Поделиться:
Автор(ы) | Петрова Иванна, 3 класс |
Возраст | 8—9 лет |
Учебное заведение | МБОУ "Жарханская СОШ им. Б.Г. Игнатьева", с. Жархан, Сунтарский улус, Республика Саха (Я) |
Материалы | цветная бумага |
Педагог | Павлова Людмила Александровна |
Чепрак– элемент конского убранства (парные декоративные коврики, покрывающие бока лошади). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. Они надевались на лошадь в особо торжественных случаях – на якутский праздник ысыах, на свадьбу – уруу.
Якутские мастерицы, используя традиционные материалы, на чепраке создавали свой излюбленный узор – лиру. Это всегда был центральный орнаментальный мотив, множество раз варьируемый. Вышивали узоры золотыми и цветными нитками, белым подшейным волосом оленя и бисером. Украшали изделие мелкими металлическими и серебряными бляшками различных форм и размеров. Лировидный мотив в орнаментальном искусстве якутов символизирует благословение на богатство и процветание в Срединном мире.
Выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным. В выборе цвета материала конского убранства в основном придерживались традиционным выбором цвета: черный, красный или в редких случаях – черный, зеленый.
Красный цвет олицетворяет материнскую душу – “ийэ-кут”. Красный цвет (хаан кыhыл, уот кыhыл) ассоциировался с женской природой, давал ощущение близкого, родного, но в то же время использовался как отпугивающий демонов-абаасы цвет, т.е. имел апотропеистическую функцию.Основным фоном чепрака был выбран черный цвет. Черный цвет в понятии якутов символизировал цвет земли-матушки и олицетворял “буор кут” (землю-душу).
Традиция изготовления предметов конского убранства уходит в глубокую древность. Культ коня отразился и на древнейших палеолитических наскальных рисунках.
В далекое прошлое якутского народа уходит своими корнями традиция почитания коня – верного спутника в дороге, кормильца семьи. Образ коня овеян многочисленными преданиями, легендами. Особенно почитаемы в якутской мифологии кони и кобылицы белой масти. Недаром, это благородное животное любовно украшалось во время летнего праздника «ысыах» и свадебных церемоний. Якуты, как древние скотоводы, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня.
Украшения конского убранства передавались по наследству, служили показателем достатка и богатства семьи.
Многочисленные варианты чепраков и кычимов XVIII-XIX веков объединяются единством стиля – у них может быть разнообразие материала, орнаментального узора, но вся эта вариантность наблюдается в пределах единой образной композиционной системы и ясной цветовой гармонии. Эти изделия отличают добротность, прочность, даже монументальность.
В XIX веке в шитье чепраков установилась определенная традиция композиционного решения формы, колорита характера декора. Декор их по материалу и технике шитья подразделяется на ряд видов: металлический из серебряных бляшек различной конфигурации, бисерное шитье в сочетании с серебряными бляшками, вышивка цветной, серебряной и золотой нитью, шитье из лоскутной мозаики. Узор из плетеного конского волоса применяются редко. Устанавливается своеобразная традиция в декоре чепраков. Центральная сердцевинная часть несет основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Она в более архаичных изделиях охристого или коричневого цвета, а в поздних – зеленого, красного или черного. В ранних изделиях употребляется кожаный материал, в поздних – сукно, бархат, вельвет, плис. Центральным орнаментальным мотивом являются лировидные и сердцевидные узоры, нередко в одной вещи встречается сочетание и тех и других. Два крайних бордюра в XIX веке шились из сукна контрастных красного и черного цветов. На втором, близком к центру, бордюре тоже часто наносился орнаментальный мотив, в зависимости от техники декоративного оформления: то растительный, то геометрический. Нередко бордюр отделяется от центра или крайнего бордюра декоративным кантом.
Форма чепраков в основе своей трапециевидна, с двумя-тремя удлиненными выступами в широкой части, на концах которых непременно нашиваются кисти из ровдуги с металлическим и бисерным декором у оснований. Кисти нашиваются и с двух боковых сторон. Всего кистей на одном чепраке от пяти до девяти.
Композиция узоров на чепраках отличается четкой симметричностью. Все делается тщательно и даже изысканно. Обязательно использовался бисер. Так как бусы и бисер, широко используемые в качестве украшений конского убранства, известны своими охранно-магическими свойствами. Бисер считается одним из древних оберегов у многих народов мира. Бисер «почитался им как божественное существо и что он высоко ценился как могучий амулет, нашивание которого на платье и пр. имело целью окружить тело человека великой армадой могучих существ-амулетов.
В изделиях современных мастериц при всей внешней традиционности формы чувствуется облегченность, пестрота цветового решения, дробность композиции, иногда случайный подбор разнофактурного материала. Мастера свободно обращаются с традиционными формами, стремятся выразить свои личные, эмоциональные ассоциации. Иначе говоря, здесь на лицо нетрадиционной, а индивидуальный, авторский подход.
Иванна, чепрак получился очень нарядным, ты-умничка. Скажи, пожалуйста, все ли фото сделаны вами? Если есть фото из интернета, то их нужно загрузить вторым способом так, чтобы на них не было твоего ника и логотипа сайта.
А откуда взят материал, рассказывающий о таком ремесле?
Очень интересный рассказ, работа мне понравилась Молодец Иванна
Замечательная работа!!! Удачи!!!
Спасибо!