Поделиться:
Здравствуйте! начало этого путешествия тут https://stranamasterov.ru/node/1250206. А мы едем дальше. И как проехать мимо самой высокой точки перевала Чике-Таман. (алт. чике «прямой» + алт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва»)
Протяжённость перевала составляет 11 км, из них 4 км — это подъём и 7 км — спуск. Высота перевала — 1295 метров над уровнем моря.
На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные виды.

В этот раз мы остановились не доезжая до смотровой площадки, чуть ниже. Никогда муж тут не останавливался, а мне хотелось

любимый чертополох




Июль, пик отпусков, припарковаться совсем негде, все забито, паркуются уже там , где и нельзя.

Памятник строителям Чуйского тракта.
Чуйский тракт — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Бийск — Горно-Алтайск — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.
С 2007 года Чуйский тракт асфальтирован до границы с Монголией. Тоннелей нет, есть несколько перевалов: Семинский, Чике-Таман и пограничный с Монголией Дурбэт-даба, после которого начинается грунтовая дорога.
Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

Поможем строителям!

Как я слилась по цвету с памятником

Большинство трасс не обладают историей. Вернее, она есть, но известна лишь строителям и дорожным рабочим. Другое дело дороги, которые в старину называли трактами или большаками — Московский, Галицкий, Богословский, Сибирский. И, конечно, Чуйский. Современное название в честь реки Чуя у него появилось не сразу. Первоначально дорога называлась Мунгальским трактом и была известна как северное ответвление Великого шелкового пути.
Однако не то что трактом, а и даже дорогой назвать ту тонкую ниточку, которая связывала Россию с Китаем, было нельзя. Узкая и каменистая, она петляющей змейкой огибала Алтайские горы. Не ухабы и косогоры были ее главной трудностью, а бомы. Так на Алтае называли выступы скал над ущельем, иногда шириной в три-четыре ладони. На них было невозможно разминуться, поэтому погонщик перед таким бомом останавливал свой караван и шел далеко вперед. За опасным участком он клал на тропу свою шапку. Это служило сигналом для встречного каравана, что отрезок пути занят. Такая вот предтеча современного светофора.


А уж сколько навьюченных животных срывалось в пропасть с обледенелых и скользких троп — не счесть. Иногда вместе с проводниками. Но другого пути не было, поэтому по Мунгальской дороге вереницей тянулись караваны китайский купцов. А вот русские ездить по опасному тракту боялись. Связь с китайскими и монгольскими стойбищами они держали из крайнего своего поселения — села Алтайского — при помощи проводников. Ими были теленгиты (алтайский коренной субэтнос).

Так продолжалось до середины XVIII века. Вопрос строительства полноценной дороги витал в воздухе и не раз обсуждался в высоких столичных кабинетах. На Алтай приезжали чиновники и инженеры, осматривали дорогу и даже составляли сметы. Но все они оседали в столице, так и не получив воплощения — уж слишком дорогим выходил путь в Китай.
Наконец, в 1893 году Томская губерния получила долгожданные деньги для строительства конечной дороги до границы. Но что эти жалкие 45 тысяч рублей, когда на постройку нужно было в десять раз больше. Тогда на выручку пришли заинтересованные в торговле сибирские купцы, но даже их средства не покрывали сметных расходов. В итоге решили строить на то, что есть.

и такая вот наскальная современная роспись

К 1902 году соорудили прообраз будущего Чуйского тракта, по которому худо-бедно можно было ездить на телегах. Ушли в прошлое бомы с их крутыми обрывами и проводники с шапками вместо светофоров. Но недостаток средств сказался довольно быстро. Оборот купцов вырос кратно, дорога пользовалась успехом, только вот разрушаться она начала сразу после строительства. Через 5 лет всё вернулось в исходное состояние.
Летом 1914 года на Алтай отправилась экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова (автора романа "Угрюм-река"). В ее задачу входила оценка состояния разрушенной дороги и составление сметы на ее восстановление. Однако Шишков, пройдя по всему тракту, отказался от ремонта. Он предложил построить новый путь — длиннее прежнего, но обходящий все три опасных участка стороной.
Метр за метром горные инженеры скрупулезно наносили на планшеты путь будущего Чуйского тракта. Работу они проделали настолько большую и поразительно точную, что этими записями до сих пор пользуются нынешние дорожники.

Закончить проектировку помешала Первая мировая война. А воплощать на деле проект Шишкова начала уже советская власть в 1928 году. Некоторые журналисты называют Чуйский тракт дорогой на костях, так как для ее постройки привлекали не только зэков из числа раскулаченных крестьян, но и население в радиусе 30 километров. Все мужики из деревень, попавших в эту зону, должны были отработать трудовую повинность.
Тяжелое это было время. Лагеря (их называли "командировками") стояли вдоль трассы на расстоянии 20–30 км друг от друга. В них содержалось по 300–400 человек, живших в невыносимых условиях. Люди голодали, умирали десятками. Были и те, кто сбегал. По ним даже не стреляли, а лишь пускали по следу свору собак. Отобьется беглец — его счастье. Ну а нет, значит, так и останется лежать среди гор под ярким алтайским солнцем.

В 1935 году Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию. История сохранила имя первого шофера, который проехал по нему на грузовике АМО-3 — Николай Михайлов. Он стал прототипом знаменитого Кольки Снегирёва, песня про которого стала неофициальным гимном всех шоферов в 30-х годах:
"Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Был один там отчаянный шОфер,
Звали Колька его Снегирёв".
Песня грустная на самом деле. Безответно влюбленный в Раечку, которая гоняла грузовой "Форд" по Чуйскому тракту, Колька Снегирёв на своем АМО пустился с ней наперегонки, не совладал с управлением и упал в пропасть.

Остановились в живописном месте, на берегу речки, а через дорогу на горе родник, называемый Шоферским. Там останавливались водители грузовиков набрать питьевой чистой воды.
И мой капитан.

Сразу после своей постройки Чуйский тракт стал важной стратегической дорогой государственного значения. В годы Великой Отечественной войны по нему шли автомобильные караваны из братской Монголии, которая помогала фронту всем, чем могла. В послевоенные годы тракт обновляли, реконструировали, а в 1961 году его началом сделали не алтайский Бийск, а Новосибирск, удлинив дорогу на 364 километра. Современная длинна Чуйского тракта составляет 942 километра и заканчивается он в небольшом селении Ташанта республики Алтай на монгольской границе.



красиво, люблю фотографировать эти чистые бурлящие горные речки

Дорога и сегодня относится к трассам федерального значения, а это значит, что на нее выделяется достаточно денег, чтобы содержать тракт в идеальном состоянии. Прокатиться по его серпантинам, любуясь в пути крутыми изгибами молочно-белой Чуи и ярко-бирюзовой Катуни приезжают туристы со всего мира. Дорога уникальна не только сама по себе. Вдоль нее находится много достопримечательностей. Описывать их все смысла нет, ведь Алтай сам по себе одна сплошная достопримечательность. Его причудливые горы, чередующиеся с утопающими в зелени долинами и изумрудными озерами не оставят никого равнодушными. И среди этого нетронутого великолепия пестрой лентой петляет Чуйский тракт — самая красивая дорога России.


И мои любимые песчаные бомы. Они постоянно осыпаются, песок убирается и вывозится

тут видно как большим ковшом экскаватора убирали опасные отслойки песка.

и наш капитан, терпеливо ждет, когда мы набегаемся, нафотографируемся


и на песках растут деревья

и я снимаю эти растущие кусты

ну красиво же!..


ну поехали дальше

И слияние двух рек Чуи и Катуни тоже нельзя проехать мимо. Очень красивое живописное место. Прошлый год, там где была парковка, дорогу загородили сплошным ограждением с двух сторон, теперь там останавливаться нельзя. Сделали смотровую площадку не доезжая этого места, но там ниже и вид совсем не тот открывается и самого слияния не видно. Мы туда прошлый год заезжали, мне не понравилось. Если летом удастся поехать с внучками, то я обязательно их свожу именно сюда.

какой открывается вид! Очень люблю Алтай!

суккуленты, их большая разновидность на камнях Горного Алтая

интересно это чей засохший цветок?

Какой размах, какое раздолье и все это в горах!

а вот и видно само слияние, четко видно границу двух рек. Серая Чуя, а бирюзовая Катунь.



я показываю Оксане на горе Бога гор.

а видите дорогу прорубленную в горе над рекой? Мы сейчас поедем по ней гулять.

Ну и приехали по новым мостам через Чую и Катунь на старую инегеньскую дорогу. Очень красивую, и я ее очень люблю. Тут вот видно слева один поворот дороги

это начало пути. Ящерка Оксана пригрелась на камешке

и как замаскировалась

Это красивое фото племянника

красиво очень и видно узкую ленточку дороги

Синеголовник Фанфарон (эрингиум) синий

барбарис

показываю и рассказываю как вьется дорога и куда мы пойдем

ну все! Вышли на дорогу. По ней ездили на грузовых машинах. И сейчас есть любители экстремалы , которые проезжают по ней ради любопытства. И мы в 2013 году проезжали по подвесному мосту, успели. в 2014 году мост сорвало большой водой при наводнении. https://stranamasterov.ru/node/922487



В 2016 году мы снова поехали в Инегень уже по новым мостам. И я выпросила у мужа время пробежаться ножками по этой красивой дороге. Он со мной не пошел. Осенью 2018 мы опять ездили в Инегень, показывали эту красоту брату. Но счастья пройти по этой дороге не получилось по времени.
В 2019 году вот мы шагаем с моим племянником и его женой Оксаной.
а в 2020 году я показывала эту дорогу друзьям, и они называли нас безбашенными, зная что мы тут проезжали, причем туда и обратно.
И надеюсь пройти эту дорогу еще раз с внучками. Кто им покажет эту красоту, если не я?


Оксана








а я сяду присяду....

Видите мы стоим на узкой ленточке дороги, кто то там с нами еще стоит...наверное кто-то тоже гулял, на встречу шел. Очень интересно. А как с людьми сразу масштаб просматривается

а тут хорошо видно как дорого резко под прямым, а то и острым углом уходит за скалу, и делая петлю выходит уже в другом выступе горы

проходит по тому склону и опять уходит за поворот, повороты закрытые и совсем не видно едет так кто или нет. Как ездили на грузовиках? Но повороты широкие и аккуратно можно разъехаться

а высота над рекой огромная

слева старая дорога, а там вдалеке новая

и вот такое ограждение дороги, выложенное вручную

очень люблю это ручное ограждение


Саша с Бариком

очень живописная дорога!


вот как вырублено на паовороте


а внизу Катунь


смотрите какая интересная скала-берег

вот поближе

вот так без всякой специальной техники вырубали в скале дорогу

а вот и мы тут едем в 2013 году

а тут видно места ручной кладки дороги, расширяли дорогу в ручную. Страшно представить этот труд. И сколько людей сорвалось с этих камней вниз...

и это не вся высота!

А вот вся высота этого уступа и Саша с собакой для масштаба

поворот за поворотом

полка дороги высоко над водой




а это мы в 2013 год


обо, куча из камней сложенная

поворот за поворотом

лишайник на камнях

и я на ограждении ручной работы


и все уходим с этой дороги.

А это фото 2013 года мы с пускаемся на машине к подвесному мосту. И впереди нас ехал грузовик, а сейчас он как раз на мосту. Вы его видите? к сожалению качество самого фото плохое, снимала на ходу, дорога гравийка и трясло, и фото смазанное. За то оно уникальное для меня и оно у меня есть.

Мост это не страшно, тем более грузовик проехал, а мы то легче, проедем! экстрим был, когда по каменной полке ехали, дорога то действующая была и перед каждым поворотом я боялась встречной машины. С одной стороны скала отвесная, как стена, а с другой обрыв в бездну. Это пешком и на фото не страшно, а когда в машине и первый раз совсем другие ощущения!

А это мы возвращаемся по мосту. Я специально вышла из машины, что снять этот исторический момент. Тем более на следующий год мост сорвало наводнением и больше его не восстанавливали. Это путешествие можно посмотреть тут https://stranamasterov.ru/node/922487.
До встречи в новых репортажах!
Здесь в конце поста https://stranamasterov.ru/node/1239637 можно посмотреть все мои Алтайские путешествия

Людочка, с удовольствием прогулялась с вами. Завораживающая красота! НО, и экстремальная местами,я бы, наверное, не осмелилась проезжать по навесному мосту, увидев, как прогнулся он под грузовиком.
Спасибо за шикарные фото, величие гор и труд строителей в таких условиях- достойны восхищения!
Спасибо , Верочка, за путешествие с нами! А мост не прогнулся, н так натянут. И под нашей машиной от так же провисал. Мост это не страшно, экстрим был, когда по каменной полке ехали, дорога то действующая была и перед каждым поворотом я боялась встречной машины. С одной стороны скала отвесная, как стена, а с другой обрыв в бездну. Это пешком и на фото не страшно, а когда в машине и первый раз совсем другие ощущения! А вот перед строителями большой поклон и уважение. Это сейчас техника сильная, а тогда все вручную и кони в помощь.
Люда,как интересно!Зачиталась про Чуйский тракт,никогда не интересовалась,спасибо просветила.Душа отдыхает в таких местах!
Спасибо большое, Тамара! Душа отдыхает и энергией подпитывается.
Люда, очень красиво там! Какие просторы, какое разнообразие - и реки, и растения, и пески, и камни...
Как же тебе повезло, что ты рядом живёшь и можешь съездить полюбоваться на эту красоту, подышать пьянящим воздухом и зарядиться энергией гор! Спасибо за репортаж, я теперь имею больше представления об Алтае! 
Ну нам тоже не близко. 500 км первый ночлег. Потом еще 300 км базируемся и от туда уже ездим куда нам хочется, на день уезжаем к вечеру возвращаемся. Желательно неделю иметь для поездки. На дорогу только день уходят до Онгудая и потом день от Онгудая домой. 8 часов в пути. Да и по деньгам хорошо уходит. Но мы стараемся раз в год съездить, не можем уже без энергии Алтая, да и с родней повидаться.
людочка,спасибо и за этот репортаж- тоже ИНТЕРЕСНО,МНОГО КРАСОТЫ,МЕСТАМИ,ПРАВДА, БЫЛО ТРЕВОЖНО...
А чего тревожно? если пост выложила, значит живы, домой вернулись
Спасибо большое, Елена Ивановна, что путешествуете с нами.
Ну вот уже кое-где и знакомые мне места появились!
Всё-таки Алтай-заколдованное место ,сколько на него не смотрю(в твоих репортажах) столько удивляюсь его красоте и неповторимости природы ,даже знакомые места в разное время года видятся по-разному!Спасибо,с удовольствием походила с вами .возле монитора не так боишься высоты
.
Люда, как же красиво! Есть фотографии, от которых просто невозможно оторваться - 40, 44, 58, 59, 64! Прям представила, что стою тут, любуюсь, впитываю это очарование природой!
Да, красота там и энергетика потрясающая! Спокойствие и умиротворение. Можно часами сидеть и созерцать эту красоту. Спасибо, моя хорошая! Люблю, когда выделяются особенно понравившиеся кадры.