Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

О цветах и ветках


 6 из 16 
Тип работы
Техника
Материал

Мастер-класс Роспись О цветах и ветках Дерево

В избранных: 138
В избранных: 138
В избранных: 138

Поделиться:

Народные промыслы имеют одну отличительную особенность - если угодило родиться, в такой деревне (например Семино или Городец или Пермогорье и т.д.), то никто не будет спрашивать умеешь ли ты рисовать. Садись и рисуй!
Поэтому за столетия росписи по дереву были выработаны определённые схемы, очень простые,но позволяющие любому человеку создать красивый рисунок.
В этом МК постараюсь доступно рассказать о построении цветка и ветки на примере Полхов-Майдана. Есть 2 основных вида расположения цветка:
1. Цветок "вид с верху", когда при взгляде сердцевина цветка совпадает с серединой круга - тут обычно при рисовании особых затруднений не бывает;
2. Цветок " вид с боку", когда он как бы развернут в ракурсе - вот на этом типе хочу остановится по подробнее.

Народные промыслы имеют одну отличительную особенность - если угодило родиться, в такой деревне (например Семино или Городец или Пермогорье и т.д.), то  никто не будет   спрашивать умеешь ли ты рисовать. Садись и рисуй! 
Поэтому за столетия росписи по дереву были выработаны определённые схемы, очень простые,но позволяющие любому человеку создать красивый рисунок. 
В этом МК постараюсь доступно рассказать о построении цветка и ветки на примере Полхов-Майдана. Есть 2  основных вида расположения цветка: 
1. Цветок  "вид с верху", когда при взгляде сердцевина  цветка совпадает  с серединой круга - тут обычно при рисовании особых затруднений не бывает;
2. Цветок " вид с боку", когда он как бы развернут в ракурсе - вот на этом типе хочу остановится по подробнее. (фото 1)

Цветок с бокового ракурса так же строится от круга. Для того чтобы правильно расположить середину делим круг ( на глаз) на 3 части и опускаем серединку на 2/3.

Цветок с бокового ракурса  так же строится от круга.  Для того чтобы правильно расположить середину делим круг ( на глаз) на 3 части и опускаем серединку на 2/3.  (фото 2)

В маленьком круге рисуем бутон из лепестков, а в большом формируем венчик вокруг. Если цветок аккуратно вписан в такую схему, то он всегда соразмерен по массе и выглядит аккуратно.
Когда середина меньше чем 2/3 создается ощущение, что она прилеплена к цветку или подпрыгнула; если лепестки венчика вылезают из круга или не дотягивают до него, то цветок смотрится расползшимся.

В маленьком круге рисуем  бутон из лепестков, а в большом формируем венчик вокруг. Если цветок аккуратно вписан в такую схему, то он всегда соразмерен по массе и выглядит аккуратно.  
Когда середина меньше чем 2/3 создается ощущение, что она прилеплена к цветку или подпрыгнула; если лепестки венчика вылезают из круга или не дотягивают до него, то цветок смотрится расползшимся. (фото 3)

Форма лепестков и бутона может быть разная.

Форма лепестков и бутона может быть разная.  (фото 4)

Для предания лепесткам заостренной формы, как бы описываем уголок по округлому лепестку.

Для предания лепесткам заостренной формы, как бы описываем уголок по округлому лепестку.  (фото 5)

Композиция в букете так же как и у цветка бывает двух видов ( я сейчас не говорю о орнаментальных полосках, пряниках и видах росписи с рассеянной композицией).
Букет "вид сверху":
1. в центре самые крупные цветы ( 2-3-4- 5, более пяти не желательно), если цветов больше 2-х, то слегка разбиваем их по размеру -какие-то немного крупнее, какие-то мельче (но в другую весовую категорию не переходим );
2. Потом крупные листья, если лист выглядывает из под цветка, то только на 1/3 ( помним, что где -то там под цветком он крепится к стеблю, поэтому весь мы его увидеть не можем);
3. Между крупными листьями распределяем второстепенные элементы ( ромашки,фрезии, незабудки,бутоны и т.п.);
4. Распределяем мелкие листья -крупные и мелкие листья должны в сумме создать общий фон на котором лежат цветы - они как связующий элемент. Но стопроцентно забивать фон листьями не надо, должны быть "продыхи" фона, иначе будет куча-мала ( если же листьев очень много по задумке, то их стараются по по тону максимально приблизить к цвету фона ( такой прием в Жостово есть, когда в глубине листья почти сливаются с фоном);
5. Дополняем композицию ягодками ( следим за тем, что бы не потерялась связь со стеблем, а то будет выглядеть как-будто они от соседнего букета прикатились);
6. самые последние - былочки - они делают букет легче, их тоже совсем чуть-чуть, а то увлекшись красотой можно перегрузить букет.

Композиция в букете так же как и у цветка бывает двух видов (  я сейчас не говорю о орнаментальных полосках, пряниках и видах росписи с рассеянной композицией).
Букет "вид сверху":
1. в центре самые крупные цветы ( 2-3-4- 5, более пяти не желательно), если цветов больше 2-х, то слегка разбиваем их по размеру -какие-то немного крупнее, какие-то мельче (но в другую весовую категорию не переходим );
2. Потом крупные листья, если лист выглядывает из под цветка, то только на 1/3  ( помним, что где -то там под цветком он крепится к стеблю, поэтому весь мы его увидеть не можем);
3. Между крупными листьями распределяем второстепенные элементы ( ромашки,фрезии, незабудки,бутоны и т.п.);
4. Распределяем мелкие листья -крупные и мелкие листья должны в сумме создать общий фон на котором лежат цветы - они как связующий элемент. Но стопроцентно забивать фон листьями не надо, должны быть "продыхи" фона, иначе будет куча-мала ( если же листьев очень много по задумке, то их стараются по по тону максимально приблизить к цвету фона ( такой прием в Жостово есть, когда в глубине листья почти сливаются с фоном);
5. Дополняем композицию ягодками ( следим за тем, что бы не потерялась связь со стеблем, а то будет выглядеть как-будто они от соседнего букета прикатились);
6. самые последние  - былочки - они делают букет легче, их тоже совсем чуть-чуть, а то увлекшись красотой можно перегрузить букет.

 (фото 6)

Букет "вид с боку" - тут опять несколько сложнее
1. Всегда помним где у нас ветки!!!! Есть несколько святых правил:
а. Ветки всегда идут по кругу и отходят друг от друга- никаких ломаных линий;
б. Ветка всегда идет через центр цветка - тогда не будет ощущения, что он с нее упал;
в. Цветок всегда смотрит по направлению ветки - тогда не будут приходить в голову мысли, о том что его прибили к ветке ;))).
2. В остальном композиция строится по тем же этапам, что и " букет, вид сверху" - в центр самые крупные цветы ( они получаются тогда на самых толстых ветках) - цветы поддерживаются крупными листьями - дополняем композицию второстепенными элементами и формируем общую массу мелкими листьями - оживляем все ягодками и совсем мелкими цветами - былочки слегка смягчают переход в фон ( на этой картинке былочки забыла порисовать)
Всегда думаем, что к чему крепится веточкой, тогда композиция будет логичной.
Листики так же выглядывают из под цветка на 1/3.

Букет "вид с боку"  - тут опять несколько сложнее
1. Всегда помним где у нас ветки!!!! Есть несколько святых правил:
     а. Ветки всегда идут по кругу  и отходят друг от друга- никаких ломаных линий;
     б. Ветка всегда идет через центр цветка - тогда не будет ощущения, что он с нее упал;
     в. Цветок всегда смотрит по направлению ветки - тогда не будут приходить в голову мысли, о том что его прибили к ветке ;))).
2. В остальном композиция строится по тем же этапам, что и " букет, вид сверху"  - в центр самые крупные цветы ( они получаются тогда на самых толстых ветках)  - цветы поддерживаются крупными листьями - дополняем композицию второстепенными элементами и формируем  общую массу мелкими листьями - оживляем все ягодками и совсем мелкими цветами  - былочки слегка смягчают переход в фон ( на этой картинке  былочки забыла порисовать)
Всегда  думаем, что к чему крепится веточкой, тогда композиция будет логичной. 
Листики так же выглядывают из под цветка на 1/3. (фото 7)

Что бы было понятно как идут ветки, рисую их сверху элементов ( но при росписи это надо делать в уме)

Что бы было понятно как идут ветки, рисую их сверху элементов ( но при росписи это надо делать в уме) (фото 8)

Позднее еще добавлю примеров, спать очень хочется ( ушла рисовать образцыподмигиваю)

Мурлен

Спасибо!!! давно хотела узнать об этом. Ещё будте добры расскажите про краски, нужно ли масло для работы если рисуешь на заготовке. 

Солька

Масло однозначно нужно для Хохломы и Башкирки, там по олифе другие краски не подойдут;

Урало-сибирскую ( роспись  двойным мазком, когда на кисть с разных сторон набирают разную краску и при мазке получается переход тона (у этой техники несколько названий)), тоже лучше маслом, но иногда ее делают темперой;

Полхов-Майдан традиционно делается анилиновыми красителями ( те, которыми шерсть красят), но можно заменить их акварелью;

Городец - традиционно делается маслом или темперой - при желании можно делать гуашью ( можно с добавлением акварели);

Северная Двина ( Пермогорская, Борецкая, Ракульская) традиционно делаются темперой, можно акварелью или гуашью;

Мезенская - традиционно на природных красителях ( красные и желтые глины, сажа) с добавлением казеина, можно гуашью,хуже акварелью ( акварель слегка клеится к рукам);

Семеновская ( лессировка)  - традиционно не помню, а мы в училище делали акварелью с белилами;

Дерево перед работой стоит загрунтовать, особенно перед акварелью и гуашью, а то будет растекаться и плохо кисточка скользит. Мы этот вопрос вот тут в комментариях обсуждали https://stranamasterov.ru/node/129939#comment-976250

 

Мурлен

Спасибо и за информацию про краски, и за полезную ссылочку. Каким то образом пропустила такую интересную тему. На выставке народных промыслов попробовала рисовать Урало-сибирскую роспись, так прям за душу взяла. Красота рождаемая в простоте. 

Солька

Да, двойной мазок очень эффектно выглядит -  но ее мы   в училище делали только маслом, по темпере к сожалению дать совета не могу. Зато построение композиции там совершенно аналогичное, надеюсь данная тема очень пригодится. Такая же схема в Семеново и  в Хохломе ( только в Хохломе она рассеянная и соблюдается правило куста ( расскажу об этом позднее). Аналогичное построение цветка в Городце, Хохломе, Северной Двине, Урало-Сибирской. 

Irishka-67

Спасибо, очень пригодится! благодарюпривет

Солька

Очень рада ,что понравилось благодарю.

papa311

Большое спасибо. Очень интересно.

Солька

благодарю Буду рада, если пригодится.

Мурлен

Очень пригодиться!

olmi

Большое спасибо, интересно! До сих пор знакомилась с этой росписью "на глаз", по готовым картинкам. 

Солька

Спасибо, благодарюу вас очень красивые работы по росписи, но иногда есть маленькие тонкости, которые здорово облегчают жизнь. Буду рада, если мои МК окажется полезным, но он все-таки не совсем по Полхов-Майдану,  здесь  некоторый усредненный вариант для композиции вообще, на примере данной росписи.

Alloska

огромное спасибо! очень познавательно! цветы

Солька

Спасибо. Я его еще немного дополню, примерами веток, и возможно хватит сил показать пару примеров  построения композиции в полосе.смущаюсь

Саша девочка

Спасибо огромное. Столько узнала для себя. Обязательно пригодится.

Сейчас живу в Павловском Посаде, думаю вы знаете что - нибудь о росписи платков.

Если не сложно расскажите что - нибудь.

Буду очень признательна!

Спасибо!!!

Солька

После того как Наполеон привез в в Европу кашмирские шали из шерсти, которые мгновенно вошли в моду и стоили от 1000 до 15 000 рублей ( целое состояние), русские мастера тоже стали делать шали из шерсти. Буквально за несколько десятилетий мастерство и сложность исполнения шалей поднялось на невероятную высоту. На русских фабриках была выработан особый прием обработки пуха тибетских коз, вигоней и сайгаков - моточек пряжи в 13 грамм содержал нить длинною в 4500м. Эта  тончайшая шерсть позволила применять европейский орнамент, который предполагал более сложную цветовую гамму; так если турецкий узор насчитывал в себе от 5  до 15 оттенков, то в европейском  применяли соединение до 60 различных теней в цветах и листьях.  В то время шерстяные ткани еще не печатали, а ткали закладной (паласной) техникой. Стоимость такой шали оставалась все также неимоверна высока, правда компенсировалась ее чрезвычайной прочностью.

Во второй половине 19 века для удешевления и доступности продукции для шалей начинают применять набивную технику. Техника набивных тканей была известна на Руси уже с 12 века. Изначально
напечатывали рисунок на хлопковую или льняную ткань   природными
красителями на масляной основе.  В это время ведущее место начинают занимать Павлово-Посадские платки. До середины 20 века узор печатался в ручную, а с 1957 года стали применять специальные станки.

Посмотреть на шали можно тут: 

Книга "Русские шали", Г.А. Макаровская, изд. Москва 1986г., с очень хорошей вводной статьей об истории шалей.

 В интернете   j usha 
http://www.liveinternet.ru/users/j_usha/post105087692/ ( фотографии  из  книги "Русские шали")

Сайт Сергеево -Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника http://www.musobl.divo.ru/colln_shali.html