Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Золотая хохлома.

 Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 6
В избранных: 6

Поделиться:

Автор(ы) Юхнова Юлия (9 класс)
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение МБОУ Кормовская СОШ, декоративно-прикладное объединение "Задоринка"
Материалы Цветная бумага,бумага офисная,контуры.
Педагог Тихая Елена Васильевна

"Золотая хохлома!"- я не раз слышала подобное выражение. И все удивлялась:"Почему золотая то?".И так стало мне интересно, что я решила побольше узнать об этом, так называемом "русском золоте". Сколько же всего интересного я узнала!И так пропиталась духом хохломской росписи, что не смогла удержаться, чтобы своими руками не сделать хотя бы кухонную досточку! Сколько же удовольствия я получила!!!Все таки здорово, что был придуман такой замечательный конкурс!

"Золотая хохлома!"- я не  раз  слышала  подобное  выражение. И все  удивлялась:"Почему  золотая  то?".И так  стало мне  интересно, что  я решила   побольше  узнать   об этом, так называемом "русском золоте". Сколько  же  всего  интересного  я  узнала!И  так  пропиталась  духом   хохломской росписи, что не  смогла удержаться, чтобы своими  руками   не  сделать хотя бы   кухонную  досточку!  Сколько  же   удовольствия  я   получила!!!Все таки  здорово, что   был  придуман  такой  замечательный  конкурс!  (фото 1)

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов.

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. (фото 2)

Хохлома — красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.
Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы — Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи. Ее адрес — город Семенов. Эта школа готовит кадры художников хохломской росписи, токарей, столяров и резчиков по дереву для таких всемирно известных художественных предприятий народных-промыслов, как объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Кроме того, в очагах народных промыслов — в школах Ковернинского района и на Семеновском учебно-производственном комбинате на уроках труда и на кружковых занятиях по специальной программе воспитанников обучают приемам хохломской росписи, здесь бережно передают традиции древнего народного искусства подрастающему поколению.

Хохлома — красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.
Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы — Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи. Ее адрес — город Семенов. Эта школа готовит кадры художников хохломской росписи, токарей, столяров и резчиков по дереву для таких всемирно известных художественных предприятий народных-промыслов, как объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Кроме того, в очагах народных промыслов — в школах Ковернинского района и на Семеновском учебно-производственном комбинате на уроках труда и на кружковых занятиях по специальной программе воспитанников обучают приемам хохломской росписи, здесь бережно передают традиции древнего народного искусства подрастающему поколению. (фото 3)

Держа в руках горящую золотом и киноварью братину , кружку или вазу, которую щедрые руки талантливого мастера превратили в подлинную драгоценность, невольно задаешь себе вопрос: откуда пришло к нам это чудо чудное, диво дивное — огненная Хохлома?

Держа в руках горящую золотом и киноварью братину , кружку или вазу, которую щедрые руки талантливого мастера превратили в подлинную драгоценность, невольно задаешь себе вопрос: откуда пришло к нам это чудо чудное, диво дивное — огненная Хохлома? (фото 4)

Один из исследователей Хохломы — профессор Виктор Михайлович Василенко высказывает такое предположение:
«Время возникновения хохломской росписи определить пока еще трудно. Вероятно, ее зарождение надо относить к XVII, а окончательное образование к XVIII веку, возможно, что истоки восходят даже к шестнадцатому столетию.
Сам характер росписи, подражающей золотой и серебряной посуде, был подсказан декоративным искусством Древней Руси. Различные сведения дают основания полагать, что в Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанную золотом. В XVI—XVII вв. везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа»

Один из исследователей Хохломы — профессор Виктор Михайлович Василенко высказывает такое предположение:
 «Время возникновения хохломской росписи определить пока еще трудно. Вероятно, ее зарождение надо относить к XVII, а окончательное образование к XVIII веку, возможно, что истоки восходят даже к шестнадцатому столетию.
Сам характер росписи, подражающей золотой и серебряной посуде, был подсказан декоративным искусством Древней Руси. Различные сведения дают основания полагать, что в Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанную золотом. В XVI—XVII вв. везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа» (фото 5)

Один из исследователей Хохломы — профессор Виктор Михайлович Василенко высказывает такое предположение:
 «Время возникновения хохломской росписи определить пока еще трудно. Вероятно, ее зарождение надо относить к XVII, а окончательное образование к XVIII веку, возможно, что истоки восходят даже к шестнадцатому столетию.
Сам характер росписи, подражающей золотой и серебряной посуде, был подсказан декоративным искусством Древней Руси. Различные сведения дают основания полагать, что в Московском государстве было много художественных центров, изготовлявших деревянную посуду с отделкой под золото или расписанную золотом. В XVI—XVII вв. везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа»

Историк С. В. Бахрушин, говоря о Москве начала XVII в., пишет, что «столица государства поставляла» более ценную, художественно отделанную, расписанную золотом и красками деревянную посуду — «братины подписаны золотом», «братины красные, венцы подписаны золотом»

Особенно славились кирилловские изделия и троицкая посуда, которые изготовлялись в Кирилловском и Троице-Сергиевом монастырях.
В. М. Василенко о происхождении хохломской техники высказывает следующую гипотезу: «Есть основание думать, что хохломской способ отделки посуды возник не сразу. Уже в XVI—XVII вв. применяли олифление и «подписку золотом».

Хохлому в те годы называли «горянщйной», так как закаливали посуду в горне, в печи.
 Хозяином на промысле был скупщик. В его руках находилось токарное производство, он обеспечивал «красильщиков» (так называли тогда хохломских художников) «бельем» (т. е. некрашеной белой токарной посудой). Скупщик приобретал у мастеров за полцены окрашенные изделия. А кустарям продавал в своих лавках по повышенным ценам масло, краски, продукты питания. Покупать все это в других лавках по более дешевой цене скупщик не разрешал. А кто нарушал запрет, тому скупщик прекращал поставку «белья».
 «Мой отец, а также мой дядя, старейший хохломской мастер Е. Муравьев, наш односельчанин — В. Сироткин работали на скупщика,— вспоминает Степан Павлович Веселов.— Спали по три часа в сутки — остальное время работали. Трудились на скупщика целыми семьями. Женщины и дети белье «вапили» (грунтовали особой глиной. — Л.Ш.), чтобы закрыть все поры в древесине и создать водонепроницаемую пленку, затем «лудили» (наносили серебристое покрытие. — Л.Ш.), мужчины расписывали подготовленную таким образом посуду птицами, травами, рыбками и другими узорами. Круглые сутки в красильнях топились печи, в которых варили олифу, закаливали посуду».
 В конце XIX — начале XX в. в Семенове появились купцы, которые торговали щепным товаром.
Несмотря на каторжный труд, жили красильщики очень бедно, еле-еле сводили концы с концами. Зимой многие из них уходили на заработки в большие города. Здесь они ходили по трактирам и расписывали чайники, подносы, зарабатывали на хлеб себе и своей семье.

В 1883 г. видный деятель Нижегородского губернского земства Е. Медиокритский писал: «Центром красильного производства нужно считать Хохлому Хохломской волости Семеновского уезда, верстах в 7—14 от Скоробогатовской волости, или собственно от селений этой волости, в которых занимаются окраской. В Хохломе сосредоточивается главным образом торговля всеми произведениями края: сюда свозится из разных мест в громадном количестве щепной товар, который служит материалом красильного производства, здесь же сбываются отчасти и окрашенные вещи» (Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX.
 Во второй половине XIX столетия искусно выточенные и расписанные блюда и чашки, поставцы и кандейки появляются на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
 Большое количество (около 100 000 штук больших и малых чаш) крашеной деревянной посуды было в 1884 г. отправлено в Париж, Лондон, Амстердам и Ниццу. Через год была отправлена партия хохломской посуды и мебели с хохломской росписью в Антверпен, а в 1897 г. — в Прагу.
 В начале XX столетия хохломские изделия постоянно появляются на Лейпцигской ярмарке, на различных выставках в городах Западной Европы; они проникают в отдаленные города Америки, в Австралию и даже Африку.
 В XIX в. в Хохломе создается довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие метра в диаметре, известные под названием артельных или бурлацких. Одно из таких блюд сегодня можно видеть в музее кустарных промыслов Семенова.

Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и другие вещи, окружавшие их в быту. Для хохломских художников всех поколений характерно стремление украсить свой быт.
 В искусстве народных мастеров поэзия и красота жизни представлены в своем совершенном единстве. Красиво и жизненно — вот кредо художников, создавших образцы деревянной посуды с хохломской росписью.
 Но где источники травного узорочья? «Они — в искусстве Древней Руси, отчасти в искусстве Востока. «Травные» орнаменты попадали в крестьянское искусство с разнообразных предметов. В далеком Заволжском скиту мастеру мог приглянуться драгоценный оклад иконы, орнаментированный чеканным растительным узором, причудливый рисунок на старообрядческой рукописи, писанной яркой пылающей киноварью, подцвеченный золотом и другими красками, а также мог поразить его диковинный узор на завезенной персидской ткани. Наконец, прелесть орнамента в отделке одежды, в украшениях утвари боярства не могла оставить его равнодушным» . Все это подвергалось глубокому осмыслению, творчески перерабатывалось.

 В Семеновском музее народных художественных изделий хранится икона конца XVII в., на которой около борта ковчега идет луженая полоска с характерной росписью «травкой». А ведь именно «травка» присутствует во всех типах хохломского орнамента. Истоки орнаментики и колорита хохломской росписи со своеобразным сочетанием красок — ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися цветами с гроздьями ягод в окружении «трав» — в древнерусской декоративной культуре XV—XVII вв. Именно в эти века подобные сочетания цвета встречаются во фресках и иконах, в оформлении книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские, также была расписана церковная утварь, посуда и даже целые помещения. К примеру, золотыми травами, цветами и листьями расписаны красные стены «Престольной» в Теремном дворце Московского Кремля (1635—1636 гг.). А орнамент заставок Вкладной книги Троице-Сергиевой лавры (1673 г.) напоминает «Кудрину», которой мастера золотой Хохломы любят украшать подарочные наборы и ковши.
Таким образом, Хохлома — уникальное явление в русском народном искусстве — создавалась на протяжении длительного исторического времени.

Источники:

http://www.stfond.ru/articles.htm?id=10065

http://images.azarov.info/view.php?filename=951ISTpU0_qgAY.jpg

 

GALINA Sidzhakh

Молодец! Красиво!да

ПолиСвет

Браво!!!!!!!!!!!браво

Наталья Плиско

Очень красивая работа!!! Досочка - чудо!!! Умничка, Юля!!!

Эл

Очень красивая птица, мне понравилась

Белова Светлана

Пташка действительно золотая и очень красивая.....!!!!!

Ольга Зимова

Ух ты какая птичка! Елена Васильевна , вы со своими учениками творите чудеса-. молодцы. Об этом старинном промысле можно писать вечно.браво

Светлана Ямолкина

Елена Пенза

Молодец, Юля! Очень интересная работа!

Юлечка Владимировна

Юля, молодец! Замечательная работа!

ЮленаЮ

Спасибо тёска!Приятно!цветы

ЮленаЮ

Всем огромное спасибо,что заглянули на мою страничку и оценили работу!!!цветы

Елена Сидоровская

Птица-жар! Чудо как хороша! Молодцы, девочки!

ОлесяТ

Юлечка!С победой тебя!!!! Ты  большая умничка!!!!