Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Волшебный хур

 Счастливый мир
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место

Поделиться:

Автор(ы) Сивикова Елизавета
Возраст 13 лет
Учебное заведение МБОУ "Харашибирская СОШ"
Место жительства село Харашибирь, Мухоршибирский район, Республика Бурятия
Материалы шерсть
Габариты 30х40
Педагог Евсеева Татьяна Геннадьевна
Тема работыМузыка счастья

невозможно было удержаться и не сделать панно на тему Музыка счастья! Ведь у нас в Бурятии столько музыкальных инструментов, звуки которых создают невообразимую красоту вокруг нас. Морин хур – уникальный, музыкальный инструмент, который впервые упоминается в письменных источниках монгольской империи XIII – XIV веков и считается монгольским музыкальным инструментом. В Российской Федерации тувинцы, буряты и калмыки тоже играют на похожих инструментах, но они имеют несколько другие названия:
Игил (чоор) в Туве.
Моринхур в Бурятии.
Икэл в Калмыкии.
«Мори́н» в переводе с монгольского значит «конь», «ху́ур» — «музыкальный инструмент».
Посмотрите, какая она счастливая - наша исполнительница народной музыки! И птицы и кони, и природа раскинулись в объятиях счастья и радости.

невозможно было удержаться и не сделать панно на тему Музыка счастья! Ведь у нас в Бурятии столько музыкальных инструментов, звуки которых создают невообразимую красоту вокруг нас. Морин хур – уникальный, музыкальный инструмент, который впервые упоминается в письменных источниках монгольской империи XIII – XIV веков и считается монгольским музыкальным инструментом. В Российской Федерации тувинцы, буряты и калмыки тоже играют на похожих инструментах, но они имеют несколько другие названия:
Игил (чоор) в Туве.
Моринхур в Бурятии.
Икэл в Калмыкии.
«Мори́н» в переводе с монгольского значит «конь», «ху́ур» — «музыкальный инструмент».
Посмотрите, какая она счастливая - наша исполнительница народной музыки! И птицы и кони, и природа раскинулись в объятиях счастья и радости. (фото 1)

Лиза - одна из талантливийших и старательных учениц!

Лиза - одна из талантливийших и старательных учениц! (фото 2)

Сначала горы. долины бескрайние любимой Бурятии

Сначала горы. долины бескрайние любимой Бурятии (фото 3)
 
Волшебный хур (фото 4)

Здесь моя вина - эмблемку конкурса не положили, хотя работа ещё не завершена была. Здесь нет струн, которые на инструментах символизировали мужское и женское начало и были изготовлены, соответственно, из ста сорока — ста шестидесяти хвостовых волосков скакуна и ста — ста двадцати кобыльих. Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.
Скакун должен был быть непременно резвым, чтобы придать хорошее звучание инструменту. Мастера, изготавливающие струнные инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.
Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего недюжинного умения и точности.
Несмотря на конструкцию, гармонизирующую «инь» и «янь» начала, считалось, что играть на моринхуре должен мужчина. Однако среди исполнителей нередко встречаются и женщины.

Здесь моя вина - эмблемку конкурса не положили, хотя работа ещё не завершена была. Здесь нет струн, которые на инструментах символизировали мужское и женское начало и были изготовлены, соответственно, из ста сорока — ста шестидесяти хвостовых волосков скакуна и ста — ста двадцати кобыльих. Общее количество волосков должно было равняться триста шестидесяти пяти, что соответствовало длине календарного года. Кроме того, это символизировало, что год от года жизнь монголов, полная песен и плясок, по-прежнему, весёлая и беззаботная.
Скакун должен был быть непременно резвым, чтобы придать хорошее звучание инструменту. Мастера, изготавливающие струнные инструменты, предпочитали конский волос белых жеребцов. Его качество зависело от питания животных, климатических условий и предварительной обработки.
Благодаря всему этому, мелодия звучала так, как будто бы её играли на дюжинах струн. Так как нет никаких отметок, показывающих, где какие ноты брать, исполнение требует от играющего  недюжинного умения и точности.
Несмотря на конструкцию, гармонизирующую «инь» и «янь» начала, считалось, что играть на моринхуре должен мужчина. Однако среди исполнителей нередко встречаются и женщины. (фото 5)

Это фото мы сделали из "Золотой книги о бурятах" для детей.

Это фото мы сделали из "Золотой книги о бурятах" для детей. (фото 6)

Артист оркестра театра «Байкал» Галсан Ошоров играет на морин хууре 23 года. Сейчас он не только музыкант, но и преподаватель.

- Морин хуур отличается от традиционного тем, что вместо конского волоса струны сделаны из лески. Но звучание от этого не очень меняется, лишь при звукозаписи появился посторонний шипящий звук. Струны делятся на два ряда. В одном содержится 120 струнок, а в другом - 80. Одна сторона считается мужской, другая женской. Количество нитей в смычке зависит от комплекции человека, который играет на инструменте. Лицевая сторона традиционной версии сделана из кожи и носит название игил-хуур. С 70-ых годов морин хуур начали делать из дерева и он приблизился к классическим инструментам, - рассказал Галсан Ошоров.

Артист оркестра театра «Байкал» Галсан Ошоров играет на морин хууре 23 года. Сейчас он не только музыкант, но и преподаватель.

- Морин хуур отличается от традиционного тем, что вместо конского волоса струны сделаны из лески. Но звучание от этого не очень меняется, лишь при звукозаписи появился посторонний шипящий звук. Струны делятся на два ряда. В одном содержится 120 струнок, а в другом - 80. Одна сторона считается мужской, другая женской. Количество нитей в смычке зависит от комплекции человека, который играет на инструменте. Лицевая сторона традиционной версии сделана из кожи и носит название игил-хуур. С 70-ых годов морин хуур начали делать из дерева и он приблизился к классическим инструментам, - рассказал Галсан Ошоров. (фото 7)

У нас  настолько любят этот инструмент, что хранят его дома в месте, которое находится напротив наиболее священного уголка помещения. Считается, что иметь его очень желательно, что семьи, обладающие им – «полные», а утратившие его – «овдовевшие». То есть если морин хуур висит в доме на почетном месте, то он принесет удачу и счастье. Пусть этот инструмент принесёт удачу и счастье нашей Великой Стране Мастеров, Выставке в Тюмени и Австрии и всем всем, кто так любит творчество!

Довженок Иван

Татьяна Евсеева

Спасибо Иван!

Вера Л.

Очень было интересно познакомиться с новым для меня инструментом. Лиза, удачи! Татьяна, спасибо за ученицу!!!