
Поделиться:
На фотографии бравый солдат! Гурьев Иван Владимирович - это мой прапрадед. Он родился в 1893 году. Прошёл Первую мировую, Гражданскую, Вторую мировую. Дошёл до Берлина. На войне потерял сына. Усы носил как у Будённого, и служил у него.

Так написала Алена про своего прапрадеда и показала такую фотографию в самодельной рамочке. Алена очень активная участница моего кружка. И когда я увидела это фото, то попросила рассказать ее еще что-нибудь ,если известно о судьбе солдата...

Алена отправила мне целое письмо из воспоминаний ее прабабушки Зины, которой в этом году исполняется 90 лет. Вот так бережно собирают и хранят семейные реликвии и рассказы в семье Гашевых.
Разрешите мне представить все письмо....не смогла убрать ни сторчки..так душевно, понятно все рассказано и записано.

Нашей прабабушке Зинаиде сейчас 89 лет. Своим правнучкам рассказала она о своем детстве. Когда началась Великая Отечественная война, Зина была подростком, ей было 10 лет. Тёплый, ласковый день был 22 июня, сидели деревенские на пригорке у дома, трава зелёная, солнышко, дети играют. И тут Война.
У её мамы – Ефимии Алексеевны – было 12 детей, 98 лет прожила Ефимия. Иван Гурьев – отец их – построил дом деревянный (жила тогда семья в селе Старый Бурец Малмыжского района Кировской области), и все дети спали на полатях – это топчан такой деревянный, треугольником.
Был у Зины старший брат Алексей, пришёл из армии, а через 9 месяцев война началась. Пропал он без вести под городом Рыбинском, разведчиком был. Двое детишек у него осталось.
Жила с семьёй бабушка Татьяна, в войну возилась с нами, с детьми. Бьёт на кухне сметану, большие комки масла, и тогда пахты нам нальёт по стакану – мне и Лёшке – крадучись от снохи. (Пахта – это обезжиренные сливки).
Мы, дети, на луг сходим, дикий лук тонкий, сладкий нарвём, пучки навяжем – продаём потом на соль. 200 грамм отрубей маме давали в колхозе. Со щавелем это намнём. Ели. Своим трудом матери кормили детей. И никого в детдом не отдавали. Всех тянули. Без штанов ходили, заплатка на заплатке.
Картофель, лук сушили на фронт. Картофель лапшой сушили в печи. Вязали носки, перчатки однопалые, чтобы курок нажимать солдатам удобно было.
Сестру Марию (1924г.р.) взяли под Ленинград окопы копать. Брат Саша (1927г.р.) в Вятских Полянах на заводе военном работал, завод этот произвёл 2,5 миллиона ППШ (это пистолет-пулемёт Шпагина).
Школьники летом в колхозе работали, на полях. Придём, бригадир скажет: «Зина, тебе морковку полоть. 5 шагов ширины, да 10 длины, коли прополешь, дадут тебе стакан отрубей».
Летом жали вручную серпом с мамой, а сторожа потом проверяли, чтобы бабы домой не унесли. Начали возить «голубинку» - это обоз из 12 лошадей, 30 километров ехать, двое стариков и нас 10 подростков. Лошади худые. В деревянных ящиках – всего полторы тонны - везли мы ячмень, пшено, горох, лён, коноплю. Выколачивали зёрнышки, мололи в ступке. Лён мочили в реке. Зимой ткали из льна, конопли: мяли, потом в ступку, станет мягкая, как пух, потом чешут гребнем, делают «мочки» - это колобок такой, потом пряли на большой прялке, с большим колесом. «Станушка» рубашка ночная, как комбинация.
До Берлина дошёл папа Зины. В подарок из Берлина привёз кошелёк серебряный и будильник. Умер в 78 лет. Прожили с мамой всю жизнь, 60 лет вместе прожили. Рано вставал отец. Вот и тогда встал, печь затопил. Говорит: «Вставай, мать, я печь затопил». Сел на кухне за стол, рукой щеку подпер. Так и умер, 12 сентября.
Как душевно и трогательно! Спасибо за память!
Спасибо! спасибо за внимание!
Да, Елена Ивановна, очень трогательная история. Спасибо за внимание к моим детям!
Очень теплые и трогательные воспоминания. Слава Героям!!! С наступающим праздником, с Днем Победы! Ура!!!!
Спасибо! С Днем Победы!