Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Искусство жить


Тип работы
Событие

Фоторепортаж День матери Искусство жить

В избранных: 17
В избранных: 17

Поделиться:

Уметь стареть - вершина мудрости и одна из труднейших сторон великого искусства жизни.
Амьель Анри Фредерик

Я согласна со всеми, что наши репортажи о домашних животных и вкусных пирогах красивы и полезны, но я решила рискнуть и выставить на Ваш суд фоторепортаж на очень серьезную, болезненно-загоняемую в глубины нашего сознания, тему – Наши Старики, будь они нам нашими дорогими и любимыми родителями, дедушками и бабушками, соседями или просто, проходящие, тихой походкой, мимо.

Уметь стареть - вершина мудрости и одна из труднейших сторон великого искусства жизни. 
                                                 Амьель  Анри Фредерик


Я  согласна со всеми, что наши репортажи о домашних животных и вкусных пирогах красивы и полезны, но я решила рискнуть и выставить на Ваш суд  фоторепортаж  на очень серьезную,  болезненно-загоняемую в глубины нашего сознания, тему – Наши Старики, будь они нам нашими дорогими и любимыми родителями, дедушками и  бабушками, соседями или просто, проходящие, тихой походкой, мимо. (фото 1)

2006 год. Лето. Моя мама, Александра Иннокентьевна Масленникова. Замуж выходила в нелегкий 1936 год /арест отца, моего деда, уже близкие угрозы будущей войны, работа в школе.../. Чтобы дети и коллеги совсем не запутались, фамилию оставила свою.
Прошло 15 лет после смерти папы и с тех пор она живет одна. Нет, не одна - со своими мыслями, надеждами, кошками - Муська и Пушок. Собак иметь уже не может. Их выгуливать нужно. И ждет, ждет, ждет... прихода своих сыновей или моего приезда.

2006 год. Лето. Моя мама, Александра Иннокентьевна Масленникова. Замуж выходила в нелегкий 1936 год /арест отца, моего деда, уже близкие угрозы будущей войны, работа  в школе.../. Чтобы дети и коллеги совсем не запутались, фамилию оставила свою. 
Прошло 15 лет после смерти папы и с тех пор она живет одна. Нет, не одна - со своими мыслями, надеждами, кошками - Муська и Пушок. Собак иметь уже не может. Их выгуливать нужно. И ждет, ждет, ждет... прихода своих сыновей или моего приезда. (фото 2)

Раз в год, на три месяца я приезжаю, чтобы побыть с ней, помочь. Раз в два года, оставив всю нашу живность, кроме собак /их берем с собой/, на близких, со мной, на те же три месяца, приезжает мой муж - Клод.

Раз в год, на три месяца я приезжаю, чтобы побыть с ней, помочь. Раз в два года, оставив всю нашу живность, кроме собак /их берем с собой/, на близких, со мной, на те же три месяца, приезжает мой муж - Клод. (фото 3)

Маме 89 лет. И мне, до безумия, горько видеть ее вот такой.

Маме 89 лет. И мне, до безумия, горько видеть ее вот такой. (фото 4)

Забрать ее с нами и к нам мы не можем. Ей не дают не только французскую визу, но и, просто-напросто, международный паспорт.
Старая!

Забрать ее с нами и  к нам мы не можем. Ей не дают не только французскую визу, но и, просто-напросто, международный паспорт. 
Старая! (фото 5)

Почти каждый день приходят мои братья, но жить с ними и их семьями она не хочет. Видимо, боится, что не получится, так, как хотелось бы. Возможно, она и права.

Почти каждый день приходят мои братья, но жить с  ними и их семьями она не хочет. Видимо, боится, что не получится, так, как хотелось бы. Возможно, она и права. (фото 6)

Навещает внук Илья - сын старшего брата.

Навещает внук Илья - сын старшего брата. (фото 7)

И те три месяца, с нами или со мной, когда я приезжаю одна, для нее праздник

И те три месяца, с нами или со мной, когда я приезжаю одна, для нее праздник (фото 8)

И в эти дни улыбка редко покидала ее лицо.

И в эти дни улыбка редко покидала ее лицо. (фото 9)

На праздники встреч или дней ее рождения, которые мы ей устраивали, она уже не выходила. Видимо, ее достоинство не позволяло ей мешать нам, как она неправильно думала. А было очень жаль! Все желали ее присутствия.

На праздники встреч или дней ее рождения, которые мы ей устраивали, она уже не выходила. Видимо, ее достоинство не позволяло ей мешать нам, как она неправильно думала. А было очень жаль! Все желали ее присутствия. (фото 10)

Она тихо сидела в своей спальной комнате и общалась с внуками наших друзей.

Она тихо сидела в своей спальной комнате и общалась с внуками наших друзей. (фото 11)

На стихи, посвященные ей, она отвечала благодарностью, но уже без особых эмоций.

если в цепких лапах недуга
И плачешь слезами ребенка
а в марте идет снег непрерывно
и небо в утрате прозрачности
ты прозревать начинаешь
что время это только болезнь
разбитая вечности чаша
оно угасает в тебе
и ты начинаешь прощаться
ведь прощаться также просто
как просить прощения
за эту состоявшуюся попытку жизни

Вячеслав Абрамов
30 марта 2004г

На стихи, посвященные ей, она отвечала благодарностью, но уже без особых эмоций.

если в цепких лапах недуга
И плачешь слезами ребенка
а в марте идет снег непрерывно
и небо в утрате прозрачности
ты прозревать начинаешь
что время это только болезнь
разбитая вечности чаша
оно угасает в тебе
и ты начинаешь прощаться
ведь прощаться также просто
как просить прощения
за эту состоявшуюся попытку жизни

Вячеслав Абрамов 
30 марта  2004г (фото 12)

2007 год. Зима. Все тот же халат и моя милая мама. Ей скоро будет 90 лет.

2007 год. Зима.  Все тот же халат и моя милая мама. Ей скоро будет 90 лет.  (фото 13)

У нее уже "созрела", как она говорит, катаракта и она плохо видит.

У нее уже "созрела", как она говорит,  катаракта и она плохо видит. (фото 14)

И, не смотря на то, что я была у нее всего несколько месяцев тому назад, пришлось приехать снова, на помощь моей маме и моим братьям. Они одни не справляются.

И, не смотря на то, что я была у нее всего несколько месяцев тому назад, пришлось приехать снова, на помощь моей маме и моим братьям. Они одни не справляются. (фото 15)

Первый визит в больницу, для разрешения вопроса о катаракте.

Первый визит в больницу, для разрешения вопроса о катаракте. (фото 16)

Ей страшно, я это чувствую, но удалять катаракту, хотя бы на одном глазу нужно. Так сказала врач. На реплики как: "Еще чего удумала, в 90-то лет мучить старуху" и им подобные, мы с мамой решили не обращать внимания. Она очень хотела видеть мое лицо и лица своих сыновей.

Ей страшно, я это чувствую, но удалять катаракту, хотя бы на одном глазу нужно. Так сказала врач. На реплики как: "Еще чего удумала, в 90-то лет мучить старуху" и им подобные, мы с мамой решили  не обращать внимания. Она очень хотела видеть мое лицо и лица своих сыновей. (фото 17)

После операции, она мне сказала - "Лида, все мне говорили, что я большая умница. Я выдержала! У нас получилось" Операция была под местным наркозом. Я плакала.

После операции, она мне сказала - "Лида, все мне говорили, что я большая умница. Я выдержала! У нас получилось" Операция была под местным наркозом. Я плакала. (фото 18)

На следующий день это опять была, моя храбрая мама.

На следующий день это опять была, моя храбрая мама.  (фото 19)

И я была горда ею и счастлива в эти семь дней, проведенных с ней в больничной палате /на одной койке/, где с нами находились еще шесть женщин. Бросить и перейти в платную одиночную палату, хотя такая возможность и была, я не могла, не смотря на усталось.

И я была горда ею и счастлива в эти семь дней, проведенных с ней в больничной палате /на одной койке/, где с нами находились еще шесть женщин. Бросить и перейти в платную одиночную палату, хотя такая возможность и была,  я не могла, не смотря на усталось. (фото 20)

По ночам нужно было помогать всем этим бедолагам, а днем спать нельзя было - обход врачей, частое посещение нянечек ... Жизнь кипела и страдала. Но я выдержала. Я была мамина дочка.

По ночам нужно было помогать всем этим бедолагам, а днем спать нельзя было -  обход врачей, частое посещение  нянечек ... Жизнь кипела и страдала. Но я выдержала. Я была мамина дочка. (фото 21)

С некоторыми я просто подружилась, как с бабой Дусей, к примеру. К ней никто не приезжал. Она жила в далеком башкирском селении , где-то в горах.

С некоторыми я просто подружилась, как с бабой Дусей, к примеру. К ней никто не приезжал. Она жила в далеком башкирском селении , где-то в горах.  (фото 22)

Жизнь, несмотря ни на что, продолжалась и голуби, прилетавшие на подоконник, были этому доказательством.

Жизнь, несмотря ни на что, продолжалась и голуби, прилетавшие на подоконник, были этому доказательством. (фото 23)

Но самый важный вопрос остался - Что делать?
Перевезти ее к одному из братьев, а дальше? Их целыми днями не бывает дома. Работают, несмотря на пенсионный возраст. Опять одна.

Но самый важный вопрос остался - Что делать?
Перевезти ее к одному из братьев, а дальше? Их целыми днями не бывает дома. Работают, несмотря на пенсионный возраст. Опять одна.  (фото 24)

Но, я уже в течение целого года знала, что делать и развивала идею о достойном выходе, из создавшегося положения. Это - дом интернат для инвалидов и престарелых в городе Верхнеуральске. 50 километров от Магнитогорска.

Но, я уже в течение целого года знала, что делать и развивала идею о достойном  выходе, из создавшегося положения. Это - дом интернат для инвалидов и престарелых в городе Верхнеуральске. 50 километров от Магнитогорска.  (фото 25)
 
Искусство жить  (фото 26)

Летом мы с мужем и друзьями посетили этот дом и нашли его вполне достойным, для уважаемого проведения старости.

Летом мы с мужем и друзьями посетили этот дом и нашли его вполне достойным, для уважаемого проведения старости. (фото 27)

Верхнеуральск - казачья станица.
Не буду Вас утомлять рассказами о том, что было между, обьявлением моего предложения /решения! /и переездом мамы в ее новый дом . Это не интересно, да и не было для меня важным. Главное - это моя мама. А уши, они на то и уши, чтобы слушать и не все слышать.

Верхнеуральск - казачья станица. 
Не буду Вас утомлять рассказами о том, что было между, обьявлением моего предложения /решения! /и переездом мамы в ее новый дом . Это не интересно, да и не было для меня важным. Главное - это моя мама. А уши, они на то и уши, чтобы слушать и не все слышать. (фото 28)

Присядем перед дальней лорогой и попрощаемся с местом, где было столько радости!

Присядем перед дальней лорогой и попрощаемся с местом, где было столько радости! (фото 29)

Очень грустно прощаться не только с квартирой, но и с соседкой Надей, которая по моей просьбе, да я думаю что она и так бы, ухаживала за моей мамой.

Очень грустно прощаться не только с квартирой, но и с соседкой Надей, которая по моей просьбе, да я думаю что  она и так бы,  ухаживала за моей мамой. (фото 30)

Знакомство с великолепной женщиной - главврачем Ниной Степановной Глушень

Знакомство с великолепной женщиной - главврачем Ниной Степановной Глушень (фото 31)

Новая подружка по комнате - Вера. Можно было бы иметь комнату на одного человека, но мама не захотела. Ей нужно было общение и постоянное присутствие кого-то и это я поняла уже давно. Именно это помогло и дало мне силы выбрать правильное решение.

Новая подружка по комнате - Вера. Можно было бы иметь комнату на одного человека, но мама не захотела. Ей нужно было общение и постоянное присутствие кого-то и это я поняла уже давно. Именно это помогло и дало мне силы выбрать правильное решение. (фото 32)

Наступил момент прощания. Мне кажется, что ей уже не страшно. Она верит в жизнь.

Наступил момент прощания. Мне кажется, что ей уже не страшно. Она верит в жизнь. (фото 33)

Один из старших братьев - Борис -. проживающий в ридной Украине, знакомится с интернатом.

Один из старших братьев - Борис -. проживающий в ридной Украине, знакомится с интернатом. (фото 34)

И, кажется, /господи спасибо/ остается довольным. А старший из братьев - Владислав уже знаком с новым местом жительства нашей мамы. Он даже побывал в молильной комнате. бане, морге и комнате отдыха, где, как в Африке, бегают виртуальные львы.

И, кажется, /господи спасибо/ остается довольным. А старший из братьев - Владислав уже знаком с новым местом жительства нашей мамы. Он даже побывал в молильной комнате. бане, морге и комнате отдыха, где, как в Африке, бегают виртуальные львы. (фото 35)

Зал для конференций и всяких праздничных событий.

Зал для конференций и всяких праздничных событий. (фото 36)

Столовая, для ходячих и желающих общения. Маме приносили еду в комнату. Ходить далеко и много она уже не могла. Да и Вера, тоже, предпочитала есть в комнате.

Столовая, для ходячих и желающих общения. Маме приносили еду в комнату. Ходить далеко и много она уже не могла. Да и Вера, тоже, предпочитала есть в комнате. (фото 37)

Столб сообщений и поздравлений.

Столб сообщений и поздравлений. (фото 38)

Здесь через два дня будет висеть поздравление для моей мамы с днем ее рождения и это будет 30 марта 2007 года.

Здесь через два дня будет висеть поздравление для моей мамы с днем ее рождения и это будет 30 марта 2007 года. (фото 39)

В этот уголок, желающие сходятся пообщаться, не смотря на то, что в каждой комнате есть телевизор. А вообще-то, есть все необходимое - холодильник и прочее. Каждый мог привезти, что ему хотелось из дома.
Жилье выглядит, как двухкомнатная квартира с туалетом в коридоре. И в одной из этих комнат жила моя мама

В этот уголок, желающие сходятся пообщаться, не смотря на то, что в каждой комнате есть телевизор. А вообще-то, есть все необходимое - холодильник и прочее. Каждый мог привезти, что ему хотелось из дома.
Жилье выглядит, как двухкомнатная квартира с туалетом в коридоре. И в одной из этих комнат жила моя мама (фото 40)

30 марта 2007 года. Маме исполнилось 90 лет. Через два дня мы с братом уезжаем каждый к себе. Он на Украину, я - во Францию. И это будет последний раз, когда мы - дети Александры Иннокентьевны Масленникой, в замужестве Аристовой, будем пить все вместе за ее здоровье после свидания с ней в ее новом доме.

30 марта 2007 года. Маме исполнилось 90 лет. Через два дня мы с братом уезжаем каждый к себе. Он на Украину, я - во Францию. И это будет последний раз, когда мы - дети Александры Иннокентьевны Масленникой, в замужестве Аристовой, будем пить все вместе за ее здоровье после свидания с ней в ее новом доме. (фото 41)

Низкий поклон Верхнеуральску, за то что принял и приютил мою маму!

Низкий поклон Верхнеуральску, за то что принял и приютил мою маму! (фото 42)

Лето 2008 года. Мы с Клодом опять, подбросив всю нашу живность близким, приехали к маме.

Лето 2008 года. Мы с Клодом опять, подбросив всю нашу живность близким, приехали к маме. (фото 43)

Мне кажется, что ей очень даже не плохо. У нее есть сотовый, которым руководит Вера и мы общаемся почти каждый день по телефону, даже когда я нахожусь во Франции.
Раз в неделю к ней приезжает ее старший сын - Владислав, немного реже - младший из сыновей - Анатолий.

Мне кажется, что ей очень даже не плохо. У нее есть сотовый, которым руководит Вера и мы общаемся почти каждый день по телефону, даже когда я нахожусь во Франции.
 Раз в неделю к ней приезжает ее старший сын - Владислав, немного реже - младший из сыновей - Анатолий. (фото 44)

Она очень рада снова встретиться с Клодом.

Она очень рада снова встретиться с Клодом. (фото 45)

А мы были безумно рады встрече с директором дома престарелых Владимиром Альбиновичем Глушень и его женой /главврачем/ - Ниной Семеновной или просто Ниной. Они были нашими, не только друзьями, но и Богами,Спасителями, а вообще-то простые, великолепные русские люди.

А мы были безумно рады встрече с директором дома престарелых Владимиром Альбиновичем Глушень и его женой /главврачем/ - Ниной Семеновной или просто Ниной. Они были нашими, не только друзьями, но и Богами,Спасителями, а вообще-то простые, великолепные русские люди. (фото 46)

Вот таким он нас встретил летом, его величество Дом-интернат!

Вот таким он нас встретил летом, его величество Дом-интернат! (фото 47)
 
Искусство жить  (фото 48)

Во время моих ежедневных посещений мамы, Клод занимался огородным хозяйством моей подруги детства.

Во время моих ежедневных посещений мамы, Клод занимался огородным хозяйством моей подруги детства. (фото 49)

По возвращению от мамы, я не забывала пообщаться с курами подруги.

По возвращению от мамы, я не забывала пообщаться с курами подруги. (фото 50)

Можно было идти мыться.

Можно было идти мыться. (фото 51)

Моя подруга, /с первой минуты ее рождения , она на два года моложе меня/ Люда Скокова, уроженка Глушень, печет нам пироги. А как же, и о них нельзя забывать!

Моя подруга, /с первой минуты ее рождения , она на два года моложе меня/ Люда Скокова, уроженка Глушень, печет нам пироги. А как же, и о них нельзя забывать! (фото 52)

Да и уху можно сварить. Володя с Клодом неплохо порыбачили.

Да и уху можно сварить. Володя с Клодом неплохо порыбачили. (фото 53)

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Николай Заболоцкий

На мое письмо-благодарность, отправленное во многие информационные газеты России /нужно же что-то делать/, откликнулась только одна редакция - Красный Уралец из города Верхнеуральска.

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Николай Заболоцкий


На мое письмо-благодарность, отправленное во многие информационные  газеты России /нужно же что-то делать/, откликнулась только одна редакция - Красный Уралец из города Верхнеуральска. (фото 54)

9 июня 2009 года. Звонок из Верхнеуральска. Внезапно и скоропостижно умерла Вера. Ей было всего лишь 72 год, столько же сколько и моему старшему брату Владиславу. Она было инвалид с детства. Плохо слышала ушами и видела глазами, но ясно все это делала сердцем. Эту фотографию я ей поставила на временный памятник. Близких у нее, можно так сказать, и не было. Летом, этого 2011 года, у Веры будет постоянный памятник, все с той же фотографией. Я себе дала слово и я его выполню

9 июня 2009 года. Звонок из Верхнеуральска. Внезапно и скоропостижно умерла Вера. Ей было всего лишь 72 год, столько же сколько и моему старшему брату Владиславу. Она было инвалид с детства. Плохо слышала ушами и видела глазами, но ясно все  это делала сердцем. Эту фотографию я ей поставила на временный памятник. Близких у нее, можно так сказать, и не было. Летом, этого 2011 года, у Веры будет постоянный памятник, все с той же фотографией. Я себе дала слово и я его выполню (фото 55)

19 июня - новый звонок. После смерти Веры, маме стало плохо и она впала в кому. Что же ты, Вера, натворила!
Срочные сборы, вылет и через день я уже была у мамы. По моему приезду она вышла из комы и мы все решили, что она будет жить.

19 июня -  новый звонок. После смерти Веры, маме стало плохо и она впала в кому. Что же ты, Вера, натворила!
Срочные сборы, вылет и через день я уже была у мамы. По моему приезду она вышла из комы и мы все решили, что она будет жить. (фото 56)

Новые подружки наносили ей визиты, но, видимо, ей не хватало Веры - ее смысла жизни, на тот момент.
Диалог с мамой:
Мама - Одной ей там скушно будет!
Я - Кому?
Мама - Вере?
Я - А кто такая Вера - ?
Мама - Вера, Надежда, Любовь.
Диалог закончен.

Я впитывала и записывала все ее слова, реплики. Наверное, чувствовала, сама себе не отдавая отчета, что уже скоро...

Новые подружки наносили ей визиты, но, видимо, ей не хватало Веры - ее смысла жизни, на тот момент. 
Диалог с мамой:
Мама - Одной ей там скушно будет!
Я - Кому?
Мама -  Вере?
Я - А кто такая Вера - ?
Мама - Вера, Надежда, Любовь.
Диалог закончен.

Я впитывала и записывала все ее слова, реплики. Наверное, чувствовала, сама себе не отдавая отчета, что уже скоро... (фото 57)

Нянечки, как и прежде продолжали свою нелегкую, но благородную работу.
26 июня мама закрыла глаза, впала в очередную кому, на следующий день была соборована, приглашенным мною, батюшкой, хотя мы и не были большими практикантками, как говорят французы и умерла, подарив мне целую неделю жизни, которая превратилась для меня в Вечную Память.

Нянечки, как и прежде продолжали свою нелегкую, но благородную работу.
26 июня мама закрыла глаза, впала в очередную кому, на следующий день была соборована, приглашенным мною, батюшкой, хотя мы и не были большими практикантками, как говорят французы и умерла, подарив мне целую неделю жизни, которая превратилась для меня в Вечную Память.  (фото 58)

Прошло два года. Июль 2011 г.

Прошло два года. Июль 2011 г. (фото 59)

Июль 2011 года. Левобережное кладбище г. Магнитогорска.

Июль 2011 года. Левобережное кладбище г. Магнитогорска.  (фото 60)

Июль 2011 года. Новое кладбище г. Верхнеуральска

Июль 2011 года. Новое кладбище г. Верхнеуральска (фото 61)

Не бросайте в меня камни и не судите строго, за мое решение, поселить мою Маму в дом-интернат для инвалидов и престарелых. Я знаю, что это в России не принято. Оно мне далось очень не просто. Были долгие бессонные ночи, срывы нервной системы, которые я побеждала тем же мозгом, прежде чем я пришла к такому решению. И именно я, так как мои братья, по-началу, были против, но, что делать/?/ -  они не знали.

И да простите Вы мне,
мои земляки из Страны мастеров, за подобное беспокойство, но я сочла что
репортаж входит в серию искусства – ИСКУССТВО ЖИТЬ.

Пусть лучше
будет такой дом престарелых и, именно таким, чем неуютная, забытая, где-то в углу дома, и очень часто, даже своих близких,  в постояннном одиночестве, старость.

Низкий Вам поклон и всего Доброго!

 

Франция. Август 2011 года. Обещание, сделанное маме и Вере, да и самой себе, я выполнила. Я поставила точки над I и могу вас уверить - мне стало легче.

 

ЛиЛеКа

Вы поделились самым сокровенным... Люди обычно стараются это скрыть... Ваш репортаж заставляет думать... Вроде бы и не по тематике сайта (не про рукоделие в нем говорится), но с вечной темой о жизни и смерти... Спасибо!

Aristova-Jacquemin Lydia

Вам спасибо! Я его отправила, по ошибке, очень быстро и сейчас изменила концовку и буду добавлять несколько фотографий из 2009 года - последнего года ее жизни. Ей было почти 93  года. Извините, но если Вы желаете их увидеть так же, то они будут минут через 15-20

ЛиЛеКа

Я поняла, что будет окончание... Посмотрела все! Ваша мама знала, что она не брошена - это главное! Мне эта тема очень близка, и я вас понимаю! Не упрекайте себя, ваша мама ушла достойно...

Оксюшечка

Время замерло на долгие минуты, пока я смотрела Ваш фоторепортаж и читала комментарии к каждой фотографии.Хочется написать очень много....Спасибо Вам за то,что поделились .Пережила море эмоций,жалко нащих стариков.Далеко не всем везёт встретить достойно и спокойно старость.Вашей маме повезло.Ещё раз благодарю Вас.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо громадное. Как вижу, я не ошиблась в моих братьях-славянах и сделала правильное решение, выставив эту историю на Ваш суд.

Irishka-67

Очень трогательные фотографии! Надо уважать старость и не бросать наших стариков в одиночестве, ведь мы тоже будем такими.

Aristova-Jacquemin Lydia

Как Вы правы! Хотя бы из за того, что будем такими же, если у нас это получится, нужно уже сейчас всему обществу думать об благоустройстве наших стариков. Молодым нет времени ими заниматься, да этого и не нужно. Этим должны заниматься профессионалы, а наша задача - давать любовь и радость встречи. И Те КОШМАРЫ, которые существуют, и не только в России ,/я имею в виду дома для престарелых/ должны быть стерты с лица земли и заменены на вот такие, какой я Вам показала. С уважением Лидия.

Мамамаша

Спасибо Вам... Когда мои бабушка с дедушкой болели и умирали на моих руках, я много думала, что лучше. И я думаю, Вы правильно решили. Очень тяжело как чувствовать себя ненужным, а еще тяжелее - обузой. Хотя это и не так..

Aristova-Jacquemin Lydia

Я думаю, что дело не в том, что они нам обуза, как они сами ошибочно думают, а в том, что мы просто не способны им дать ту помошь, какая им нужна. Спасиво Вам,

Мамамаша

Возиожно. Вы знаете, у меня знакомая пожилая говорила: "Вот мне и поговорить не с кем", хотя вокруг были и дети, и внуки. А в это понятие вкладывала фразу:"О чем вы говорите, вы же ничего из МОЕЙ жизни не помните". Со сверстниками все-таки больше общего...

Villana

Трогательный  до слёз фоторепортаж, не вините себя, вы приняли правильное решение и маме в таком аккуратном доме престарелых было лучше ,чем одной дома или даже бы в семьях братьев, которые сложно сказать смогли бы ей обеспечить должный уход , а там она имела с кем поговорить и за ней был уход)))

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам, Villana. Буквально, за два дня до смерти, я задала вопрос маме - Почему у нас так получается /даже не помню по какому поводу/ и она мне ответила - /буквальные ее слова/ Так как мы являемся сплоченная пара умных двух людей!

s_irina

Да тема очень и очень трогательная и я не могла удержаться от слез, ведь нащи родители не молодеют, а так хочется чтоб они пожили подольше и были здоровы и как жаль что нельзя открыть визу и быть рядом с дочкой, почему эти вопросы так тяжело решаются, ведь вся наша платета для людей, а люди сами создают эти все формальности. Здоровья вам и удачи.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам большое. Как я с Вами согласна!

Наталья Кияница

Огромное спасибо за тепло и грусть, а главное за Память! Трогательный репортаж о самом дорогом человеке на земле - Маме - не может оставить равнодушными талантливых и дружных жителей Страны Мастеров, поэтому Вы нашли очень правильного адресата для своей светлой печали. Вечная память Вашей маме! Счастья Вам и Вашим близким!

Aristova-Jacquemin Lydia

Низко кланяюсь, Вам. Вижу, что не ошиблась и очень рада этому. Иметь в жизни друзей и общаться с ними, пусть даже и виртуально, через интернет - это Великое дело.

КотМяу

Чуть больше года назад я похоронила свою маму. А боль не утихает до сих пор - будто вчера... Моя мамулечка не дожила до 80 лет одного месяца. Вашей мамочке да и вам, конечно, повезло: она прожила длинную жизнь, и была всеми любима. Вы заботились о ней постоянно, даже находясь далеко от неё. И она это, несомненно, ощущала.  

Посмотрела ваш фоторепортаж со слезами на глазах. Как они похожи - эти наши старики... И как тяжело без них...

Aristova-Jacquemin Lydia

Я думаю, что Ваша боль просто постепенно перевоплотится в очень благородное чувство -  грусть. А наши мамы, они как были в наших сердцах. так и останутся. Спасибо Вам большое.

Анчос

Сижу, плачу и не могу успокоиться... В прошлом году я потеряла родителей, им обоим не было еще и 60 лет... Первой ушла мама. Она болела, долго лежала в больнице, потом ей дали инвалидность и я год ухаживала за ней. Я переехала к ней, это было тяжело. Я чувствовала, что не могу обеспечить тот уход, который ей требовался - работу я бросить не могла, т. к. развелась с мужем и нам бы не на что было жить. А днем, когда я на работе, ей нужно было давать лекарства, кормит ее...Я после долгих и мучительных раздумий тоже решила определить ее в интернат, но не успела... А через месяц умер папа - не выдержало сердце. Хоть мои родители и развелись аж в 1990 году, но папа, как мне кажется, продолжал любить маму, хоть и не признавался...

Я уверена, что Вы поступили мудро и сильно, поселив маму в интернат - все-таки она там общалась, не была одна, ей там в любой момент могли помочь. Ей наверняка было уже трудно справляться с ежедневными бытовыми делами, а там хорошо - все готово, постирано. Вы приняли правильное решение!

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо, Вам, моя дорогая девочка. Хоть  и горько говорить подобное, но Вашей маме, наверное, там где она сейчас, уже легче. Не страдайте так. Оставьте в своем сердце только хорошее о своих родителях. Они этого заслуживают, хотя бы уже потому, что дали нам жизнь. Счастья Вам и до новых встреч в нашей Стране Мастеров.

Lolita9

Посмотрела и прочитала Ваш репортаж. Грущу всместе в Вами.

Не вините себя, что пришлось поместить маму в интернат. Плохо, когда старики там и о них все забывают, но ведь вы были постоянно на связи, каждый день созванивались. И до этого постоянно приезжали. Вы сделали все возможное, все от вас зависящее. Вы производите впечатление замечательной, любящей и заботливой дочери!

Aristova-Jacquemin Lydia

Да, нет, Лолита, я не виню себя, иначе я бы не смогла позволить маме прожить, эти почти три года, без страха и одиночества , жизни. Дома у себя она уже тени от люстры стала бояться и видела не известно что,  не смотря на то, что мои братья - ее сыновья, последнее время ночевали у нее. Спасибо Вам,

sorca

Смотрела с болью в сердце. Я недавно похоронила маму, ей было 89 лет. Боль еще жива во мне. А Вы просто умница. СПАСИБО  за такой репортаж. Может посмотрев его кто-нибудь станет добрее к нашим старикам.

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам большое спасибо, за то что откликнулись, отозвались. Я много думала, прежде чем его выставить на Ваш суд - стоит ли, поймут ли для чего я это сделала? Вижу поняли и стоило. Пушкин говорил - Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

 

JAMRA

Спасибо , Лидия , что Вы затронули эту тему...  Мы все в душе ощущаем свою вину перед нашими родными как правильно подметила ЛиЛеКа , не каждый может в этом признаться открыто . Я тоже не исключенье к моему  великому  сожалению ..............Прости меня мамочка ,прости .....Ведь я видела как нелегко тебе было расставаться со мной и как ты старалась скрывать от меня свою тревогу , пытаясь шутить . Я каждый день просыпалась в чужойстране с мыслями , что я должна научиться здесь жить  . Ведь скоро приедет моя мама и я ее научу готовить помароккански   , расскажу о местных приправах ( мамина любимая тема) , покажу достопримечательности и еще цветы........они цветут здесь круглый год ........ Цветы они всегда окружали мою маму , глядя на них я ощущаю тепло и нежность ее ладошки . Мамочка прости , прости что я не смогла тебе их подарить....... Моей мамы не стало через пол года моего отъезда в Марокко , сказать о боли -ничего не сказать , это может понять человек ощутивший и переживший  . Лидия  ,  жить нас учат наши родители  и  искусство жить дается не каждому , но мне кажется и я так для себя решила , я не имею право в память о моей маме оборвать эту *нить обучения* . Моя мама была воспитателем , каждое утро я с радостью вхожу в класс к моим пупсам и стараюсь передать все ,чем меня одарила моя мама . Спасибо тебе мамочка , каждая детская улыбка по праву принадлежит тебе ! Ведь ты всегда со мной !  Лидия , добрая память Вашей маме . Спасибо Вам огромное за чистые слезы , эта тема нужна не только тем кто потерял , но и тем кто об этой боли не задумывается ! Просто берегите  добрым словом  !

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам , Jamra, и будьте счастливы. Вспомните Омара Хайяма - он был мудрым.

Счастье смелым даётся, не любит тихонь,
Ты за счастье и в воду иди и в огонь.
Перед богом равны и бунтарь и покорный.
Не зевай - своё счастье не проворонь.

zerstaS

- Как быстро выросли наши дети.

- Как быстро постарели наши родители.

Прочитала рассказ Лидии (со слезами). Если бы все дома престарелых были такими. Конечно, еще лучше, если бы их не было совсем. Но это из мира фантастики. Сколько у нас в стране брошенных детей, а что говорить о стариках? Это конечно не правильно, но это факт. Осуждать Вас Лидия никто не вправе, да и никто Вас и не осудил. Если бы не препятствия, Ваша мама давно бы жила с Вами. И я еще раз убедилась, что в СМ живут добрые, отзывчивые и порядочные люди. У нас во дворе, когда тепло, собираются бабушки. Сидят, смотрят на проходящих мимо людей, на копошащихся в песочнице детей, кого-то или что-то обсуждают. Есть среди них ну очень старенькие. Ходят с трудом, держатся друг за дружку. Я с ними не знакома. Мы недавно переехали в этот город. Проходя мимо, здороваюсь, иногда подойду и задам, какой нибудь нелепый вопрос (как хранить георгины, покормили ли они дворовую кошку, хорошо ли греют батареи в квартире), и вот тут бабушки оживают. Наперебой начинают  рассуждать, жаловаться, шутить, вспоминать свою жизнь, слушать, не переслушать. К чему я это все пишу. Им нужно общение. Вашей маме повезло, что у нее такие добрые, талантливые дети, а Вам повезло, что у Вас такая мама. Она была не одна в конце, и Вы не одни. Она всегда остаётся с Вами. Вечная ей память. 

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо, Вам, мои родные земляки. Продолжайте общаться со старушками с лавочки. Им это нужно как вода, хлеб насущный. А репортаж я выставила, именно из-за вопроса об домах престарелых. Как Вы сами сказали, что лучше с нами, но это из мира фантастики, то нужно думать и решать как быть? Именно поэтому я влила свою каплю в, возможно, будущее разрешение этого наболевшего вопроса. А капля к капле и разольется море широкое и, возможно, что исчезнут те,  как я их называю - КОШМАРЫ -, уродливые дома для престарелых, где не только старикам, а и крысам неподобно жить.

Катява

Спасибо Вам за то что тронули душу, заставили эмоции подняться до самого горла.

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам, Катява, спасибо за эмоции. Благородные эмоции  - дело святое.

Днепровочка

Огромное спасибо Вам, Лидия, за этот репортаж! Смотрела Ваши фоторепортажи о птичках, видела там Вашу маму и вспоминала свою бабулечку, которая умерла чуть больше года назад, они так похожи! Проревелась... но почему-то не стало легче... Интересно, это вопрос времени, или так будет всегда? Ваша мама - герой! Жить одной, даже не смотря на приходы детей, трудно и страшно! Но ещё страшнее - оставлять дом, в котором прожила почти всю жизнь, и ехать туда, где нет ни одного знакомого лица! И очень хорошо, что она нашла там человека, который стал ей близкой подругой и новым смыслом жизни! Так много всего Вы всколыхнули этим рассказом, спасибо Вам ещё раз!

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам, огромное спасибо! Время - лучший лекарь и Вы это уже слышали и знаете. Оставьте его делать свое дело, а Вы делайте  - Ваше. Всего Вам доброго! Ваша бабуля и ваша мама Вам дали жизнь. Будьте благодарны им и продолжайте творить чудеса.

NADIN-KA

Лидия, Вы добрая и сильная женщина. Благодарю Вас за рассказ. Многие смогли, благодаря Вам, выговориться и оплакать близких. В нашем обществе даже на похоронах принято держаться. И такой разговор ценен для всех нас. в память об ушедших, которые дают силы ныне живущим. Я это поняла полтора года назад, когда ушла моя мама... Это не стыдно - оплакать маму, помолиться за нее...А самой большой благодарностью ушедшим близким, будут наши дела и наша память (так учила моя бабушка).

Земной поклон ушедшим и доброго здравия всем живущим!

Aristova-Jacquemin Lydia

Боже, как права была Ваша бабушка! Наши старики - мудрые люди! И Вам  земной поклон и доброго здравия!

Станция

Спасибо, Лидия, за Ваш рассказ! Смотреть правде в лицо -для этого необходимо мужество. Один мой знакомый, у которого болезнь сердца, как-то в разговоре сказал: "Я нужен своей семье, пока я обеспечиваю всех, а не дай Бог, слягу -кому я такой нужен? Протяну, сколько смогу, а потом  сделаю, чтоб раз-и все..." Вот так живет человек и уверен, что он близким нужен только для денег...  Это страшно. Мы свою  бабушку, когда она тяжело заболела, перевезли из села к себе, я тогда еще в школе училась. И я из школы бежала сломя голову, потому что она одна с утра сидит, а ей и лекарства дать, и перевернуть, и остальное... пока родители не придут, и все домой просилась, в село... Хотя умом-то понимала, что не получится, а сердце рвалось... в селе ухаживать было некому за ней.  Два дня назад была очередная ее годовщина смерти. Ваш рассказ - очень болезненная тема для многих, и количество отзывов - тому подтверждение! Спасибо за откровенность!

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам  спасибо, за Ваше существование и за Вашу любовь к Вашим близким. К счастью или несчастью, наши Старики мудрые и терпеливые Люди.

Величайшие истины - самые простые.

Лев Толстой.


gallina

Читала репортаж и плакала, как и многие. Знаете, я более десяти лет прожила в селе. И вокруг меня было много таких бабушек. Я всегда восхищалась их стойкостью и работоспособностью. Огород, куры, цыплята. Они со всем справляются, хотя многие ходят с палочкай, а то и с двумя. И ждут. Ждут, когда приедут дети, внуки. И собираются все вместе уже только на поминки. Некоторых бабушек дети забрали в город. Но они возвращаются. Только не в свой дом. На горе, над селом - кладбище. Они все там. 

Год назад я вернулась в Киев к своей маме. Мама у меня любит покомандывать, чтоб все было по ее. Бывает, рассержусь, обижусь! И подумаю: "А ведь моей маме 76 лет. " Да, всегда кажется, что другие мамы старые, а моя не старая, моя мама будет всегда. И становится сирашно, когда осознаешь, что это н так.  Лидия, Вы всколыхнули в людях столько эмоций. Может кого -то заставили задуматься.  Спасибо за такой трогательный репортаж. Вечная память Вашей маме. И здоровья Вам и Вашим близким.

Aristova-Jacquemin Lydia

Галина, и Вам большое спасибо. Делайте Вашу жизнь с Вашей мамой, по возможности, как можно прекрасней. Вы обе этого достойны. Потом жалеть не придется. Я сейчас очень жалею, что не посадила мою маму в кресло-каталку и не вывезла на улицу, а ведь была прекрасная июньская погода. Думала сделать это позже. А позже, иногда, может быть и не быть никогда. Счастья Вам и Вашей маме. Моей сегодня  исполнилось бы  94 года. Завтра мне будет - 64. У нас с ней разница - 30 лет. И вот я буду стараться, если мне будет суждено дожить до ее возраста, все эти 30 лет не очень себя терзать за это невыполненное мною желание.

maniya

прочитала сидя на работе.... сразу не могла ничего говорить, что б не зареветь.
вы большая умничка, что заботились о маме - так верно и так терпеливо. ваше решение окружить ее заботой персонала дома-интерната ни в коем случае не может быть осуждено. вы любили маму. вы не оставляли ее одну.
у меня есть старая бабушка, она живет далеко от нас и мы только раз в год приезжаем к ней и то на 3-4 дня. еще раз в год моя мама (ее дочь) бывает у нее на недельку. и хоть она живет в поселке где много родственников - по сути она одна. 

когда она была по моложе и чувствовала себя лучше - мы забирали ее к себе осенью и на полгода - она гостила у нас. мама таскала ее по врачам (именно таскала, т.к. бабуля решительно не хотела быть обузой и что б мы тратили на нее деньги) бабушка словно в благодарность за нашу опеку старалась помочь изо всех сил, а чаще делала шкоду.
например она решила что нам с мамой некогда, поэтому она начистила две пожелтевшие ложки до белого блеска... мы ей не стали говорить что это серебряные с позолотой ложки которые нам подарил папа смеюсь она ведь почти неделю старалась (сама нам похвасталась) 
когда она пыталась что-то постирать - обязательно что-то линяло. когда убирала - выкидывала нужные вещи, которые просто не замечала.
ну а если она готовила - то это ел только наш мужественный папа)))
было время когда мы серьезно сердились на нее, но мы все равно ее любим.

теперь ей тяжело переносить длительную дорогу к нам, по состоянию здоровья ей не подходит наш климат и много других но...
теперь мы довольствуемся лишь несколькими днями - когда можем ее обрадовать. мы приезжаем всей семьей - с подарками, лекарствами, привозим фотографии просто пачками, конфетки и шоколадки. и когда мы впятером (мои родители и я с мужем и сынишкой) приезжаем к ней в ее однокомнатную квартирку и там становится все верх дном - она рада и по-настоящему счастлива.
она откладывает с пенсии нам денешки на подарки. а иногда дарит кофты, пальто, платочки которые мы ей дарили и она их бережно хранила, т.к. считает себя старенькой и такую красоту могут носить только молодые. а те сладости которые мы ей привозим она раздает - на почте, в больнице, в церкви.

наши старики - наша совесть.
и наше отношение к ним словно говорит о нас самих.

лидия вы очень хороший человек. и прекрасная дочь. спасибо вам.

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам, Большое Спасибо. Как они все похожи наши милые старики. Вы сказали все и мне больше нечего добавить. Еще раз, Большое спасибо.

Светлана Тычкова

Лида,я как,впрочем,многие-плакала,особенно в конце Вашего репортажа!Мне не довелось увидеть глубокую старость своих родителей-оба умерли в 59 лет...Но ежедневно смотрю на стариков и старушек очень почтенного возраста и мне так больно и обидно за них!У стариков(у большинства стариков)в нашей стране очень нищая и жалкая жизнь и мне стыдно за нас,наверное и за себя тоже...Когда пытаюсь помочь донести сумки бабушке-та шарахается от меня со словами""Я сама,что ты,что ты!Сейчас убежишь с моей сумкой!""И такое было уже не раз,просто их слова были разными-люди не верят в бескорыстную помощь и это страшно!!!А Вы поступили самым правильным в Вашей ситуации образом и тот,кто осудит,а будут и такие,будет неправ!Спасибо за репортаж,который не оставил никого равнодушным и заставил нас задуматься...жму руку

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо, Светлана. Я думаю, что те годы, которые не удалось прожить Вашим родителя, Вы проживете за них вдвойне. Главное, не оставайтесь равнодушной к Вам самой и другим , чтобы потом сожалеть не пришлось.

Елена Дичко-Сторожук

Вы правильно поступили, поселив маму в дом престарелых. Там  она была не одна и всегда под присмотром, и родственники могли к ней в гости приезжать как и раньше. Вы сделали всё, что могли для неё. Вы хорошая дочь. Моя мама, к сожалению, до шестидесяти лет не дожила 9 дней и умерла на моих руках.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо, Вам. Мне очень жаль, что Ваша мама умерла так рано.Я сейчас старше Вашей мамы и понимаю, как ей и Вам хотелось, чтобы она жила. Будьте счастливы вдвойне.

покишон

Как жаль, что у нас нет ни времени ни возможностей быть с нашими родными, как жаль, что при живых детях наши мамочки живут под присмотром чужих людей, даже если в замечательных условиях. Извините меня, я не бросаю в Вас камни, я просто высказала своё мнение, которое имеет право на своё существование. Я не могу Вас похвалить, хотя может вы ,по своему, правы. Но посмотрев и почитав , в моей душе поднялась такая буря эмоций, что не написать я просто не могла.

Aristova-Jacquemin Lydia

Моя мама родилась и до раскулачивания жила со своими родителями на Волге в деревне Шепелиха. Их -детей- было 7 человек. И как у всех у них были бабушка и дедушка. Про дедушку не знаю, а вот бабушка Солонида умирала в бане. Видимо, была больна и, думаю, что от нее исходили сильные запахи. Мама, будучи одной из старших детей, бегала к ней и давала покушать, но оставаться рядом, мне кажется, у нее, как у ребенка, желания не было. Как Вы понимаете - деревня, никакого медицинского ухода... И мне даже страшно представить страдания моей бедной прабабушки. Я не за то, чтобы расставаться с нашими любимыми старыми родителями, но я за то, чтобы победить свой эгоизм и попытаться создать необходимые им условия для, как можно, более  счастливой  и  уютной старости. До 89 лет мама была дома и в течении 2-х лет к ней по ночам регулярно приходили незнакомые ей люди, а с люстры  спускалась что-то непонятное. С перездом на новое место жительство, она на вопрос - К тебе кто-то приходит? - она отвечала- Ну, да. Врач часто заходит, нянечки, подружки... Я к тому, что дома иногда вызываемый нами врач-пихиатр, батюшка и прочие экстрасэнсы ейц не смогли помочь, а вот, как только у нее закончилось ежедневное и именно дневное одиночество - все встало на свои места. Вы знаете почему старики не спят ночами -потому что боятся умереть, а умирают они, в основном, ночью.

Спасибо Вам и будьте счастливы, любимы и терпимы.

Ольга Брусничкина

Плачу....понимаю...

Aristova-Jacquemin Lydia

Большое Вам, с поклоном, спасибо

Gulyafed

Ком в горле,слёзы на глазах...Пусть земля будет пухом Вашей маме...Много разных мыслей.Так тронула Ваша история.И всё таки Ваша мама была не одна,среди людей. И Вы ведь с ней общались,приезжали по возможности.И чем быть дома одной- на людях лучше.Держитесь.Вы всё сделали правильно... Мои родители тоже уже в возрасте. Папе 93-й год,мама моложе.Живут они вместе 63 года.Мы, к счастью, живём в одном городе и я часто бываю у них. Папа часто говорит мне-так боюсь умереть,так не хочется,страшно мне.Не знаю что ему и сказать,улыбаюсь,говорю-вы ещё долго вместе проживёте,погуляете на свадьбе у правнуков ,а у самой сердце переворачивается..Мама лежала в больнице,так папа себе места не находил,всё переживал и говорил- если что с мамой случится я тоже тут же умру,один я жить не хочу и не буду.А ведь есть мы с сестрой,наши дети, внуки.И мне самой становится страшно.Как же я потом буду без них,моих дорогих и любимых.Хотя я уже и сама бабушка.Главное,любить и поддерживать вовремя, чтобы потом не жалеть что не успела-не долюбила, не всё сказала...

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам  большое. Мне сказать нечего, Вы сами все сказали. Единственное, что пожелаю, так это быть счастливыми с Вашими родителями при их жизни и не менее счастливыми, когда они уйдут на вечный покой. Так все происходит на этой Земле. это закономерно и мы ничего не изменим, поэтому будем стараться жить по человечески. Все Вам доброго

М и К

прочитала... очень тяжело...в детстве думала, что когда вырасту будет такое лекарство, которое выпьешь и всегда будешь жить, но его до сих пор нет....как страшно, когда человек стареет....если остается в здравом уме, то живет только своими близкими, их заботами и проблемами... моя любимая бабушка умерла в 2006 году, прошло уже 5 с лишнем лет, но мне ее не хватает до сих пор, мы с ней были связаны одной нитью, которую невозможно разорвать...

Это действительно очень сложное решение6 отдать родного человека в дом престарелых... у нас с бабушкой не возникало такого вопроса, т.к. мы были рядом и часто бывали у нее, хотя конечно ей хотелось еще общения...выручал телефон. 

Но так много стариков, которые заброшены, никому не нужны...вот это страшно!!! К сожалению, далеко не все дома интернаты такие хорошие как этот..., а порою в них нельзя попасть...

Зачем и почему так устроена жизнь...

Aristova-Jacquemin Lydia

Ваша бабушка умерла. потому что пришел ее день, но я думаю, она была счастливой бабушкой, имея таких внуков как Вы.

Поэтому этим репортажем я хотела рассказать не только о моей маме, а именно об этих ДОМАХ, в которых наши старики могли бы быть спокойными, ухоженными компетентными людьми, у которых был бы не только моральный интерес, но и материальный. Не будем лукавить. Очень часто наши старушки и старички с утра до вечера сидят в полном одиночестве в квартирах своих или их детей, если они есть. Но ДОМА должны быть ДОМАМИ для людей, а не для скота, что, к сожалению имеет место не только в России, но и во всем мире.

А жизнью на земле руководит ЧЕЛОВЕК. Всего Вам наилучшего.

гость

Трогательно , моим старикам  бабушке 93 , а деду он у нас молодой 92 . Каждый год на дачу , как говорят один день весь год кормит - ведут активный образ жизни .

Aristova-Jacquemin Lydia

Здоровья им, Вашим бабушке и дедушке. У моего мужа мама умерла в 56 лет /болела/, а тетка в 104 года сама встречала гостей и никого не подпускала с плите. Вот Вам и мораль! Спасибо

Hardbroom

Прочитал... загрустил.. заплакал... Мне даже нечего сказать, но хотел просто написать, что я не остался равнодушным. Спасибо Вам, усть над чем подумать. Хотя когда читал репортаж то надеялся, что смерти не будет. какая храбрая старушка, подумал я...

Моя одна бабушка умерла в 1998 году, 2 месяца до своего 60-летия. Вторая ушла из жизни в январе прошлого года.. Со временем мне не не как нормальным людям - легче не становится.Не хватает их...плачу

Aristova-Jacquemin Lydia

Побывала на Вашей страничке. Посмотрела работы. Видно, что Вы их делаете с любовью. Так и продолжайте. А со временем  боль сама собой растворится в Вашей жизни, работе ... и останется только грусть. Удачи Вам!

НЕтоска

тронуло..плачуу меня бабушка живет идеей уехать жить в дом престарелых,не хочет быть обузой для  детей, считает себя не нужной им, и  если разобраться то при одной мысли страшно, что человек воспитавший троих детей 6 внуков вдруг стал больным, не таким бодрым и ненужным.Она часто повторяет слова: "Ты нужен пока что то можешь делать, как то физически помогать"забывая о том что она необходима для душевной помощи, просто для совета, рассудительного, не осуждающего, дающего понять всю свою правоту или не правоту.Незнаю к чему это я, давайте просто ценить наших стариков, а не только вспонимать о них иногда...все мы не вечны и всех нас это ждет, это безразличие и злость в глазах других, есть и хорошие люди не спорю......и фоторепортаж ..вы молодец, это память, действительно, нужно ловить каждое слово близких, что бы не потерять навсегда

Aristova-Jacquemin Lydia

Вы сами все сказали и я Вас благодарю. Счастья Вам и Вашей бабушке, а ей особенно еще и здоровья. В старом возрасте это очень важно, и, я считаю, равносильно любви близких.

сваха

слезы текут,растрогали до глубины души.ведь нашей бабушке в этом году 97.дети,внуки,правнуки по всему миру раскиданы,но слава богу  сложилось что с ней рядом живут ее дочь и сын и она не чувствует себя одиноко.внуки,правнуки и остальные дети постоянно приезжают,вот и мы в этом году целый месяц проведем с ней.Я бабушкой Тасей восхищаюсь.в свои 97 она в здравом уме,юморит и у нее почти все свои белоснежные зубы.Вы правильно сказали ИСКУССТВО ЖИТЬ и это жаль не каждому дано.вы молодцы.Как мы относимся к своим близким,так и к нам будут относиться они.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам большое, а вашей бабушке крепкого здоровья и продолжения счастливой жизни вместе с Вами. Пусть она,  как можно дольше, радует Вас своим присутствием.

Ilatan

Прочитала весь Ваш репортаж как говорится от "А" до "Я" на одном дыхании.
Читала и думала...нет это не правильно...нет..так не должно быть....но подумав все-таки согласилась с Вами, Вы сделали все правильно. Мамочке Вашей там было уютнее, она была как ребенок, под постоянной опекой.
А с Вами на растоянии???...так это в любом случае, что в интернате, что нет...Такова жизнь....Иногда дети разлетаются....когда вырастают...так было, есть и будет....
Мы со временем - пока потихоньку стареем, наши дети - взрослеют, а родители переходят рубеж и в один момент становятся просто и невозвратно стариками и старушками.
Что такое жизнь? Почему именно так? Зачем родные "уходят"? - вопросы на которые нет однозначного ответа.

Храните память о мамочке...храните все до остатка, она вероятно чувствует и знает, что пока она в памяти, она живет...хоть сейчас уже и не в этом мире...

Вечная память Вашей маме! Пусть земля ей будет пухом...

А Вам всего доброго
Ни о чем не жалейте...подумайте как могло бы быть...если бы Вы сделали все по-другому.......

А я встаю.... и иду позвоню своим родителям....позвоню...пока еще есть кому звонить...

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам большое, Людмила. Спасибо за добрые слова, за поддержку. Скоро будет два года, как ушли мама и Вера, а боль, пока еще, не перешла окончательно в грусть, не смотря на то, что мама, как и папа постоянно со мной - их портреты, так же как и портреты родителей моего мужа у, нас на стенах, как иконы. Многое сейчас было бы сделано по другому. Сожалеть не нужно ни о чем, но это не так то просто. Будьте любимы и любите! И как можно чаще общайтесь с вашими мамой и папой /по телефону, неожиданные встречи, в ваших мыслях.../ Потом меньше будет сожалений. Я это уже, к сожалению, знаю!

Всего Вам доброго!

Вот это портрет мы с братом рисовали в 90-летие нашей мамы вдвоем - он начал, а я закончила. Хочу с Вами поделиться.

Ilatan

Вы знаете, я тоже живу на расстоянии от родителей и тоже всегда ловлю себя на мысли, что моя жизнь и общение с родителями это только мимолетные дни отпуска, телефонные звонки, переговоры...
Суета сует..
А жизнь летит.....а нам.... всегда не хватает времени .

Красивый портрет и Вы молодцы с братом, что выполнили такую работу.

Дай,Бог Вам здоровья и счастья!

С Вербным Воскресеньем!

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо и Вас, так же, с Вербным Воскресеньем!

Ilatan

цветы

L_vasileva

Спасибо, что затронули удивительную тему «Искусство жить». Читала, а слезы лились…

Тема как бы и о старых людях, но и, конечно же, и о тех, кто рядом с ними.

В жизни мне пришлось пережить смерть бабушки. В то время мне было чуть за 20(а рядом никого старше) и лихие 90-тые  годы…  Пять лет назад ушел из жизни папа… Очень тяжело вспоминать и сейчас. Осталась мама одна, ей уже за 70 и живет не с нами. Каждый день звоню, по возможности еду, отпуск, как и Вы, проводим у нее. А душа болит каждый день. Мне говорят, не живи эмоциями,… а как иначе?

Согласна с sorca «Может, посмотрев Ваш фоторепортаж, кто-нибудь станет добрее к нашим старикам".

Здоровья Вам  и Вашим родным.

 

Aristova-Jacquemin Lydia

Вам большое спасибо! Без эмоций мы рискуем превратиться в роботов или еще хуже - нелюдей! Вашей маме столько же лет сколько моему  мужу. Берегите её, любите. У меня осталась на Урале тетка - жена папиного младшего брата. Этим летом поеду к ней. Ей уже 86 лет и она одна. Звоню часто. Иначе нельзя. Можно просто потерять уважение к самой себе.

Вас и Ваших близких -  с праздником Пасхи, здоровья и любви к себе и окружающим Вас людям.

...Валентина...

Лидия, так получилось, что вечером в светлое Христово Воскресение я читала Ваш репортаж вместе со своей мамой. Мне в этом году 48, а моей маме-65 лет. Наревелись...Столько разных эмоций вызвала у нас Ваша исповедь. Слезы текли не останавливаясь. Много философских мыслей было у нас.Вы очень сильный и смелый человек. Ведь  все равно Вы  в душе считаете, что что-то сделано не так.Иначе у вас не возникло даже мысли об этом рассказать. Осуждать Вас никто не имеет право,даже Вы сами. Только Господь Бог может осудить нас. Но попытаться осознать, что что-то сделано не так, да еще выставить на всеобщее обозрение свои сокровенные мысли-не каждому дано.Наверное, безгрешных людей нет. Но вот осознать, что ты сделал что-то не так, признать это и попросить у Бога прощения может далеко не каждый. Нельзя только винить себя во всем.На все Воля Божья. В такой ситуации, как Ваша, оказываются много людей. все поступают по-разному.Все относятся к этому по-разному.Делают разные выводы...Я,думаю, получив много откликов, вы немного успокоились. И даже стали успокаивать других,  особенно тех, кто потеряли своих родителей совсем молодыми. Ваша мама умерла в почтенном возрасте,пережив своих детей.Для нее- это, наверное, самое большое счастье. Я живу с мамой в одном дворе.Мы с ней порой спроим,ссоримся. У нас маленькая разница в возрасте.Надеюсь, что она еще долго будет меня отчитываь, а я еще долго буду эмоционально реагировать на ее критику. Но  у нас была трагедия.18 лет назад умерла моя племянница.Ей было 5,5 лет. Ребенка не стало практически за неделю.Произошла такая переоценка ценностей... На все воля Божья!!!

Aristova-Jacquemin Lydia

Возможно, что-то в этом и есть. Я не знаю. Моя мама и ее портреты/папины тоже/ в нашем с мужем дома  /так же как портреты и его родителей/ находятся на самом видном месте. И мне моя мама мне никогда не снилась, так же как и папа, кстати. Удивительная история. А ведь они у меня в голове и сердце постоянно. И я знаю, что сейчас она ждет, когда я приеду в этом году и закончу с помощью моих братьев их могилы, а так же могилу Веры. Мы с мамой тоже не всегда были согласны, тем более что она была змея, а я кабан, но это не мешала нам любить друг друга, так как мы в наших ссорах и несогласии были искренни. Так что это не очень уже и важно, главное не обижать и не оскорблять друг друга, не делать плохо. А ссоры и споры - это, как хорошо заправленная всякими специями пища. Тем более, что  в спорах рождается истина, как говорят мудрецы. А ребенка искренне жалко. Рано ушел из жизни.

Спасибо Вам, Валентина и до встречи в Стране Мастеров. А это Вам и Вашей маме от нас  роза из нашего сада.

Jantarik

Спасибо Вам за такой трогательный рассказ! Не корите себя за то,что отдали маму в интернат для пожилых-на тот момент это было не только правильное,но и единственное решение. Трудно быть одной весь день почти ничего не видя,а там ей и помогали,и подружка у неё была. Моя мама живёт вместе со мной,отец умер рано в 55 лет(сердце),маме 80,но она ещё может обслужить себя. Она весь день одна дома-мы с мужем на работе,так что она пока справляется. Но я думаю,что когда-нибудь придёт день,что и мне придётся решать вопрос о том,как быть дальше,и о доме престарелых видимо тоже. И хотя в Израиле этот вопрос поставлен очень сильно-прекрасные дома престарелых,великолепный уход,я надеюсь,что решать эту проблему мне придётся ещё не скоро.

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам спасибо за добрые слова. Рада за Вашу маму. Дай ей бог здоровья, как можно дольше. Моя ведь тоже до 87 лет сама себя обслуживала, а потом наступил очень трудный момент. И Вы знаете, сайчас возвращаясь в те годы, когда она была в доме-интекрнате, я все больше и больше убеждаюсь в правильности нашего со старшим братом решения. Почему моего и старшего брата решения - потому что два средних говорили, что только через их труп она пойдет туда жить, но более достойного выхода из положения не предлагали и забрать ее жить к себе не могли, а может и не очень хотели. Да простит мне бог. У нас здесь во Франции этот вопрос также не существует, как какой-то мистический. Это нормально, что старые люди должны иметь компетентный уход за ними. Удачи Вам и вашей семье, а главное всего наилучшего вашей маме.

Jantarik

В Израиле это  тоже считается нормальным и многие пожилые люди живут в таких домах,но есть разные дома.Есть для тех,кто сам себя может обслужить,так там у каждого своя квартирка и обязательно врачебный уход. Есть разные,но везде неплохой уход. Это у меня на работе все удивлялись,когда узнали,что я с мамой живу. Здесь это вообще не принято. Если не дом престарелых,так 24-часовой уход.Приезжают из Филлипин,с Украины,из Молдавии женщины и мужчины и работают 24 часа,живут вместе.Вот такие дела. Удачи Вам и вашей семье.

darikus

я рыдаю, пишу и рыдаю, а вы никогда не вините себя, есть песня какая-то и там слова 2мамино сердце  обид  не хранит".да и к тому же она была в здравом уме и это было и ее решение, ведь если они пожилые, это не значит, что у них нет права голоса. если будете винить себя за что-либо то нельзя будет идти дальше.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо, Вам. Нет, вины я не чувствую, а вот горечь, грусть, от чего то недоделанного, не так сделанного - это да, это пока не проходит. Видимо, на всю оставшуюся жизнь останется чувство чего-то не свершенного  - скажем того, что я ее  не посадила на коляску и не вывезла на улицу погулять. Была великолепная погода. Поэтому не нужно откладывать на завтра  то, что хочется сделать сегодня. Может быть поздно.

riverastra

Хочу сказать слова поддержки Вам! Вы сильная женщина! И как правило последнее решение все-таки принимаем мы (дочери, просто женщины)!
Пол года назад моей мамы не стало................., она не дожила до 52..........Все было скоропостижно, но время предательски тянулось (но надежды не покидали нас ни на минуту) Хочу сказать цените то что у вас есть потому что когда вдруг это исчезает становится очень больно, и жалеешь о потерянном, ушедшем  времени. Мне до сих пор кажется что зазвонит телефон и я услышу ее голос, начинаю что-то творить и хочется ей позвонить и похвалится а потом вдруг понимаю что не будет ни звонка .................ни чего...............и еще если бы не этот сайт я наверное не выдержила бы всего этого, когда я что-то делаю (рукодельничаю) у меня такое ощущение что мама стоит за спиной и наблюдает.(она тоже очень любила нашу страну) И еще я поняла что я не одна, тут в стране много единомышленников, и эта тема только доказывает, что мы понимаем друг-друга!
Спасибо вам всем огромное, дорогие мои мастерицы!

Aristova-Jacquemin Lydia

Я Вам искренне соболезную по поводу смерти Вашей мамы, тем более, что она ушла из жизни очень и очень рано. Это большое горе, но у Вас есть красавица дочь. Так что ценностей вокруг Вас много. Посмотрела мельком /вернусь к ним попозже/ Ваши работы. Интересные. Искусство помогает во многом, также и в преодолении горьких моментов в жизни. Всего Вам наилучшего и до встречи в Стране Мастеров.

riverastra

Спасибо! Заходите в гости!

just nastya

Очень трогательный репортаж,который заставляет задуматься о многом.Вы сильная женщина,Ваш поступок  станет примером для многих,Вы ценили свою Маму.Многие понимают какую важную роль играл близкий человек только после его смерти.Низкий Вам поклон за то что вынесли такую важную тему на обсуждение.

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо на добром слове.

Манефа. Кружок Мир игрушки ЦДО детей и молодёжи г. Берёзы

Моя мама, Надежда Алексеевна (в девичестве Рублевская) умерла, когда ей было неполных 59. Сейчас мне 53. А мама всё также нужна, необходима и также больно от того, что её нет рядом, что так сильно она страдала в последние месяцы жизни. Моя серебряная глубже и дальше ты от меня...

Aristova-Jacquemin Lydia

С потерью наших любимых невозможно согласится. Слова в таких случаях - просто слова. Несправедливо рано умерла ваша мама... Моей мне и сейчас нехватает, так же как и папы, а сколько лет прошло... Живите, создавайте за Вас и за нее... Ведь в Вас есть ее половина...

У Вас великолепные панно.. Много света, жизни, красок...

Удачи и счастья Вам.

Дарья Станиславовна

Вы молодец. Вы сильный человек и все сделали верно. Смерть никогда не будет красивой, она всегда неожиданна, и приходит невовремя, несправедливо отбирает у нас близких нам людей, но в наших силах наполнить счастьем жизнь родных, чтоб им было не страшно, не одиноко, чтоб они чувствовали, что нужны, любимы, не забыты, не брошены. Не дай Бог, чтоб они подумали, что ими кто-то тяготится и ждет их смерти. К сожалению законы часто глухи к человеческим судьбам, и исключения делаются только для богатых. Это хорошо, что Вы нашли такой выход, решились на него. Ваша мама так близко приняла уход Нади, значит она нашла в ней себе друга, близкого человека, нуждающегося в ней, значит ей не было одиноко, а это ведь главное, когда человек чувствует, что он не один, что нужен кому-то: дочери заграницей, потому что она звонит каждый день, приезжает через полмира, сыновьям, соседке по комнате, ведь она захотела пойти за ней, забеспокоилась, что Наде там одиноко. А ведь это тоже важно для пожилых людей: заботиться о ком-то. В какой-то момент мы начинаем заботиться о родителях, а они от этого чувствуют острее свою старость, немощность. Вы молодец. Вы все верно сделали, не сомневайтесь. Сделали все, что могли.

Aristova-Jacquemin Lydia

Благодарю Вас за добрые слова.

гость

Спасибо большое за ваше откровение, мы все прожили вместе в вами и вашей мамой небольшую жизнь. Грустно было смотреть на фото, где мама одна в своей квартире, всё та же обстановка, всё та же грусть и одиночество, всё те же подружки-кошки, и даже халат не меняется.... Один день похож на другой, как близнецы... Мужественно мама выглядела в больнице, решившись в таком возрасте на операцию, она действительно молодец! А когда увидела фото вашей мамы в пансионате то мне она показалась посвежевшей и повеселевшей даже.Да и сам пансионат очень хороший, светлый, и думаю, там работают замечательные люди. Думаю вашей маме там было хорошо, постоянно кто-то заходил, что-то обсуждали с подругой Верой да и просто уже далеко не одинокими стариками. Вы молодец потому, что мама всегда видела вашу поддержку, заботу и опору, и несмотря на то, что вы были далеко со своими заботами и своей жизнью, мама знала, что любима вами, что она нужна в этой жизни. И мне кажется, что своей любовью вы питали свою и маму и продлевали ей жизнь!

Aristova-Jacquemin Lydia

Благодарю и низко кланяюсь!

Schatten

Дочитывала со слезами. Вы, действительно, большая молодец. Во всем.

Так уж получилось, что я уже 10 лет рботаю с домами-интернатами у нас в Мурманской области.  Знаю и условия, и людей, которые там работают, и людей, которые там живут. Кто-то по своей воле, кто-то по воле Рока, если хотите. И каждый идет туда именно продлить Жизнь, потому что понимают, что старость и одиночество - это страшно. Моя любимая бабушка (она умерла год назад в 87 лет) тоже хотела уйти в дом-интернат, потому что считала, что мешает, что, наверное, мы бы жили не так, если бы она была в доме-интернате. Я не дала ей уйти туда, возможно, это продлило бы ее годы. Не могу знать, да и поздно уже об этом думать. А сейчас вот одинокая соседка оформляет бумаги в местный дом-интернат, потому что боится. Потому что болеет. Потому что ей кажется, что к ней кто-то приходит (как она говорит, у меня с головой непорядок, у меня галлюцинации).

Правы те, кто говорит, что лучше, чтобы таких домов не было, но пока это , действительно, из области фантастики. Пока есть одинокие старики, пока есть люди, способные наживаться на других (я имею в виду махинации с квартирами), пока есть люди без определенного места жительства.

Держитесь! И знайте, что Вы все сделали правильно!

Aristova-Jacquemin Lydia

Согласна с Вами, что это из области фантастики  - полное отсутствие домов для немощных людей. Они просто необходимы, так же как и больницы, детские сады, ясли. Но они должны быть человечны, а не просто, как сараи для хранения человеческих тел, что к большому сожалению имеет присутствие и не только в России. А Вас я благодарю за поддержку и желаю успехов как в жизни, так и в Вашем творчестве.

Schatten

Знаете, я по долгу службы, так сказать, была и в домах-интернатах общего типа, то есть для обычных людей, и в психоневрологических интернатах, для необычных и немного агрессивных. Больше всего мне понравилось отношение к необычным людям, больным душевно: общение как с ребенком даже в 70-летним дядей двухметрового роста. Вот это было здорово. И зря у нас люди боятся "психов". Да есть такие, которые убьют и не подумают, но большинство из них просто детки, большие детки. Но это чисто мое умозаключение на основе того, что видела своими глазами.

И, наверное, нашим старикам все-таки повезло, у нас очень хорошие условия и очень замечательный персонал. Конечно, условия не такие, как показали Вы, но все же.... Все же лучше, чем бы мои подопечные жили с родными, которые их понукают куском хлеба, или на помойке....

 

А за пожелание Большое спасибо! Я желаю Вам прежде всего душевного спокойствия и благополучия, Вы заслужили это, а еще здоровья, потому что без него ничего не будет!!!!

Aristova-Jacquemin Lydia

Благодарю!

Марина Курбатова

Низкий Вам поклон, Лидия, за этот репортаж! Он не может оставить равнодушным и хотя Вы пишете о своей маме, каждый прочуствовал это до глубины души. Извините, буду краткой, первым делом вспомнила свою маму, которой мне так сейчас не хватает...

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам большое спасибо. Иногда слова и не нужны.Достаточно чувств. Вчера одна моя подруга спросила меня, что я хочу сказать, говоря, что она эмоциональная. Я ей ответила, что для меня эмоции означают искренность. Всего Вам доброго.

isla

Со слезами на глазах читала Ваш репортаж, Лидия! Вы - замечательная дочь! У каждого человека в жизни есть  момент, когда надо принять какое-то ответственное решение. В прошлом году у меня внезапно умер отец, ему было почти 65 лет. Мама осталась одна, вернее, она не одна, у нее есть я, внук, внучка, но в квартире она живет одна. У нее больные ноги, дальше подъезда она не ходит. Вы заставили задуматься о том, что надо ценить то время, которое Господь нам отпускает, чтобы мы были рядом со своими близкими, ценили каждую минуту, проведенную с самыми дорогими и близкими на Земле людьми.  Светлая память Вашей маме! Огромное Вам спасибо!

Волкова Валентина Алексеевна

больно..очень больно за наших стариков...сейчас время какое то неправильное..что ли..раньше была одна большая семья..и старики в почете..но ..к сожалению=сейчас не то время..все разрознено..иногда и корни свои уже не помним..оттого и беды и черствость и жизнь такая вся наша..мне 57 лет..одна..дети в разных городах...стараюсь не думать-что потом..но и жить к ним-нет...хотя они и замечательные...на авось...а Вы=думаю-поступили правильно.Светлая память Вашей маме..а Вам-здоровья и спокойствия на душе..не укоряйте себя ни  в чем.

 

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам, Валентина. Наверное, время играет какую-то роль в теперешней жизни. Люди, слава богу не все, стали какими-то суетными, неуверенными в себе, а от сюда и эгоизм и прочие подобные ...измы. А стариков очень и очень жаль просто за то, что у нас совсем мало свободного  времени для посвещения им. И как позже приходится жалеть о том, что не было сделано или сделано, да не так как хотелось бы. Всего Вам наилучшего, Валентина.

ira_chernova

Лида, прочла Ваш репортаж- сижу , плачу... Так быстро бежит время- вот мы уже и не взрослеем, а стареем, а родители и подавно. Вы все правильно сделали, как добрая дочь, и пусть Бог даст Вам здоровья, а Вашей маме-светлая память!Когда мне трудно, вспоминаю молитву:Дай Бог мне силы изменить то. что я могу изменить,

Дай мне мужества не перживать там, где от меня ничего не зависит,

И дай мне разум- отличить одно от другого.

С уважением, Ирина.

Aristova-Jacquemin Lydia

И я часто повторяю эти слова. И еще - Евгений Павлович Леонов /актер/ говорил - "Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не дает спуститься ниже определенного человеческого уровня... Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям..." Всего Вам наилучшего в вашей жизни. А слеза бывает и очищают, и приносят облегчение.

ira_chernova

Лида, спасибо за ответ и правильные , добрые слова.

вероника анатольевна

Спасибо за репортаж. Ком в горле и трудно передать все то, что всколыхнулось в душе. Вы - большая умничка, что затронули эту тему. О "дороге на радугу" обычно не только говорить, но и думать не хочется. "Я подумаю об этом завтра"... А "завтра" может и не быть... Десять лет на свете нет моей мамы. У меня тысяча причин винить себя в том, что чего-то не сказала, не сделала... И исправить уже ничего нельзя. И так от этого горько.  Остается только беречь в сердце память о ней. Она была очень светлым человеком.

Еще раз, спасибо.

 

Aristova-Jacquemin Lydia

"Жизнь мертвых продолжается в памяти живых", так говорил Цицерон Марк Туллий. Память - это светлое чувство, особенно когда речь идет о светлом человеке. Берегите ее - память. Всего Вам наилучшего в вашей жизни.


Л.И.З.А

Спасибо за репортаж. Очень много хочется сказать, но не могу подобрать слов.. Есть над чем задуматься..

Aristova-Jacquemin Lydia

Здравствуй, землячка Лиза. Иногда слова и не нужны, а вот что задумалась - это замечательно. И еще хочу тебе сказать, что горжусь уральцами вообщем и тобой в частности. Посмотрела твои работы, прочитала твою еще очень короткую, но уже достаточно богатую биографию. У нас с мужем есть внуки твоего возроста и мы ими тоже гордимся, т.к. они также как и ты занимаются и танцами, и музыкой, и живописью и тд и тп. Женаю тебе просто удачи во всем и всегда.

ishyshii

Прочитала вашу историю............что могу сказать............грустно конечно.............старость у всех нас не за горами.........Вы достойная и любящая  дочь своей мамы свой дочерний долг вы выполнили сполна...Дай Бог что бы у каждой из нас в глубокой старости была такая же опора в лице любящих и помнящих о нас благодарных нам наших детей.Спасибо вам что доверили и открыли нам своё самое святоеда

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам.

Алекс-а

расплакалась...трогательно так,это и правда болезненная тема..

Вы молодец...огромное Вам спасибо за этот репортаж..

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам спасибо за добрые слова.

Tressa

  Просто нет слов.... читала и плакала! Не от жалости, а от любви! Поверьте, Лидия ( мою маму тоже зовут Лидия, и я не по наслышке знаю, какие это добрые и отзывчивые женщины!), ваша мама счастливая - у нее такие замечательные дети.. она не была , она есть..... она всегда жива в ваших сердцах, в вашей памяти! Она жила с любовью к вам, а вы живете с любовью к ней, вашей маме! Счастья вам!

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо большое. Я согласна с Вами. Мои родители - есть и будут для меня  пока жива я. А слезы это выражение наших эмоций и, в любом случае, приносят только облегчение.

...Татьяна...Мурашка...

Трудно что-то сказать кроме того, что уже сказано...сжалось сердце от какой-то боли и тоски...слов просто нет подходящих. Спасибо Вам огромное за Ваш репортаж, за любовь к людям, низкий поклон.

Aristova-Jacquemin Lydia

Когда у людей сжимается сердце, значит еще не все потеряно. А Вам лично я желаю беспредельной любви и удачи во всем.

Елена Васильченко

прочитала репортаж...,
долго читала комментарии,
нет словплачу, милые наши старики, простите нас, так грустно что вы уходите,
так жалко, что ни чего нельзя вернуть...

почему-то вспомнились слова песни Кикабидзе "Мы уходим"

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо Вам. Постараемся передать детям, внукам их любовь к нам. А грусть чувство хорошее, честное и не позволяет забывать кто мы.

Шкодик

Лидия, случайно увидела ваш репортаж! Сколько же эмоций он у меня вызвал! Ком в горле не проходит, дважды выходила покурить, попила кофе, но он по прежнему стоит… Столько хочется всего сказать… Спасибо вам огромное за то, что показали как вы любили МАМУ!! И как она вас всех любила, и сколько любви вам отдала, и сколько взамен получила!!! Ведь не дав любви детям, сложно, наверное, рассчитывать на их любовь к себе!? 
Тот ДОМ, в который вы ее отвезли, даже нельзя назвать интернатом, хочется назвать его пансионатом! И в таком уютном месте вы продлили ей жизнь, вне всяких сомнений!!

После прочтения в моей душе многое перевернулось, я ощутила такую боль, поняла насколько я безразличный и равнодушный человек! Моей бабуленьке 87 лет, она живет у моих родителей, а я ей звоню не каждый день, и навещаю редко… Такое чувство вины появилось… А ведь она меня полжизни воспитывала, и дала мне столько любви, нежности и ласки! Чего, к сожалению, не дала мама. И хоть у меня к маме много претензий, много обид, я все равно ее люблю, прощаю, и очень надеюсь, что когда она будет старенькая, я буду относиться к ней с любовью.

Но больше всего меня тронуло, что вы, совершенно посторонний человек, позаботились о Вере! Проводили ее в последний путь как родную, и более того, облагородили ее могилку! Далеко не все способны на подобное!
Еще раз спасибо вам за ваш репортаж – исповедь, который затронул глубины души!

Светлая память вашим родителям, думаю, что они смотрят на вас и гордятся тем, что у них такая любящая и заботливая дочь!

Искренне желаю вам здоровья и успехов во всем!

Aristova-Jacquemin Lydia

И Вам большое спасибо! Любите, звоните, прощайте, не судите ваших мам, пап, бабушек, дедушек и просто людей. Ведь мы - это они.

Всего Вам наилучшего.

Анастасия Нася

плачуя плачу,вы молодец ,что посещали ей чучуть своей жизни некоторые забывают про свою маму и уезжают, им даже трудно позвонить,Низкий поклон вамбравоцветы

Aristova-Jacquemin Lydia

Настенька, ты замечательная девочка и слезы твои были хорошими слезами, от души. Я уверена, что ты любишь твою маму, да и просто всех тебя окружающих, и когда понадобится твоя помощь, твое присутствие ты поступишь правильно. Я тебе так же низко кланяюсь и желаю счастья и только счастья в твоей жизни. С приветом Лидия Аристова-Жакмэн. Я расскажу о тебе моим внукам.

Анастасия Нася

спасибо большое очень приятно!смущаюсь

Эгеста

Случайно увидела Ваш рассказ, прочла всё от начала и до конца с комментариями. Рыдаю... Завтра позвоню своим бабулечке (83 года) и дедулечке(скоро 90) на другой конец России за 10000 км.

Спасибо Вам!

Aristova-Jacquemin Lydia

Вам спасибо.

Звоните как можно чаще. Будете себя чувствовать лучше, а их сделаете самыми счастливыми. Я до сих пор жалею о том, что не вывезла маму на кресле-

каталке в сад, а ведь погода была весенняя и ей очень хотелось, но я думала попозже..., а попозже - было поздно. Звоните и будьте счастливы.

АСМАДЬЯРОВА МАРИЯ

Спасибо вам!!!Я вспомнила своих бабушек и дедушек. Увы их уже не кого нет . Их очень не хватает . их ласковых и нежных рук , доброго взгляда, чистой души и доброго сердца . Я бы их всех обняла и еще раз сказала как они мне дороги и что я их очень сильно люблю !!! плачу

Aristova-Jacquemin Lydia

Мария, обнимите маму, папу и вообще близких и дорогих Вам людей и скажите им о вашей любви. И делайте это как можно чаще. Всего Вам наилучшего.

гость

вы молодец, что сделали памятних чужой женщине

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо. А разве можно было поступить по другому?

Вера Парфентьева

Просмотрела безотрывно, с замиранием сердца и слезами! Моей маме в сентябре исполнится 89 лет. 10 лет прожили родители в моей семье. После смерти отца мама прожила ещё год у нас, второй год живет у моей младшей сестры в Нижнем Новгороде. Очень часто с отцом у них возникали разговоры о доме престарелых (она как и Ваша мама боится быть обузой). Но я думаю, что там она думала б только о своих детях. Нас шестеро и география проживания очень длинная: Н.Новгород, Красноярск, Севастополь, Германия. Я вас очень прекрасно понимаю, т.к. очень много душевной боли было и остается до сих пор! И вряд ли она исчезнет! Здоровья Вам крепкого, покоя в душе! И Светлая Память Вашей МАМЕ!

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо

Ирина Решетникова

Читала ваши записи, смотрела фотографии и тихо плакала.Моей мамы нет уже 5 лет.И только когда теряешь, начинаешь понимать ,что означает мамина любовь.и сколько бы не было тебе лет, она все равно старается тебя защитить, сэкономить со своей скудной пенсии и сделать хоть какой-то подарок  .Может быть я ошибась, но любовь детей к матерям всегда немножко эгоистична, и только мама может любить тебя просто потому, что ты ее ребенок и прощает все обиды и невнимание.И только, когда ее теряешь, начинаешь понимать ,как много ей не сказала ласковых и добрых слов.Пишу, а слезы льют рекой.Спасибо вам ,что затронули такую важную тему.

Mama Olesya

Спасибо, что написали такой репортаж!!! Заставили задуматься.... Моя мама живая, относительно молодая. ( еще работает) Но мы же живем и не задумывается, что может быть по другому!!! Можем обидеть ненароком из за какой то мелочи, ерунды. Пойду позвани ей, пока есть такая возможность, это нужно ценить!!! Спасибо еще раз!!!

Aristova-Jacquemin Lydia

Мама - это свято. Любите, звоните, встречайтесь, как можно чаще. И если есть папа, то о нем также не забывайте. Спасибо Вам.

kisamur555

Просто до слёз!!!плачуЭто репортаж заставляет думатьдумаю что есть гораздо большее чем компьютер или телевизор,есть те кто дорог тебе и кому дорог ты,им надо давать счастье и дарить любовь,как можно дольше, а точнее всегда!!!!Прекрасный репортаж!!!Браво!!!браво

Aristova-Jacquemin Lydia

Спасибо. Вы правы. Есть такая народность в Индии - бишнои  /можете посмотреть здесь - http://ihnravy.ntv.ru/sujet/6765/ или здесь http://narubezhah.ru/2011/12/08/bishnoi-samye-dobrye-lyudi-na-zemle/, так вот они  - пример, как быть человеком. Если вы записаны в Фейсбуке, можете зайти на мою страницу https://www.facebook.com/lydia.aristovajacquemin , где я так же пытаюсь не поступаться своей совестью.

angellira

читала и слёзы стояли в глазах..до глубины души потрясло..Вы молодец! ведь вы сделали всё, что бы ваша мама достойно прожила свои последние дни. В глазах стоит старушка, пришедшая за пенсией на почту(я там работаю) И на мой вопрос-что же вы не дождались почтальона? вдруг какая то молодая девка грубо ответила, что бабуля не живет по тому адресу..Денги забирала женщина постарше с пропитой мордой..было как то не по себе..Потом пришла заведующая и сказала-видишь,бабуля жила одна, а эти акулы забрали ее к себе, чтобы забирать ее пенсию..Вот это страшно! бабулечка уже не в силах сопротивляться этим акулам, а они пропивают ее довольно хорошую пенсию,возможно забывая ее покормить..и небось молятся чтобы она подольше пожила..

Бердичева Галина

Жить не просто и жизнь не простая штука. Читала и переживала вместе с вами. Маму жалко жалко потому что старенькая. И мы станем такими же старикими. Хорошо если рядом окажется доча, такая же как вы. У которой станет брлеть сердце, и которая захочет чтобы последние дни прошли у меня как можно счастливее. Спасибо вам. Просто за человеческое отношение к вашей маме.

Марина Литвинчук

да....такова жизнь человека......Достойно! Вы молодец, что раскрыли тему стариков....такую важную, сложную, грустную, но до самой глубины чувств - тронувшую каждого ... я тоже плакала, как, наверное, и каждый...спешите жить! Успейте сказать главное своим родным! Жизнь коротка!