Поделиться:
Всем здравствуйте! Продолжаем наш туристический сериал. Эта серия называется "Едем в Геленджик". Ну мою любовь к горам вы знаете, и мимо такого рыжего чуда я проехать мимо не могла. Здесь идут строительные дорожные работы.
а горы все выше
А вот и наше направление, до Геленджика еще 53 км
столько длинномеров в одном месте я никогда не видела, а еще кругом вдоль дороги! Вера объяснила просто: тут же порт!
Новороссийск остался в стороне, ехали по объездной
Ооо! а это очень значимое строение! Это Дом культуры, который должен быть торжественно открыт 22 июня 1941г.
Живой памятник Великой Отечественной. Разрушенный дворец культуры в Новороссийске
Новороссийск – город-герой. В годы Великой Отечественной тут шли ожесточенные сражения с немцами. Практически весь Новороссийск лежал в полных руинах. Одну из построек, заставшую те страшные события 1940-х годов, решено было не восстанавливать.
Это здание – Дворец культуры цементников. На цементных заводах в Новороссийске до войны трудилось больше 5 тысяч человек. В 1930-е годы было принято решение построить для работников дворец культуры. Для этого пригласили знаменитого на весь Союз архитектора А. Щусева.
Здание строилось на века: оно было выполнено из монолитного железобетона, а стены выкладывались прочным камнем. По планам, в этом районе хотели возвести не только дом культуры, но и спортзал, лекторий, создать целый досуговый кластер для рабочих.
Но не успели... началась Великая Отечественная.
Причем не успели открыть даже сам Дворец культуры! Открытие было запланировано на роковое 22 июня 1941 года. До наших дней даже не дошли снимки здания еще в целом виде.
В 1943 году во время боев за Новороссийск дворец переходил из рук в руки не раз. Несмотря на то, что здание бомбили с обеих сторон, его основа выстояла
После войны дворец культуры решили не восстанавливать. Вокруг здания создали мемориальный кластер, посвященным событиям военных лет.
Кругом на доме до сих пор видны следы тех лет: пробоины в стены от выстрелов танков, следы от пуль. Прошло столько лет, а эти стены до сих пор помнят те дни.
К сожалению, мемориальный памятник почему-то не поддерживают в должном состоянии. Из года в год он продолжает ветшать. Чтобы сохранить память о Великой Отечественной, необходимо законсервировать здание, иначе памятник может в ближайшие 10-20 лет исчезнуть.
Просто сравните снимки, как менялся вид дворца культуры:
Сразу после войны и до 1970-х точно оставался целым фронтон дворца, сейчас он лежит прямо перед входом (фото из интернета)
Очень заитересовало что впереди. Против солнца плохо видно, а фото вообще плохое. Но очень важное. Вера мне стала рассказывать историю этого места. Тут я процитирую из интернета.
Мемориал «Рубеж обороны» представляет собой внушительную навесную железобетонную конструкцию, установленную над дорогой. Она протянулась через Сухумское шоссе: с одной стороны (при движении в сторону Геленджика) видна гранитная доска с четырьмя гигантскими мужскими руками, сжимающими автоматы. Композиция символизирует силу и смелость воинов, защищавших Новороссийск и весь Кавказ. С другой стороны (обратная сторона видна при движении из Геленджика) можно увидеть изображения наград города-героя Новороссийска: ордена и медали были получены за разгром войск фашистов у стен города. На этой стороне новороссийского мемориала «Рубеж обороны» также можно рассмотреть карту линии обороны 1942–1943 годов.
Скульптор мемориала «Линия — рубеж обороны» — В. Цигаль. Над работой трудилась целая группа архитекторов: Я. Белопольский, Р. Кананин, В. Хавин.
(фото из интернета)
фото из интернета
Памятник «Расстрелянный вагон» — это часть композиции «Линия — рубеж обороны», расположенной в северо-восточной части Цемесской бухты. Про этот вагон она рассказывала дальше, я его и не заметила на скорости. (фото из интернета)
Монумент посвящен отваге людей, защитивших проход на Кавказ от немцев. У вражеских войск была важная цель — прорваться к кавказским нефтяным вышкам. Осенью 1942 года они вышли к Цемесской бухте и взяли большую часть города. Но на линии между цементными заводами («Октябрь» и «Пролетарий») им пришлось остановиться, дальше они уже не смогли пройти, поэтому было принято решение именно здесь установить памятный мемориал «Линия — рубеж обороны» в Новороссийске
Солдаты вместе с местными жителями и рабочими цементных заводов возвели на этой линии баррикады. Со стороны немцев велся яростный обстрел пехотой, артиллерией и авиацией, но самодельная стена выстояла. Железнодорожный товарный вагон, испещренный множеством дыр от пуль, был одной из частей этой баррикады. Считается, что одно время он служил штабом для 305-го батальона морской пехоты, а после его использовали советские солдаты как защиту от огня. Во время боев он стоял на полосе, которая не была захвачена. От плотного огня осталось несколько тысяч пробоин в памятнике «Расстрелянный вагон» в Новороссийске (до 10 000, согласно различным источникам). От сильного обстрела на нем не осталось ни одного куска дерева. Наступление немцев ослабевало, получая упорный отпор на этом отрезке дороги. Оборона держалась до осени 1943 года, когда город был полностью освобожден, и фашисты отступили. Сам город после боев оказался практически разрушенным.ийске.
Каркас вагона, изрешеченный пулями и снарядами, был установлен в День Победы в 1946 году на памятном месте обороны советских войск. Расстрелянный вагон в Новороссийске вместе с памятником-ансамблем «Линия — рубеж обороны», установленным в 1978 году, входят в состав мемориального комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.».
Такие золотые кариатиды, очень интересно
а тут все панно-вывеска золотая-золотая, аж на солнце глаза резало.
а мы проехали Новлороссийск и едем дальше. Перевал.Вера волнуется, что не очень опытный водитель. А на самом деле она хорошо водит машину.
Горы! какие они тут другие! Все заросшие зеленью, мягкие, пушистые, я их меховушками называла. На Алтае скалистые, острые, суровые.
А вот и смотровая площадка и стела города-героя
какая красота!
синее-синее море
цвет какой!
а я сяду присяду...
А эти горы бесщадно грызут и вывозят на цементные заводы
не могу налюбоваться!.. И сама себе не верю!...
ну как же красиво!
ну все идем в машинку и едем дальше
про эти конструкции Вера тоже рассказывала, что-то строили и не достроили. Кажется дорогу новую прокладывали. Не помню.
И вот опять что-то интересное впереди, монументальное. И какой кадр интересный получился монумент воина и георгиевская лента
Памятник "Морякам революции", расположенном на серпантинах Сухумского шоссе, соединяющего Геленджик и Новороссийск.
памятник посвящён трагедии Черноморского флота, в далёком 1918 году.
памятник посвящён трагедии Черноморского флота, в далёком 1918 году.
В связи с немецкой оккупацией Крыма и возможностью захвата, корабли Черноморского флота ушли, фактически сбежали, из Севастополя в Новороссийск, где уже 2 мая 1918 года были сконцентрированы все боеспособные корабли: два линкора, десять эсминцев и шесть миноносцев, а также сторожевые катера и корабли обеспечения.
Немцы и условия Брестского мира требовали возврата кораблей в Крым, в противном случае германские войска угрожали наступлением по всем фронтам и высадили 20 тысячный корпус на Таманском полуострове. Никаких средств к сопротивлению у флота не было, в связи с чем Совнарком требовал уничтожить флот немедленно.
Однако, надо понимать, что из себя представлял в то время флот, да и собственно вся страна, скатившаяся в митингующую вакханалию. Это уже потом, в 1919-м вооружённые формирования советской власти были сплочены большевистской дисциплиной, а пока все, даже судьбоносные решения принимались на митингах. Для понимания происходящего тогда, перечитайте/пересмотрите "Оптимистическую трагедию".
Вот и решение "что сделать с флотом" принималось на митинге, голосованием. 900 человек, включая практически всех офицеров, проголосовали за сдачу немцам; 450 - за затопление и 1000 - за гибель в бою (к ведению которого не было ни сил, ни средств).
В Севастополь ушли и сдались немцам линкор «Воля», шесть эсминцев, вспомогательный крейсер «Троян» и плавбаза «Креста», которые эсминец «Керчь» "проводил" сигналом: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!»
Остальные 11 боевых кораблей и 6 транспортов 18-19 июня 1918 годы были затоплены в Цемесской бухте с поднятым сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!». Трагедия завершилась телеграммой с эсминца "Керчь", отправленной перед затоплением: «Всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель — позорной сдачи Германии».
А уже 26 августа город был занят белой армией и тут понеслось... По оценке историков число казнённых составляет 12 тысяч человек, из них 2000 матросов затопленного флота. Пленных нет. Это вам не распиаренная в последние годы "Новороссийская катастрофа" 1920 года, когда 22 тысячи пленных, в основном казаков, в подавляющем числе вступили в Красную Армию.
Но это уже другая история и другой памятник, а мы вернёмся к "Морякам революции". Памятник, авторами которого являются скульптор В. Цигаль и архитекторы Я. Белопольский, В. Хавин, Р. Кананин, установлен в 1980 году на крутом обрыве, откуда открывается замечательный вид на бухту и город Новороссийск. Проникнуться случившимся в 1918 году помогают расположенные на парапете указатели, в виде стилизованных кораблей. Кроме названия они указывают направление и расстояние до затопленного корабля, изображение которого нанесено сбоку.
Вот такое решение мемориала меня поразило. Я долго все рассматривала и снимала
Эсминец "Гаджибей"
Линкор "Свободная Россия"
Эсминец " Громкий"
а какие кадры у меня получились, сама не ожидала, как будто они плывут по морю.
Эсминец "Пронзительный" Во точно в поход отправился!
Миноносец "Лейтенант Шестаков"
Я снимала, а Вера терпеливо меня ждала, не мешала, не отвлекала. А люди смотрели как на ненормальную. А как я могла пройти и не снять на память? Я и так не все сняла корабли.
А ветрище был! Я только успевала юбку ловить, так и норовила мне на голову надеться
ну как красиво!
Но это уже другая история и другой памятник, а мы вернёмся к "Морякам революции". Памятник, авторами которого являются скульптор В. Цигаль и архитекторы Я. Белопольский, В. Хавин, Р. Кананин, установлен в 1980 году на крутом обрыве, откуда открывается замечательный вид на бухту и город Новороссийск. Проникнуться случившимся в 1918 году помогают расположенные на парапете указатели, в виде стилизованных кораблей. Кроме названия они указывают направление и расстояние до затопленного корабля, изображение которого нанесено сбоку.
Единственным недостатком памятника, по нашему мнению, является его расположение на крутом изгибе серпантина. Безопасная остановка возможна только если Вы едите из Новороссийска в сторону Геленджика, а поэтому заранее планируйте его посещение. А Вера это знала и остановилась. Она у меня большая молодец!
а мы едем дальше Не могу проехать мимо скал
и мимо морюшка тоже, еще и с корабликами
А вот и Геленджик - город курорт.
мы опять по объездной. И до заселения в гостевой дом у нас вагон времени. Мы едем на канатную дорогу. Так что завтра встречаемся на канатке. Там тоже интересно, а как красиво!
Людочка, спасибо тебе - так всё ИНТЕРЕСНО и рассказала и показала - столько труда к этому приложила - УМНИЦА!
И Вам спасибо, Елена Ивановна!
Людочка, и снова я с вами! Читала и смотрела на одном дыхании, залюбовалась красотой. А какова история?И слезы за погибших, и гордость за выстоявших. Спасибо за репортаж.
Да, и я не могла мимо пройти, и не сделать этот репортаж. Там же такие места, где каждый метр земли кровью улит. Причем не только в революцию и ВОВ, за эти земли всегда воевали в разные века. Не переключайтесь! оставайтесь с нами!
Не переключаюсь, бегу к вам опять.
Благодарю!
Классно! Спасибо за интересный фоторепортаж,Люда!
И тебе , Оля, спасибо!Не переключайтесь! оставайтесь с нами!
А я переключусь на 2 дня, уезжаю в город,после приезда сразу подключусь и снова с тобой в путешествие!Спасибо,дорогая моя,за чудесные фото и прекрасный репортаж о героях -матросах,меня всегла до слез волнуют такие мемориалы и памятники.Удачи тебе!!!
Спасибо, моя хорошая! Хорошей поездки!
Спасибо, Люда, за репортаж, за историю нашу.. 🙏
И тебе спасибо, что путешествуешь с нами.
С большим удовольствием ☺💞
Люда, я снова на твоем канале! Красивые кадры моря, памятников! Очень интересное повествование!
Спасибо, Валюша! Я смотрю ты тоже где-то на камешках сидишь посиживаешь. А вот что за птица за твоими плечами не пойму, Олел? Так хвост больно пушистый, как то не пойму... Или это два крыла?
Люда, это орел! Он вроде ещё и какую-то змею когтями держит!
Оо! значит не совсем слепая, я потом рассмотрела и мне змея показалась. Красивый орел!
Какие просторы, какие виды!
Спасибо, Светочка, большое! Вышло продолжение, следующая серия
Какой интересный репортаж! Снимки моря завораживают!
Спасибо, Любаша, рада тебя видеть!
И снова я с Вами, путешествие продолжается...
Была у меня возможность съездить в этом году на экскурсию в Новороссийск, а я не поехала, сейчас вод думаю - зря?
Почти завидую людям, которые могут путешествовать на автомобиле - сколько всего можно посмотреть...
Мне не комфортно ездить на машине, у меня какая-то паника начинается - боюсь рядом или навстречу едущих авто, я лучше пешочком
Я всегда плохо переносила автобусы и машины. Свою машину мы купили поздно, когда уже детей на ноги поставили. Муж всегда был против кредитов, а тут сын настоял и мы купили сначала ему машину, а потом и себе. И вот как только появилась у нас первая машина, мы рванули в Горный Алтай! И как же это классно путешествовать на своей машине им ни от кого и не от чего не зависеть. Это очень круто! И как хорошо, что у Веры есть машина и она сама ее водит. Мы столько с ней объездили! А про Новороссийск я так скажу - в жизни надо использовать любые возможности здесь и сейчас. Жизнь так быстротечна!...