Поделиться:
Здравствуйте всем! 11 августа второй раз я побывала на экскурсии в с.п. Половинка. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о районном Учинском историко-этнографическим музее имени Анатолия Николаевича Хомякова . С 1990 года музей радует посетителей своими экспонатами под открытым небом. Из маленького краеведческого уголка он превратился в настоящую сокровищницу быта народов манси.
Интересное название Половинка, правда? У меня в голове сразу всплывает песня: половинка моя, половинка моя как я без тебя скучаю... Так вот, экскурсовод Татьяна рассказала нам, что название это пошло от старой деревни Половинка, которая стояла как раз на половине пути между двумя довольно большими мансийскими населенными пунктами - паулями Учиньей и Тапом. Отсюда и название.

Наша экскурсия началась на русском дворе, а вовсе не на мансийском подворье, куда нас привела очаровательный экскурсовод Татьяна Владимировна.
Избу построили белогвардейскому офицеру более 150 лет назад, он жил там некоторое время, скрываясь от большевиков, но всё - таки он был обнаружен и расстрелян.
Она неоднократно собиралась и разбиралась в нескольких близлежащих населенных пунктах и, наконец, нашла свое последнее пристанище в Половинке. Здание избы было реставрировано умельцами, и вот теперь радует своих посетителей. Совсем недавно, в начале июля, состоялось открытие этого нового исторического экспоната.

Надо отдать должное работникам музея в том, с какой тщательностью и точностью они воспроизводили убранство изб, их внутренний интерьер и внешний вид!
Отчего произошло слово изба? От глагола истопить, истопить печь. И произносили это слово истьба или истъба, потом уже стало изба, т.е. отапливаемое помещение.

Зайдя в русскую избу, мы сразу погрузилась в мир нашего детства. Все предметы быта нам знакомы. Вспомнили своё детство, родной дом. Это действительно русский быт!



Поразила - удивила деревянная маслобойка, которой много - много лет.

Татьяна Владимировна дала нам понюхать внутри, и там до сих пор сохранился характерный запах.
Я родилась и выросла в городе, потому не могла догадаться, что это за деревянный ящик, на хлебницу вроде не похожа, что тогда?

Нам не хотелось уходить. Простой русский быт, а как уютно, тепло, свежо, запах дерева и тишины.
Мы получили много эмоций, впечатлений и воспоминаний.

В этой комнате в переднем углу стоит швейная машинка Зингер, которой более 160 лет, которая переходила по наследству от прапрабабушки, бабушке, маме Татьяны Владимировны, ей самой, а потом уже стала экспонатом в этой русской избе - музее. Машинка универсальная, абсолютно шьёт всё от тонкой ткани до более плотной.
Изобрёл её американский изобретатель и промышленник, еврей по происхождению, с немецкой фамилией А́йзек или Исаа́к Ме́ррит Зи́нгер. Рассказала нам Татьяна Владимировна, и мы все были удивлены потому что все считали, что изобрёл эту машину немец. Он скупил все патенты и добавил своё, тем самым внес существенный вклад в усовершенствование конструкции швейной машины и основал компанию «Зингер». Первая буква была S - Singer,
Сам Зингер никогда не утверждал, будто изобрёл швейную машинку, он лишь усовершенствовал её.

Детская комната с книжками, тетрадками, игрушками.


1966 год. тетрадка ученика 1 класса, как красиво он выводил первые свои буквы.

У нас в деревне, рядом с домом, была ферма и я туда бегала помогать на молоканку на маслобойке сбивать масло. Маслобойка была большая с 2 мя ручками - рассказывала моя односельчанка.

Теперь посмотрим быт хантов и манси.

Священное место Ялпынг – Маа, включающее ритуальное кострище – вокруг которого мы расположились полукругом.

Все подержали руки над чашей с дымком, прошли очищение и загадали заветное желание.

Два священных амбара – жилище духов, различающихся формой и величиной столбов – ножек. Один амбар большого рода Кауртаевых, а другой маленького рода Тайлаковых. Перед ними совершалось жертвоприношение – кровавое (в этом случае убивалось животное), или бескровное, когда духам делали подношение (приклад) в виде украшений, мехов, монет и личных вещей. Около священных амбаров полукругом расположены семь деревянных идолов – покровителей. После завершения строительства священное место было освящено старожилами Конды с обрядом кровавого жертвоприношения.
Все присутствовавшие положили в амбар монетки задобрить духов.

Промысловая юрта – небольшое рубленное всесезонное тёплое жилище на промысловом стане. Предназначалась для проживания всей семьи во время заготовительного периода.

Заворожила нас своим рассказом о быте манси экскурсовод Ерофеева Анна Михайловна (директор музея). Милая, влюбленная в свое дело и очень тонкая натура, нутром чувствующая души тех людей, о которых она слагала рассказ!
Хозяйственный амбар был построен более 200 лет назад.
Амбар разделён на две половины: женскую и мужскую. В женской половине хранятся предметы, необходимые, для ведения домашнего хозяйства, заготовленный мох – «кукушкин лён», различные травы для приготовления чая и лекарств, в углу установлены жернова для помола зерна и другое.
В мужской части амбара хранились различные ловушки для охоты и рыбной ловли, конная упряжь, строительные инструменты и др.
Женщинам на мужскую половину заходить запрещалось, так как считалось , что «нечистая» женщина может осквернить орудия охоты и рыболовства, что повлечёт за собой неудачу в промысле.

Родильную избу «Вищь кель» каждый род строил в стороне от постороннего взгляда. На время родов женщина уходила в «вищь кель», где находилась три недели после рождения ребёнка. Перед возвращением в большой дом она должна была очиститься, а также провести обряд «очищения» для новорождённого, от нечистоты, которая, как считали, передавалась при рождении от матери к ребёнку. Окуривали женщину бобровой струёй, берёзой и корой пихты. Обряды, сопровождающие рождение ребёнка, и последующие очищения проводились в тайне от мужчин, поэтому вход в «вищь кель» им был строго запрещён.

Навес для конного транспорта. Здесь находятся волокуши, кошева, дровни, телега, соха, плуг.

Обратите внимание на стерлядку, висящую на потолке. По ней определяли погоду.
На большом круге с сеткой в зелёных маленьких кружках расположены рыбьи кости, каждая из которых имеет своё название: лопатка охотника, берестяной чум, рыбак в лодке, ворон с добычей и т.д. Очень интересно их рассматривать, они действительно похожи.

Мы находимся в мансийской избе Ены – кель. Это большой рубленый дом, в котором проживала большая семья кондинских манси, разделена на две половины: жилое помещение и прихожая. В центре дома располагалась национальная печь – чувал. В прихожей у чувала находилась традиционная кухонная утварь, которую использовали для приготовления, хранения и потребления пищи. Большой стол был неотъемлемой частью дома. В жилой половине избы, в правом переднем углу, располагались мансийские деревянные идолы – духи покровители рода. Их жители дома изготавливали сами и наряжали в меховые одежды.

Медвежья шкура хранилась как оберег от злых духов. Также в жилой половине избы устанавливали нары, так называемое спальное место, где спала вся семья. Застилали нары шкурами животных. Украшали манси свою избу хвостами дичи, рогами оленя, головами рыб.

Куколки для детей


Детские симпатичные пинетки, украшены бисером.

В руках экскурсовода непка. Её охотники - рыболовы одевали на спину и несли добычу.

Сомьях – амбар для хранения продуктов. Устанавливали на стволе дерева высотой не менее 4 метров, чтобы до него не могли добраться хищные животные, такие как медведь, росомаха и рысь. В амбаре охотник хранил продукты и добычу, зимой замороженное мясо, а летом вяленое. Для того, чтобы подняться к сомьяху, охотник использовал бревно с зарубками или срубленное дерево с сучками.

Здесь и лосиная тропа, и макет речки с запорами для рыбы, и разные лодки мансийских рыбаков, кедровки, осиновки, большие и маленькие.

Живолов – специально рубленая ловушка для медведя, которую манси использовали с начала ХХ в., устанавливая их у реки, где находится запор на рыбу. Таким образом, коренные жители пытались уберечь от хищника запасы выловленной рыбы. Такая хитрая ловушка: медведь заходил внутрь, тащил приманку, приводил в движение насторожку и живолов закрывался.

Двусторонний балаган - летнее место для ночёвок.

внутри

«Нянь – кер» - глинобитная печь для выпечки хлеба. Каркас глинобитной печи изготавливали из тальника и со всех сторон обмазывали глиной. Печь стоит на деревянных ножках под навесом.




А каким вкусным обедом нас покормили: наваристая уха со свежей щукой, таёжный чай, булочки с брусникой, конфеты!

Затем Татьяна Владимировна повела нас на Высокую Гору - «Место силы», которое, по исследованиям ученых, датируется 1-2 вв н.э и находится в лесном массиве километрах в трёх-четырех от Половинки на берегу реки Учинья.
В те далёкие годы эта рукотворная гора имела для местного населения оборонительное значение. Татьяна Владимировна предупредила нас о том, что здесь, на Высокой горе, и у этих священных лиственниц, надо вести себя очень осторожно. Природа не любит и не терпит плохого отношения к ней.

На лесной тропинке нам попадались разные грибы.

А этот кудрявый трутовик размером с человеческую голову вырос в дупле сосны.

И здесь оставляют ленточки.

Тут же нам рассказала историю, которая произошла в действительности. Она экскурсовод от Бога!!! Очень интересно все рассказывала, у нее приятный голос и интонации, ее хочется слушать и слушать.

На большой поляне возле этого высокого холма стоят несколько высоких священных лиственниц, к которым приходят люди, приносят дары, повязывают ленточки, обнимают эти деревья и обращаются к ним со своими просьбами и проблемами. Люди верят, что деревья донесут до Духов их просьбы и помогут решить проблемы. Несколько лет назад две такие священные лиственницы были напрочь разбиты молнией, считали, что они погибли и уже хотели их спилить. Но каково было удивление и работников музея, и администрации с.п.Половинка, когда этой весной они пришли на святое место и увидели лиственницы ожившими, с молодой зеленой порослью. Они призывали своими кронами людей прийти и поклониться им!



С горы мы увидели потрясающую картину необъятного зелёного моря – это ветер - гуляка колышет траву на лугах, будто волна волну погоняет.

Мы из Лиственичного.

Сколько у нас было радости и восторга! Адреналин так и плескался! А глаза горели у каждого…

Впервые на Высокую Гору совершила восхождение женщина, которой 87 лет!!! Рекорд! Туда она поднялась сама, а обратно её несут на руках.

Возвращаемся

Недалеко от Высокой горы находится смотровая площадка. Смолою, багульником пахнет столетний бор. Под самыми облаками качаются и шумят его зеленые вершины. Как легко здесь дышится!

На протяжении всех четырех - пяти часов нашего пребывания в музее с нами был Глава с. п. Половинка, председатель местного совета ветеранов и её неутомимые помощницы, члены совета ветеранов и экскурсоводы Анна Михайловна и Татьяна Владимировна. Спасибо Вам, от всего коллектива 20 ветеранов Кондинского района из Междуреченского, Леушей и Лиственничного.

На первой страничке сувенир - хантыечка, который я приобрела здесь на память об этой замечательной поездке.

Вот такие интересные, познавательные книжечки нам подарили: одна о лекарственных средствах и методах традиционно применяющимися у народов манси и другая о их традиционных верованиях и обрядах.

Путешествуйте. Это полезно во всех планах. Перезагружайтесь. Становитесь лучшей версией себя и меняйте мир внутри себя и вокруг к лучшему.
Наташа, еле дождалась твоего репортажа: все "гружу и гружу"...
Начала читать еще вчера, а вот сегодня с удовольствием погрузилась в просмотр и чтение. Очень- очень интересно: и кадры шикарные и обстоятельное объяснение. Ты молодец! Много узнала нового. Интересно было прочитать и про машинку зингер, такая была у моей бабушки, как жаль, что кто-то ее прибрал к рукам, а ведь бабушка во время войны на ней фуфайки шила... Очень обстоятельно ты описала быт ханты и манси. Спасибо большое, Наташа!!! 
А у нас тоже в Архангельске есть музей под открытым небом в Малых Корелах, немножко я рассказала в своем фоторепортаже https://stranamasterov.ru/node/207322?t=292.
Может, и тебе будет интересно?!
Галина, привет!
Со вчерашнего дня я загружала этот пост, кое - как с горем пополам, закончила сегодня. Даа, мне самой всё было очень интересно! У меня бабушка, с 3 классами образования начальной школы, замечательно строчила - перешивала на такой машинке платья и не только для себя, мамы, под заказ, мастерски могла из ничего сделать что - то. Спасибо тебе, что забежала, оставила комментарий! 


Наталья , с большим удовольствием посмотрела твой пост - очень интересно !
Ой как интересно и познавательно!!! Здорово!
Понравилась ваша экскурсия! Очень интересно! Спасибо!
Какой замечательный репортаж! Как все интересно! Очень мне все понравилось, какое увлекательное путешествие! Спасибо, Наталья!
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Когда идешь по этому сказочному, воссозданному работниками музея богатству, то окунаешься в мир древних манси и чувствуешь их дух и присутствие. Тебе, Людочка, спасибо за тёплый комментарий!

Да в пятницу видела только фото и слово гружу. А в субботу сама поехала в один из районов нашей огромной области. Потом фото выложу при случае. Сегодня смотрю твой уже готовый пост. Да это очень интересно! Именно в глубинках России и отдыхаешь как следует, особенно без интернета :) и вообще как в доброй сказке!
В дальнейшем, на обновленной большой площади, там где красуется русская изба, будет располагаться русское (банька, кузница, хоздворы и пр.). Интересно будет посмотреть!
Благодарю тебя, Анна, за внимание к моим репортажам, за теплый комментарий
! 

P.S. Жду твоего поста
Ах,как здорово! Очень интересный фоторепортаж, спасибо,Наташа!
