Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Валдайские колокольчики

 Бумажная радуга ремёсел
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

Автор(ы) Шутова Екатерина 8"А" класс. Шутова Татьяна Валерьевна
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение СОШ №83 им.Г.Мустафина город Караганда Казахстан
Материалы бумага, краски

Колокольчик из Валдая.
Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит.
Мчится тройка удалая,
Впереди ямщик сидит.

И под этот звон весёлый
Мчится тройка сквозь года,
И ворвавшись в моё сердце,
Там осталась навсегда.

Потому порой бессонной
Что-то вдаль меня манит,
Словно голос беспокойный
Колокольчика звенит.

Словно тот ямщик как прежде
Свою песню запоёт
И Душа моя в надежде
С этой песней в даль уйдёт.

Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит,
Своей песней провожая
Всех, кто в дальний путь спешит...
(Памяти Кукольника С. В. Образцова)
Эти стихи опубликованы АЖА 4 года назад в разделе Стихи на сайте Дом Солнца.

Наши колокольчики "отлиты" из самой высокосортной уральской меди, как и положено. Просто два покртиы ещё и серебром и один даже расписной.

Колокольчик из Валдая. 
Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит.
Мчится тройка удалая,
Впереди ямщик сидит.

И под этот звон весёлый
Мчится тройка сквозь года,
И ворвавшись в моё сердце,
Там осталась навсегда.

Потому порой бессонной
Что-то вдаль меня манит,
Словно голос беспокойный
Колокольчика звенит.

Словно тот ямщик как прежде
Свою песню запоёт
И Душа моя в надежде
С этой песней в даль уйдёт.

Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит,
Своей песней провожая
Всех, кто в дальний путь спешит...
(Памяти Кукольника С. В. Образцова)
Эти стихи опубликованы АЖА 4 года назад в разделе Стихи на сайте Дом Солнца.

Наши колокольчики "отлиты" из самой высокосортной уральской меди, как и положено. Просто два покртиы ещё и серебром и один даже расписной.  (фото 1)

Все колокольчики сделаны по разным схемам

Все колокольчики сделаны по разным схемам (фото 2)

   Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в.

В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в.

История валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся, неизменную (классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости. 
Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”.

Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
 

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.

Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных под горочками валдайскими, хватит всем, всем хватит славы и силы его.

http://articles.agronationale.ru/crafts/1904-valdayskie_kolokolchiki

А вот так звучат колокольчики

Дар Валдая

Самыми известными колокольчиками на Руси всегда были валдайские колокольчики, увековеченные в народном фольклоре. По легенде, именно в Валдае был разбит знаменитый Новгородский вечевой колокол, осколки которого и послужили материалом для изготовления первых колокольчиков. Так это или нет, сегодня сказать трудно, однако то, что ямщицкий колокольчик часто называли валдайским, свидетельствует о важности этого города в истории производства колокольчиков в России.

Колокольчики в Валдае начали отливать во второй половине 18 века, и выбор места был далеко не случайным. Дело в том, что Валдай находился на середине самой важной российской дороги – Московско-Петербургского тракта, где необходимость в ямщицких колокольчиках была особенно велика. Обладая традициями кузнечного мастерства, Валдай стал центром производства колокольчиков, однако специализированные мастерские и заводы появились здесь только в начале ХIХ века. Разработав особую технологию литья, отличную от способа литья церковных колоколов, валдайские мастера сделали ямщицкий колокольчик уникальным, исконно русским явлением.

Валдайский колокольчик отличается классической формой, которая оставалась неизменной на протяжении многих лет. Соотношения высоты и диаметра колокольчика являются равновеликими, а создаваемое ими впечатление устойчивости усиливается практически полным отсутствием декора. Обязательная черта валдайского колокольчика – надпись, которая проставлялась на «юбке» изделия – по его нижнему краю. Исследователи считают, что форма валдайского колокольчика была выбрана по принципу антропоморфизма, а моделью для нее послужила женщина в традиционном русском сарафане. Валдайские колокольчики легко узнаваемы по петлям для подвески языка, форме самого языка и обязательным проточкам по тулову изделия.

Стоит отметить, что настоящие валдайские колокольчики стоили очень дорого, но пользовались огромным спросом благодаря качеству и красоте звучания, немало способствовала популярности и легенда о Новгородском колоколе.

В конце ХIХ века появилось большое количество предприятий, которые составили конкуренцию Валдаю, и многие изделия, выпущенные в это время с надписью «Валдай», к настоящим валдайским колокольчикам отношения не имеют.

http://kolokolchiki.com/


   Ямщицкие колокольчики

 Колокольчики валдайских мастеров В.Нефедова и Т.Стуколкина.

  Даръ Валдая.

 Иван Стуколкин отливал самый большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора, вес его составлял 1860 пудов 29 фунтов без учета веса языка, который был весом в 49 пудов 29 фунтов. Мастер отлил тогда не один колокол, а целый звон в 11 колоколов общим весом в 4.349 пудов 14 фунтов. Особенностью этих колоколов было то, что отлиты они были из сибирских пятаков. М.Стуколкин отливал для Валаама два памятных колокола из материала еще более необычного – металлической бахрамы тканей и одежд, собранных на погребение императора Александра http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/valday/bell-museum/valdaj-kolokola

IZOLENA

Шикарный пост!!! Браво!!! Прямо слышится перезвон!

Гуменюк Мария

Как прекрасно! Звон колокольчиков - супер!