Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Конспект открытого занятия на тему: «Золотая Хохлома»


Техника
Материал

Картина панно рисунок Педагогический опыт Аппликация Конспект открытого занятия на тему «Золотая Хохлома» Бумага

В избранных: 11
В избранных: 11
В избранных: 11

Поделиться:

Золотая Хохлома!какая красота!

Золотая Хохлома!какая красота!

Конспект открытого занятия

Тема: «Золотая Хохлома»

 

Цель:  Обогащение художественно-эстетического опыта детей.

              Развитие познавательной и эмоциональной сферы.

Задачи:

Воспитательные

  • Прививать любовь к Родине, чувство патриотизма, любовь к русскому декоративно-прикладному творчеству

Развивающие

  • Познакомить с традиционно русским   способом росписи деревянной посуды - хохломой
  • В доступной форме рассказать о способах изготовления посуды, о

приемах росписи.

 

  • С помощью подлинных образцов посуды познакомить  с основными элементами хохломской росписи (ягоды, травинки, кудрины).

Образовательные

  • Используя  заготовки  для аппликации научить  детей выполнять композицию на  тему «Золотая Хохлома»

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

 

1.  Цветная бумага

2. Клей, ножницы.

3. Планшеты для коллективных работ.

4. Выставочный стенд

5. Выставка изделий украшенных  хохломской  росписью 

6. Компьютер, экран, магнитофон  . 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент

  

Педагог

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Золотая Хохлома ,ею не налюбуешься

 И в Париже, и в Нью-Йорке

 Хохлома красуется

     

Зал украшен детскими рисунками, шарами. В центре импрови­зированная завалинка. Деревянные скамейки, прялка ,стол с самова­ром и  угощениями.

 

Педагог. Послушайте, может сказку, может быль. Но было это очень дав­но.  Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, палки, дошло дело и до посуды. Из дерева же вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетели к нему жар-птица. Он и ее накормит пшеном. Когда жар-птица улете­ла, то в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтом каждый хохломской мастер рисует птиц  по-своему, кроме птиц нарисованных, вырезают и по­суду в виде птиц: ковши, чаши. Еще любят рисовать мастера фанта­стические цветы,  различные ягоды, смородин, рябин, листочки, травинки.

 

У каждого художника

Есть свой  узор любимый.

И в каждом отражается

 

Сторонушка  родимая.

Ее трава шелковая.

Её цветы весенние.

И мастерство волшебное

Достойно восхищения !

 

ПРОСМОТР  ПРЕЗЕНТАЦИИ 

Так старинное село Хохлома дало название самому известному русскому ремеслу. Это роспись деревянной посуды и мебели. Вы­точенная посуда покрывалась тончайшим слоем глины. По­сушенная вещь покрывалась многократно олифой и красилась се­ребристым алюминиевым порошкам. Затем наносят рисунок, в основ­ном черной и красной красой. Далее вещь опять олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотой оттенок т.е. желтеет, светится.

 

Простые по форме,

А радуют взор

Богат и наряден

Чудесный узор.

 

 Педагог:

Давайте подумаем, как бы нам смастерить, что-нибудь красивое и памятное. Девочки! Хотите, ли вы превратится в красных-девиц, девиц-красавиц? А  вы, мальчишки, сумеете  смастерить подарки  для  девчонок?

 

Дети: Хотим!

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Для выполнения аппликации на тему «Золотая Хохлома» дети получили  прямоугольник  из чёрного  или жёлтого  картона  20 см *30 см (1 шт.), уже  вырезанные из цветной  бумаги и распределённые по розеточкам, листики, цветочки, ягоды. яблочки, травинки (жёлтого, оранжевого, тёмно-зелёного красного цветов по 6-8 шт.)

 

Педагог:

Где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как ,звёзды в небесном раздолье.

Ещё характерны для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы

 

        Главная задача, поставленная перед малышами – составить композицию в прямоугольнике. В начале  занятия, когда дети  рассматривали  деревянную посуду, необходимо не  только  акцентировать   внимание детей  на то, что нарисовано на ней (ягоды, листочки, травинки), но и как расположил художник эти элементы росписи. Подводить  детей  к понятию композиционного центра. Самостоятельную работу детей сопровождает  русская народная музыка. Используя  предложенные заготовки элементов хохломской росписи, дети  в произвольном порядке выполняют собственные композиции, варьируя предложенным набором деталей.

По окончанию работы педагог с помощью стиплера помогает девочкам  прикрепить  к прямоугольнику две яркие атласные ленты. Получится русский национальный головной убор-кокошник. А мальчики мастерят   круглые коробочки для сладостей. С помощью степлера,  педагог помогает им сделает  цилиндр, и  приклеивают  круглое донышко.

 

Педагог.

Ах, что  за  красота вышла  у вас ребята. Такие  чудесные  товары, только на  русской ярмарке купить можно было. Эй, девчонки, скорее на завалинку  садитесь. Да  с  добрыми молодцами новостями поделитесь!

(Дети  рассаживаются на  скамеечки, а педагог  складывает  работы ребят  в  большую корзину)

 

Звучит музыка  входит коробейник.

 

 Коробейник.               

Ой полным, полна

Моя коробушка,

Есть и ситец ,

И порча.

Пожалей душа - зазнобушка

Молодецкого плеча!!!

 

Педагог:

Разбирайте ребята  товары. Выбирайте, что кому по нраву!

Коробейник  достаёт  кокошники, коробочки со  словами:

«Кому кокошник с лентами  красными, атласными? Кому коробочек?»

Девочки  тут же одевают головные  уборы, прихорашиваются  у  зеркальца. Мальчики наполняют коробочки карамельками.

 

Педагог  

Бочонок солнечный весь

На нём цветы и земляника

Семёновская  Хохлом

Вся  золотиста, краснолика!

Придёт студёная зима

И снег закрутит буйный ветер

Но солнечная Хохлома

 Всегда напомнит вам  о лете!

 

Педагог:

Ну, что же девчата?!

Хорошо сидите,

Весело глядите.

Но на посиделках девочки всегда играют, поют, но больше всего любят новости рассказывать.

Де­вочки и мальчики читают прибаутки, дразнилки, считалки . В награду все получают баранки.

 

Педагог:

Наше занятие веселое, удалось на славу. Я думаю, всем   пришлось оно  по праву.

До свидание, до свидание - все счастливы будьте.

И про  чудо Хохлому  вы не по забудьте!

 

Отшумело очень яркое, веселое, интересное занятие на тему: «Золотая хохлома».

Чтобы выполнить поставленную задачу урока, необходимо было выбрать правильную форму проведения данного занятия. Это задушевная, сказочная история о зарождении Хохломы, которая сопровождалась стихами, русскими мелодиями. Подготовленная  выставка позволила детям не только хорошо рассмотреть шедевры русских мастеров (ложки, ковши, стаканы, кувшины), но подержать их в руках, красота русской природы в полной мере отражена в хохломской росписи. Детям особенно понравилось находить знакомые ягоды, цветы, листочки. Были на занятии и гости (коробейник, жар - птица). Особенно ребятам понравилось сидеть на импровизированной завалинке и делиться новостями. Эмоциональном подъеме детей, интересные и качественные поделки позволяет сделать выводы, что тема усвоена в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

Марина-78

Очаровательно всё!цветы И тема, и педагог, и детишки!!! супер!

Кирьянова Ольга Петровна

Огромное спасибо!!!!!!благодарюблагодарюблагодарю

Марина-78

Это Вам спасибо! За то, что чтите и сохраняете русские традиции, но самое главное, с любовью творите для детей! Ваше занятие не менее искусно, чем сама хохлома! Не перестаю восхищаться!браво