Автор(ы) | Казанцева Оля 6 класс |
Возраст | 10—11 лет |
Учебное заведение | Центр технического творчества молодёжи города Киева, Дарницкий район |
Материалы | ватман, цветная бумага |
Педагог | Нечипоренко Оксана Анатольевна |
«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.
Эта тема широко вошла в русское искусство в целом. В первой половине XIX века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром, изображения загородных пикников с непременным самоваром и чаепитием. В конце XIX – начале XX века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих русских художников ( К.С. Петрова- Водкина, И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках. История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом.
Тульские самовары
В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братья Иван и Назар Лисицыны открывают небольшое поначалу, первое в городе самоварное заведение. Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками... Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие — и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, Ленинграда, Калуги. Впрочем, и Тульский областной краеведческий музей может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.
В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселева.
В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына —320 штук, братьев Черниковых —600 штук, Курашева —200 штук, мещанина Маликова —105 штук, оружейников Минаева —128 штук и Чигинского —318 штук.
В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая.
Причина столь быстрого развития самоварного промысла в том, что месторождения железных руд имеют выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула. Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии.
Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России.
Музей «Тульские самовары»
Музей открылся в 1990 году в двухэтажном здании, построенном в 1910—1911 годах архитектором В. Н. Сироткиным на Менделеевской улице вблизи стен Тульского кремля. Основной для экспозиции музея стали большая коллекция самоваров, собранная за многие годы музейным объединением Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей (филиалом которого стал и музей самоваров), и коллекция ведомственного музея самоваров Тульского завода «Штамп» им. Ванникова (ныне Тульский патронный завод), которая собиралась и экспонировалась на территории предприятия с 1960-х гг.
Экспонаты располагаются в трёх залах, каждый из которых рассказывает об отдельных этапах в истории и изготовлении самоваров.
В первом зале собраны шедевры самоварного дела в Туле XVIII—XIX веков. Там находится прототип самоваров — сбитенник, а также самовары, изготовленные на первой в Туле самоварной фабрике, основанной Никитой Лисициным. Также имеются самовары с фабрик Сомовых и Маликовых, возглавлявших самоварное дело в Туле в начале XIX века. В первом зале также можно увидеть медали с Всемирных выставок в Париже (1889), Чикаго (1893), Лондоне (1909), с Всероссийской выставке в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), полученные братьями Баташёвыми и Шемариными.
Во втором зале представлены самовары второй половины XIX—начала XX веков. Там же представлены фотографии из личных коллекций тульских самоварщиков, 5 миниатюрных самоваров, которые Баташёвы в 1909 году подарили детям Николая II, а также самовары советской эпохи, изготовленные для многих видных коммунистов.
В третьем зале экспонируются самовары тульского завода «ШТАМП», единственного завода в Туле, выпускающего самовары. Среди них имеются и обычные жаровые и электрические и комбинированные.
Оля, молодец! Очень красивый и яркий самовар! Удачи в конкурсе!
Спасибо!!!
Какая прелесть, неожиданная форма передачи, очень ярко и красиво, хорошо бы сравнить с оригиналом. МОЛОДЕЦ. Мне очень понравилось. УДАЧИ в конкурсе
Очень красивый ,яркий и самобытный самовар! Браво!
Потрясающий самовар получился!
Восторг!
Оленька!Оксана Анатольевна!!! Самовар вас расчудесный!!!! Победы вам девчоночки!!!
Красивый самовар. Молодец!!!!!
ВСЕМ огромное спасибо за коментарии!!!
красота да и только! а уж какие складочки ( вот с ними у меня сплошная морока!!!) ровненькие до как лист сложен аккуратно!
Какой пузатенький дружок, с детства знакомый, уютный, теплый, родной
Какой здоровский самоварчик....!!!! Ажурный, расписной!!!! Молодцы!!!
Молодец Оля самовар просто чудо! в конкурсе.!!!
Чудесный самовар получился!!! Молодец, Оля!!! Удачи!!!
Я в восторге от вашего самовара! Прекрасное исполнение и оформление! БРАВО! Победы ВАМ!