселениях по берегам реки Учинья. В фондах Учинского музея имеется большая коллекция нумизматики. Самые старые экземпляры относятся к 1726 году.
В 1982 году на территории Кондинского района в 18 км. От посёлка Половинка был найден клад медных сибирских монет, датируемых 1770 г. В уникальную коллекцию входят редкие серебрянные монеты времён Елизаветы и Екатерины 2, а также советского периода.

На верхней полке - санквылтап - самый популярный мансийский струнный инструмент . Форма инструмента в виде лодки. Струны на санквылтапе в прошлых веках натягивали из сухожилий животных. Раньше игрой на этом инструменте сопровождались ритуальные пляски на медвежьих игрищах, шаманские камлания, исцеление больных. Сейчас санквылтап всё чаще звучит на мансийских праздниках.

Национальная одежда, муз. инструменты, охотничьи лыжи

На протяжении многих веков в тесном соседстве жили манси с русским населением. Русский быт постепенно входил в обиход коренных жителей. Перенимались навыки, завозились различные предметы быта.



Вот такой угольный самоварище на 40 литров.

В экспозиции музея воспроизведена уникальная природа древней Югорской земли, её захватывающая красота вызывает у посетителей душевный восторг , но разные люди воспринимают природу по разному: одни ищут выгоду и наживу, благосостояние, а другие любуются красотой птиц и зверей, обитающих в наших краях. В первом здании музея располагается зал «природа родного края» оформленный из натурального природного материала с представлением чучел животных и птиц, обитаемых в нашем регионе.

Бобр

Кабан как живой...

Это я среди зверушек

Мансийская изба ЕНЫ КЕЛЬ

Посуда

Берестяной черпак, крылышко для смазывания, посуда

Печка

Мансийские боги - идолы.

Экскурсовод показывает и говорит названия рыбных косточек . Лакомая часть щуки — голова.
Обсасывая мякоть, вынимают косточки щучьей головы: вот косточка под
названием "лосиная нога", "спинка от женской нарты", "весло", "лодка-калданка",
"человек с вязанкой дров", "мужик с топором" .

Слушаем внимательно

Зыбка для ребёнка на черёмуховом шесте


Навес с транспортом

Кошева, розвальни

Амбар с мужской половиной (справа) и женской - (слева)

Мужская, причём женщинам туда заходить нельзя.

Женская

Родовая комната

Хомяков Анатолий Николаевич

Здание музея

Здесь на выставке представлены подлинные предметы нескольких коллекций , которые дают возможность узнать о людях, участвовавших в исторических событиях Великой Отечественной Войны, о денежных реформах, происходивших в России, о судьбе исчезнувших деревень Кондинского района. На фото военный блиндаж в минуты затишья.

Полководцы второй мировой

Те , кто ковал Победу в тылу

Герои земли Кондинской


Сувенирная лавка, где мы приобрели изделия ручной работы местных мастериц .

Экскурсия закончилась, нас проводили в офис музея

Там угощали мансийской ухой и целительным чаем на травах.

В дар музею наша землячка с п.Лиственичный , Богданова Надежда родственница Хомякова А.Н. передала кошельки из бисера, которые плела жена её младшего брата Ксения Носова.

Увлекательную экскурсию с нами провела дочь Анатолия Николаевича Галина Анатольевна Мостовых, за что ей большое спасибо! Мы поблагодарили коллектив музея за ответственное отношение к экспонатам, ведь собраны такие реликвии, которым сейчас нет цены.

Сегодня к музею проявляют интерес не только местные жители , но и гости из разных уголков нашей необъятной страны, из дальнего и ближнего зарубежья. Такие иероглифы оставили иностранцы в книге отзывов и предложений .

Отзывы зарубежных гостей из Ирландии, Египта

Здесь отзывы генерального директора концерна Тойота Кацухико Судзуки (Япония)

Отзывы гостей из Израиля

Мы из п. Лиственичного

Много тайн хранит Кондинская земля, и так хочется чтобы потомки знали историю своего края, хранили богатства своей земли, своей малой родины.