Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Семейный оберег - кукла Неразлучники


Событие

Внеклассная работа День семьи Семейный оберег - кукла Неразлучники

В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье

 9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье  фото 1

Гости тоже присоединились к процессу сотворения куколки

 9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье  фото 2
 
 9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье  фото 3

на занятие записались не только лишь девчонки, но и ребята.

 9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье  фото 4

вот в таковой творческой атмосфере мы работали в протяжении практически 2-ух часов. а по окончании запамятовали сфотографироваться все совместно и сфотографировать работы

 9 октября в школе была организована работа всероссийской стажировочной площадки по теме "Социализация учащихся с ограниченными способностями здоровья" . В рамках этой площадки проводились открытые уроки и занятия. На мою долю, как всегда-выпало проведение кружка. И занятие необходимо было провести конкретно в свете социализации. Так родилась мысль скооперировать внеклассное занятие по семейному воспитанию и кружок по народной куколке.
Мы с детками мастерили куколку "Неразлучники" и говорили о семье  фото 5

Занятие кружка «Народная кукла»

Тема: Семейный оберег- кукла «Неразлучники»

Цель: Знакомство с народной обереговой куклой «Неразлучники»; воспитание на  примере куклы  семейных ценностей – внимательного, бережного отношение друг к другу,  ответственности за детей.

Задачи:

  • Научить делать куклу «Неразлучники», последовательно следуя инструкции;
  • На примере куклы показать, что семья- это союз любящих людей, идущих по жизни рука об руку; несущих ответственность друг за друга и за детей;
  • Развивать творческие способности воспитанников:
  • Воспитывать интерес к культуре своей Родины, к ее народным традициям.

Возраст: воспитанники 14-16 лет

Оборудование и материалы: обережные куклы, образец куклы для изготовления, ткань, вата, нитки, березовые палочки.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Доброе утро, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы продолжим знакомство с миром народной куклы,   миром поистине удивительным. Действительно, разве не удивительно, когда смотришь на маленькую нитяную или тряпичную фигурку  и  чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…И конечно же во время нашего знакомства мы будем мастерить куколку.

2.     Вводная беседа

  • Но для начала давайте вспомним, на какие группы делятся народные куклы? (игровые, обрядовые, обережные).
  • На наше занятие я принесла вам кукол. Посмотрите, сколько их много, и это далеко не все куколки, которые делали наши бабушки и прабабушки. Как вы думаете, почему народных кукол было так много? (наши предки делали много кукол, для разных случаев в жизни, для всех членов семьи. Каждой куколке придавали свой смысл. И считалось, что чем больше кукол в семье , тем счастливее и удачливее эта семья будет)
  • Все верно. Действительно куколок было очень и очень много- на все случаи жизни. В народе говорится :»Кто в куклы не играл , то жизни не знал». Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (ответы, обобщение ответов- Через куклу дети узнавали о жизни, постигали все самое главное и важное, учились понимать, на чем строятся взаимоотношения людей)
  • Посмотрите еще раз на всех куколок. Они все такие разные! У каждой свой образ, своя притягательность. Но есть в них нечто, что объединяет всех. Что у них общего? (нет лица)
  • Почему у народной куклы не рисовали лицо? ( чтобы в куклу не вселился злой дух).
  • Ребята, вспомните , а какую куклу мы делали во время нашей прошлой встречи? (Благополучница)
  • Что это за кукла? (Внутри этой куколки спрятана монетка, а сама куколка  приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью).
  • К какому типу народных кукол относится благополучница?(обережная)
  • Почему Благополучница относится к обережным куклам? (оберегает дом, семью)
  • Обережных куколок тоже очень много. Это особые куклы,  их называют еще помощницами, задача которых оберегать мир людей от зла, неприятностей, недугов и болезней, а также помогать в исполнении желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для улучшения  отношений, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. (показ кукол- Берегиня- оберег дома, Очистительная- улучшение отношений и избавление от плохой энергии в доме, крупеничка- для сытой жизни, куколка «на здоровье»- чтобы все в семье были здоровы. Конь - один из оберегов, который с древних времен наши предки изготавливали для защиты своих домов. Этот образ несет в себе силу, благородство, преданность и верность)

Сейчас я хочу попросить вас найти среди всех кукол ту, которую мы будем сегодня делать.

Описание: «На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела, радости  и беды деля пополам».

(дети находят куклу среди других, обязательно наличие куклы «Мировое дерево», т.к. они имеют некоторое сходство)

  • В чем особенность этой куклы, в отличии от других? (кукла одна, а фигурок две)
  • Как вы думаете, на что или кого похожа эта кукла? Кого она будет оберегать?
  • А что такое семья?( люди, связанные браком, родственными отношениями, мама, папа, бабушки и дедушки, дети и т.д.)
  • Сейчас мы с вами немного поиграем . Я хочу попросить вас сказать , с чем у вас ассоциируется слова семья. Я говорю «семья», показываю на кого либо из вас, вы называете слово –ассоциацию.  Пожалуй, начну я сама . Итак, семья –это любовь, семья- это…. (проводится игра)    (слова ассоциации-надежность, тепло, добро, помощь, ребенок, дети,мама, папа, уютный дом, помощь, понимание)

Все верно. Семья, это союз двух любящих людей, это одно целое. В этом союзе обязательно рождаются дети. Семья дарит людям тепло домашнего очага, чувство надежности и защищенности, осознания того, что тебя поймут и всегда помогут.

Не зря поэты пишут, что

 Семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

Всегда пополам.

И для того, чтобы семья всегда была дружной, чтобы муж и жена были опорой друг другу, вместе делили все радости , все дела , проблемы и горести, если они случались, пополам, молодой паре после венчания дарили  эту замечательную куклу, которая называется парочка, неразлучники

  • в чем особенность этой куклы? (одна рука) .
  • Правильно. А бантики посередине - это детки

Как вы думаете, почему у них одна общая рука? (ответы детей, обобщение: муж- и жена-неразрывное целое, они любят друг друга, заботятся друг о друге, а значит, не должны ссориться, должны беречь друг друга, все заботы о детях , ответственность за них делить пополам.

Так сложилось на Руси, что на все случаи

Мастерил народ себе куклы лучшие.

Обереги,  для обрядов, игровые –

Отводили  беды от семьи они любые.

Пусть  прошло уж  много лет, но по-прежнему

Мастерим мы куколки обережные..

Неразлучники – этим всё сказано:

Две судьбы в одну крепко связаны.

Чтоб семья была крепка – на двоих одна рука!             

                                 (автор- Л.Л. Калашникова)

  1. 3.          Практическая часть

Настало время нам  с вами смастерить эту замечательную куклу. Для ее изготовления нам понадобится деревянная палочка. Она может быть из любой древесины, кроме осины и ольхи, эти деревья на Руси считались нечистыми. Еще нам нужна ткань белого и красного цвета, нитки красного цвета и конечно же усердие и внимательность, чтобы все , что я говорю и показываю, сделать правильно.

Народная кукла всегда изготавливалась с  любовью особой тщательностью и по правилам. Какие это правила?( не режется, не шьется, только натуральные материалы, нет лица)

Беру я в руки лоскуток и нитку красную,

Сама я куклу сотворю свою прекрасную.

Не шьётся куколка иглой, и ткань не режется.

Скручу, смотаю и свяжу я обережницу.

Вся натуральная она, из ситца, шелка,  льна

Прекрасна, хоть и без лица, с любовью сотворена.

                    (автор Л.Л. Калашникова)

 

( показ и одновременное изготовление куклы)

 

  1. 4.      Заключительная беседа.

Вот и готовы наши Неразлучники. Полюбуйтесь на них, какие они славные, красивые, ладные. Настоящие обереговые куколки.

Такие куклы могут служить прекрасным подарком молодым на свадьбу, семейной паре на любую годовщину свадьбы. В наше время их дарят и одиноким подругам и друзьям с пожеланием найти свою вторую половинку.

Посмотрите на них еще раз внимательно. Как крепко они соединены одной общей рукой. На Руси, когда в семье появлялись детки , между женской и мужской фигурками привязывались бантики. Сколько деток появлялось, столько бантиков завязывалось на общую руку этой пары. Муж и жена постепенно отдалялись друг от друга, но связи не теряют. Они по прежнему крепко держатся за руки, неся груз забот о своей уже немаленькой семье, вместе растят деток, вместе трудятся и веселятся.

 Ребята, что человек чувствует, когда ломает руку? (ему больно)

А представьте, что отношения между мужем и женой стали разрушаться, ломаться. Ломается эта общая, единая на двоих рука… И становится больно на душе, в сердце, больно становится обоим- и мужу, и жене. Ведь разрушение такого светлого чувства как любовь- это всегда боль, переживания, страдания. Страдают и мама, и папа. А больше всех страдают дети. Им ведь хочется, чтобы родители всегда были вместе, любили друг друга и их.

Что нужно, чтобы в жизни избежать перелома  руки? (беречься)

Так и отношения, чувства  между двумя любящими людьми нужно беречь, нужно уважать друг друга, никогда не обижать свою вторую половинку. И тогда никакие беды будут не страшны семье.

 Каждый из вас когда-нибудь выйдет замуж или женится. И в вашей семье  обязательно будут детки. И мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили, что чувства , если их не беречь и не поддерживать, могут сломаться, разрушиться. Я верю, что ваши семьи будут крепкими, дружными. А ваши дети –всегда будут счастливы рядом с мамой и папой.

Позвольте мне закончить нашу встречу словами:

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Хочу, чтоб семьи жили мирно,

Спокойно, тихо, без войны,

И чтоб горел очаг семейный

  Счастливым пламенем любви

И на прощание мы с ребятами хотим подарить нашим дорогим гостям маленькие обереги- куколок – Благополучниц. Пусть они оберегают покой и благополучие в ваших домах.

 

P.S/ Хочу выразить огромную благодарность ЛиЛеке (Калашниковой Л.Л) -это она написала два стихотворения по моей просьбе. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ стихотворения

стихи о семье взяты отсюда http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_seme/krasivye_stikhi_o_seme/51-1-0-117

 

Голубка

Отлично. Больше переживала :)

Галина К

Лена,замечательно занятие. Видно как увлеченно работают детки и взрослые. Здорово! И интересно совместила беседу и рукоделие