Поделиться:
Одно из самых прекрасных явлений Японии, которое можно назвать шедевром созвучия творящего начала человека и естественной красоты природы - это, конечно, японские сады. Мне захотелось глубже проникнуть в философию этих произведений искусства, чтобы даже на своих фотографиях понимать значение символов и образов.

Философию сада сформировали основные религии японцев - синтоизм, даосизм, дзен-буддизм. Основная религия "синто" (Путь Богов) возникла из местных культов природы. Для них нет деления на живое и неживое. Живо всё: животные, растения, предметы, стихии. Всё в природе одушевлено, а значит, наделено святостью. И всё тесно связано с миром людей. Поэтому спасение не стоит искать в другом мире. Оно достигается слиянием с божественностью в природе и в повседневной жизни.

Обожествление природы происходит не от трепета перед её стихиями, а от чувства благодарности за то, что она полна гармонии и порядка и часто проявляет к человеку доброту и щедрость. Нужно наслаждаться её переменчивой красотой и относиться к ней с благоговением и нежностью.

Этот взгляд прививается детям с детства. Им не придёт в голову сделать зарубку на дереве или обидеть животное. Японский ребёнок может сказать любому существу "Мы с тобой одной души". Вероятно поэтому в Японии мы встретили столько диких животных, которые совершенно не пугались людей.

Давайте посмотрим, какие элементы должны быть в традиционном саду. В японском фольклоре существует легенда о рыбаке по имени Урашима Таро. Однажды, Урашима Таро спас жизнь морской черепахе, а она в благодарность перенесла его на один из островов бессмертия. На острове рыбак женился на принцессе и стал бессмертным. Прошло много времени, и вдруг Урашима Таро решил вернуться на родину, поскольку сильно тосковал о ней. Он вернулся, но как только ступил на родной берег, сразу постарел и умер.
В то время символ «острова бессмертия» был обязательным элементом сада. Остров мог быть настоящим.

Либо это мог быть большой пруд, окружённый деревьями, посередине которого стоял камень, изображающий остров вечной молодости.
Теперь мы уже знаем, что обозначает остров или большой камень в пруду.

Кроме воды, камней и растений, в саду всегда есть несколько мостиков – «хаси». Мост в саду был символом перехода из одного мира в другой. Первоначально, мостики не контрастировали с природной гаммой сада.

Красные мостики были заимствованы из Китая. Красный цвет символизирует защиту от злых сил.

Камни имитируют горы и мужскую энергию Ян, а вода - женскую пассивную энергию Инь. Камни должны лежать так, чтобы создавать иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни - это лишь малая часть того, что спрятано внутри.

Вода может быть представлена в виде горного озера, окружённого скалами и кустарниками. А может быть журчащий ручей, ленивый поток. Или водопад, который располагали вдали от дома, но чтобы был слышен шум, а в лунную ночь были видны отблески воды.

Мостики над водой иногда были загзагообразной формы. Потому что считалось, что тёмные силы могут двигаться только по прямой, а идя по такому пути, можно было избавиться от их преследования.
Как хорошо,
Когда, созерцая в тиши
Горы и воды,
Неизменно милые сердцу,
По знакомой тропе пройдёшься.
Татибана Акэми

Напротив этого знаменитого сада в Киото находится специальный павильон. Это площадка для созерцания, украшенная классиками японской живописи.

Даже цвет воды создаётся специально. В пруд запущена особая водоросль, дающая такой зелёный цвет, а множество карпов старательно баламутят воду, создавая нужную палитру.

Мостики, имеющие сильно округлую форму, называются лунные. Они вместе со своим отражением создают круг, священный символ для японцев.

В прудах чаще всего можно увидеть огромных и прекрасных карпов кои. И это тоже не случайно. Ведь карпы умеют двигаться против мощного течения, являясь символом мужества и упорства. По легенде, карп, который преодолеет водопад, сможет стать драконом.

И если пёстрых кои можно встретить по всему миру, то золотой карп считается достоянием Японии. Его чешуя, действительно, блестит как золото!

Такие тропинки называются - парящие камни. Их тщательно подбирают так, чтобы они лежали созвучно друг другу и создавали нужный ритм шагов.

Какие растения высаживают в японском саду? Одно из любимых и обязательных - сосна.

И для этого есть причины. Ведь согласно мифологии боги спустились на землю именно по веткам сосны.
Сколько снегов уже видели,
Но сердцем не изменились они —
Ветки сосен зеленые!
Басё

Но по большей части, в садах сажали лиственные деревья, меняющиеся в зависимости от времени года, что отражало суть буддизма – бесконечный цикл смерти и возрождения. В саду предполагалось размышлять о том, насколько красива и мимолётна красота природы и жизни в целом – цветы осыплются через неделю, яркие осенние листья сорвёт и унесёт ветер, укутывающий сад снег весной растает...
Это только начинают краснеть японские клёны.

А в такой невероятный цвет окрашивается гингко билоба, древнейшее дерево на планете.

В прудах высаживают ирисы, символ мужества, так как их листья напоминают меч самурая. А также лотосы, символ божественной чистоты. Осень, от цветов остались только коробочки. Но можно представить, какое зрелище было тут летом.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...
Басё

Если нет возможности устроить пруд с водой, то устраивают сухой пруд или ручей из мелкого гравия. А воду символически изображают, расчерчивая углубления граблями.

Это сухой ручей в Саду Поэзии. Здесь, действительно, на открытых террасах, ведут занятия по стихосложению.
Вы в сад ко мне зашли
Полюбоваться вишнею цветущей.
Я рад.
Когда цветы осыпятся,
Скучать я буду.
Мицунэ

Сущность прекрасного японцы выражают четырьмя понятиями: Саби, Ваби, Сибуй и Югэн. Корни первых трёх уходят в синтоизм, а последннее навеяно буддистской философией. Саби связывает красоту и естественность. То, что не естественно, не может быть красиво. Естественную красоту вещей особенно выявляет время. Поэтому так важны в саду элементы, носящие отпечаток времени - замшелые камни, старая древесина.

Ваби - это мудрая воздержанность, отсутствие вычурного, благородная простота.
Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Басё

Сибуй - слияние первых двух принципов. Красота естественности в сочетании с красотой простоты.
О, священный восторг!
На зеленую, на молодую листву
Льется солнечный свет.
Басё

Принцип Югэн поэтизирует изменчивость, недолговечность, недосказанность. Согласно идеям дзен-буддизма, с вечной изменчивостью мира несовместимо понятие завершённости. Поэтому в японском искусстве всегда остаётся место, которое каждый заполняет своим собственным воображением.

Югэн отрицает симметрию, считая её несовместимой с вечным движением жизни. Кроме того, симметричность воспринимается японцами как повторение, а дублирование элементов не свойственно природе.

Следующим влиянием на традиции сада было создание «сада камней». Особенно популярным сад камней стал в период Муромати (1333 – 1568 гг.), когда садоводов называли «иситатэ-со» - «монахи, располагающие камни». Отцом сада дзэн считается Мусо Сосэки, или великий монах Дзэн. Эти сады, созданные из камней и песка, полностью отвергали принцип эфемерности жизни. В саду камней песок с нарисованными волнами или концентрическими кругами, являются метафорическим изображением воды. Камни изображают острова, горы, деревья, мосты, а иногда – животных. Сад всегда был местом для вдохновения и написания поэм.
Без единой песчинки,
Горы возвышаются;
Без падения одной капли,
Потоки набирают силу.
Мусо Сосэки

В XVI в. получает развитие еще одна форма дзэнского сада, связанная с культом чая или Путем чая (тя-до). Основные места в композиции сада занимали чайный домик (тясицу) и дорожка из камней (родзи), которая вела к чайному павильону, к сосуду для омовения рук перед началом церемонии и к каменному светильнику.
Вход в такой домик напоминал узкий лаз. Это уравнивало всех гостей, а также служило для безопасности, ведь в него нельзя было пролезть с мечом.

Так выглядит комната для чайной церемонии. Одно окно обязательно должно быть круглым, настраивая на божественные мысли. Церемония могла длиться до нескольких часов. Во время неё нельзя было разговаривать на темы, кроме чая.

Чаша для церемонии должна быть крупной, особенной и неповторимой. Чтобы её можно было рассматривать, любоваться и запомнить тот миг, который не повторится больше никогда.

Чтобы почувствовать красоту японского сада, нужно понять значение понятия Масс бумей (Цивилизация сосновой иглы). Это означает умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки, вместо того чтобы пытаться охватить взором целый лес.

Философский смысл сада невозможно до конца выразить словами. Асимметричная гармония выражает бесконечность мира в её вечной изменчивости.
Как хорошо,
Когда между делом вздремнешь
После полудня —
И проснешься от струй дождевых
В освеженном, влажном саду.
Татибана Акэми

Неотъемлемой частью сада является каменный фонарь. В зависимости от вида сада меняется его значение. В буддийских традициях свет фонаря символизирует учение, освещающее путь верующих во тьме невежества. Сама конструкция фонаря часто интерпретируется как изображение пяти элементов буддийской космологии: земли, воды, огня, ветра и пустоты.
В контексте синтоизма каменные фонарики служат в качестве предметов, способных привлекать и вмещать ками (духов или божеств). Считается, что свет фонарика направляет этих духов и создаёт священное пространство.
В контексте чайной церемонии каменные фонари ведут гостей по дорожке в чайном саду, символизируя переход от повседневного мира к спокойному пространству чайной комнаты.

Павильоны для любования садом также, зачастую, являются произведением искусства. Взгляните на изображение дерева в тумане!

Японский сад переменчив и прекрасен в любое время года. Если весной там царит сакура, то осенью начинается полыхание клёнов.

Клёнов большое разнообразие! С мелкими и крупными листьями, с пятью и семью пальчиками. А вот у тех, что около храмов, отрастают и по 11 пальчиков! Наверное, они много медитируют.)))

И это не преувеличение, клёны, действительно горят ярко-алым огнём. И в ноябре в этот цвет окрасятся все парки, сады и горы!

Прикоснувшись к тонкостям философии японского сада, я поняла, почему мне встретилось столько дружелюбных животных! Они - часть этой природы, которую любят и берегут.

Умные и важные вОроны деловито прогуливаются среди людей, громким голосом, напоминающим хохот, сопровождают идущих в 6 утра на утреннюю службу.
Скажи мне, для чего,
О ворон, в шумный город
Отсюда ты летишь?
Басё

В горах встретились стайки любопытных диких обезьян.
Холодный дождь без конца.
Так смотрит продрогшая обезьянка,
Будто просит соломенный плащ.
Басё

По деревне спокойно гуляют олени.

А эта встреча была совсем неожиданной. Я одна спускалась с горы. Вокруг никого. И вдруг навстречу вышло большое невиданное животное. Размером с крупного телёнка, рога, седая морда и пушистая дыбом шерсть. Какое-то время мы оба замерли и смотрели друг на друга. Я сначала даже немного испугалась. Но в голове всплыли слова Маугли: "Мы с тобой одной крови." А вслух я сказала: "Ты хороший!" И он продолжил жевать траву, а я продолжила свой путь.
Позже я узнала, что это серау, самый крупный японский эндемик. Иногда его называют четырёхглазым (видите две точки под глазами?). Прячется в глуши, двигается быстро и бесшумно, за что прозван ниндзя. В прошлом веке его чуть не истребили. Но сейчас популяцию восстановили. Серау считается национальным символом и говорят, приносит удачу. Студенты берут на экзамены отпечаток его копытца.
Вот такая удача мне встретилась! Охотно хочу поделиться ею с вами!

Самые лучшие сады Японии находятся в Киото. И чтобы ещё глубже погрузиться в атмосферу традиций страны восходящего солнца, надо обязательно попробовать походить в кимоно, с зонтиком и в специальной обуви на деревянной подошве.

И тогда, двигаясь медленно и плавно, можно ощутить единство и гармонию природы и человеческих творений. А японская цапля, в спокойствии и доверии, смотрит вперёд и абсолютно не беспокоится за будущее.

Татьяна Николаевна! Путешествовала вместе с вами! Благодарю Вас за эту возможность!
Мариночка, как бы мне хотелось, чтобы мы реально так попутешествовали! Давай мечтать!
Татьяна Николаевна, огромное спасибо за чудесное путешествие, в которое я погрузилась вместе с вами!!! Какая мудрость во всем, какая красота невероятная, сколько любви и благодарности в этих дивных садах!!!А какое умиротворение ..
Сегодня выдался не простой день, но вот все прочитала и прям ощутила расслабление и тишину внутри...
Спасибо, Женечка! Да, даже просто пройтись по этим садам - уже что-то меняется внутри. А когда с пониманием и знанием - возникают новые ощущения. Многие принципы сада хочется внести в жизнь - гармония простоты, ничего лишнего, красота отпечатков времени, принятие перемен и любование ими... Сад - модель Вселенной и школа гармоничной жизни в ней.
Татьяна Николаевна, большое спасибо за увлекательный фоторепортаж. С удовольствием прогулялась с вами по японскому саду, полюбовалась красотой. Узнала и увидела новое.
Кимоно вам к лицу.
Другой мир, другая культура, эстетика.... Очень интересно!
Спасибо, Татьяна Николаевна!
Ваши фотографии бесподобны!
Спасибо за интересную информацию и прекрасные снимки
Какое умиротворение от этих фото😍
Очень-очень интересно: Татьяна Николаевна, вы не только сами погрузились в в атмосферу традиций страны восходящего солнца, но и немного нас к ней приобщили. Как вам идет японский наряд, почти японка!
Спасибо за доставленное удовольствие!

Путешествуя по японскому саду с Вами, Татьяна Николаевна, невольно "примеряла" на себя эту страну. Несколько часов разговаривать только про чай! Сильно! Я бы сдалась через 5 минут. Стихи Басё - это настоящий Сибуй! Так естественно и просто звучат, но попробуй сам сочинить - не тут-то было. Нет воды для пруда? Есть гравий! Грабли в руки! Гениально! Как мне это созвучно. Ну, и в тясицу я бы с мечом не полезла, но самовар бы пронесла.
И если бы я одна! в лесу! в чужой стране! встретила серау, то боюсь реакция была бы созвучной названию этого прекрасного животного. Вы очень смелая женщина! Берегите себя! Продолжайте нас радовать своими путешествиями!
Спасибо, Татьяна Николаевна, за красивый и познавательный фоторепортаж! А костюмчик вам идёт. Интересно, удобно в нём ходить?

уважаемая ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА,КАКОЙ КРАСИВЫЙ ПОСТ-ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО-СТОЛЬКО НОВОГО,ИНТЕРЕСНОГО И ТАК ВОСХИТИТЕЛЬНО ВЫ ПОКАЗАЛИ-ПОТРЯСАЮЩЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВЫ СОВЕРШИЛИ И ПОДЕЛИЛИСЬ ВСЕЙ ЭТОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ КРАСОТОЙ



\\\\\\
Сколько красоты! Спасибо, Татьяна Николаевна, за удивительную экскурсию!
Татьяна Николаевна, как там красиво и тепло! И хотя в саду всё организованно человеком, такое ощущение нетронутой природы.
У гингко листья такого сказочного цвета! Такая осенняя окраска ещё и от климата зависит, наверное. Я наблюдаю за этим деревом в Аптекарском огороде в Москве, осенью у него листья бледно-жёлтого цвета становятся.