Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Лессировка - как ее делать и зачем


 168 из 229 
Материал

Картина панно рисунок Мастер-класс Рисование и живопись Роспись Лессировка - как ее делать и зачем Краска

В избранных: 219
В избранных: 219
В избранных: 219
В избранных: 219
В избранных: 219
В избранных: 219

Поделиться:

 
Лессировка - как ее делать и зачем (фото 1)

Доброе время суток, уважаемые обитатели СМ!
Я уже не один раз обещала сделать МК по лессировке и не прошло и года... Как ни странно, я не обнаружила подобного на просторах СМ, а ведь эта техника применяется и довольно часто.

Чтобы не утомлять просмотром фото и чтением объяснений, которые, скорее всего, получатся многословными, сразу скажу коротко, чего ждать от этой записи: я расскажу зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов) В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.

Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать какой именно тон использовала.

Поехали?

Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так:
Лессировка - это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото №2 их очень много. Не считала сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушность зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?)

Если вам это интересно, приступим)

Доброе время суток, уважаемые обитатели СМ!
Я уже не один раз обещала сделать МК по лессировке и не прошло и года... Как ни странно, я не обнаружила подобного на просторах СМ, а ведь эта техника применяется и довольно часто.

Чтобы не утомлять просмотром фото и чтением объяснений, которые, скорее всего, получатся многословными, сразу скажу коротко, чего ждать от этой записи: я расскажу зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов. 
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов) В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка. 

Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать какой именно тон использовала.

Поехали?

Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так:
Лессировка - это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения. 
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно. 
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото №2 их очень много. Не считала сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушность зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?)

Если вам это интересно, приступим)

 (фото 2)

Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!

Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть "вспучится" в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво)

Шаг 1.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба - голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый - сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
ВАЖНО: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.

Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!

Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой.  То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть "вспучится" в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво)

Шаг 1. 
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно.  Поэтому на небо отведем немного больше пространства.  Тон неба - голубой, для почвы выберем желто-зеленый. 
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый - сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
ВАЖНО: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.
 (фото 3)

2. Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.

2. Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака. (фото 4)

3. Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта - это лес вдали.

3. Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта - это лес вдали. 

 (фото 5)

4. Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой - небольшое пятно на среднем плане. Зачем - будет ясно дальше) И тем же тоном - тонкую линию по верхушкам далекого леса.

4. Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой - небольшое пятно на среднем плане. Зачем - будет ясно дальше) И тем же тоном - тонкую линию по верхушкам далекого леса. (фото 6)

5. Шаг пять.
Это самый темный их всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре - тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе)

5. Шаг пять.
Это самый темный их всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре - тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе) (фото 7)

6. Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет - синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.

6. Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет - синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения. (фото 8)

7 Шаг семь. Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.

7 Шаг семь. Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его. (фото 9)

Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить) Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло - переходим к шагу восемь.

8. Шаг восемь. Коричневая краска с небольшим добавлением синего - ствол дерева. Такие же мазки, как при изображении кроны, только вертикально.

Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить) Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло - переходим к шагу восемь.

8. Шаг восемь. Коричневая краска с небольшим добавлением синего - ствол дерева. Такие же мазки, как при изображении кроны, только вертикально. (фото 10)

9. Шаг девять. Зеленая краска, приблизительно такая же, как в шаге 3. Косыми мазками кисти придаем рельефу выпуклость. А заодно показываем, как колышется от ветра трава. При этом можно чуть-чуть "захватить" ствол дерева, слегка размыв тем самым утопить его в траве. На плохой бумаге этот номер не пройдет)

9. Шаг девять.  Зеленая краска, приблизительно такая же, как в шаге 3. Косыми мазками кисти придаем рельефу выпуклость. А заодно показываем, как колышется от ветра трава.  При этом можно чуть-чуть "захватить" ствол дерева, слегка размыв тем самым утопить его в траве. На плохой бумаге этот номер не пройдет) (фото 11)

И, самое ответственное - поставить подпись)

И, самое ответственное - поставить подпись) (фото 12)

Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно - картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.

Главная хитрость - постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой - самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее - если выходите из него. Так и слои краски.

Еще раз основное:

- хорошая бумага

- прозрачность каждого слоя

- полное высыхание предыдущих слоев.

 

Теперь, как мне кажется, я сказала всё, что нужно. Если будут вопросы или что-то непонятно объяснила - объясню и внесу дополнения в блог.

Надеюсь, эти пояснения пригодятся.

Спасибо всем, кто заскочил ко мне!

 

P.S. Забыла маленькое дополнение: "Пейзаж с тремя лунами", https://stranamasterov.ru/node/514993 к которому меня просили сделать МК - это тоже лессировка. Только гуашью. 

 

ILYTAN

 Огромное  спасибо  за  прекрасный  М.К.!    Попробую  обязательно и  если  что,  спрошу  совета.  Не  возражаете?

Леди N.

Разумеется, нет) Я всегда пытаюсь дать описания максимально подробно, но бывает, что и забываю о чем-то важном)

Anita N

Отлично рассказали! :)

Леди N.

Надеюсь) Спасибо!

Хомячок-Юльчонок

малодец, просто супер

Леди N.

Благодарю)

isla

Потрясающе! Всегда завидовала людям, умеющим рисовать!!!супер!цветы

Леди N.

Ну, вы-то точно умеете) Спасибо!

Зефирка54

Спасибо за мк огромное!!! Буду пробоватьбраво

Леди N.

Помню ваш пленэр - у вас непременно получится)

Trofik

Спасибо за МК, очень подробно описано все. Акварель так воздушно выглядит.

Леди N.

Спасибо) Наконец-то моя совесть чиста, обещание выполнено)

lubasik

Чудесный урок! супер! Обе работы очень понравились!браво

Леди N.

Спасибо огромное цветы

Галиева Айсылу

Как просто и красиво!

Леди N.

А всё, что красиво - в основном просто)

Юлия и Михаэль Деспоташвили

А какая красота в итоге!

Леди N.

Спасибо!

лар

Очень все понравилось. Как раз сейчас буду пробовать многослойный батик. Там тоже много слоев. Короче мне было полезно.

Леди N.

Спасибо) По поводу многослойного батика - ИМХО, больше трех слоев краски уплотняют ткан и для носильных вещей становятся не важнец)

kamei

супер!

супер!

ЛедиN Вы умничка! И стихи пишите и рисуете красиво! Я могу только срисовать и то эскизики, наброски.

Леди N.

Спасибо) Но ведь мы все срисовываем у природы, так что... улыбаюсь

Сифирия

Спасибо за урок! Только вчера читала за лессировка, а сегодня такой замечательный МК! Спасибо!

Леди N.

Пожалуйста! Как я своевременно успела)

Игнатьева Анастасия

От всей души благодарю вас за М.К.!!! Очень пригодился.

Леди N.

Такие слова - лучшая похвала работе. Спасибо.

Алён_ОК

Спасибо большое за подробный и понятный МК!супер!Захотелось попробовать,хотя не рисовала ни чего уже давным-давно.записываю

П.С. Что-то похожее на технику лессировки однажды использовала в фотошопе.Сначала начеркала пастельным мелком оранжевого цвета на альбомном листе портрет своего любимого поэта Бальмонта, сфоткала и в фотошопе похимичила со слоями как вы с разведенной акварелью.улыбаюсьХотя, возможно, такое сравнение не корректно.смущаюсьТеперь по вашему МК надо попробовать и с красками.Еще раз спасибо за вдохновение.благодарю

Леди N.

Почему не корректно? Не вижу разницы, чем рисовать, кому как удобно) Рада, что понравился МК)

Алён_ОК

Добрый день!Если вам интересно,то можете заглянуть ко мне на страничку - сегодня загрузила свои фотошопные "шедевры".смущаюсьулыбаюсь https://stranamasterov.ru/node/600743#comment-8124736.

Леди N.

Сейчас)

Флоримель-Свиридова Наталья

Лаконично и красиво!!!цветы

Леди N.

Рада слышать, спасибо благодарю

ЛиЛеКа

Замечательный урок, понятный даже дилетантам! Спасибо!

Леди N.

Спасибо, что зашли и рада, что понравилось)

Olich Корнеева Ольга

Ух ты, когда прочитаешь-все так понятно, хоть беги рисовать!а вначале кажется, что этому не научиться! Спасибо за МК!

Леди N.

Всегда пожалуйста)

элен55

От дилетанта -поклон!(насколько фигурка позволит-низкий   улыбаюсь )Просто удовольствие-от твоего рассказа-показа!!!А можно "продолжение ликбеза"?Дилетанты будут в восторге...

Леди N.

Спасибо) По чести сказать, я не слишком-то умею объяснять. Дистанционно - еще куда ни шло, а irl терпения не хватает смеюсь

Rei

Я и забыла про эту техникугрустно

Спасибо, что напомнили!браво

Леди N.

Всегда пожалуйста благодарю

zlatoiskra

Прекрасный МК! Спасибо большое!

Леди N.

Рада, если пригодится)

Gavroshik

Хотя максимально далека от рисования, все прочла с удовольствием и любопытством ))) я такими темпами захочу научиться рисовать))смеюсь Леди, у тебя всегда все так "вкусно"!

Спасибо тебе за твой труд, Леди!!цветыКому-то это важно практически, а мне пока метафизически, еще один  шажочек к желанию попробовать себя в рисовании. Я наткнулась как-то на МК, где прекрасно показано, как легко рисовать красивые цветы - насколько я поняла, вопрос только в технике, там веерная кисточка нужна была. Я долго за ней гонялась, но когда совершенно нечаянно на нее наткнулась, пыл уже поугас..И еще давно лежат краски для стекла...Но все равно рано или поздно я к этому вернусь и тогда приду к тебе читать твои МК ))))ура!

Леди N.

У меня вкусно?!? ИРЛ я бы ничего не смогла бы объяснить, это я на расстоянии добрая смеюсь Но здесь  - всегда к твоим услугам)

Gavroshik

смеюсьсмеюсьсмеюсьв таком случае я обязана сделать комплимент: ты чрезвычайно удачно маскируешься))!

Леди N.

Гы, тут должен быть очень ехидный смайлик ангел

Faina_S

Спасибо за МК! Обязательно буду пользоваться на уроках!!! Доступное, ясное изложение - готовое дидактическое пособие!

Леди N.

Рада, что понравилось)

Наталья Рукодельная

оооо какая красота! Давно хочу научиться рисовать! Спасибище! супер!

Леди N.

благодарю

Я уверена, что вы - непременно научитесь. Да, собственно, вы и так умеете)

Милова Ольга

Спасибо! Очень интересно, познавательно, и все доступно описано и показано!

Леди N.

Приятно слышать, спасибо)

Anita Kiprey

Не скажу, что у меня хорошо это получается, но зато удовольствия-то сколько! смеюсь

Кстати, кое-какие соображения о "Последней фотографии" отправила в личку. подмигиваю

 

Леди N.

А как же без удовольствия?) Без него никак)

Марина мама Алисы-Алины

Как интересно!может и попробую!

Леди N.

Спасибо) Почему бы и не попробовать? улыбаюсь

Марина мама Алисы-Алины

Ты просто так спросила или мне причины перечислить?смеюсьЕсли я сяду рисовать,то мне надо и девчёнок сажать.А если я их посажу калякать,то мне уже самой не когда рисовать будет!ТО листик подай,то воду поменяй,то ручку испачкали,надо вытереть или ещё лучше помытьсмеюсьа рисовать я любила!Графика нравилась.Нигде не училась,о чём всегда жалела!Собираю всякие уроки по рисованию в надежде когда-нибудь начать учиться рисовать по новому!))

Леди N.

Хочешь отпугнуть меня перечислением в духе Аверченко?) Не получится!

А сразу обеспечить всем? Или дать карандаши акварельные - волшебство же! Был карандаш, стала - краска!

Марина мама Алисы-Алины

смеюсьБыли у нас и такие зверисмеюсьвсё равно с детишками надо сидеть)я же не всё перечислила,нюансов много))Я всё мечтаю,вот куплю домик в деревне и всех туда отправлю!И устрою себе отпуск))

Леди N.

Твоими бы устами... улыбаюсь

Марина мама Алисы-Алины

На самом деле мы уже с документы оформляем,но тсссс.....не спугнуть бы удачу))

Леди N.

Молчу! подмигиваю

Oльга Жахалова

Спасибо! Просто здоровооооооооооооооооо!!! замечательный МК. надо попробовать .

Леди N.

Спасибо) Пробуйте, конечно)

Pau4ek

Спасибо!
Наглядно и доступно =)
Надо будет попробовать.

Леди N.

Спасибо) У тебя должно хорошо получиться)

Clair

Спасибо Вам огромное за МК, обязательно попробую, так мечтаю научиться рисовать.......

Леди N.

Спасибо. Вы отлично владеете пуантилизмом, так что рисовать умеете) А это просто другой живописный прием)

Clair

Нее...точки, мне кажется, куда проще - тем более, это даже не картины, а орнаменты - много ума не надо, а вот отобразить все краски природы - это видение надо иметь (на мой взгляд)))))

Леди N.

Ну, я-то неспособна к орнаментам, не моё) Поэтому смотрю и любуюсь)

Clair

Разве такое может быть?? А Вы пробовали? Исходя из работ в разных техниках сравнивать таланты - это необъективно, согласна, но всё же есть уровень сложности? мне кажется, что писать красками объективно сложнее, то есть орнамент у Вас просто не может не получиться...наверное...думаю

Леди N.

Пробовала. У меня не хватает терпения делать красивый орнамент, где всё "выверено до миллиметр") Не, если. конечно, будет категорически острая нужда, то сделаю, но без удовольствия. А вот смотреть на чужие подобные работы мне очень нравится! Поэтому и отписываюсь в работах по точечной живописи, хотя сама ей не занимаюсь)

Кстати, если вы не против, то можно перейти на "ты")

Clair

С удовольствием))

Ну да, удовольсвтие - уже дело другое)) Я, как ты могла заметить, тоже не особенный сторонник симметрии))) Цветочки все разные заведомо - то ли из-за того, что одинаковые они у меня точно не получатся, то ли из-за того, что полёт фантазии для меня важнее выверенных линий! =)

Леди N.

Точно! Это же полёт фантазии! А я всё "лень, лень" смеюсь Но если серьезно, то паутинка на шариках была ровненькая, я даже не поняла - трафарет или нет.

Clair

Ой ли?! Ну ладно, будем считать, что я согласилась (хотя мне конечно кажется, что ты их просто близко не виделаумираю от смеха), нет-трафарета не было - на него ведь отдельное время тратить надо)))) Срасибо ещё раз)

Оксана Дорошевич

Благодарюцветы

Леди N.

благодарю