Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ ЧЕРДЫНЬ. Вне времени.


 6 из 27 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ ЧЕРДЫНЬ Вне времени

В избранных: 1

Поделиться:

В 700 км от Екатеринбурга, если двигаться точно на север, стоит небольшой городок, по нынешним меркам – село, некогда же княжеская резиденцией, столица сказочной Биармии – древняя Чердынь. Первая точка заселения русскими Урала. Первый в этих краях город, существовавший, когда и России самой не было – о чем молчаливо свидетельствуют карты Восточной Европы середины IX века. В царских грамотах XV столетия горделиво именующийся: Пермь Великая Чердынь.

В 700 км от Екатеринбурга, если двигаться точно на север, стоит небольшой городок, по нынешним меркам – село, некогда же княжеская резиденцией, столица сказочной Биармии – древняя Чердынь. Первая точка заселения русскими Урала. Первый в этих краях город, существовавший, когда и России самой не было – о чем молчаливо свидетельствуют карты Восточной Европы середины IX века. В царских грамотах XV столетия горделиво именующийся: Пермь Великая Чердынь. (фото 1)
 
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ ЧЕРДЫНЬ. Вне времени. (фото 2)

Зимняя Чердынь кажется краем земли, местом, где кончаются все пути. На самом деле еще севернее лежат не менее древние Покча, Вильгорт, Камгорт, Искор и Ныроб, знаменитый тем, что там, в яме временщик Борис Годунов сгноил боярина Михаила Никитича Романова.

Зимняя Чердынь кажется краем земли, местом, где кончаются все пути. На самом деле еще севернее лежат не менее древние Покча, Вильгорт, Камгорт, Искор и Ныроб, знаменитый тем, что там, в яме временщик Борис Годунов сгноил боярина Михаила Никитича Романова. (фото 3)

Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии возник город Чердынь.
Со времени основания монастыря ему покровительствовали Великопермские князья, ими были пожертвованы монастырю немалые земельные угодия. После сведения Великопермских князей с княжения и высылки их из Перми Великой, Иоанно-Богословский монастырь не остался без высокого покровительства самого Государя всея Руси Иоанна IV Грозного. Монастырю были даны особые привилегии: по царской грамоте запрещено было наместникам судить монастырскую братию, притеснять монастырских крестьян.
Первая подробная опись монастыря и его владений была сделана в 1623 году. Монастырю тогда принадлежали 6 деревень и двор в селе Кольчуг и, кроме того, обширные рыбные ловли.
История монастыря очень обширная чуть подробнее ее можно прочитать на сайте : http://sobory.ru/article/?object=16183

Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии возник город Чердынь. 
Со времени основания монастыря ему покровительствовали Великопермские князья, ими были пожертвованы монастырю немалые земельные угодия. После сведения Великопермских князей с княжения и высылки их из Перми Великой, Иоанно-Богословский монастырь не остался без высокого покровительства самого Государя всея Руси Иоанна IV Грозного. Монастырю были даны особые привилегии: по царской грамоте запрещено было наместникам судить монастырскую братию, притеснять монастырских крестьян. 
Первая подробная опись монастыря и его владений была сделана в 1623 году. Монастырю тогда принадлежали 6 деревень и двор в селе Кольчуг и, кроме того, обширные рыбные ловли. 
История монастыря очень обширная чуть подробнее ее можно прочитать на сайте : http://sobory.ru/article/?object=16183 (фото 4)

Чердынь. Церковь Илии Пророка из с. Бигичи
Построена на месте исторической Троицкой церкви, разрушенной в середине XX века. Хотя и повторяет полностью оригинал из села Бигичи, в ее конструкции заметно совсем мало деталей старого здания.

Чердынь. Церковь Илии Пророка из с. Бигичи  
Построена на месте исторической Троицкой церкви, разрушенной в середине XX века. Хотя и повторяет полностью оригинал из села Бигичи, в ее конструкции заметно совсем мало деталей старого здания.  (фото 5)

Чердынь. Часовня Спаса Нерукотворного Образа
Спасская часовня; часовня в память 85 убиенных воинов

85 убиенных — это погибшие в бою защитники Чердыни, которые 6 января 1547 года остановили вторжение татар, шедших из-за Урала. В краеведческом музее хранится железная плита, на которой выбиты имена всех защитников города.
В 2007 году исполнится 460 лет со времени гибели 85-ти защитников Чердыни в битве с ногайцами у деревни Кондратьева Слобода. Чтобы увековечить память, об этих героических предках, руководство Чердынского района и Муниципальное учреждение "Комплекс по сохранению историко-культурного наследия и охране памятников" (МУ КСИКНОП) изыскивают возможность для того, чтобы уже в будущем году приступить к строительству часовни на месте установленного в честь давнего события Памятного креста. Церемония закладки первых кирпичей в фундамент часовни 85 русских христиан, убиенных защитников града Чердыни состоялась 20 августа 2005 года, в рамках торжественных мероприятий "День памяти защитников земли Чердынской", приуроченных к 60-летию окончания Второй мировой войны. Почетное право начать строительство, вслед за священником, было предоставлено главе Чердынского района Ю.П. Лопареву, главе города А.А. Дьячкову и почетному гостю — генеральному директору ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" Н.И. Кобякову. Подробнее на сайте http://sobory.ru/article/?object=14118

Чердынь. Часовня Спаса Нерукотворного Образа
Спасская часовня; часовня в память 85 убиенных воинов

85 убиенных — это погибшие в бою защитники Чердыни, которые 6 января 1547 года остановили вторжение татар, шедших из-за Урала. В краеведческом музее хранится железная плита, на которой выбиты имена всех защитников города.
В 2007 году исполнится 460 лет со времени гибели 85-ти защитников Чердыни в битве с ногайцами у деревни Кондратьева Слобода. Чтобы увековечить память, об этих героических предках, руководство Чердынского района и Муниципальное учреждение "Комплекс по сохранению историко-культурного наследия и охране памятников" (МУ КСИКНОП) изыскивают возможность для того, чтобы уже в будущем году приступить к строительству часовни на месте установленного в честь давнего события Памятного креста. Церемония закладки первых кирпичей в фундамент часовни 85 русских христиан, убиенных защитников града Чердыни состоялась 20 августа 2005 года, в рамках торжественных мероприятий "День памяти защитников земли Чердынской", приуроченных к 60-летию окончания Второй мировой войны. Почетное право начать строительство, вслед за священником, было предоставлено главе Чердынского района Ю.П. Лопареву, главе города А.А. Дьячкову и почетному гостю — генеральному директору ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" Н.И. Кобякову.  Подробнее на сайте http://sobory.ru/article/?object=14118
 (фото 6)
 
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ ЧЕРДЫНЬ. Вне времени. (фото 7)

Чердынь. Собор Воскресения Христова.
По моему именно этот храм является визитной карточкой нашего города..

Чердынь. Собор Воскресения Христова.
По моему именно этот храм является визитной карточкой нашего города.. (фото 8)

Воскресенский собор в городе Чердыни заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви на одном из холмов в центральной части Чердыни. Освящен в 1754 году.
К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны - в честь Стефана Пермского и в 1785 году - Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей.

Воскресенский собор в городе Чердыни заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви на одном из холмов в центральной части Чердыни. Освящен в 1754 году.
К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны - в честь Стефана Пермского и в 1785 году - Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей.  (фото 9)

История храма на сайте: http://sobory.ru/article/?object=02965

История храма на сайте: http://sobory.ru/article/?object=02965 (фото 10)

Чердынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Успенская церковь в Чердыни построена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировка двухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутыми сводами и соединены широкими приподнятыми арками.
Храмовое помещение второго этажа двухсветное.

Чердынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Успенская церковь в Чердыни построена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировка двухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутыми сводами и соединены широкими приподнятыми арками. 
Храмовое помещение второго этажа двухсветное. (фото 11)

Первый этаж отделен от второго профилированным поясом, украшенным снизу зубчатым лекальным кирпичом. Аналогичные формы имеют карнизы апсиды и куба. На гладких стенах второго этажа выложены плоские завитки-волюты. Самое богатое оформление имеют окна апсиды. Оно выдержано в традициях архитектуры XVII - начала XVIII века. Окна обрамлены стройными колонками с резными капителями, а верх украшен многопрофильными волютами и "жучковым" орнаментом, единственным на всю Чердынь.
Интерьер верхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами, карнизы, а нижнего - настенные росписи на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов.
Колокольня, обращенная фасадом на улицу, была построена взамен старой в 1884 году. Ее пирамидальный объем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы). Четверик колокольни вместил две паперти и крутые лестницы. На стене при входе в трапезную выполнена роспись на тему Страшного суда. Сегодня колокольня и главы утрачены. В 2001 году интерьер церкви отреставрирован.

Первый этаж отделен от второго профилированным поясом, украшенным снизу зубчатым лекальным кирпичом. Аналогичные формы имеют карнизы апсиды и куба. На гладких стенах второго этажа выложены плоские завитки-волюты. Самое богатое оформление имеют окна апсиды. Оно выдержано в традициях архитектуры XVII - начала XVIII века. Окна обрамлены стройными колонками с резными капителями, а верх украшен многопрофильными волютами и "жучковым" орнаментом, единственным на всю Чердынь.
Интерьер верхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами, карнизы, а нижнего - настенные росписи на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов. 
Колокольня, обращенная фасадом на улицу, была построена взамен старой в 1884 году. Ее пирамидальный объем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы). Четверик колокольни вместил две паперти и крутые лестницы. На стене при входе в трапезную выполнена роспись на тему Страшного суда. Сегодня колокольня и главы утрачены. В 2001 году интерьер церкви отреставрирован. (фото 12)

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Заложена 5.06.1867г, освящена 6.10.1867г. Разрушена в 30-е годы. В настоящее время восстанавливается. Архитектор В.А. Побоженко.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Заложена 5.06.1867г, освящена 6.10.1867г. Разрушена в 30-е годы. В настоящее время восстанавливается. Архитектор В.А. Побоженко. (фото 13)

автор фото:Мария Кузнецова

автор фото:Мария Кузнецова (фото 14)
 
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ ЧЕРДЫНЬ. Вне времени. (фото 15)

ВСЕХСВЯТСКАЯ (ВСЕСВЯТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ кладбищенская, г. Чердынь, Церковь во имя Всех Святых расположена в сев. части Чердыни, в районе кладбища. Построена в 1816 г. на средства и стараниями чердынского купца Степана Углицких. Небольшой объем куба церкви покрыт широким куполом и увенчан одной главой на круглом барабане; главой аналогичной формы выделена и апсида. Своеобразие церкви придает колокольня. Над ее четвериком выложен восьмигранный ярус звона, завершенный куполом и высоким шпилем на тонкой шейке. Архитектурный стиль постройки относится к так называемому провинциальному классицизму. В 1932-33 гг. церковь была закрыта и использовалась в разных целях (кожевенное производство, изготовление химических чернил, пимокатная мастерская и др.).
В настоящее время церковь находится в законсервированном состоянии.

ВСЕХСВЯТСКАЯ (ВСЕСВЯТСКАЯ) ЦЕРКОВЬ кладбищенская, г. Чердынь, Церковь во имя Всех Святых расположена в сев. части Чердыни, в районе кладбища. Построена в 1816 г. на средства и стараниями чердынского купца Степана Углицких. Небольшой объем куба церкви покрыт широким куполом и увенчан одной главой на круглом барабане; главой аналогичной формы выделена и апсида. Своеобразие церкви придает колокольня. Над ее четвериком выложен восьмигранный ярус звона, завершенный куполом и высоким шпилем на тонкой шейке. Архитектурный стиль постройки относится к так называемому провинциальному классицизму. В 1932-33 гг. церковь была закрыта и использовалась в разных целях (кожевенное производство, изготовление химических чернил, пимокатная мастерская и др.). 
В настоящее время церковь находится в законсервированном состоянии. (фото 16)

автор фото: Антон Скорлупин
Чердынь. Церковь Спаса Преображения
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, г. Чердынь . Каменная двухэтажная церковь во имя, Преображения Господня с каменной колокольней была построена в 1730 г. на месте старой деревянной Преображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освящена во имя Преображения Господня, нижняя (теплая) — во имя Казанской Богоматери. В 1849 г. прихожане и священнослужители Преображенской церкви обратились с просьбой о разборке старой и постройке новой каменной колокольни. Просьба была удовлетворена. Разборка старой колокольни была осуществлена на средства чердынского купца Николая Нассонова.
До нач. 1930-х гг. здание использовалось по назначению. После закрытия церкви она была передана Чердынскому лесотехникуму, который приспособил здание церкви под учебные аудитории и мастерские. Главы и колокольня утрачены, высота - 15,6 м., состояние - аварийное.

автор фото: Антон Скорлупин
Чердынь. Церковь Спаса Преображения
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, г. Чердынь . Каменная двухэтажная церковь во имя, Преображения Господня с каменной колокольней была построена в 1730 г. на месте старой деревянной Преображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освящена во имя Преображения Господня, нижняя (теплая) — во имя Казанской Богоматери. В 1849 г. прихожане и священнослужители Преображенской церкви обратились с просьбой о разборке старой и постройке новой каменной колокольни. Просьба была удовлетворена. Разборка старой колокольни была осуществлена на средства чердынского купца Николая Нассонова. 
До нач. 1930-х гг. здание использовалось по назначению. После закрытия церкви она была передана Чердынскому лесотехникуму, который приспособил здание церкви под учебные аудитории и мастерские. Главы и колокольня утрачены, высота - 15,6 м., состояние - аварийное. (фото 17)

автор фото: Антон Скорлупин
Чердынь. Церковь Богоявления Господня
Богоявленская церковь в Чердыни расположена на холме между Воскресенским собором и монастырем. Церковь отличается усложненным композиционным построением и художественным убранством фасадов. Церковь в полном виде не сохранилась. Богоявленская церковь строилась в несколько этапов. Нескольким ее приделам соответствовали ранее три деревянные церкви.В 1751 году было закончено строительство основного, двусветного храма с низкой трапезной, пятигранной апсидой и северным низким приделом во имя апостолов Петра и Павла.
Сначала в 1752 году освятили Петропавловский престол, а в 1761-м - главный Богоявленский. После того как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезной построили еще один придел. Его освятили в 1778 году в честь широко почитаемого в Чердыни Прокопия Устюжского. В то же время старую, отдельно стоящую колокольню заменяют каменной. Четверик колокольни занимает двухэтажная паперть, а восьмигранный столп - ярус звона.
В конце XIX века эта колокольня была разобрана и построена новая, более объемная и красивая. Церковь сильно пострадала в результате пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия, приобретать утварь и книги. В это время Петропавловский престол разместился наверху, а Прокопьевский - в приделе.
Иконостасы и настенную живопись в 1808 году выполнил чердынский "живописный мастер" Андрей Петрович Марков. Обо всех этих изменениях сообщает церковная хроника, вписанная в резной деревянный картуш - медальон, который висел в притворе церкви, а в наши дни хранится в Чердынском краеведческом музее. Богоявленская церковь с новой колокольней эффектно вписывалась в архитектурный облик города. После пожара 1792 года в Богоявленской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметы старины, церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения.

автор фото: Антон Скорлупин
Чердынь. Церковь Богоявления Господня
Богоявленская церковь в Чердыни расположена на холме между Воскресенским собором и монастырем. Церковь отличается усложненным композиционным построением и художественным убранством фасадов. Церковь в полном виде не сохранилась. Богоявленская церковь строилась в несколько этапов. Нескольким ее приделам соответствовали ранее три деревянные церкви.В 1751 году было закончено строительство основного, двусветного храма с низкой трапезной, пятигранной апсидой и северным низким приделом во имя апостолов Петра и Павла.
Сначала в 1752 году освятили Петропавловский престол, а в 1761-м - главный Богоявленский. После того как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезной построили еще один придел. Его освятили в 1778 году в честь широко почитаемого в Чердыни Прокопия Устюжского. В то же время старую, отдельно стоящую колокольню заменяют каменной. Четверик колокольни занимает двухэтажная паперть, а восьмигранный столп - ярус звона. 
В конце XIX века эта колокольня была разобрана и построена новая, более объемная и красивая. Церковь сильно пострадала в результате пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия, приобретать утварь и книги. В это время Петропавловский престол разместился наверху, а Прокопьевский - в приделе. 
Иконостасы и настенную живопись в 1808 году выполнил чердынский "живописный мастер" Андрей Петрович Марков. Обо всех этих изменениях сообщает церковная хроника, вписанная в резной деревянный картуш - медальон, который висел в притворе церкви, а в наши дни хранится в Чердынском краеведческом музее. Богоявленская церковь с новой колокольней эффектно вписывалась в архитектурный облик города. После пожара 1792 года в Богоявленской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметы старины, церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники, деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения.  (фото 18)

Свою запись хочу закончить стихами Чердынской поэтессы С.Ю. Володиной

 

Семь холмов хранят свои былины
И могилы дедовы хранят,
И на все рассветные долины
С колоколен к утрене звонят...

Вера_я

Великолепное путешествие во времени..

Только фото с современными автомобилями - врывается резким диссонансом..

Глядя на Ваши замечательные фотографии - ждешь коней, сани с резными узорами, разрумянившиеся от мороза щеки извозчиков и ездоков, а тут.. немытые "Газели".. смеюсь 

Спасибо Вам за кусочек Русской истории - Государства Российского.. такая гордость охватывает, что я русская.. благодарю(читать не как "благодарю", а как "кланяюсь в пояс")..

saffika

Спасибо за добрые словаблагодарю

Вера_я

Глядя на фото № 10 - до меня полностью (хочется так думать) дошло выражение - малиновый звон..

А фото № 14 - на мой взгляд - самое притягательное.. 

Вы замечательный фотограф.. цветы

saffika

Огромное спасибо но именно, 10 кадр не мой.. у меня был похожий, но так и не смогла его найти.. а в интернете наткнулась на этот и воспользовалась. к сожалению автор неизвестен ((((

Малышка кет

Спасибо за экскурсию. Есть же в России красивые места!! А нам все за границу подавай ;((. А ведь   сколько мы у себя не видели. Надо наверстывать !

saffika

Спасибо! постараюсь в ближайшее время выложить еще пару записей про наши замечательные края. 

NataGrig

Спасибо большое, очень познавательно. Вот только так и осознаешь всю ширь и необъятность нашей России. Сколько у вас храмов много, мне кажется что у нас в Екатеринбурге и то меньше. Историческое место у вас, хорошо что познакомили

saffika

благодарю рада что вам понравилось!

Гусева Любовь Михайловна

Спасибо очень здорово браво

saffika

благодарю

Т.А.Г.

Какая у нас красота!!! Здорово!

saffika

Да, мне и хочется показать свой край людям... смущаюсь

Шелкопряд

Хорошие фото! Особенно зимние.

saffika

Спасибо!!! Очень приятно)))