Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Как найти свою идею


Тип работы

Как найти свою идею

В избранных: 79
В избранных: 79
В избранных: 79
В избранных: 79
В избранных: 79

Поделиться:

Как найти свою идею

Сегодня мы сделаем еще один небольшой, но важный шаг к тому, чтобы стать Мастером.

Мы поговорим о Собственных Идеях.

Многие, кто начинает заниматься рукоделием (бижутерией, как в нашем случае, или вязанием, открытками, лепкой... да чем угодно!) делают свои первые работы по образцу увиденного – найденного либо в сети, либо в журналах, на выставках, в других местах.

В этом нет ничего зазорного... на этапе обучения.

И если бы не одно НО.

Часто этот этап затягивается.

Смастерив две-три вещи и почувствовав себя свободнее и увереннее, самое время бы пойти в «самостоятельное плавание» по большому творческому океану. Но то ли страх перед необходимостью самостоятельного выбора (а творчество – это тоже выбор), то ли банальное отсутствие собственных идей приводят к тому, что «мастер», отработав единственную технику «копирования», продолжает ею пользоваться.

Вот и получается,  что такая шлюпка лишь курсирует вдоль берега, хотя ее капитан уверен, что теперь он – настоящий моряк :-)

Я не берусь осуждать таких «мастеров». Считаю, что копирование чужих работ для них – это просто легкий путь достижения результата. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, не приложив труда для достижения большего. Но этот путь тупиковый. К сожалению, мало кто, двигаясь по этой дороге, понимает, что этот путь ведет в никуда.  

Вы не только никогда не подниметесь выше автора работы, но даже не достигнете его уровня. Не ограничивайте себя таким нелепым способом.

_____ 

Найти свои собственные идеи очень важно. 
И очень просто. 
Даже в том случае, если Вы никогда этим не занимались.

Я расскажу вам о простом приеме, благодаря которому у вас всегда будет запас интересных идей.  

Я покажу, как за три простых шага можно превратить любую понравившуюся вам чужую работу в десяток собственных.

Кроме того, вы потренируете свое воображение, что, несомненно, в творчестве весьма полезно.

И навсегда избавитесь от желаний бездумно повторить чью-то работу. Просто потому, что вам это уже будет не нужно.

_____  

Для работы вам понадобятся бумагакарандаш и фотография той вещи, которая вам нравится.

Задача очень проста.
Необходимо проанализировать, что именно в этой работе Вы считаете наиболее интересным. Запишите в столбик все детали работы, благодаря которым она приобрела в ваших глазах свою ценность. 

Только давайте сразу договоримся: никаких «она такая... такая!!!....» Только конкретные детали. 
Даже если Вам нравится ВСЕ – даже в этом случае это «все» поддается разбору.

Кстати, в процессе такого разбора вполне вероятно Вы обнаружите, что не все в этой работе приводит вас с восторг. Вполне возможно, что кое-что может даже вызывать обратную реакцию.

Если Вам сложно с первого раза отделить детали от целого, предлагаю список вопросов, отвечая на которые, Вы сможете выявить те моменты, которые требуется.

Вам в выбранной работе нравится:
- вид изделия?
- форма изделия?
- форма отдельных деталей?
- сочетание деталей?
- цветовая гамма?
- отдельные цветовые сочетания?
- материал?
- сочетание материалов?
- необычность чего-либо: материал, форма, цвет, фактура?
- функциональность?
- размер?
- соединение деталей?
- необычный акцент в изделии на что-либо? (на что?)
- вид изделия на фотографии?

Это список самых общих вопросов. Думаю, Вы без труда сможете расширить и конкретизировать его. В дальнейшем чем более детальный список вы составите – тем более точно сможете определить, что же именно Вас так зацепило.

Уверяю, если Вы проделаете такое упражнение – Вас ждут интересные открытия :-)
Вполне возможно, что окажется, что в работе, которой Вы восхищались, все дело в незначительной детали, скажем, в оригинальной застежке в необычном месте.

Сразу хочу уточнить один момент... Ваша цель – не покритиковать работу, сказав, что вот это мне нравится, а вот это – нет, и даже не похвалить, а наоборот, лучше всего остаться в роли стороннего наблюдателя. Так будет проще выявить мелочи, которые привлекли ваше внимание и решить, что именно в этой мелочи «зацепило».

Избегайте обобщенных формулировок, таких как «красиво», «хорошо сделано», «красивая фотография», «гармонично». Вместо этого примените более точные характеристики: «аккуратно заделаны концы», «приятное сочетание трех оттенков зеленого», «удачный боковой ракурс», «неожиданно гармоничное сочетание натуральных камней и металла», ну и так далее.  

Высший пилотаж – если вы сумеете для каждой детали не просто зафиксировать то, что привлекло внимание, но и сформулировать некий вывод, мысль, чем это может быть полезно для вас конкретно сейчас.

После того, как список составлен, подумайте и попытайтесь представить, как могла бы выглядеть эта же деталь, но в другом исполнении (если это форма - то из другого материала, если материал или прием работы – то в другом месте или в другой форме). Уделите внимание как деталям, которые вам нравятся, так и тем, которые вы считаете неудачными. Если деталь кажется неудачной, подумайте, почему, и что бы вы поменяли, будь это ваша работа, чтобы это исправить. Лучше всего не надеяться на свою память, а записать или зарисовать те мысли, которые придут в голову. При этом постарайтесь зафиксировать любые, даже самые невероятные идеи. Между прочим, самыми удачными впоследствии оказываются именно те идеи, которые в первый момент казались полной чепухой :-)

_____  

Чтобы было нагляднее, я разберу один пример.

В качестве примера я выбрала работу Ливы Рудзите и постараюсь показать ход мыслей при анализе этой вещи. 

Серьги. Автор Лива Рудзите 

Итак...

Сережки - я серьги люблю. Мне нравится то, что они асимметричные, неодинаковые. (Мысль 1 – неодинаковость выглядит интересно).

Сделаны из разных бусин (Мысль 2 – бусины для сережек не обязательно должны быть парными, Мысль 3 – вот куда еще можно пристроить одиночные бусины).

Подвеска - кусочек ракушки (Мысль 4 – надо провести ревизию в запасниках на предмет пригодности к использованию. Мысль 5 – сочетание разных материалов всегда дает эффект. Мысль 6 – ракушки хорошо сочетаются со стеклом).

Красная бусина нанизана на пин вместе с бисеринкой. Бисеринка одна, но вторая такая же есть на подвеске (Мысль 7 – повторяющиеся элементы).

Ракушка подвешена на проволоку, конец проволоки загнут (Мысль 8 – конец проволоки не обязательно прятать, его можно использовать для декора).

Причем эта проволока – не та, из которой сделаны пины. (Мысль 9 – кусочек проволоки вполне может быть акцентирующим элементом).

Серьги разделены по цвету: одна серьга - доминирующий красный, вторая – бусина и ракушка перекликаются своими коричневыми ободками (Мысль 10 – при таком цветораспределении каждая серьга – сама по себе.)

Если поменять подвески местами комплект получился бы более «однородным» (Мысль 11 – цвет и фактура тоже относятся к факторам, привлекающим внимание, это хороший способ расставить акценты – разделить или, наоборот, визуально соединить части.)

Относительно общей композиции пины и швензы незаметны (Мысль 12 – крупные элементы плюс тонкая проволока – хороший способ сделать проволоку незаметной и не акцентировать на нее внимание. Мысль 13 – если хочется большей целостности сережки – надо взять проволоку потолще и больше акцентировать швензы. Мысль 14 – для разных сережек швензы тоже могут быть разными).

Серьги разные, но длина у них практически одинакова (Мысль 15 – разные серьги могут быть разными и по длине).

Теперь, абстрагировавшись от конкретной вещи и проанализировав то, что в тексте отмечено как «мысль», получим ну как минимум 6-7 вариантов только для сережек. Однако, не стоит ограничивать себя и свою фантазию. У меня, например, благодаря этим сережкам получилось вот такое колечко (одиночная бусина + несимметричность + сочетание разных материалов + использование проволоки + проволока как акцентирующий элемент):

 проволока, нитки, бусина

Итак, Три Простых Шага, еще раз.

1. Составьте список деталей работы, которые вам понравились или не понравились

2. Для каждой детали укажите, в чем именно состоит для вас ее ценность или привлекательность, попробуйте обобщить формулировку и сделать вывод

3. Представьте каждую деталь в нескольких других вариантах исполнения. Запишите или зарисуйте результат.  

_____  

Напоследок в качестве бонуса предлагаю вам проделать еще одно небольшое упражнение. После него вы поймете, к чему надо стремиться вам лично в вашем творчестве. Если у вас еще нет сложившегося собственного стиля, вы получите ориентир в работе на ближайшее время.

Выберите 10-15 чужих работ, которые вам очень, очень нравятся.

После этого напишите для каждой работы те черты или моменты, которые вас в ней привлекли. Напишите, скажем, не меньше пяти характеристик для каждой вещи. Старайтесь избегать общих понятий, помните, чем точнее вы выразите свою мысль,  тем проще будет с ней в дальнейшем работать.  

Теперь проанализируйте получившийся список, пересортируйте его по частоте встречаемости и определите, какие характеристики встречаются в списке чаще других? Если повторяющихся характеристик нет, тогда выделите те, которые вы написали для каждой работы первыми (скажем, первых 2-3).  

Перечитайте список. Это – и есть ваш ориентир. Это именно то, что близко вам в данный момент. Известно, что подобное притягивает подобное. Вы выбрали те работы, которые вам близки по духу. В каждой из них вы выделили то, что вам импонирует. Ориентируясь в своей работе на эти моменты, вы неизбежно получите вещь, которая будет соответствовать вашему вкусу, вашему сегодняшнему понятию о красоте, о гармонии, о стиле.

Через какое-то время, вполне вероятно, ваши вкусы изменятся. И как следствие, Вам будут нравится уже другие  работы. Повторите это упражнение, и вы поймете, что изменилось.  

_____  

Сегодня я поделилась с вами одним из своих способов поиска идей. Я лично редко его использую "в чистом виде", так, как он описан. Обычно такой подробный анализ комбинируется с другими методами, это дает возможность получить результаты и интереснее, и быстрее. Бумагу и карандаш тоже использую только для того, чтобы зафиксировать образ, возникший в воображении (Зарисовывайте! Не дайте улизнуть яркой мысли только оттого, что вам кажется, что такое забыть нельзя. Еще как можно! Особенно, если яркие идеи вас начнут посещать по пять раз на дню). Но я очень надеюсь, что благодаря этому несложному упражнению вам станет проще "увидеть" вашу будущую работу, поймать именно вашу идею. И поверьте, чем скорее ваша яхта повернет в открытый океан, тем скорее перед ней появятся новые неизведанные берега.

Главное - не бойтесь. Все получится.

Взято отсюда http://www.1001artbeads.ru/anatomize.html

БУСЕЧКА

а не подскажите как все эти умозаключения могут применяться  в таком виде рукоделия как вышивка?

Т а м а р а

Не подскажу. В вышивке не сильна... 

Но мне кажется, тот  кто занимается тем или иным  видом творчества, сможет применить  данные  советы. Если захочет.

Шуша

заставляет задуматься! спасибо!

Т а м а р а

Вот и меня заставило задуматься.думаю

Ну не хочу я оказаться в лодке, плывущей ВДОЛЬ берега.подмигиваю

 

ЛиЛеКа

Надо попробовать таким образом что-то придумать... Очень интересно!

Т а м а р а

Лидия Леонидовна, Вам - попробовать?

Вот  удивили, так удивили. Да  вы к каждой своей работе, к каждому ученику подходите с желанием найти что-то новое и самое-самое. Спасибо Вам благодарю.

Natin

Очень интересная информация! Я бы даже сказала, что это тренинг для творческих людей. СПАСИБО, что так четко и доступно  разложили все по полочкам. Обязательно воспользуюсь!!!

Т а м а р а

Наташа! Это не мое. Просто, когда я прочитала этот материал, то поняла, что многим это будет интересно почитать и применить. Я  благодарна авторублагодарю

 

Юлия Русакова

Тамара, спасибо большое! Для меня очень интересная и нужная информация!благодарю

Т а м а р а

Юлечка, для меня тоже.  Будем учиться ТВОРИТЬ)))жму руку

Kyld

Тамара, спасибо тебе ОГРОМНОЕ!!!! Этот материал как раз для меня!!! Это я гребу вдоль берега и никак не могу выйти в море, а так хочется!!!!! Спасибо , буду пробовать!!!!

Т а м а р а

Ну если уж ты, Леночка, плывешь вдоль, то мы   по берегу  бежим... за тобойсмеюсь.

Skidanova

" а баба-яга против"... какие-то навыки "натаскать" используя разные тренинги можно, но не имея развитого вкуса,не зная правил композиции,о работе с цветом создать шедевр нельзя.можно сделать своё,но тааак.и надо ли... я считаю,что должен быть паровоз и много вагончиков. а если человек всё время в поиске,то он обязательно достигнет высок. я сама часто копирую чужие работы и всегда вношу что-то своё.главное что это приносит другим радость!!! это только моё мнение. многие известные художники учились копируя другие шедевры.жму руку

Т а м а р а

Каждый из нас идет своим путем. Насколько нам это удается мы стараемся показать. Просто иногда голова пухнет от мыслей: А может так, а может эдак. А этот материал может быть облегчит эти "муки творчества".

Кстати никто и не отрицает копий. Просто я по себе знаю, слепое копирование не приносит удовольствия. Я имею в виду многократное повторение  "пройденного". здесь

Skidanova

по вашим высказываниям видно,что вы ищущий человек. а если ваш материал кому -то поможет,то это здорово.Я ЗА СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТРУД.спасибо за небольшой диспут и понимание!привет

Т а м а р а

Все нормальнода.

Вот когда  тоже самое скажут о моих работах, я смогу сказать что я  МОГУ И УМЕЮ. 

А пока я учусь здесь.

Skidanova

вы вправе гордиться своими работами! ваш сундучок! ваши цветы и деревья из бутылок! всё достойно высшей похвалы! а учимся мы все! до встречи!

Т а м а р а

Спасибо Вам большое за проявленный интерес  к моим работам. Очень приятнода. Только это вчерашний день, это пройденный материал. Для меня он уже не интересен. Я понимаю что нужно "расти". Хочется чего то бОльшего.

Вот и ищу эти пути, найду ли...? Не знаю...думаю

ЛеПа

Тамара,спасибо!!!!цветыНикогда не задумывалась,что творческий поиск можно "систематизировать")))) ,а оказалось так просто!!!!)))) Обязательно попробую,а то тоже почувствовала себя бегущей по берегу.подмигиваю

Т а м а р а

Привет, Аленка!

Я в последние дни много думаю по этому поводу. И пришла к выводу. А ведь это здорово, что у нас такие чувства (я про берег). Значит растем, значит ищем, значит совершенствуемся. И не дай Бог дожить до того дня когда мы скажем  сами себе: Ну все  в лодке, и ничего больше мне не надо. Иными словами: Я все могу, я все умею. Вот  с этого момента, можно будет считать, что мы СИДИМ на берегу. подмигиваю

Velessa

 Спасибо!!!

Хотя вроде бы идей хватает, все равно очень интересно к этому процессу подойти с логичной стороны, а не только с эмоциональной!!! жму руку

Т а м а р а

Идей то у нас у всех хватает, главное чтобы они "по полочкам лежали". подмигиваюА то ведь тесно имхихикает.

Захария

Ох, Тамара, все прочитала, какую ты работу проделала, даже если и не ты придумала, все равно...не дружу с инструкциями, не могу ничего  по полкам раскладывать, у меня вечный творческий беспорядок, а уж если что стукнет в голову сделать, тут уж не анализасмеюсь!

Т а м а р а

Вот видишь, Олечка!

А я перед любой работой, сначала перелопачу все что только можно и только потом принимаюсь за дело.Это помогает и от скоропалительных ХОЧУ, на случай если желание перегорит)))  Да и работу делаю уже осмысленно. Мне так легче.

Физалия

Ничего себе! Никогда не задумывалась, что в творчестве можно вот так анализировать. Интересно было, спасибо.

Т а м а р а

Привет, Физалия.

Для меня тоже подобная информация была в новинку.  Анализ работы вещЧь  серьезная. Надо только попробовать правильно его сделать. Да мы после таких тренингов Эрмитаж затмимхихикает.

PJPaul

Какая полезная статья!) Лично для меня - точно) Она помогла разобраться в ходе моих мыслей.

Собственно, так я и делаю, только весь анализ происходит мгновенно, по наитию.

Одно время у меня тоже : придет идея - "аа, такое не забудешь...", и забывалось все, и еще как.((

Потом, раз память такая девичья)), решила завести себе общую тетрадь, которую так и назвала: "Тетрадь для идей".

В ней карандашом схематично (а иногда и подробно) зарисовываю то, что всплыло в воображении.

Начинается тетрадь с плана первого и второго этажей моего будущего дома (когда разбогатею и куплю участок под ИЖС - обязательно приступлю к осуществлению))))

Конечно, большинство идей из "тетради" пока не реализовано, НО они МОИ - тут я с уверенностью могу сказать, что это не копия или еще что.

Да - техники исполнения не новы, но все же это моё)) (да уж, от скромности не умру, что уж тут)))

Спасибо Вам, что познакомили нас с такой нужной статьей!!!благодарю

Наталья Бурцева

удивляюсьудивляюсьВот это самые необходимые слова, которыми стоило бы украсить главную страницу СМ. Это же дивиз и наука в одном лице. А по поводу паровоза с вогончиками, я лично не согласна. Скучно повторять одно и то же за кем-то. Да, учимся мы на чьих-то работах, но выходим на более высокий уровень только со своими, абсолютно эксклюзивными!!!)))браво. Всё Томочка, после этого, я просто обязана  загребсти  Вас к себе в копилочку, надеюсь вы не противцветы

Т а м а р а

жму рукуА почему я должна быть противдумаю? Если ТЫ(можно?) у меня ТАМподмигиваю уже давнохихикает.

Наталья Бурцева

Даже  нужносмеюсь.

Т а м а р а

жму руку

Наталья Бурцева

жму руку Будем дружить))) Томочка, ты аськой пользуешься?

Т а м а р а

Конечно! Куда ж мы денемся с подводной лодки, под названием СМ?смеюсь

Наталья Бурцева

Мой номер в аське 636267168. Пиши.смеюсь

Вдохновленная

Тамара, а куда же делись все работы?! Почему блог пустой?! Я прям растерялась.. Не знаю, что и подумать...

Ларисон

Странно... что-то случилось?