Этому человеку все улыбаются. Перед встречей с ним прихорашиваются, а дети надеятся на то, что обязательно вылетит птичка, которую им так обещают. Чародей, о котором идёт речь, - фотограф.
19 августа отмечается Международный День Фотографа (World Photography Day).
О фотографии как профессии и своём бизнесе в прошлом рассказывает фотограф с большим стажем Джордж Лииша, житель г.Кернса (Австралия).
На фото: Джордж и Мерилен:
- Джордж, вы родились в Австралии?
- Да, я родился на ферме сахарного тростника в Харбе Крик в 45 км южнее Кернса. Там до 14 лет я помогал отцу. Потом уехал в Кернс и 3 года учился в школе-интернате. С тех пор почти всю жизнь я живу в Кернсе. В семье у нас было 7 детей. Мои родители – французско-ливанского происхождения. Мать родилась в Австралии, а отец подростком приехал сюда из Ливана. Его мать – француженка. В Ливане наши семьи были христианами, потомками крусайдерс, находившихся в Ливане 400 лет.
- Как возник ваш интерес к фотографии?
- Когда мне было 9 лет, я стал просить отца разрешить тоже мне заняться фотографией, но он не соглашался, объясняя, что пленку можно легко сдать аптекарю и попозже получить готовые фотографии.Фотоаппарат у отца всегда был. Иногда мама просила отца сделать новые фотографии: она посылала их родственникам в Ливан. Обычно мы фотографировались в воскресенье после посещения церкви, когда на нас была хорошая чистая одежда. На ферме же мы всегда ходили в старой одежде.
В итоге, я всё-таки убедил отца купить нужные химикаты и оборудование. В нашем доме самым тёмным было место под кроватью у родителей в спальне. Там мы и делали «тёмную комнату» для проявки и печати фото: клали большое одеяло на кровать и его свешивающиеся края создавали под кроватью ещё большую темноту. Везде была пыль, но мы, счастливые, не обращали на это никакого внимания.
Так я начинал карьеру фотографа.
- В основном, вы сами научились всё делать?
- Да. Учился по книжке, а фотографировать научил меня отец. Однажды, я пришёл со школы, а мать закричала на меня: «Посмотри какие белые пятна под кроватью!». Конечно, я не знал, что пролившиеся химикаты обесцветили пол. После этого мы нашли другое место для нашей «фотолаборатории». Им стал угол в сарае, где не было окна.
Когда я поехал в интернат, отец дал мне с собой фотоаппарат. Мой интернат для мальчиков назывался именем Святого Агостина. Для девочек в Кернсе был (и до сих пор есть) интернат Святой Моники.
Тогда не было смешаных школ. Эти интернаты и сейчас не смешаны, но они проводят совместные мероприятия, вечеринки.
Тогда я мог ездить домой только 4 раза в году, на каникулах.
- Но вы жили так близко от Кернса...
- Да. Но тогда дисциплина в интернате почти напоминала тюрьму. Нам не позволялось выходить с территории без разрешения. Мне ещё повезло, что моя бабушка (с материнской стороны) жила в Кернсе через 2 улицы от интерната. Иногда я ходил к ней с разрешения Брата и оставался там с субботы на воскресенье. Моя бабушка вкусно готовила. Иногда она готовила ливанские блюда, например, капустные роллы. Она приехала в Австралию в возрасте 12 лет. Её отец был в Ливане богатым банкиром. Они жили там в 2-х этажном доме на втором этаже, а на первом находился банк. Когда бабушке исполнилось 12, а её старшей сестре 13-14 лет, отец сказал им, что хорошо бы поехать в Австралию для получения образования и жизненного опыта. Туда собирались ехать друзья отца. Так, с семьёй друзей бабушка с сестрой попали в Австралию.
Находясь здесь, они получили известие, что их родители убиты, банк разграблен, а дом сожжён. Им сказали: «У вас ничего и никого нет в Ливане, оставайтесь в Австралии». Так они и сделали.
Бабушке было 13-14 лет, когда она встретила в Австралии 16-летнего ливанского парня и вышла за него замуж.
- Невероятно!
- Да. С мужем у бабушки было 11 детей. Они жили на ферме.
- Вы были когда-нибудь на своей исторической Родине - в Ливане?
- Нет. Отец моего отца приехал в Австралию и оставил здесь сына с его родителями. Мать моего отца умерла при родах. Отец чуть позже женился снова. Мой отец никогда больше не ездил в Ливан.
- Когда в Австралии появились первые цветные фотографии?
- В 1930-32 гг. фирма Кодак изобрёла цветной слайд. После Второй Мировой войны их уже можно было купить и в Австралии. Но их нужно было смотреть через прожектор. Примерно в 1960-х годах появилась хорошая цветная бумага Кодак. Но на ней невозможно было печатать фотографии в домашних условиях. В 1970-х стали возникать мини фотолаборатории. С тех пор цветная фотопечать прочно вошла в нашу жизнь. Кодак всегда лидировал по качеству цветной бумаги. За ним следовали Фуджи, Коника, но они были похуже. Мицубиси тоже торговали фотобумагой, но под другим именем. Предполагаю, что под 'Фуджи'.
- Как судьба распорядилась вами после школы?
- Работал в дорожной кампании, офис-боем (клерком) в течение 10 лет. Затем работал в торговой фриме. Параллельно с этим я подрабатывал фотографом, а затем открыл и свой фотосалон. В начале 1970-х Кернс начал быстро развиваться: Папуа Новая Гвинея получила независимость и оттуда в Австралию приехало немало людей. Они начали заниматься в Кернсе бизнесом: открывали магазины, рестораны и прочие фирмы. Это породило конкуренцию, поднялась плата за аренду.
- Что именно вы фотографировали – свадьбы, семьи, портреты?
- Всё. Кернс был слишком маленьким городом, чтобы специализироваться в чём-то одном. Мы делали много фотографий для рекламы, агенств недвижимости, фермеров. Для этого я нанимал вертолёт и делал с него снимки земли. Когда строительство стало активно развиваться, строительным фирмам нужно было оценить, какие участки земли покупать под стройку.
- Много ли у вас было конкурентов в Кернсе?
- В Кернсе было 3 фотостудии. Но многие люди покупали дешёвые фотоаппараты, сами фотографировали и позже отдавали свою плёнку в проявку и печать в лаборатории. Немало людей подрабатывали фотосъёмкой, не имея приличной аппаратуры. Иногда к нам приходили разочарованные люди и жаловались на то, что им сделали плохие свадебные фотографии: «Что за фотографы в Кернсе? Существуют ли какие-то стандарты?» Я отвечал им: «Вы же выбрали более дешёвого фотографа.» Они возражали: «Но какая разница - у вас же одинаковые плёнки, фотоаппарат». Но я отвечал им: «Да, но фотоаппарат, на который снимали вашу свадьбу, стоит 200 долларов. А мой – 3000.» Конкуренции было много, поэтому мы старались делать фото очень высокого качества. У меня были студии в Марибе, Гордонвайле, Кернсе. Мы делали всю работу – фотосъёмка, проявка, печать фото, оформление в рамку, поэтому могли контролировать весь процесс.
- Случалось ли вам снимать знаменитостей?
- Да и много. Срели них – Клаудиа Кардиналле, Ли Марвин, Премьер-Министр Австралии, Бор Полк, Мелколм Фрайзер, Пол Киди.
Ли Марвин приезжал в Кернс порыбачить. И всегда на одном и том же теплоходе. Много знаменитостей приезжало на конкрус «Мисс Кернс» - объявлять победителей. Иногда после съёмки знаменитости видели свои фото в местной газете, им нравилось, ониприходили к нам и просили сделать фото лично для них.
Было интересно пообщаться и с политиками. Например, я спрашивал: «Почему вы издали такой-то закон?» На что получал ответ: «Вы не знаете истории позади этого...»
- Интересно узнать о смешных случаях в вашей работе.
- У фотографов они случаются очень часто. Помню, как однажды я ходил по вечернему городу и снимал фотографии для рубрики «Вечерний Кернс». В одном из ресторанов я увидел привлекательную девушку. Я подошёл к ней и спросил, можно ли сфотографировать её для газеты «Кернс Пост». Она предложила мне выбрать кого-нибудь другого. Я ответил: «Почему? Вы – такая красавица. И выглядите как ТВ-звезда Мери Джим Бойд.» Она спросила: «Вы считаете её симпатичной?» Я ответил: «Конечно!» Она не унималась: «И я похожа на неё?». Я ответил: «Да, очень». Она, наконец, согласилась попозировать. Потом подошёл её друг и я сфотографировал их. Затем она спросила своего друга: «Сказать ему правду?» И тут меня осенила мысль – это на самом дела была Мери Джим Бойд! Девушка подтвердила мою догадку. Она приехала в Кернс на финал «Мисс Кернс». Это был очень неординарный случай!
Из ранних фото Джорджа:
- Что самое лучшее в профессии фотографа?
- Я люблю фотоаппарат. Это магический инструмент. Он помогает вам попасть в такие места, куда бы вы никогда не попали, не имея фотоаппарата. Благодаря ему, я побывал в Северной Территории, фотографировал фермеров и останавливался у них на ночь. Попадал на лошадиные гонки в разные города. Снимал балы и свадьбы. Хорошо ещё и то, что одновременно вы зарабатываете деньги и смотрите мероприятия.
- Какая самая сложная часть работы фотографа?
- Найти работу. Нет работы – не денег. Вы должны уметь «продать себя» и делать качественную работу. Если у вас есть заказы на один и тот же день, нужно уметь дать вежливый и быстрый ответ, удасться ли вам всё-таки выкроить время и снять их торжество. К вежливым людям всегда обратятся ещё.
- В Австралии брак можно регистрировать в самых немыслимых местах – на пляже, в Ботаническом Саду, в зоопарке... На каких свадьбах приходилось побывать вам как фотографу?
- На круизном теплоходе, на рифах, на заходе солнца. Однажны, моими клиентами были молодожёны-парашютисты. Они хотели зарегистрироваться, находясь в воздухе на парашютах. Попросили меня прыгать с ними. Я ответил, что мог бы фотографировать, находясь в самолёте, а они прыгнут. Они сказали, нет, ты тоже должен прыгать с парашютом вместе с нами. И они сказали регистратору (человеку, регистрировавшему их брак), тоже прыгавшему вместе с ними, что он должен успеть расписать их до момента приземления. Такие попадались лихачи.
В другой раз я работал фотографом на свадьбе циркачей. В Кернсе гастролировал цирк-шапито и двое молодых артистов решили пожениться именно здесь.
Несколько раз я фотографировал свадьбы туристов из США, Англии, Швеции и др. Они путешествовали по Австралии и, останавливаясь в нашем живописном Кернсе, расписывались. Обычно у них не было ни гостей, ни свидетелей. Одним из их свидетелей был я, а вторым – регистратор брака. Обычно сразу после регистрации они звонили своим родителям домой и сообщали им радостную весть.
- Кто из известных фотографов были вашими кумирами?
- Мне нравился Патрик Литфилд, Хенри Катье, Рон Галелла. Рон фотографировал Джекки Кенеди. Он повсюду следовал за ней. Он даже отсидел какой-то срок в тюрьме, так как Джекки Кенеди пожаловалась на него за назойливость. Рон Галелла всегда знал, где она будет: кто-то ему докладывал.
На фото: Рон Галелла и его фотошедевры - Элизабет Тейлор и Джекки Кеннеди:
- Что должен делать фотограф, чтобы клиент хорошо чувствовал себя перед фотоаппаратом?
- Сначала скажите, что он прекрасно выглядит. Затем расскажите какую-нибудь шутку. Спросите клиента о его хобби, о том, что он кушал на завтрак. И как только вы уловите в его лице счастливое выражение – нажимайте на кнопку фотоаппарата! Иногда в студию заходит серьёзный клиент и говорит: «Не просите меня улыбаться, я всё равно не буду: когда я улыбаюсь, то плохо выгляжу на фотографии». Я обычно спрашивал такого клиента: «А у вас есть с собой это фото?» Иногда бывает, что просто неудачно установлено освещение. Иногда я отказывал делать людям портрет, так как свет в студии был установлен для съёмки ювелирных изделий. Я предлагал клиентам выбрать для съёмки другой день.
- После ухода на пенсию, вы продолжили занимаеться фотографией?
- Да, как хобби. В 1985 г. я основал первый в Керсне Клуб фотолюбителей. Однажды я вёл курс по фотографии. Мой класс так сдружился, что люди предложили основать Клуб для продолжения встреч. Я ответил, что у меня мало времени, т.к. у меня был свой бизнес в то время, но они вполне могут объяединиться в Клуб. Таким образом, мои ученики открыли небольшой клуб, который позже перерос в известное «Фотографическое Общество Кернса». Сейчас в Кернсе существует 2 фотоклуба.
После смерти моей первой жены, я закрыл бизнес, вышел на пенсию и не хотел ничем заниматься. Когда позже я женился на Мерилин, то решил вновь заняться фотографией. Мало того, я увлёк этим Мерилин. И теперь она постоянно с фотоаппаратом!
В то время я посодействовал открытию «Южного Фотографического Клуба», который мы с вами и посещаем в Эдмонтоне (южный пригород г.Кернса)
Уроки фотографии для любителей:
- Джордж, что бы вы сделали, если бы выиграли в лотерею?
- Я счастлив тем, что есть у меня в жизни и резко бы ничего не менял. Я пользуюсь фотоаппаратом Nikon, но я бы купил себе следующую модель - NikonD3, прошёл бы курс по компьютеру, как использовать мой ноутбук получше, и возможно написал бы книгу о фотографии в Северном Квинсленде: о фотостудиях, моих историях, как делать хорошее фото и как начать бизнес в фотографии.
- Джордж, большое спасибо за ваш рассказ! Желаем вам всего самого хорошего!
Дома у Джорджа и Мерилен. Я и Джордж во время интервью:
Фотоаппарат - это маленькая машина времени!
Точно!
Очень интересная тема! Очень близкая мне тема! Фотоаппараты в нашей семье появились давно. Я сама фотографирую с 14 (это уже сознательно и своей камерой). СПАСИБО огромное за интервью! Интересно! Познавательно! Вы снова в моём избранном!!!!
Cпасибо, Светлана!
Я и сама фотографирую с 16 лет, когда появился свой фотоаппарат "Смена". Энто дело - очень даже заразительное!
Спасибо за репортаж! У моего сына-фотографа (любителя) день рождение как раз 19 августа. В нашей семье фотоаппарат - незаменимая вещь и в работе и на отдыхе. Я фотографирую с 10 лет, когда мама подарила мне "Смену" и муж тоже любитель фотографировать - дети все по стопам нашкго хобби пошли.
Спасибо и вам! С наступающим днём рожденья вашего сына! Всяческих ему успехов во всём и фотоделе тоже! Я тоже давно фотографирую и не представляю себе жизнь без фотоаппарата. Сейчас вот хожу на спец.курс - учусь настраивать фотоаппарат вручную, а то всё на автоматике делал. При СССР мы же "Смену" вручную настраивали. Потом лет 20 я лично пользовалась автоматом-мыльницей (затем цифровой мыльницей). Лишь полтора года назад купила полупрофессиональный цифровой фотоаппарат, а как настраивать его вручную - уже забыла за 20 лет... Поэтому приходится вспоминать сейчас на уроках, как правильно выжержку настраивать, скорость затвора, диафрагму, "белый" баланс. Нуднова-то, но хочется научиться делать приличные фото, которые можно и на выставки посылать. А там ведь требования - высокие: не только красивый пейзаж\портрет снять, но и правильно всё настроить в фотоаппарате, что улучшит цвет, свет и вообще качество снимка. Я думала, у меня много интересных снимков, но... Оказалось, они не выставочного стандарта.
У меня сначала была "Смена - 8М". Подарили на 14-летие. Потом "Киев", "ФЭД". Брат дарил. Он тоже любит фотографировать. Эти живы до сих пор. Впересменку с ними был аппарат "Агат" (делал не 36, а 72 кадра, маленький шпиончик). Потом мыльница, правда, дорогая. Это я уже сама себе покупала. Что-то есть и сейчас, но мечтаю о хорошем профессиональном чуде!!!
Для меня фотографирование - это память! Это моя жизнь! Это рассказ о том, где я, с кем, кто со мной...
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо, что делитесь с нами такими интересными репортажами!
Рада, что вам нравится!
Очень интересный рассказ! Читала с удовольствием! Спасибо!
Очень интересно!!!!!! Спасибо!!!!
Спасибо и вам, что зашли "в гости"!