Спиридон-поворот

 Календарь Страны Мастеров (октябрь — декабрь)
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 15
В избранных: 15
В избранных: 15
В избранных: 15

Поделиться:

Автор(ы) Рублёва Ирина
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Россия, Краснодарский край, г. Сочи
Материалы Травяная кисть (лыко), пакля (лён), лоскуты х/б ткани, пряжа, одноразовый стаканчик, тесьма
Тема работы25 декабря

Нашла в календаре очень интересный день- "Спиридон-поворот". Чудный день! Это ещё одна ступенька к возрождению наших, давно несправедливо забытых, традиций.
Как-то так мы "разбежались" по календарным дням, а Спиридонушку забыли, проигнорировали, никто не уделил ему внимания.
В задании к этому дню предлагается: "Оформляем мини-календарь для записи примет, предсказывающих погоду на все 12 месяцев. Все приметы этого дня очень живописны, постараемся иллюстрировать их." Если честно, ничего путёвого на ум так и не пришло, а вот Спиридон прямо-таки "засел" в голове!
Понимаю, что работа не по заданию, но пройти мимо не могу. Обереги-моя слабость.
Пойму, если работу снимут с конкурса, но всё же попытка-не пытка. Покажу вам моего Спиридонушку и немного о нём расскажу.
Посмотрите, какой красотун!!!

В задании к этому дню предлагается: "Оформляем мини-календарь для записи примет, предсказывающих погоду на все 12 месяцев. Все приметы этого дня очень живописны, постараемся иллюстрировать их." Если честно, ничего путёвого на ум так и не пришло, а вот Спиридон прямо-таки "засел"  в голове!  
Посмотрите, какой красотун!!! фото 1

В народе этот день величают по-разному: Спиридон. Спиридон Поворот. Спиридон Солнцеворот. Солнцеповорот. День зимнего Солнцестояния. Солнцестояние.
От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.
Говорят, солнце с этого дня будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. Зима же ходит с этого дня в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночью топить печи (Воронежская губ.).

Если зима ходит по полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина.

С какой стороны на Спиридона-поворота дует ветер, с той стороны будет дуть и до весеннего равноденствия.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 2

Начиная со дня Спиридона дети с утра до вечера пропадали на горках — катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах.
Леденье пришло,
Зиму в дом привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Снег заледенило,
Лед на речке вымело,
Ребят в санки усадило,
С горки покатило!
В промежутках между катаниями лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели:
Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба, нос крючком,
Получай снега ком!
После чего разрушали снежную бабу снежками.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 3

Взрослым запрещалось на Спиридона работать, зато следовало совершить ряд действий, направленных на подготовку к урожаю следующего года и выяснение того, что уготовила природа в ближайшее время.
Нарезали вишневых веточек и ставили их в горшок на покути и каждый день поливали (можно ставить веточки в воду, без земли). Если они зацветут на Рождество, то в следующем году будет урожай на садовые плоды.
Садовники встряхивали яблони, приговаривая:
Спиридоньев день,
Подымайся вверх!
Закармливали кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше неслись.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 4

А кем же был святой Спиридон? Оказывается, что это лицо историческое. Родился святитель Спиридон еще в конце третьего века на острове Кипр. В начале жизни он был пастухом, имел жену и детей, но уже тогда все свои средства отдавал на нужды ближних и странников. После кончины жены он стал епископом кипрского города Тримифунт. Образ жизни его после этого не изменился – свое пастырское служение он соединял с непрестанными делами милосердия. Он исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов и даже, по преданию, воскрешал мертвых. Православная церковь почитает его наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 5

Тот, кто хандрил до дня Спиридона, жаловался на глубокую темноту и долготу декабрьских ночей, взбодрится. Пройдет этот самый короткий день и начнется прибавление светлого времени суток.
Много обычаев, связанных с солнцеворотом, придумал русский народ. В деревнях жгли костры в честь солнца, скатывали с горок колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая:
“Колесо, гори, катись,
С весной красною вернись!”.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 6

Православная церковь советует в этот день и во все последующие дни, вплоть до приближающегося нашего православного Рождества, отложить гнев, злобу, сквернословие, ложь...
Есть в народном календаре день, который много может рассказать людям. Это день Евстрата и Евгения, который отмечается в народном календаре 26 декабря. С этого дня наши предки наблюдали за погодой в течение целых
12 суток. Они полагали, и небезосновательно, что каждый следующий день покажет погоду одного месяца будущего года. Так, 26 декабря соответствует январю, 27 – февралю, и т.д. до Рождества (7 января по новому стилю), которое укажет на погоду в декабре нового года. 28 декабря ничем особым не отмечено в календаре народном. Православный же календарь посвящает его воспоминанию о святых праотцах, всех ветхозаветных праведниках, уверовавших в пришествие спасителя мира.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 7

Народные приметы: Этот день определяет характер всей зимы. Если солнышко - дни на святках (7-19 января) будут ясными. Показания погоды связывали и с сельхозработами: если с утра будет солнечно, то спешить с ранним севом не следует; если пасмурно утром - сев должен быть ранним; пасмурно в полдень - самым удачным будет средний сев; пасмурный вечер - наилучший сев будет поздний. Если на Спиридона будет перемена ветра - "сей на будущий год гречиху: хорошо уродит". Если на Спиридона светло, лучисто - новогодье простоит морозным, ясным; если хмуро и на деревьях повиснет иней - теплым и пасмурным. С какой стороны на Спиридона-поворота дует ветер, с той стороны будет дуть и до весеннего равноденствия (то есть до Сороков, дня Сорока мучеников, 22 марта). На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 8

После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Как день прибавляется, на земле воздух холодеет.
Если на Спиридона светло, лучисто — новогодье простоит морозным, ясным; если хмуро и на деревьях повиснет иней — теплым и пасмурным.
В самый короткий день — спиридоньевские морозы.

Посмотрите, какой красотун!!! фото 9

Согласно народным поверьям, в этот день солнце умирало или уезжало, нарядившись в красный сарафан, далеко на юг (туда, где всегда тепло). Наступало царство мрака. Зима, облачившись в медвежью шубу, начинала ходить по деревням и стучать в крыши и стены, заставляя женщин сильнее топить печь. Это время считалось опасным, потому что силы света и силы тьмы вели друг с другом бой, и крестьяне старались помочь солнцу поскорее вернуться, чтобы победить враждебных человеку духов. Для этого во дворах лепили снежных баб (идолов зимы) и водили вокруг них хороводы. Крестьянки пекли круглый хлеб, на котором выдавливали крест. (И круглый каравай, и хоровод считались символами солнца.) Когда же начинало смеркаться, всей деревней выходили во двор и зажигали костры, чтобы солнце быстрее нашло дорогу домой. — В период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром громко выкрикивали: "Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай". С гор скатывали колесо, сжигали его у проруби. Молодежь поднималась на самые высокие холмы и пригорки и начинала выкликать солнце, приглашая его вернуться домой. А хозяева домов обходили свою избу со всеми пристройками по кругу, тем самым накладывая знак солнца на свое имущество и отгоняя нечистую силу. — В притолоку, как только солнцеворот пройдет, хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Крестьяне верили, что сила острого серпа и топора передастся двери и порогу, охранит дом от зла и нечистой силы. Острая сталь издавна была лучшим оберегом от нежити..
• Когда солнце закатилось, не бросайте сор на улицу - пробросаетесь (нищету накличете).
• Когда солнце закатилось, новой ковриги не починайте, а то свое завтра почнете (бедно жить будете). — Была еще одна традиция, которая свято соблюдалась в этот день.
• На Солнцеворота нарезали веточек вишни и ставили ее в воду. Если веточки зацветут на Рождество(7 января), то во-первых, ваши желания исполняться, а во-вторых - следует ждать хорошего урожая садовых культур летом. — В ночь на Спиридона (с 24 на 25 декабря) сны считались вещими. Ложась спать, приговаривали: «Солнышко, повернись, а мне (имя) правда приснись!». — Под Спиридона загадывали сны, и считалось, что они вещие. Вечером, ложась спать, говорили: Спиридон-Солнышко, повернись, А мне, Божьей рабе (имя), Чистая правда приснись!

Посмотрите, какой красотун!!! фото 10

По погоде на Спиридонов день определяют время весеннего посева: "Если на Спиридона с утра будет солнечно, то не спеши с ранним севом". "Сей, глядя по тому, когда на Спиридона пасмурно: если утро пасмурное, сев должен быть ранний; если пасмурно в полдень - то средний сев будет самый удачный; если вечер пасмурный, то наилучший сев будет поздний". "Если на Спиридона будет перемена ветра - сей на будущий год гречиху: хорошо уродит".

(побывала здесь с благодарностью: 

http://www.proshkolu.ru/user/moroko/blog/197706/записываю

http://lastochkalux.livejournal.com/323410.htmlфото

http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/12/25-12.htmlблагодарю)

 Спиридона-Солнцеворота по традиции делали из лыка, без иглы, красными нитками. Во время создания куклы мы используем навивку и узелки – символы мужской и женской энергии, тем самым гармонизируя эти потоки в себе.  Одежда – рубаха туникообразная, порты, шапка. В руках перед собой держит колесо, изображающее солнце (обвитое нитями красных и жёлтых оттенков). 

Колесо я сделала из ободка одноразового стаканчика.

Говорят, что Спиридонушка хранит водителя в дороге...Солнечный круг в его руках, как бы руль. Почему бы и нет! Оберег есть оберег-сколько души вложишь а него, то в ответ и получишь!

Желаю всем участникам конкурса-удачи, вдохновения и побольше новых творческих идей!
жму руку

YAZ

Замечательная поделка, очень красиво получилось!!! Удачи Вам в конкурсе!!!

Ирина Рублёва

Вот и первая ласточка на моей страничке! Спасибо за комментарий и поддержку!

Елена Малахова

Ирина, мне тоже понравилась Ваша работа. Желаю удачи в конкурсе!

Ирина Рублёва

Спасибо большое, Елена , за комментарий и поддержку!

Ариshа

Спиридонушка - просто красавчик! супер!

Ирина Рублёва

Ариша, спасибо!

ЛиЛеКа

Шикарная работа! Качество на высшем уровне!

Ирина Рублёва

Лилека, спасибо большое! Похвала так всегда приятна!

бабанька

Спиридон-хорош!Вы молодец,столько информации...

Ирина Рублёва

Бабанька! Спасибо за визит и комментарий! Информация мне и самой интересна! Каждый раз благодарю команду Страны мастеров за идею поработать над календарём, да ещё и с подбором информации. Просто здорово!

Ольга Зимова

Ирина! Покорена вашей работой!симпатия

Ирина Рублёва

Ольга! Спасибо за комментарий. Очень приятно! 

Юлия и Михаэль Деспоташвили

ОЧЕНЬ понравилась Ваша работа!

Ирина Рублёва

Миша и Юля, спасибо большое! Вот так как-то вдохновилась и за вечер сделала. Увидела, что в календаре на этот день совсем ничего...Как так?! Обереги люблю, так что упустить такую возможность-  ни- ни! Рада, что вам понравилось!

Наталья Плиско

Замечательная работа!!! Я даже не видела такой день в календаре, у Вас все праздники такие сложные, браво, Ирина!!! Желаю Вам только победы!!!

Ирина Рублёва

Наташенька, спасибо вам огромное и за пожелание и за комментарий в целом! Вы знаете, я сама обнаружила этот день чисто случайно, после того, как было дано продление на конкурсные работы. Просили уделить внимание тем дням, где работ мало. Вот я и попала на Спиридонушку. Удивилась, как раньше не видела этого дня?! Бывает. Видимо на тот момент срок не пришёл...Я с таким удовольствием делала эту работу. Вообще, обереги-моя слабость! Вот мужичка делала впервые!

Наталья Оскорбина

Ирина!!! Поздравляю с СЕРЕБРОМ!!!браво

Ирина Рублёва

Наташенька, спасибо! Даже не верится, что этот грандиозный проект завершён, даже как-то пусто стало. Будем ждать новых идей!

гость

Спасибо за интересную информацию о Спиридоне!!Очень пригодится для проведения дополнительных занятий.Творческих Вам успехов!

Ирина Рублёва

Спасибо за комментарий! Мне очень приятно!

Вмктория

Ирина, спасибо за помощь в возрождении традиций! Я этим тоже понемногу занимаюсь. Буду Спиридона делать в это воскресенье.

Можно указать на небольшую ошибочку? Мужчин подпоясывают на правую сторону.

Спасибо!

Ирина Рублёва

Здравствуйте, Виктория! Рада вашему визиту и большое спасибо за подсказку! Если честно, не знала. Перепоясаю. Удачи!