Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

программа кружка.


 30 из 46 

Внеклассная работа программа кружка

В избранных: 18
В избранных: 18

Поделиться:

Уважаемые мастерицы, очень нужна ваша помощь. Мне предложили вести кружок декоративно- прикладного искусства в воскресной школе. Я написала программку. Подскажите что в ней не так.

 На уроках
технологии учащиеся знакомятся со многими видами декоративно прикладного
творчества. На внеклассных занятиях у учащихся появляется возможность  изучить тот или иной вид творчества более
подробно. Познакомиться с его историей, влиянием времени на развитее данного
вида искусства, его видами, посетить музеи и выставки, где представлены работы,
выполненные в изучаемой технике.

 Одним из видов
декоративно прикладного творчества, является вышивка.

   Народная художественная вышивка – яркое и
неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает,
доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой
деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах
народного искусства – наиболее эффективная 
форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа,
ознакомления их с разными видами декоративно – прикладного искусства.

   Изучение вышивки как части духовного и
материального наследие своего народа будет способствовать воспитанию уважения к
его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии,
способности воспринимать мир художественных образов.

  Одним
из достоинств вышивки, является, то, что с ее помощью, можно детей познакомить
с церковной тематикой. Ведь в наши дни дети, а зачастую и взрослые не обращают
внимание  на церковные праздники,
традиции, не верят в бога.

  На занятиях по вышиванию, детей можно
познакомить с церковной терминологией. Объяснить им понятия, такие как, икона,
покровцы, рушник или божник. Рассказать о святых, ангеле- хранителе, Божьей
Матери, о великомучениках. Приобщить к церковным праздникам, создавая к ним
вышитые работы. Внеклассные занятия для этого подойдут как нельзя лучше.

Церковное искусство,
составным элементом которого является церковная вышивка, пришло на Русь вместе с
православной верой из древней Византии, что изначально предопределило его форму
и содержание.

  Верующие христиане с особым уважением
относились к внутреннему убранству храмов и церковным
облачениям
, о чем говорят
бережно хранимые ими древние предметы церковной утвари. Поскольку церковь причастна к Богу,
то согласно христианским верованиям церковные убранства должны нести на себе
отблеск божественной красоты.

 На протяжении многих десятилетий прошлого
столетия на территории нашей страны искоренялись и разрушались традиции
церковного искусства и богослужения. К счастью этим традициям не суждено было
угаснуть полностью, и они сохранились в музеях, малочисленных храмах и редких
монастырях, которые еще действовали к концу прошлого столетия. Сбереженные
образцы старинного церковного
искусства и богослужения,
иконы, облачения
очень важны для сохранения многовековых традиций и не позволят угаснуть духу
соборного сознания и утратить духовно-нравственные ценности нашего народа. Церковное искусство развивалось и
духовно обогащалось многие столетия, при этом бережно сохранялись православные каноны, символика,
форма, цвет. Храмы украшались резными и расписными иконостасами, киотами, церковной утварью.
В домах православных христиан на видном месте в красном углу обязательно
устанавливались иконы.

Основной задачей иконы является воспитательная роль,
которая была поставлена перед иконописанием сразу же после победы
иконопочитателей, которая была провозглашена Торжеством Православия. При храмах и монастырях всей Руси создавались
мастерские, где изготовлялись иконы и предметы
церковного обихода
. За
столетия торжества христианства церковное искусство
обрело новые традиции и обогатилось новыми направлениями. Одним из традиционных
направлений этого искусства является церковная
вышивка
.

В искусстве
Древней Руси вышивка занимает особое место и имеет глубокие традиции,
восходящие к народному творчеству. Усердие женщины в рукоделии считалось особой
добродетелью. Наряду с широко распространенной на Руси орнаментальной
вышивкой
с принятием христианства бурно развивается живописное или лицевое шитье, изображающее лики святых и
сцены их жития. Вышивка (церковная вышивка)
использовалась как для отделки одежд священнослужителей, так и в убранстве
храмов
.

 В последние годы
древнее искусство переживает новый расцвет. Возрождаются стены храмов и
монастырей, а вместе с ними и традиции церковного
искусства, одним из заметных элементов которого является церковная
вышивка
.

 На занятиях предлагается познакомить учащихся
со всеми видами вышивки, но наибольшее внимание заострить на вышивке крестом и
изонити, так как они являются более понятными для детей.

Изонит-это графическое
изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании.

 Достоинство изонити в том, что изображение
выполняется довольно быстро аккуратно с первого раза. Этот вид рукоделия
доступен и интересен детям любого возраста.

  Занятия изонитью воспитывают усидчивость,
аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение
концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движения рук.

Вышивка крестом — вид вышивания. Это способ вышивания рисунка
на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.

  Вышивка крестом
является одним из самых распространенных и доступных видов вышивки.
Вышивка  способствует развитию таких
личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, умению доводить начатое до
конца. Развивает глазомер, мелкую моторику, фантазию, сенсомоторику, чувство
цвета, формы. Учит создавать прекрасное.

  Так как данная
программа преднозначина для воскресной школы, целью ее является,
приобщение учащихся к церковным традициям, через декоративно-прикладное
искусство, в нашем случае через вышивку крестом и вышивку в технике изонить.

  Задачи:

  • Формирование
    теоретических и технологических знаний о выполняемой работе;
  • Формирование
    практических умений и навыков;
  • Воспитывать
    потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
  • Воспитывать
    положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.);
  • Развивать
    эстетическое восприятие и художественный вкус;
  • Познакомить
    учащихся с церковной терминологией;
  • Приобщить
    к церковным традициям.

Методы обучения:

  • Репродуктивный
    (воспроизводящий);
  • Объяснительно-иллюстративный
    (объяснение сопровождается  демонстрацией
    наглядного материала);
  • Практический.

Предполагаемые результаты:

учащиеся должны знать:

  • Правила
    техники безопасности при ручных работах;
  • Назначение
    и правильное использование  инструментов
    и приспособлений;
  • Технологическую
    последовательность работы;
  • Историю
    возникновения вышивки;
  • Влияние
    времени и церкви на данный вид декоративно-прикладного искусства;
  • Церковную
    терминологию и традиции церкви.

 

Учащиеся
должны уметь:

  • Применять
    полученные знания на практике;
  • Соблюдать
    технику безопасности;
  • Грамотно
    выполнять работу;
  • Различать
    виды вышивка;
  • Правильно
    использовать церковные термины;
  • Соблюдать
    церковные традиции;
  • Оформлять
    свои изделия;
  • Анализировать
    свою работу.

По
окончанию курса программы учащиеся должны выполнить три основные работы:

  1. В технике изонить выполнить
    композицию не тему «Пасха»;
  2. Выполнить не большую композицию
    вышитую крестом, связанную с церковной тематикой;
  3. Выполнение большой грамотной
    композиции, которая бы представляла собой икону с изображением лика одного из
    святых, Матери Божьей, ангела, Иисуса Христа, великомученика и т.д.

Занятия
проходят 5 раз в неделю по 4 часа. Учащиеся разделены на две подгруппы по 10-15
человек. Каждая подгруппа занимается по 2 часа в день.

Елена Крошко

Интересно, подскажите - каково общее число часов за год?

хеля

Елена, программа рассчитана на 72 часа. в одной подгруппе.

Натачка

Прекрасный подход к программе, я правда не знаю какаие у Вас требования к программе и возраст детей (Обычно возрост детей необходимо прописывать). Задачи мы обычно расписываем на

-обучающие; -развивающие; - воспитательные.Результаты должны быть: Знания(о чём?),Умения(как?), Навыки(что?), ещё меня смутило, получается 1 подгруппа занимается 10 часов в неделю, но по закону,1группа может заниматься- 1 год обучения- 4 часа в нед.; 2 год обучения- 6 ч. в нед.;3 год обучения - 9 ч. в нед.Если будут вопросы - пишите. Удачи и успехов Вам!!!!!!!!!!!!

хеля

возраст детей 4-8 классы. Да, Наточка,  программа написана на два месяца, и учащиеся занимаются по 8-10 часов в неделю. Это не мой каприз, а приказ начальства.

Натачка

Ну, да против начальства не попрёшьсмеюсь

хеля

вот именно грустно

Жукова Елена Ивановна

Интересно. И действительно актуально.. По программе-мне кажется,  вы сильно увлеклись описанием возможностей вышивки и ее значением. В пояснительной записке прописывается:

Программа (название ) по содержательной, тематической направленности является ....( в данном случае художественно-эстетической , нравственно-духовной); функциональному  предназначению ( бывают программы досуговые, учебно-познавательные, предпрофессиональные, специальные, общекультурные, прикладные); форме организации( индивидуально-ориентированные, групповые, клубные, студийные, кружковые и т.д. формы организыции); времени  реализации (краткосрочная, годичная, двух-, трех годичная, длительной подготовки).

Дальше прописывается "программа (название) предназначена для детей ... (возраст)". Следующий этап- содержание программы нацелено на формирование .... (духовно-нравственной культуры, к примеру), на приобщение (....),  и освоение (техники вышивки крестом, изонити). Содержание программы расширяет представления  ... (дальше то, о чем вы писали), знакомит...., формирует.....

Изучение данного курса актуально...(вы об этом пишете у себя).. новизна программы в.....(если она есть)

цель (всегда одна), задачи (выше уже писали-обучающие, воспитательные, коррекционные)

краткие сведения о коллективе (обычно их не прописывают, но по методике- требуется), документы и материалы, с учетом которых составлена программа ( Закон РФ "об образовании", Конвенция о правах ребенка, Перспективный план работы центра, школы , должностная инструкция педагога доп образования, инструкции по технике безопасности и др.

Педагогические принципы (целостность, доступность, систематичность и т.д.)

методы и приемы

Этапы программы, или блоки, или разделы (в зависимости от вашего тематтическогго планирования

техническое и учебно-дидактическое обеспечение программы, контрольные знания и умения, навыки(для каждой возрастной группы)

Это требования к написанию программы доп.образования, кружка, студии. Не знаю как у вас, у нас жестко требуют выдерживать эти требования. Рада, если хоть в чем-нибудь смогла помочь.

хеля

Большое спасибо, Елена. благодарю

Темнова Елена

Интересная программа. Обычно прилагается план - сетка. Таблица: 1 колонка - № п/п, 2 колонка - тема занятия, 3 колонка - кол-во часов, 4 - дата. Также необходимо написать прогнозируемый результат, указать возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации.

хеля

план- сетка у меня есть отдельно. Предполагаемые результаты у меня прописаны. возраст детей указала.

Спасибо за комментарии. Это моя первая программа по-этому, столько ошибок. Рада, что кого то она за интересовала смущаюсь

Галина ТТ

У нас еще требуют диагностику, хотя в министерской рекомендации по написанию программ доп. образования ее нет.