Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Кузнечный промысел на счастье!

 Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

Автор(ы) Сулейманов Адам,Калачева Елена,Войтегина Екатерина.
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение МБОУ Кормовская СОШ,творческое объединение "Задоринка"
Материалы Салфетки, картон
Педагог Тихая Елена Васильевна

С незапамятных времен люди занимались ковкой и литьем. Ковали орудие труда, боевое оружие, якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. Кованые изделия пользовались большим спросом. До сих пор сохранилась традиция у входа в дом вешать подкову "нв счастье". Вот и мы решили "повесить на счастье" нашу подкову в Стране Мастеров!

С незапамятных времен люди  занимались    ковкой и литьем. Ковали  орудие труда,  боевое  оружие,  якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. Кованые  изделия   пользовались  большим  спросом. До  сих пор сохранилась традиция  у  входа  в дом  вешать  подкову "нв  счастье". Вот  и мы  решили   "повесить  на счастье" нашу  подкову в Стране  Мастеров!  (фото 1)

Кузнечный промысел нынче переживает не лучшие времена. Если раньше, даже в конце прошлого века, более-менее солидные предприятия считали необходимым иметь свою кузницу, зачастую даже оборудованную электромеханическим молотом, то теперь, это скорее роскошь.

Кузнечный промысел нынче переживает не лучшие времена. Если раньше, даже в конце прошлого века, более-менее солидные предприятия считали необходимым иметь свою кузницу, зачастую даже оборудованную электромеханическим молотом, то теперь, это скорее  роскошь. (фото 2)

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах – в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму.

Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.

 Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела. 

   Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах – в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами. 

   На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму. 

   Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора. (фото 3)

В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства.

Процесс феодализации привел к образованию в 9в. Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире.

Имя легендарного основателя города Киева — Кий — родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений — «змеевых валов». В этих преданиях кузнец — не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта.

Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним, - вот набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ.

 В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства. 

   Процесс феодализации привел к образованию в 9в. Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире. 

   Имя легендарного основателя города Киева — Кий — родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений — «змеевых валов». В этих преданиях кузнец — не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта. 

   Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним, - вот набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. (фото 4)

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия.

В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел, у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. 

   В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел, у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров. 

   В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. 

   В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. (фото 5)

Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет переживал Киев – один из самых больших и богатых городов Европы 11-12 века. По словам Титмара Мерзебургского, немецкого писателя начала 11 века, в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности. Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси, искусство кузнецов. Получив распространение в быту, оно в равной мере проявляло себя и в культовых предметах (оклады, резные иконы, кресты-складни, церковная утварь и т.д.).
Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подручный. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных. 

  Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги, шлемы и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. 
  В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.
  В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшее свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. 
  В зодчестве Украины 14-17вв. большое значение получила крепостная архитектура. Территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы (Польша, Литва, Венгрия), подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. Вследствие этого, изделия кузнецов также служили защите отечества, а декоративные средства применялись очень сдержанно.
С середины XIII века над Киевской Русью установилось владычество Золотой орды. События 1237 – 1240 гг. стали едва ли не самыми трагическими в многовековой истории нашего народа. Городам средневековья был нанесен непоправимый ущерб. Веками накапливаемое ремесленное мастерство было почти утрачено. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, и археологи не обнаружили многих предметов, обычных для предшествующей игу эпохи. Из-за татаро-монгольского ига в XIII- XV вв. наметилось значительное отставание развития городов феодальной Руси от городов Западной Европы, в которых начинает зарождаться класс буржуазии. До нашего времени дошло незначительное число предметов быта XIV – XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно возобновлялось развитие ремесел на Руси. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, получила большее распространение обработка железа, центрами которого стали Новгород, Москва и другие русские города.

 Во второй половине XIV в. русскими кузнецами впервые в стране были изготовлены кованые и клепаные пушки. Образец высокого технического и художественного мастерства русских оружейников являет дошедшая до наших дней стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV века. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур.
  С середины 16в. в украинской архитектуре ощущается воздействие искусства Возрождения. Влияние северо-итальянского, немецкого и польского искусства наиболее заметно в архитектуре и прикладном искусстве городов Западной Украины, особенно Львова. На смену духу средневековой отчужденности и аскетизма пришли светские стремления. В изделиях кузнечных мастеров любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Прикарпатья. Широкое применение нашел орнамент, украшение «виноградная лоза».
  В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII столетий.
  Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесел.
  В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. С ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.
  В 1837г. Был утвержден новый генеральный план Киева. В 1830-50гг. в городе был выстроен ряд крупных общественных и административных зданий: Институт благородных девиц (1838-42гг. архитектор В.И. Беретти), ансамбль Киевского университета (1837-43гг. Беретти), присутственные места (1854-57гг. М.С. Иконников). Появился новый тип зданий – доходные дома, имевшие этажи под магазины, гостиницу, ресторан, контору. 
  Фантазия и мастерство кузнецов, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяли создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла.
Использование форм различных исторических стилей – готики, ренессанса, барокко, а также множества восточных элементов, привело к возникновению эклектики.

оздаются причудливые узоры из переплетов. В оградах, балконных ограждениях, дизайне лестниц, - во всем господствуют капризные криволинейные очертания, стилизация растительных мотивов, особенно трав, цветов, с изогнутыми стеблями и причудливыми формами лепестков.
  В XX веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, художественная ковка стала упрощаться.
  Многообразие направлений и концепций в архитектуре и прикладном искусстве противоречило целям формировавшегося в то время тоталитарного режима. К началу 30-х годов ХХ века власть установила жесткий контроль над искусством и архитектурой. Главные составляющие советского декоративного искусства 1920-30гг – простота и функционализм. Тоталитарная власть воспринимала формальные поиски художников и архитекторов как слишком аполитичные, слишком демократичные, не поддающиеся идеологическому контролю. Попрание демократических принципов в жизни общества отразилось и на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Годы сталинизма – один из самых трагических периодов в истории искусства нашей страны. Метод социалистического реализма, скованный жесткими рамками директив – единственное направление искусства 30-50гг. Кузнечное производство было признано «буржуазным» и надолго прекратило свое существование. Лишь после распада СССР и падения соц. системы кузнечное искусство получило возможность бесцензурного, творческого развития.
  В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. И это бесспорно, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
  Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.
Художественная ковка дает возможность создания уникальных по красоте и виртуозной утонченности изделий, идеально дополняющих архитектурные ансамбли. Огонь кузнечного горна придает жилищу высокую надежность и особое ощущение тепла, овеивает его духом высокого искусства прошлого. Прочность и изящество, продуманная гармония линий, четкость контура, – вот далеко не полный перечень достоинств кованых предметов.

Источники:

http://www.remeslennik.ru/Docum/DocumShow_DocumID_97.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E7%ED%E5%F6ВикипедиЯhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E7%ED%E5%F6

 

Фая

Ай да кузнецы-молодцы! Надо же такую красоту сотворить! Удачи вам и победы!

ЛеночкаТ

Спасибо Фея Морозовна! Вот  и  Вам  счастья  накуём!!!Всем  хватит!подмигиваюсмеюсь

Пустовит Елена Ивановна

Здорово как-очень эффектная работа-БРАВО!!!УДАЧИ!!!супер!приветствуюжму руку

ЛеночкаТ

Спасибо Елена Ивановна!!!цветы

Ольга Зимова

Лена! прекрасную работу выполнили твои подопечные. Хороший, интересный рассказ. Удачи вам в конкурсе!цветы

ЛеночкаТ

Спасибо  Олюшка!А  я  все переживала, получится  ли   у нас  передать    металл или нет.благодарю

Наталья Плиско

Ковка как настоящая!!! Это я тебе честно говорю, как-то была на "Славянском базаре", на выставке кованных изделий, ну один в один, твои бы мальчишки там со своей работой задурили бы всем голову, никто б не догадался, что подкова из бумаги))))) Аплодирую стоя!!!

ЛеночкаТ

смеюсьСпасибо  Наташенька!!!! Высшей степени  похвала!!!цветы

Наталья Плиско

Молодцы!!! Поздравляю с победой!!!

ЛеночкаТ

Спасибо Наташенька!!!!!Взаимно!!!!!

Приветик

И я тут- в очереди за счастьем! Мне тоже кованного счастья хочется! тем более у вас такая красота получиласьсупер! Может откроете в Кормовом свою кузницуподмигиваю Елена Васильевна- Главный Кузнец, а мальчики и девочки- подмастерья! вот и возродится древний промыселбраво

ЛеночкаТ

смеюсьПредставляю!!Колхоз  развалился,  а  кузня  счастья   осталась!!! Впечатляющее  зрелище!!!смеюсь

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Замечательно!!!

ЛеночкаТ

Спасибо!

 

Жукова Елена Ивановна

Сделали -таки! Молодцы,отличная работа!

ЛеночкаТ

Да,Ленуся!Выстрадали!!!Ох  и наковались  мы   с ней!Зато  теперь  счастливы  до  невозможности!!!!подмигиваю

Александра Жур

Леночка, какие вы молодцы! Замечательная работа! 

ЛеночкаТ

Спасибо  Сашенька! Вот  только жалко, что  лимит   конкурсных  работ   для  нас  исчерпан!Теперь  остается   только  любоваться новыми  работами!

 

snadezda

Какие вы молодцы! Замечательная работа.

ЛеночкаТ

Спасибо Надюша! Как  же  мы   рады таким отзывам!!!ура!

Елена Пенза

Замечательная работа! Молодцы, ребята!

ЛеночкаТ

Спасибо  Леночка!!!Обязательно все, все  передам!цветы

Евгения Виленская

Леночка, какие же вы молодцы! Так здорово удалось передать "металл" в бумажных жгутиках! Очень интересно и увлекательно читается ваш рассказ о кузнечном деле! МОЛОДЦЫ !!!

ЛеночкаТ

ура!Женечка!!Спасбо  огромное!!!Как  же  приятно  и здорово получать  такие  отзывы!!!цветы

tasha-chumak

Мои апплодисменты...переходят в овации!!! Даже не сразу сообразила, что это...Просто бумага! Салфетки! Браво, мастера!!! А уж преподаватель у вас - замечательная !!!

ЛеночкаТ

смущаюсьВспомнилась  реклама, где  студент  преподавателю:

-А Вы  клёвый!

Преподаватель  в   ответ:

-Сам  тащусь!!!!

смеюсьсмеюсьсмеюсь

Спасибо,  радость моя!!!!цветы

Эл

Достойное повторение, БРАВО и рассказ интересный

ЛеночкаТ

Спасибо Элечка!цветы

Белова Светлана

Изумительный узор!!! Кто бы мог подумать, что это бумага....?!цветы

ЛеночкаТ

Спасибо  Светлана!Очень приятно  Ваше  внимание!!!цветы

Юлечка Владимировна

Первая мысль при взгляде: "И это бумага?" удивляюсь Молодцы! здорово представили работу!

ЛеночкаТ

ура!Спасибо   Юленька! Приятно  ну  просто до невозможности!цветыЗабегай  к нам  еще!У  нас  еще  работы  есть!думаю

Юлечка Владимировна

Бегу!))подмигиваю

ЛеночкаТ

благодарю

Татьяна Степанцова

Мое очередное восхищение работой детского объединения "Задоринка"!!! Молодцы дети,браво умница - педагог (генератор идей, другими словами)!!!браво

ЛеночкаТ

смущаюсьЗасмущали  однако Татьяна Васильевна! Но  приятнооо!!!!благодарюцветы

ritaolia

Ой, это что-то!!!! Не могу поверить, что это не металл! Прям визуальный обман какой-то!!! Просто шедевр! Браво!!!

ЛеночкаТ

ура!Урррррррр!!!!!А  я ,частное слово до последнего переживала,получится  у меня передать    в бумаге металл или  нет!Спасибо  Риточка за  веру   в меня  и  моих  деток!!!!цветы

tatvik

Лена, как же славно Вы с ребятами потрудились!!! Подкова очень красивая и пусть она принесёт вам удачу!!!! браво

ЛеночкаТ

ура!Спасибочкиииииииииииии!!!Рада безумно!!!цветы

Oksana Gordey

Здорово!

ЛеночкаТ

Спасибоч  огромное Оксаночка!!!!!!!!!!!!!ура!благодарю

Ларисочка

Восхищена работой, Браво!!! Как всё замечательно передано, и не скажешь что из бумаги!браво

ЛеночкаТ

ура!Причем  из  салфеток практически. Спасибо Ларисочка!!!!цветы

Пчелка Майя 1969

Молодцы  ребятки!!! Преподавателю мой поклон Удачи вам в Конкурсе.

ЛеночкаТ

Спасибо огромное!!!Ребятам  будет очень приятно!!!благодарю

Елена Сидоровская

Нет, Леночка, не перестаю удивляться таланту твоих воспитанников! Что ни поделка, то шедевр! Какие же вы с ребятами молодцы!

ЛеночкаТ

Ну мы оочень  стараемся!Не  хочется  в  грязь  ударить  лицом! Спасибо  Леночка,  что  не  прошла   мимо!Радуюсьььь!!!!!ура!

Пустовит Елена Ивановна

УР-РА!!!ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

ЛеночкаТ

Спасибо  огромное!!!!!ура!

MSvetlana55

Леночка!!!! Поздравляю вас с 1 местом!!!! супер!Какие вы молодцы!!!!! До встречи в Москвепривет

ЛеночкаТ

ура!Кто ко мне  в гости пришел!!!!!ура!Светочка!!!!ура!Как же  я   тебе рада!!!!!ура!Спасибо   тебе   огромное за  поздравления!!! ура!И конечно же  до встречи! Мы завтра  выезжаем!!!!!ура!