Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Бисерные россыпи Кольского Севера. Саамская вышивка бисером.


Тип работы
Техника
Материал

Мастер-класс Вышивка Бисерные россыпи Кольского Севера Саамская вышивка бисером Бисер

В избранных: 17
В избранных: 17

Поделиться:

БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Саамская вышивка бисером

БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Саамская вышивка бисером
 (фото 1)

Саамская вышивка - геометрическая.
Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения.

Саамская вышивка - геометрическая. 
    Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. (фото 2)

Саамская вышивка - геометрическая.
Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения.

Саамская вышивка - геометрическая. 
    Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. (фото 3)

Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.

Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.     (фото 4)

Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений.

Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений.  (фото 5)

Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения.

Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения. (фото 6)

Основные мотивы орнамента в бисерном шитье

Основные мотивы орнамента  в бисерном шитье
 (фото 7)

В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
 

    В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка.   Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего   цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.
  (фото 8)

Символика цвета в саамском орнаменте
голубой цвет - вода, небо, озеро, море, реки;
желтый цвет - морошка, солнце;
белый цвет - снег, лепестки ромашки, морошки.

Символика цвета в саамском орнаменте
голубой цвет  - вода, небо, озеро, море, реки;
желтый цвет  - морошка, солнце;
белый цвет  - снег, лепестки ромашки, морошки.
 
 (фото 9)

Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа.

Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. (фото 10)

Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.

Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов. (фото 11)

треугольник с петлями на углах – оленя

треугольник с петлями на углах –  оленя  (фото 12)

Инструменты и материалы
Иглы: №0 (для набора бисера)
№3,4 для закрепления бисера
Нитки: в цвет ткани (красные или синие)
Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов
Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань
Наперсток
Ножницы

Инструменты и материалы
Иглы:  №0 (для набора бисера)
№3,4   для закрепления бисера 
Нитки: в цвет ткани (красные или синие)
Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов
Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань
Наперсток
Ножницы (фото 13)

Подготовка основы для вышивания

Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2).

Подготовка основы для вышивания

Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2).
 (фото 14)

Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).

Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).
 (фото 15)

На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)

На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5) (фото 16)

Технологический процесс вышивки
Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)

Технологический процесс вышивки
Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4) (фото 17)

Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)

Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6) (фото 18)

Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)

Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии.  В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7) (фото 19)

Вот, наконец, на сукне появился первый элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов.

Вот, наконец, на сукне появился первый элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов. (фото 20)

СААМЫ (самоназв.), саами,
лопари, народ в Норвегии (40 тыс. чел.), Швеции (18 тыс. чел.), Финляндии (4
тыс. чел.), в Рос. Федерации (на Кольском п-ове, 2 тыс. чел.). Яз. саамский,
составляет отд. подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на
ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие С. в Скандинавии - лютеране, в Рос.
Федерации - православные. По-видимому, С.- потомки древнейшего населения Сев.
Европы, хотя существует мнение об их переселении с В. Христианизация С.
началась в 15-16 вв. До 17 в. осн. занятиями С. были охота и рыболовство, с 17
в. начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства С.
(т.н. горных С.) ведущим занятием. Традиц. х-во С. на мор. побережьях, особенно
в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (т.н.
морские С.), во внутр. р-нах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте
и пушном промысле (речные С.). С. Кольского п-ова сочетали занятие
оленеводством с рыболовством и охотой. Совр. С. заняты в оленеводстве (в сканд.
странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в
России - ок. 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, др. не-традиц.
отраслях. Значительная часть С. живёт в городах. Традиц. переносным жилищем С.
при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой
оленьими шкурами,- кувакса у Кольских, кота - у сканд. С. Др. традиц. жилище
(вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из
жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них - оленьими шкурами.
В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода
дыма. Зимнее жилище у сканд. С.- тупа, у Кольских - пырт: срубная однокамерная
постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей. Традиц. муж. и жен.
одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины
подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ноамулеты.
Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины
- рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и
передник. Зимней верх. одеждой служил у сканд. С. пэск (или мудд), у Кольских
С.- печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником,
стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались
кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами. На
голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером,
цветным сукном; летний головной убор у замуж-нну ЖРН1ЧИН - шамшуоа. близкая по
повязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из
ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры
(меховые сапоги выше колец с загнутыми носами). Традиц. пища С. зимой состояла
из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы С. употребляли также оленье
молоко. Фольклор С. представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись
следы дохрист. культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным
камням-сейдам, шаманизмом и т.п.

 

 

Литература  

1.Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск,
1985.

2. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.–
Мурманск: МГПИ, 1993.

3. Мечкина Е.И., Мозолевская А.Е.Саамское рукоделие.-
Апатиты, 2003.—с.8-18, 22-27.

4. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов
северо-запада России.– Петрозаводск, 2002. –с.42-49.

5. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов
Кольского полуострова. -Петрозаводск,1999.– с.60-102.

6.Хомич А.В. Саамы. С-П. отделение изд-
ва «Просвещение». 1999.—с 29-37.

7.Материалы творческих проектов учащихся.

8. Экспонаты Мурманского краеведческого музея.

9. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных
ремесел.

 

Натачка

Ой как интересно!!!А я думала, что знаю всё о бисере - оказывается - я не знала ни чего!!!!!!!благодарю

ЕЛЕНА БАЗАРОВА.

спасибо. ооочень интересно!!!!

NADIN-KA

Очень благодарна и за подробный рассказ о народной вышивке (что отражены особенности техники, цвета), и за показ техники исполнения.

NADIN-KA

Подскажите, пожалуйста, что за изделие на фото 6?

Розазина

это саамский женский головной убор

гость

Спасибо!

подскажите, где вы взяли данную символику саамских узоров?

там указаны цифры, видимо, это нумерация для указания значения данного символа, где ее можно найти?

Розазина

Обратите внимания после статьи в самом низу написать список использованной литературы, которой я пользовалась в областной публичной библиотеке г. Мурманска.