Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Керамика острова Крит (Греция)

 Бумажная радуга ремёсел
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 10
В избранных: 10

Поделиться:

Автор(ы) Трофимова Анна, 5 Е класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МАОУ СОШ № 4 им. И.С.Черных, город Томск, Томская область, Россия
Материалы Полоски для квиллинга, клей ПВА, картон, цветная бумага
Педагог Трофимова Наталия Олеговна

Свой рассказ я посвящаю глине,
С которой, очень близко познакомилась на Крите.
Там с глиной чудеса творят умельцы,
Лепят амфоры, сосуды и тарелки.
Давайте с ними я вас познакомлю,
О, их ремесле расскажу вам поподробней!

Свой рассказ я посвящаю глине,
С которой, очень близко познакомилась на Крите.
Там с глиной чудеса творят умельцы,
Лепят амфоры, сосуды и тарелки.
Давайте с ними я вас познакомлю,
О, их ремесле расскажу вам поподробней! (фото 1)

В память о мастерах керамики острова Крита, с которыми я понзакомилась летом я решила сделать магнит греческой вазы - амфоры.Амфора для древнего грека так же привычна, как для нас кастрюля. В русском языке у амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. То же самое было и в Древней Греции, то есть для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках – пифосах. Амфора – это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора - это надгробный памятник. Стало быть, амфора обладает двойной сущностью, – это и плодоносящее начало, рождение, она подобна утробе матери, это и смерть, она подобна гробу.
Итак начнём!
Вырезаем из плотного картона амфору. Мнём черную бумагу.

В память о мастерах керамики острова Крита, с которыми я понзакомилась летом я решила сделать магнит греческой вазы - амфоры.Амфора для древнего грека так же привычна, как для нас кастрюля. В русском языке у амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. То же самое было и в Древней Греции, то есть для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках – пифосах. Амфора – это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора - это надгробный памятник. Стало быть, амфора обладает двойной сущностью, – это и плодоносящее начало, рождение, она подобна утробе матери, это и смерть, она подобна гробу.
 Итак начнём!
Вырезаем из плотного картона амфору. Мнём черную бумагу. (фото 2)

Обклеиваем нашу заготовку смятой бумагой (я взяла обыкновенную цветную двухстороннюю бумагу).

Обклеиваем нашу заготовку смятой бумагой (я взяла обыкновенную цветную двухстороннюю бумагу). (фото 3)

Бумагу загибаем по форме. Получается вот так.

Бумагу загибаем по форме. Получается вот так. (фото 4)

Из полосок для квиллинга делаем нужные дитали. ( квадраты маленькие и большие, форму глаза и просто нарезаные полоски )

Из полосок для квиллинга делаем нужные дитали. ( квадраты маленькие и большие, форму глаза и просто нарезаные полоски ) (фото 5)

Распологаем детели на работе и приклееваем клем ПВА. Мы часто встречаем на греческих сосудах орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” – это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент.

Распологаем детели на работе и приклееваем клем ПВА.	Мы часто встречаем на греческих сосудах  орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” – это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент. (фото 6)

Два магнита: купленный и мой!!! Ветка оливкового дерева является визитной карточкой Греции.

Два магнита: купленный и мой!!! Ветка оливкового дерева является визитной карточкой Греции. (фото 7)

А вот и готовая работа!

А вот и готовая работа! (фото 8)

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Вблизи города Нераклион находится керамический завод мастрера Николоса. Много поколений его семьи занималось изготовлением керамических изделий. Сегодня на его заводе трудятся его жена, сын, 3 наемных работника и он сам.

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Вблизи города Нераклион находится керамический завод мастрера Николоса. Много поколений его семьи занималось изготовлением керамических изделий. Сегодня на его заводе трудятся его жена, сын, 3 наемных работника и он сам. (фото 9)

Глину мастер покупает и хранит её в специальной яме. Однако он нам рассказал, что на самом деле глина проходит долгий процесс обработки – сначала её сушат, измельчают при помощи специальных барабанов. После этого получившуюся массу заливают водой и замачивают на некоторое время в определенных ящиках, составленных между собой ступенчатой лестницей. Когда приходит время, данные ящики с массой глины промывают под напором чистой воды, которая бурлит и стекает постепенно из одного ящичка в другой, по принципу ступенек - вот этот процесс и называется отмучиваением. Для лепки глина должна быть пластичной, а проверить её можно помяв в руке (она не должна прилипать к тыльной стороне руки). И так мастер за изготовлением своего сосуда.

Глину мастер покупает и хранит её в специальной яме. Однако он нам рассказал, что  на самом деле глина проходит долгий процесс обработки – сначала её сушат, измельчают при помощи специальных  барабанов. После этого получившуюся массу заливают водой и замачивают на некоторое время в определенных ящиках, составленных между собой ступенчатой лестницей. Когда приходит время, данные ящики с массой глины промывают под напором чистой воды, которая бурлит и стекает постепенно из одного ящичка в другой, по принципу ступенек - вот этот процесс и называется отмучиваением. Для лепки глина должна быть пластичной, а проверить её можно помяв в руке (она не должна прилипать к тыльной стороне руки). И так мастер за изготовлением своего сосуда. (фото 10)

Существует три способа керамичсеких сосудов:
1 способ - лепка сосуда вручную;
2 способ - лепка сосуда с помощью жгутов;
3 способ - на гончарном круге.

Существует три способа керамичсеких сосудов:
1 способ - лепка сосуда вручную;
2 способ - лепка сосуда с помощью жгутов;
3 способ - на гончарном круге. (фото 11)

Почти все аттические вазы делались для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков: вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Для этой цели самым распространенным видом емкости была амфора, ваза с двумя крепкими ручками. Я решила сделать свою вазу - амфору для хранения воды.

Почти все аттические вазы делались для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков: вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Для этой цели самым распространенным видом емкости была амфора, ваза с двумя крепкими ручками. Я  решила сделать свою вазу - амфору для хранения воды. (фото 12)

Для того, чтобы моя амфора была красивой и эластичной, необходимо постоянно смачивать руки.

Для того, чтобы моя амфора была красивой и эластичной, необходимо постоянно смачивать руки. (фото 13)

Последние штришки и моя ваза готова!!! Сушка и обжиг ваз в условиях массового производства занимает более 6 часов в специальных печах, где происходит постепенное повышение температуры. Мне мастер рассказал, что сосуд можно не только сушить в печки, но и сушить естественным путем. А именно в темном, сухом месте в течение 3 суток.

Последние штришки и моя ваза готова!!! Сушка и обжиг ваз в условиях массового производства занимает более 6 часов в специальных печах, где происходит постепенное повышение температуры. Мне мастер рассказал, что сосуд можно не только сушить в печки, но и сушить естественным путем. А именно в темном, сухом месте в течение 3 суток.   (фото 14)

Сосуды после обжига.

Сосуды после обжига. (фото 15)

В магазине у мастера.

В магазине у мастера. (фото 16)

Вообще лепка из глины считалась в Древней Греции почетным и важным делом. Этим делом занимались Древнегреческие боги Пандора и Прометей.
Характерной особенностью сделанных в Древней Греции сосудов является их мастерская роспись. У истоков аттической керамики стояло изготовление массивных декоративных амфор со сложным геометрическим узором.

На смену ему пришла чернофигурная керамика, известная вплоть до VII в. до н.э. Использование этого стиля предусматривало нанесение силуэтов рисунка тонкой кистью и чёрным лаком. Все последующие элементы вычерчивались или процарапывались на лакированном силуэте.

Тематика узоров достаточна разнообразна. Так, в период геометрического стиля рисунок покрывал почти весь сосуд. В декоре преобладали шахматные росписи, кресты, свастики, штриховка, ленты, точки и т.п. Анималистические или растительные элементы использовались крайне редко.

Позже мастера начали обращаться к мифологической тематике в декоре керамических изделий. В основе композиции изображался некий мифологический сюжет, а геометрические узоры служили обрамлением рисунка.

Классическая эпоха греческой керамики отмечена краснофигурным стилем, прямо противоположным чернофигурной росписи. Его расцвет приходится на V в. до н.э. Но элементы чернофигурной росписи использовались ещё эллинистическом периоде.

В краснофигурной технике фон вазы покрывался чёрным лаком, а силуэт изображений оставался незакрашенным. Поскольку сам рисунок оставался светлым (или точнее красным), изображение выглядело более естественно. На силуэте точёными рельефными линиями создавались детали рисунка. Эти филигранные линии выдавливались глазурью из специальной тоненькой трубочки.

Стили вазописи

1. Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
2. В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
3. В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.

4. Около 530 г до.н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.

Мне очень нравится это ремесло!  Прежде всего, потому что глиняная посуда экологически чистый продукт, в нем молоко может сохранится ( без холодильника ) 3 дня! Я бы хотела, что бы вот такие мастерские были по всему миру. И это ремесло возраждалось и развивалась!!!

Источники: http://keramoblog.com/izdeliya-iz-keramiki/grecheskaya-keramika-stil-syuzhet-rascvetka/, http://art.ioso.ru/bank/ancceramics/ancientceram.htm

 

ЛеночкаТ

Замечательная работа!!Удачи  в  конкурсе!

NaTTal

Спасибо большое!!!!цветыУдача, мне не повредит, и Вам удачи!!!цветы

Наталья Плиско

Очень интересно!!! И кувшинчик очень красивый!!! Молодец, Аня!!!

NaTTal

Спасибо большое, Наталья!цветы Вот мы с Вами и обратно встретились!!!ура!Очень приятно услышать отзыв от такого профи, как Вы!!!

Эл

Интересная ваза и очень интересный рассказ

NaTTal

Спасибо большое!!!цветы

Белова Светлана

И даже оливковая ветвь поместилась...?! Здорово!!!!!цветы

NaTTal

Спасибо большое, Светлана!!! А ваш блог меня очаровал, очень!!цветы

eka

Наталия Олеговна, Аня, вы молодцы!браво
Аня, очень рада за тебя, что не просто так отдыхаешь: купаешься, загораешь -, а ещё встречаешься с мастерами, учишься у них. Это так здорово и интересно! Конкурсная страница вышла замечательно, фотографии хорошие и интересно читать.
Победы вам на конкурсе! цветы

NaTTal

Спасибо большое Катя и Марина Владимировна!!! За такой теплый и добрый отзыв. цветыДействительно очень интересно отдыхать и узнавать обычаи и культуру другой страны!!цветы